Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические основы учебной деятельности

denkomissarov95 264 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.09.2018
Цель исследования - выявить оптимальные условия, при которых создание благоприятных условий будет способствовать формированию учебной деятельности у школьников с ЗПР. Объект исследования - процесс формирования учебной деятельности у школьников с ЗПР. Предмет исследования - развитие учебной деятельности у школьников с нарушениями интеллекта в процессе специального (коррекционного) обучения. В основу исследования была положена гипотеза, что процесс формирования учебной мотивации у школьников с ЗПР будет эффективнее, если при изучении программного материала создадутся условия, в которых дети будут чувствовать успех. Исходя из поставленной цели исследования и гипотезы, были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Выявить причины возникновения трудностей в учебной деятельности у детей с ЗПР. 3. Подобрать методику исследования учебной деятельности детей с ЗПР. 4. Определить показатели учебной деятельности у детей с ЗПР. 5. Рассмотреть психолого-педагогические рекомендации по повышению мотивации учебной деятельности у детей с ЗПР. Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялась совокупность следующих методов: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, диагностика развития внимания, эксперимент, наблюдения, беседа, количественный и качественный анализ полученных данных. Методологическую основу исследования составили труды таких авторов как Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, У.В. Ульенкова и др. о психофизическом развитии детей с ЗПР. Божович Л.И., Марковой А.К., Менченской Н.А. и др. - о своеобразии мотивационно - потребностной сферы младших школьников с ЗПР. Выготский Л.С., Давыдов В.В., Елфимова Н.В., Ильин B.C., Леонтьев А.Н., Липкина A.M., Лях Г.И., Маркова А.К., Матюхина М.В., Славина Л.С., Эльконин Д.Б. и др. - о развитии мотивации учения младших школьников. База исследования. Исследование проводилось на базе областного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №5» г. Курска. Практическая значимость. Данные исследования могут быть использованы специалистами, работающими с учащимися с нарушениями интеллекта начальной школы; родителями, воспитывающих детей данной категории; студентами в профессиональной подготовке. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.). В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля. Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация. Мотивация связана с возрастными особенностями ребенка, но не возраст как стадия созревания определяет содержание мотивации, а характер деятельности ребенка и система его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте. Успешность учения зависит от дидактического мастерства учителя и находится в большой зависимости от того, насколько учитель может создать ситуацию, в которой каждый ребенок с ЗПР сможет получить радость от обучения. Однако максимальный эффект может быть достигнут лишь при наличии у учащегося внутренних побуждений к усвоению соответствующих знаний, а также мотивов. Многие авторы отмечают, что в сложной структуре формирующейся личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья мотивационно - потребностная сфера занимает существенное место. Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме мотивации учения школьников специальных исследований, посвященных изучению мотивации учения у детей младшего школьного возраста с ЗПР недостаточно. На протяжении многих десятилетий проблема школьной неуспеваемости являлась предметом исследования специалистов разного профиля: психологов, педагогов, дефектологов и физиологов совместно с психологами и клиницистами. В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность в связи с постоянно увеличивающимся количеством детей с пониженной обучаемостью, в том числе и детей с задержкой психического развития (ЗПР). Учитывая большую распространенность такого нарушения, как ЗПР и тенденцию к увеличению количества таких детей, полагаем актуальным исследование у детей с ЗПР особенностей мотивации учения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы учебной деятельности………………....6 1.1. Понятие учебной деятельности……………………………………....6 1.2. Мотивы учебной деятельности у детей…………………………….11 1.3. Причины возникновения трудностей в учебной деятельности у детей с ЗПР……………………………………………………………………….16 Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности у детей с ЗПР..24 2.1. Методика исследования учебной деятельности……………………24 2.2. Показатели учебной деятельности у детей с ЗПР………………….28 2.3. Психолого-педагогические рекомендации по повышению мотивации учебной деятельности……………………………………………...32 Заключение…………………………………………….………………….41 Список использованных источников……………………………………43 Приложения……………………………………………………………….46
Список литературы

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С.Лебединской. - М.: Педагогика, 2012. – 380 с. 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось-89», 2013. – 280 с. 3. Безбородова, М. А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности. Монография / М. А. Безбородова. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 208 с. 4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2010. – 190 с. 5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. / Л.Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. - 136 с. 6. Вилыианская, А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР. /А.Д. Вилыианская //Дефектология. — 2015. — № 2, С. 57 — 65 7. Выготский Л.В. Развитие высших психологических функций. - М.: АПН, 1960. – 200 с. 8. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 368 с. 9. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие. / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под редакцией В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2012. - 272 с. 10. Елькина, О. Ю. Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования. учеб. пособие / О. Ю. Елькина; Н. Л. Сабурова. – М.: ФЛИНТА, 2012 – 161 с. 11. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – 244 с. 12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 2016. – 512 с. 13. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). – М.: «Ось-89», 2016. – 290 с. 14. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя/ И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2013. – 170 с. 15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 688 с. 16. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2015. - 176 с. 17. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2014. – 200 с. 18. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития./ Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В.М. - М.: Международная педагогическая академия, 2013. – С. 81-93. 19. Пекелис Э.Я. Педагогическая характеристика детей с ЗПР и работа с ними.// Дети с временными задержками развития./ Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. - М.: Педагогика, 2011. – 208 с. 20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2010. –512 с. 21. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов/ И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Н.И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с. 22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 250 с. 23. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2014. — 316 с. 24. Шевлякова, И. Н. Посмотри внимательно на мир: прог¬рамма коррекции и развития зрительного восприятия и прост¬ранственного мышления у детей младшего школьного возраста / И. Н. Шевлякова. - М.: Генезис, 2013. — 96 с. 25. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2013. — 264 с. 26. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск. : 2012. – 120 с.
Отрывок из работы

1.1. Понятие учебной деятельности Учебная деятельность - ?то деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных дейст¬вий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специаль¬но поставленных преподавателем, на базе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся. Учебная деятельность может рассматривать¬ся как специфический вид деятельности. Она направлена на са¬мого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, раз¬витие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта. УД имеет место там, где есть мотивы усвоения знаний, то есть познавательные мотивы. Без них учебная деятельность становится не деятельностью, а действием. Продуктом учебной деятельности является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование знания и умения применять его для решения разнообразных практических задач. Выготский Л.С. давал такое определение, что учение – это специфическая деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Учебная деятельность направлена на освоение способов приобретения знаний, она – источник развития человека [7, с. 34]. Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда рассматривается как синоним учения, обучения. В узком смысле, по Д. Б. Эльконину, - это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В его работах и работах В. В. Давыдовой, А. К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением, по С. Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении. Учебная деятельность в этом смысле – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Эльконину Д. Б., учебная деятельность – это деятельность, содержанием которой является овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Учебная деятельность – это такая деятельность, которая должна побуждаться адекватными мотивами. Это могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, другими словами, мотивы собственного роста, совершенствования [4, с. 83]. Следовательно, учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению ими социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях. Согласно Т.В. Габай, учебная деятельность - это деятельность преднамеренно направленная на приобретение опыта одним из её участников. Обеспечивая познание, она даёт его в качестве прямого или главного продукта. Зимняя И.А. считает, что учебная деятельность - это деятельность субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку [2, с. 103]. В психологическом словаре можем встретить такое определение: учебная деятельность - ведущая деятельность младшего школьного возраста, в коей происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и когнитивного, прежде всего в виде основных операций интеллектуальных и понятий теоретических. Психологи определяют учебную деятельность как особую в системе деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт. В частности Т.В. Габай находит её место в системе деятельностей. В связи с этим он выделяет особенности учебной деятельности, к которым относит: - основной продукт в учебной деятельности является не только объективно главным продуктом этой деятельности, в которой всё подчинено его получению, он и осознаётся человеком как главный, составляя её цель; - приобретаемый человеком опыт не открывается им в исследовательском процессе, а получается в готовом виде от других участников этой деятельности; - действия познающего лица ограничиваются выполнением лишь её основного функционального компонента, тогда как вся сумма подготовительных функциональных компонентов этой деятельности передана обучающему лицу [2, с. 117]. И.А. Зимняя среди особенностей учебной деятельности отмечает следующие: - она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; - в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; - общие способы действия предваряют решение задач; - ведёт к изменениям в самом субъекте; - в процессе учебной деятельности происходят изменения психических свойств и поведения обучающихся в зависимости от результатов своих собственных действий. В учебной деятельности ребёнок впервые открывается себе как субъект, и впервые перед ним возникает задача изменения себя как субъекта. Учебная деятельность в этом смысле очень существенный момент становления человека как личности. По мнению Репкина В.В., чтобы сформировать такую деятельность надо соответствующим образом построить обучение. Поставив перед ребёнком учебную задачу, постепенно осуществляем её решение, вводя понятийный материал, требующий анализа, обобщения, внутренних свойств и связей. Чтобы в процессе преподавания у младших школьников происходило формирование полноценной учебной деятельности, необходимо её строить в соответствии с имеющимися в ней основными структурными компонентами. Только при таком построении учебной деятельности с самого начала обучения может сформироваться сознательная учебная деятельность, которую строит сам школьник по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, проводимая под руководством учителя, в процессе формирования должна превращаться в самостоятельную, сознательную, организованную самим учеником деятельность, т.е. в самообучение. Результатом учебной деятельности является поведение субъекта это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Учебная деятельность имеет свою структуру. Д. Б. Эльконин выделил несколько взаимосвязанных компонентов: - мотивация. Учебная деятельность полимотивна. Она побуждается и направляется различными мотивами. Учебно-познавательные мотивы – интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, к процессу деятельности. - учебная задача. Система заданий, при выполнении которой ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Дети, решая много конкретных задач, сами открывают способы их решения. Развивающее обучение предполагает совместное открытие детьми и учителем общего способа решения задач. - учебные операции – входят в состав способа действия операций и учебных задач. Считается основным звеном структуры учебной деятельности. Каждая учебная операция должна быть отработана. Часто, по системе Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций, выполняет операции в материальной форме под контролем учителя, научившись это делать без ошибок, решает задачу в уме. - контроль. Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому это – важнейшая педагогическая задача. Ребенку нужен пооперационный контроль за процессом учебной деятельности. - оценка – ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу общей оценкой – насколько правильно выполнено задание, и оценка своих действий – насколько освоен способ решения, что не отработано [14, с. 76]. Действия и операции в структуре учебной деятельности. Существенным для анализа учебных действий является момент их перехода на уровень операций. Согласно А.Н. Леонтьеву, операции - это способы действия, отвечающие определенным условиям, в которых дана его цель. Сознательное целенаправленное действие в обучении, многократно повторяясь, включаясь в другие более сложные действия, постепенно перестает быть объектом сознательного контроля обучающегося, становясь способом выполнения этого более сложного действия. Это так называемые сознательные операции, бывшие сознательные действия, превращенные в операции. Переход с уровня действия на операции есть основа технологизации обучения. Наряду с сознательными операциями в деятельности существуют операции, которые ранее не осознавались как целенаправленные действия. К таким операциям С.Л. Рубинштейн относит сравнение, анализ, синтез, абстракцию, обобщение. Отметим, что соответствующие внутренние умственные операции определяют строение восприятия и других психических процессов. Продуктом учебной деятельности является появившееся у обучающегося структурированное и актуализируемое знание, становящееся основой умения решать задачи, требующие его применения. Результат учебной деятельности не само знание, а вызванное его усвоением изменение в уровне развития учащегося: появление новых жизненных ценностей, жизненных смыслов, изменение отношения к учению. Субъект может испытывать желание продолжать эту деятельность или же начать избегать ее выполнения. Эти варианты отношения к учению в конечном счете обусловливают уровень интеллектуального и личностного развития. Наряду с понятием «учебная деятельность» в педагогике и психологии широко употребляются термины «обучение», «учение» и «научение». Эти понятия нередко смешивают, подменяя одно другим, хотя содержание у них разное. Под обучением (само это слово происходит от глагола «обучать», т. е. учить кого-то другого) понимается активная деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений, навыков и жизненного опыта. При использовании слова «учение» имеются в виду собственные активность и усилия учащегося по развитию своих способностей и приобретению знаний, умений и навыков. И обучение, и учение представляют собой разворачивающиеся во времени процессы [14, с. 98]. Для обозначения результата этих процессов используется термин «научение», происходящий от глагола совершенного вида «научиться». Это понятие характеризует факт приобретения субъектом новых психических свойств и качеств вследствие обучения, учения и других видов активности. Следует отметить, что и обучение, и учение, и учебная деятельность в целом в некоторых случаях могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения. Обучение отличается от научения еще и тем, что обычно является организованным и сознательно управляемым процессом, тогда как научение может происходить стихийно и представлять собой результат любой деятельности, а не только учебной. Учение и обучение – почти всегда сознательные процессы, а научение может происходить и бессознательно: человек может какое-то время не отдавать себе отчета в том, что чему-то научился, хотя это в действительности произошло. Таковы главные основания для разведения обсуждаемых понятий и их параллельного использования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg