Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Технология актуализации творческого потенциала детей-сирот дошкольного возраста

ang_not 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.08.2018
Проблема актуализации творческого потенциала детей дошкольного возраста и детей-сирот в частности является актуальной. Целью развития творческого потенциала личности является создание предпосылок для ее творческой самореализации. Творческий потенциал ребёнка представляет собой аспект интеллекта, характеризующийся новизной в мышлении и решении задач, который позволяет лучше ребенку адаптироваться в новых условиях. Данный феномен связан творческими способностями, дивергентным и созидательным мышлением. Развитием творческого потенциала детей является направленная активность их действий и включенность в образовательный процесс. Творческий потенциал детей дошкольного возраста представляет собой интегральное образование, которое включает в себя мотивационно-деятельностный, эмоциональный и когнитивный компоненты, отражающие совокупность качеств, характеризующих познавательную и личностную сферу дошкольника, необходимых для достижения высокого уровня его развития в познании, общении и деятельности. Развитие творческого потенциала определяется социокультурным, телесным, нравственным и психологическим контекстами.
Введение

Развитие творческого потенциала детей новая многоаспектная проблема, которая в отечественной психолого-педагогической науке, в отличие от зарубежной, стала активно изучаться лишь в последние десятилетия в связи реформированием российского общества [17]. Развитие активной творческой личности является одной из важных проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, которое ориентировано на поддержание и развитие творческого потенциала личности, лежит в основе ответа на вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально. На современном этапе развития науки и образования исследования в сфере становления творческой личности имеют особую актуальность и становятся важным направлением эмпирических и научно-теоретических исследований. В настоящее время достаточно полно разработаны психологические аспекты творчества (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д.Шадриков, К. Роджерс, П. Торренс, В. Франкл и др.); созданы теоретические предпосылки для исследования природы творческого потенциала ребенка дошкольного возраста (Е.С. Белова, О.М. Дъяченко, М.В. Ермолаева, К.В. Тарасова и др.). По мнению исследователей, в период дошкольного детства крайне важно развить творческий потенциал детей, так как творческие проявления могут сойти на нет, если не побуждать ребенка к творческой самостоятельности, к неожиданным ассоциациям, основанным на игре воображения, к своим вариантам решения задач. Вместе с тем, проблема развития творческого потенциала детей дошкольного возраста, в том числе технология развития данного феномена в имеющихся научно-методических источниках раскрыта не в полной мере [9]. Творчество представляет собой привнесение в мир нового, индивидуальность человека уникальна и реализация индивидуальности (предъявление другим людям с помощью социально выработанных средств) представляет собой творческий акт. Помочь детям проявить свою индивидуальность в деятельности, таким образом, который соответствует личностным и возрастным особенностям ребенка и в то же время принимается обществом – это и означает активизация творческого потенциала личности [19]. В связи с тем, что проблема развития творческого потенциала менее всего разработана для детей дошкольного возраста, углубленное изучение и разработка адекватных возрастным особенностям детей методов диагностики творческого потенциала и средств и технологий его развития приобретает особую актуальность. На учреждения возлагается особая миссия раскрытия потенциала ребенка, данного ему от рождения, создания психологически комфортных условий для развития его индивидуальных особенностей и разноплановых способностей (творческих, перцептивных, интеллектуальных, социальных) [3]. Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от окружающих его взрослых. В учреждении педагог должен использовать профессиональные знания для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого ребенка, развить его неповторимую индивидуальность [23]. В силу объективных причин развитие детей-сирот отличается качественным своеобразием. В частности, научными исследованиями показано, что у воспитанников детских домов происходит недоразвитие самосознания, произвольности. Это недоразвитие компенсируется у сирот защитными образованиями: так у младших школьников вместо творческого мышления развивается классификационное, вместо становления произвольного поведения формируется ориентация на внешний контроль. Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье [13], в том числе и на развитии творческого потенциала. В связи с этим ребенок оказывается в ситуации социально-психологической депривации, которая характеризуется эмоциональными, поведенческими и когнитивными нарушениями. Психическое развитие ребенка в современном мире, во многом, обусловливает его способность к адаптации. Одним из эффективных способов преодоления психологических и поведенческих нарушений детей-сирот является развитие творческого потенциала, в результате организованной творческой деятельности, создании определенных условий. Развитие творческого потенциала положительно влияет на раскрепощение ребенка в условиях детского дома, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры, что в свою очередь обусловливает успешность адаптационных процессов, позволяет более эффективно решать возникающие проблемы, за счет развития дивергентного мышления [36]. Объект исследования: творческий потенциал личности детей дошкольного возраста. Предмет исследования: технология актуализации творческого потенциала детей-сирот дошкольного возраста. Цель исследования: изучить технологию актуализации творческого потенциала детей-сирот дошкольного возраста. Задачи исследования: 1 Представить развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста. 2 Рассмотреть особенности развития творческого потенциала у ребенка-сироты. 3 Определить социально-педагогические технологии развития творческого потенциала у ребенка дошкольного возраста. 4 Изучить специфику развития творческого потенциала у ребенка дошкольного возраста в системе детского дома. Гипотеза исследования: развитие творческого потенциала детей-сирот дошкольного возраста способствует формированию открытой, творческой личности, готовой к самореализации в дальнейшей жизни.
Содержание

Введение…..…………………………………………………………………………... 6 1 Творческий потенциал ребенка дошкольного возраст…………………………... 9 1.1 Норма развития творческого потенциала ребенка дошкольного возраста ..…. 9 1.2 Условия успешного развития творческого потенциала ребенка…………....… 15 1.3 Особенности развития творческого потенциала у ребенка-сироты…………... 21 2 Возможности развития творческого потенциала у ребенка дошкольного возраста ………………………………………………………………………..……... 25 2.1 Социально-педагогические технологии развития творческого потенциала у ребенка дошкольного возраста ………...…………………………………………… 25 2.2 Специфика развития творческого потенциала у ребенка дошкольного возраста в системе детского дома……………………………………………...……. 32 2.2 Становление и развитие профессиональной идентичности студентов…….… 36 3 Исследование развития творческого потенциала у детей-сирот дошкольного возраста……………………………………………………………………………….. 42 3.1 Система развития составляющих творческого потенциала (данные на начало эксперимента) и основные подходы исследования творческого потенциала……. 42 3.2 Результаты повторного исследования творческого потенциала у детей-сирот после применения технологий развития творческого потенциала………………... 46 3.3 Возможности совершенствования развития творческого потенциала дошкольника в системе детского дома……………………………………………... 48 Заключение…………………………………………………………………………… 50 Список использованных источников…………………………………………….…. 53 Приложение А Методики для определения уровней развития эмпатии, эмоциональной сферы и воображения у детей дошкольного возраста…………... 57 Приложение Б Конспекты занятий………………………………………………….. 60
Список литературы

1 Бегидова С.Н. Пути модернизации воспитательной системы детского дома //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2016. – № 2. – С. 15-25. 2 Безродных Т.В. Социально-педагогические технологии в решении актуальных проблем детства [Электронный ресурс] // Психологосоциальные технологии: теория и практика: электронный научно-практический журнал. Режим доступа: http://socionom.ru/journal/stati-zhurnala/socialno-pedagogicheskie-tekhnologii-v-resheniiaktualnykh-problem-detstva (дата обращения 18.04.2017). 3 Белова Н.В. Развитие интеллектуально–творческого потенциала ребенка дошкольного возраста в процессе реализации общеобразовательной программы // Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала. – Пермь, 2012. – С. 229-230. 4 Бурова Л.С. Творческое развитие дошкольников. – Балашов, 2013. – 18 с. 5 Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика. 2001. – 176с. 6 Велиева С. В. Современные технологии сохранения и укреплении здоровья детей // Культурологический подход в образовании: опыт, инновации, перспективы: сб. науч. ст. / Отв. ред. Г. П. Захаров. – Чебоксары, 2007. – С. 109 – 114. 7 Величко Ю.В. Основные направления развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях современной системы образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – №2. – С.49-54 8 Веселова А.Н. Развитие творческого воображения у детей–сирот с ЗПР // Вестник магистратуры. – 2017. - № 1. – С. 58-60. 9 Власенко Н.Э. Методы развития творческого потенциала детей дошкольного возраста с признаками психомоторной одаренности // Поддержка одаренности – развитие креативности материалы международного конгресса. – Витебск, 2014. – С. 9-12. 10 Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред.-сост. П. П. Иванова. – М.: Издательство: Ассоциация, 1996. – 267 с. 11 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: – Издательство: «Ардис» – 2007. – 96 с. 12 Евтушенко С.В. Социализация и творчество. – М.: Издательство Московского психолого-социального института 2007. – 112 с. 13 Егорова М.А Жизненны ценности современных подростков сирот // Гуманитарные и социальные науки. – 2007.– №5. – С.45-49. 14 Ермакова А.А. Творческое разновозрастное объединение как фактор социализации подростков в системе дополнительного образования: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – Челябинск, 2010. – 29 с. 15 Ефименко В.Н. Адаптивно-развивающая среда учреждения интернатного типа как фактор социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2012. – №2. – С.30-37. 16 Захарова Н.И. Возможности семьи в развитии творческих способностей дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2014. – №2. – С.56-61. 17 Захарюта Н.В. К проблеме развития творческого потенциала личности в раннем онтогенезе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. – №2. – С.45-49. 18 Казаева Е.А. Моделирование социально-культурной деятельности интернатных учреждений как инструмент профилактики девиантного поведения детей –сирот//Вестник ТГУ. – 2013. – №6. – С.78-83. 19 Котюшева А.В. Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно практической конференции. – 2015. – № 3. – С. 56-57. 20 Красношлык З.П. Инновационные педагогические технологии в творческом развитии старших дошкольников // Глобализация и интеграция традиционной и инновационной науки. – 2016. – № 9. – С. 58-60. 21 Кудрявцев В.Т. Креативный потенциал ребенка. Опыт построения теоретико-экспериментальной модели. Воображение, креативный потенциал личности и личностный рост [Электронный ресурс]. – Режим доступа http: http://www.tovievich.ru (дата обращения 17.04.2017). 22 Литовченко Е.В. Социально-педагогические технологии во внешкольном образовании и их роль в социальном становлении подростков // ПНиО. – 2013. – №6. – С. 44-49. 23 Лобанова В.А. Развитие творческого потенциала дошкольников в атмосфере сотворчества // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №6. – С.112-116. 24 Маджуга А.Г., Синицина И.А. Векторно-контекстуальный подход: вызов постнеклассического этапа научной рациональности//Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 1. – С. 31-36. 25 Маслова В.И. Психологические условия развития творческого потенциала одаренных детей дошкольного возраста: автореферат диссертации к.п.н. – Нижний Новгород, 2003. – 29 с. 26 Морозова И.В. Творчество как основа позитивной социализации детей-сирот в условиях детского дома // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2013. – №2. – С.109-112. 27 Мухина С. В. Лишённые родительского попечительства. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. 28 Озолина И.А. Интеллект-карты в воспитании творческой активности детей-сирот // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2013. – №2. – С.123-129. 29 Попова А.А. Особенности формирования художественно-творческой активности детей-сирот (на примере изучения народных художественных промыслов) // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – №6. – С.112-116. 30 Прихожан А.М. Дети без семьи. – М.,1990. – 160 с.
Отрывок из работы

1 ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Норма развития творческого потенциала ребенка дошкольного возраста Гуманистический характер, раскрытие личности является важнейшей стратегией сегодняшнего педагогического образования [34]. Творческий потенциал как объект исследования относительно с недавнего времени привлек внимание исследователей различных сфер знаний. Изучение литературных источников по проблеме исследования позволило выявить некоторые взгляды исследователей на понимание сути творческого потенциала личности: – ресурс, развивающийся в контексте «человек-среда» (Ю.Д. Бабаева, В.Н.Дружинин, Н.С. Лейтес и др.); – одаренность представляет собой качественное своеобразие сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Теплов); – синтез способностей, развивающихся в соответствующей деятельности и обусловленный генетически (Л.С. Выготский); – явление, которое присуще личности в целом (Г. Айзенк, Г. Олпорт, К.Роджерс) и представлено в психологических терминах, таких как задатки, способности, скрытые ресурсы, резервы, продуктивные силы; – механизм самоопределения, социальной адаптации и самоактуализации личности (С.Л. Рубинштейн) [34]. Анализ информационного пространства демонстрирует, что до настоящего времени нет единого определения и содержания термина «творческий потенциал». Творческий потенциал развиваясь в процессе деятельности и стимулируясь ее ведущими мотивами характеризует меру возможностей личности и проявляется в способности к продуктивному изменению и созданию субъективно нового продукта, определяя этим творческий стиль самой деятельности. В связи с этим целью развития творческого потенциала личности является создание предпосылок для ее творческой самореализации. Теоретический анализ дает возможность взглянуть на творческий потенциал личности как на общеличностную способность индивида к творению нового, которая выражена в особенностях: личностных (эмоциональная стабильность, адекватная или высокая самооценка, направленность на успех, самостоятельность, уверенность, мотивация на творческое самовыражение); когнитивных (любознательность, беглость, гибкость, оригинальность мышления); коммуникативных (эмпатия, коммуникативная способность).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Документоведение и архивоведение, 6 страниц
399 руб.
Ответы на вопросы, Финансы, 20 страниц
250 руб.
Ответы на вопросы, Высшая математика, 16 страниц
220 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg