Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СТРОИТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ang_not 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.08.2018
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Новые социальные запросы, отраженные в тексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Введение

Введение Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Новые социальные запросы, отраженные в тексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Одной из главных задач ФГОС НОО является формирование у младших школьников познавательных УУД. Значимость формирования данных действий заключается в том, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования данного феномена. По окончании начальной школы дети должны владеть всеми необходимыми логическими действиями. Развитие умения строить логические рассуждения у детей младшего школьного возраста представляет неотъемлемый элемент процесса обучения. От степени овладения умением строить логические рассуждения зависит качество освоения знаний учащи¬мися. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), которые являются важным элементом содержания Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Овладение универсальными учебными действиями дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках [2, с.38]. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Принято считать, что это естественные трудности, связанные с возрастными особенностями детей, которые еще "не доросли" до умения доказывать. Об этом, казалось бы, неопровержимо свидетельствуют как практика преподавания, так и теоретические исследования, прежде всего работы выдающегося психолога Ж.Пиаже. Основное внимание в современных исследованиях по теории обучения уделяется новообразованиям младших школьников. Новообразованиями младшего школьного возраста являются теоретическое мышление (В.В. Да¬выдов), рефлексия (М.Э. Боцманова, В.В. Давыдов, А.З. Зак, A.B. Захарова, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман,), умение учиться в целом (Г.А. Цукер- ман), произвольность и осознанность познавательных процессов и поведения (JI.A. Венгер, Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова). В теории и практике начального обучения вопросам построения логи-ческой мыслительной деятельности, ее генезиса, возрастным и индивидуаль¬ным отличиям посвящены исследования Л.И. Божович, Дж. Брунера, А. Вал¬лон, JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, A.A. Люблинской, Л.Ф. Обуховой, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, O.K. Тихомирова, Д. Халперн, М.Н. Шардакова. Проблема управления мыслительными процессами учащихся в процессе освоения знаний представлена в работах С.М. Бондаренко, A.B. Брушлинского, Б.Я. Бурштейна, И.Г. Вергелес, Н.З. Дьяченко, H.H. Жалдак, Т.В. Косма, Н.И. Лифинцевой, Е.П. Маланюк, Е.Е. Останиной, В.А. Филь. Проблема раз¬вития у детей логики мысли разрабатывалась С.П. Барановым, E.H. Кабано- вой-Меллер, З.И. Калмыковой, Т.В. Кудрявцевым, A.M. Матюшкиным, П.И. Пидкасистым, А.И. Савенковым, И.С. Якиманской. Исследования А.К. Артемова, И.Л. Никольской, A.A. Столяра отража¬ют поиск путей развития умения школьников логически мыслить. Исследо¬вание О.В. Алексеевой способствует изучению проблемы общей логической подготовки младших школьников, исследование С.Г. Яковлевой рассматри¬вает развитие у младших школьников операций мышления (дедукция, индукция, аналогия) и логических приемов анализа, синтеза, сравнения, клас¬сификации, обобщения. Х.К. Бардединов дает анализ возможности усвоения формальной логики младшими школьниками. Всякий учебный материал основан на формально-логическом аппарате, поэтому может быть понят и усвоен ребенком только на основе умозаключе¬ний, суждений, понятий. Однако, учебный материал и методы его изучения не опираются в достаточной мере на чувственный опыт ребенка, который яв¬ляется основой самостоятельных высказываний. Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Анализ проведенных исследований позволяет констатировать высокую оценку со стороны исследователей продуктивности моделирования как для усвоения учебного материала по конкретной дисциплине, так и для умственного развития школьников. Учеными признается, что использование моделирования в обучении усиливает его развивающий эффект. Как известно, формирование любого умения возможно в рамках такой системы обучения, в которой для организации математической деятельности будут предложены соответствующие задания. Чтобы формировать умение доказывать, нужны упражнения, при выполнении которых учащиеся могли бы провести наблюдения, сопоставить наблюдаемые факты и сделать самостоятельные выводы, подметить ту или иную закономерность, обосновать свои действия и проверить правильность выдвинутых предположений. Учитель часто заботится о том, чтобы дать ученику знания о содержании изучаемого. Значительно меньше думает о том, чтобы дать ему знания о способах оперирования этим содержанием, о том, как надо думать, рассуждать, мыслить, осваивая определенное содержание и применяя знание о нем. В связи с этим и сами учащиеся обычно думают преимущественно о содержании процесса обучения, нежели о методах обучения. Поэтому важно уделять внимание выявлению методов рассуждения и способов обучения этим методам. Чтобы обучение обучающихся методам рассуждения было сознательным, целенаправленным и доступным, каждому учителю, следует, прежде всего, создать эффективные способы расчленения мыслительной деятельности на ее составляющие компоненты, а также разработать методику развития каждого из этих компонентов. В наше время особую роль играет проблема развития логических суждений. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показы¬вает, что проблема развития умения строить логические рассуждения обучающимися начальных классов исследована недостаточно. Противоречие состоит в том, что, несмотря на необходимость формирования умения строить логические рассуждения у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО, все более осознается разрыв между педагогическим потенциалом приема моделирования и недостаточным использованием данного потенциала в процессе формирования умения строить логические рассуждения у детей младшего школьного возраста. Проблема исследования: выявление возможностей для формирования умения строить логические рассуждения у детей младшего школьного возраста при обучении математики. На основании анализа актуальности нами сформулирована тема научного исследования: «Моделирование как средство формирования умения строить логические рассуждения у детей младшего школьного возраста на уроках математики». Поэтому перед нами стоит конкретная цель: теоретическое обоснование использование моделирования для формирования умения строить логические рассуждения на уроках математики и разработка комплекса упражнений, направленного на развитие у детей младшего школьного возраста данного умения, посредством моделирования. Объект исследования: процесс формирования умения строить логические рассуждения у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: педагогические условия использования моделирования как средства формирования умения строить логические рассуждения на уроках математики у детей младшего школьного возраста Гипотеза: моделирование будет способствовать формированию умения строить логические рассуждения у детей младшего школьного возраста на уроках математики при соблюдении условий: - наличие органической связи со специфическим (собственно математическим) содержанием курса; - постепенность, целенаправленность и систематичность формирования умения строить логические рассуждения; - постепенное повышение уровня абстрактности предлагаемого материала и способов оперирования им (от действий с реальными предметами к оперированию их моделями); - раскрытие общезначимости умения строить логические рассуждения путем привлечения разнообразного содержания (как математического, так и нематематического) для формирования этого умения; - овладение школьниками умением строить логические рассуждения без использования специальной терминологии. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1) изучить психолого-педагогические основы формирования умения строить логические рассуждения у детей младшего школьного возраста; 2) выделить особенности использования приема моделирования при обучении детей младшего школьного возраста; 3) проанализировать возможности начального курса математики для формирования умения строить логические рассуждения у школьников посредством моделирования; 4) разработать комплекс заданий по математике, предназначенный для формирования умения строить логические рассуждения у детей младшего школьного возраста с помощью моделирования, и методические рекомендации по его использованию. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования. База исследования: МБОУ СОШ № 26, города Сургута. Практическая значимость: разработанный комплекс упражнений может быть использован в работе учителей младших классов, для формирования у учащихся умения строить логические рассуждения на уроках математики посредством моделирования. Структура работы: работа состоит с введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объем магистерской диссертации составляет 81 страницу машинописного текста. В работе приведено 11 таблиц, 3 гистограммы и 7 рисунков. Список литературы включает 81 наименование.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы использования моделирования как средства формирования умения проводить доказательства у детей младшего школьного возраста на уроках математики 9 1.1. Психолого – педагогические основы формирования умения строить логические рассуждения у детей младшего школьного возраста 9 1.2. Особенности использования приема моделирования при обучении детей младшего школьного возраста …………………………………………………17 1.3. Возможности начального курса математики для формирования умения строить логические рассуждени у школьников по средством моделирования……25 Выводы по I главе 37 Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию умения строить логические рассуждения с помощью моделирования у детей младшего школьного возраста на уроках математики …………………………… 38 2.1. Диагностика уровня сформированности умения строить логические рассуждения у детей младшего школьного возраста ………………………38 2.2. Методические рекомендации по использованию комплекса заданий, направленных на формирование умения строить логические рассуждения у детей младшего школьного возраста 2.3. Анализ результатов опытно - исследовательской работы по формированию умения строить логические рассуждения посредству метода моделирования …………………………………………………………………..57 Выводы по 2 главе ……………………………………………………………. 66 Заключение ……………………………………………………………………..68 Список использованной литературы..………………………………………72 Приложения …………………………………………………………………… 79
Список литературы

1. Аксенова, Е.Н. Развитие логического мышления школьников [Текст]/ – Москва, 2012. – 200 с. 2. Алексеева О. В. Логическая подготовка младших школьников при обучении математике [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000. - 243 c. 3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская/ под ред.А.Г. Асмолова, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 153с. 4. Аргинская И.И. Математика. Методич. пособие к уч.1-го кл. нач. шк. М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова [Текст], 2010 5. Артемов А.К. формирование обобщенных умений решать задачи [Текст] // Начальная школа, - 2012. – № 2. – С.21 6. Бакшеева Э.П., Рябоконь А.А. Использование математических задач в процессе формирования у детей младшего школьного возраста универсальных логических действий [Текст] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 31. – Новосибирск: СибАК, 2013. 7. Бантова М. А. Методика преподавания математике в начальной школе [Текст] /М.А. Бантова -С.Петербург 2014.- 146с. 8. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с. 9. Белошистая, А.В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника [Текст]: /А.В.Белошистая //Начальная школа. – 2013. - №4. – С.68-72 10. Блонский, П. П. Психология доказывания и ее особенности у детей [Текст] / П.П. Блонский // Вопросы психологии.- 2014. – №3. -С.40-54 11. Бородулько Н. А., Стойлова Л. П. Обучение решению задач и моделирование[Текст]:// Начальная школа. – 2011. - № 8.- С. 25. 12. Бузук, Г.Л. Наука убеждать: Логика и риторика в вопросах и ответах [Текст] / Г.Л. Бузук, А.А. Ивин, М.И. Панов. – М.: ГАВС, 2012. – 240 с. 13. Бура М. В. Как научить решать задачи [Текст]// Начальная школа . – 2013. - № 8. – С. 49. 14. Веккер Л. М. Психические процессы. [Текст] Т. 2. – Л., 2006. – 258с. 15. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст]. - М.: Высш. шк., 2008 16. Выготский Л.С. История развития высших психических функций [Текст] // Собр. соч.: В 6 т. М., 2013. 17. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий [Текст] // Психологическая наука в СССР. Т. 1. – М., 1969. – 354с. 18. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии[Текст] М.: 2001. - 319 с. 19. Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике [Текст] . - М.: «Просвещение», 2012. - 144 с. 20. Гончарова О. С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах [Текст]// Молодой ученый. – 2012. – №10. – С. 329-331.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические подходы по изучению моделирования как средства формирования умения строить логические рассуждения у детей младшего школьного возраста на уроках математики 1.1. Психолого-педагогические основы формирования умения строить логические рассуждения у детей младшего школьного возраста Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлеченно мыслить. Перемены, которые происходят в современном обществе, выдвигают требования к ускоренному совершенствованию образовательной среды, определения целей образования, которые учитывают личностные, социальные и государственные потребности и интересы. Поэтому приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, которые провозглашают в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [2, с. 3]. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [2, с. 27].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg