Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование речевой плавности в системе устранения заикания у дошкольников средствами ручной деятельности

ang_not 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.08.2018
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено экспериментальное исследование по заявленной актуальной тематике, которая направлена на формирование речевой плавности при устранении заикания у дошкольников, средствами ручной деятельности. В результате исследования удалось подтвердить основную гипотезу о том, что в структуре заикания у детей имеются нарушения речевой плавности (особенности темпо-ритмической организации речи), обусловленные наличием судорожных сокращений разного типа (клонического, тонического, смешанного), локализованных в разных отделах речевого аппарата (дыхательном, голосовом, артикуляционном); для формирования речевой плавности в системе устранения заикания - целесообразно использовать технологии комментирования ручной деятельности в сочетании с поэтапной коррекцией темпо-ритмической организации речи.
Введение

Заикание традиционно рассматривается в работах ряда авторов как «детская болезнь» (А.И. Сикорский, (1889); М.Е. Хватцев (1969); Н.А. Власова, К.-П. Беккер, (1983)) и определяется как нарушение темпо-ритмо-интонационной стороны речи, проявляющееся непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков или же слогов, что случается вследствие судорог, образующихся в различных отделах периферического речевого аппарата. Начало этого расстройства речи попадает как правило на период интенсивного формирования связной речи, т.е. 2-6-летний возраст детей. Причем мальчики страдают этим дефектом речи в 4 раза чаще девочек. В реальное время считается общепризнанным, что ликвидировать заикание надо незамедлительно, как только оно возникло. Чем больше проходит времени с этапа начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, устойчивый дефект и влечёт за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его познавательному развитию и успешной учёбе в школе, препятствует полноценному формированию личности и коммуникации ребенка в целом, затрудняя его социальную адаптацию. В связи с этим, особое значение при устранении заикания, имеет дошкольный возраст, так как с возрастом речевые и неречевые проявления этого нарушения – стереотипизируются, что затрудняет их разрушение и выработку автоматизированных навыков плавной речи на фоне тяжелой психотравматизации и «страдания» личности заикающихся подросткового и взрослого возраста (Ю.Б.Некрасова [ 24]). Данная проблема с древних времен изучается специалистами разных научных направлений: психологами, логопедами, физиологами, клиницистами, лингвистами и другими, хотя поиски путей устранения этой формы речевой патологии не утратила актуальности и в настоящее время. Исследования различных аспектов проблемы заикания отражены в работах Арутюнян Л.3., Беляковой Л.И., Богомоловой А.И., Болдыревой Т.А., Буянова М.И., Власовой Н.А., Волковой Г.А., Вайзмана Н.П., Дъяковой Е.А., Сикорского И.А., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В., Шкловского Б.М., Карповой Н.Л., Некрасовой Ю.Б., Асатиани Н.М., Рау Ф.А., Рау Е.Ю., Садовниковой Е.Н., Селиверстова В.И. и других [17]. Основное внимание, по мнению Рау Е.Ю. и Кабзановой Е.С. [27] в коррекционной работе с заикающимися детьми, нужно уделять внимание формированию темпо - ритмической стороне речи, в специально созданных условиях реальной речевой коммуникации в комбинированных родительско - детских группах, с целью создания идеальной для автоматизации навыков речевой плавности – коррекционной микросреды. Нынешний подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и использования комбинированных (логопсихокоррекционных) методов устранения данной речевой патологии (Е.Ю.Рау, В.П.Мерзлякова [21], Е.Н.Садовникова [27]). При устранении нарушения необходимо влияние на весь организм заикающегося, следует вести работу, направленную на нормaлизацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося. В связи с этим, в рамках комплексного подхода - логопедическая работа по формированию речевой плавности рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, в которых находят свое отражение разнообразные артпедагогические технологии (игро-, сказко-, танце-, музыко- и ритмотерапия). Особое значение имеет использование технологий ручной деятельности, на базе ситуативной, сопряженной, отраженной, вопросно-ответной, комментирующей и других форм речи. В ходе ручной деятельности, дети включаются в совместное общение и обсуждение деятельности, раскрывая эмоциональные ресурсы коллектива и каждого ребенка в отдельности. Кроме того ручная деятельность стимулирует развитие мелкой моторики детей, оказывая воздействие на развитие речедвигательных зон коры головного мозга. Система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе их ручной деятельности была предложена Н.А.Чевелевой [35], в 1965 году, которая заключалась в организации речевого сопровождения ручной работы, заикающихся младшего школьного возраста на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию. В данном периоде детей учат логически думать, последовательно и грамматически верно вырожать свои мысли, употреблять слова в их точном значении. Впоследствии С.А.Мироновой [22] была разработана программа использования занятий по ручному труду на логопедических занятиях с заикающимися дошкольниками в условиях логопедического детского сада. В настоящее время появляются работы отдельных авторов (Е.Н.Садовникова [27]), где наиболее популярными для организации речевого сопровождения ручной деятельности заикающихся детей считаются материалы LEGO, в которые входят различные виды конструкторов, изобразительные игрушки, которые могут использоваться как в самостоятельных видах деятельности, так и в сочетании с другими направлениями работы (сюжетно-ролевая игра, игры с водой и песком и др.). Поскольку эти работы единичные, актуальным для данного исследования является объединение различных средств ручной деятельности, и обоснование их применения для формирования речевой плавности при устранении заикания у дошкольников в условиях комплексного логопедического воздействия. Объект данного исследования формирование речевой плавности у дошкольников при заикании. Предметом исследования является процесс выявления нарушений речевой плавности у дошкольников при заикании, и, ее формирование средствами ручной деятельности в системе устранения заикания у дошкольников. Цель исследования: выявление нарушений речевой плавности (особенностей темпо-ритмической организации речи) в структуре заикания у детей дошкольного возраста, и обоснование целесообразности поэтапного использования ручной деятельности в системе устранения заикания. Гипотеза содержала предположение о том, что в структуре заикания у детей имеются нарушения речевой плавности (особенности темпо-ритмической организации речи), обусловленные наличием судорожных сокращений разного типа (тонического, клонического, смешанного), локализованных в разных отделах речевого аппарата (дыхательном, голосовом, артикуляционном). Для формирования речевой плавности в системе устранения заикания – рационально использовать технологии комментирования ручной деятельности в сочетании с поэтапной коррекцией темпо-ритмической организации речи. Задачи: 1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования. 2. Выявить нарушения плавности речи (специфику речевой судорожности) у заикающихся дошкольников экспериментальной группы на основании данных логопедического обследования. 3. Провести анализ темпо-ритмической организации речи заикающихся дошкольников экспериментальной группы по специальной методике. 4. Разработать методические рекомендации по поэтапному формированию речевой плавности с использованием технологий ручной деятельности в системе устранения заикания у дошкольников.. Методы исследования: - теоретический анализ с использованием обобщения, систематизации, сравнения; -констатирующий эксперимент с использованием анализа данных логопедического обследования и видеоматериалов, а также специальной методики обследования темпо-ритмической организации речи; Структура ВКР. Работа представлена следующими разделами: введением, тремя главами, заключением, списком литературы с 37-ю источниками. Иллюстрируется таблицами, графиками, диаграммами. Общий объем компьютерного текста составляет 69 стр.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические подходы к изучению заикания и методов его устранения 1.1 Анализ причин и механизмов появления заикания …………………………8 1.2 Направления в изучении темпо-ритмической организации речи при заикании. …………………………………………………………………………….16 1.3 Анализ различных подходов к устранению заикания у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………..21 1.4 Использование различных технологий ручной деятельности в системе коррекции заикания у детей дошкольного возраста………………………….….33 Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования нарушения плавности речи при заикании у дошкольников 2.1 Организация экспериментального исследования……………………………………………………………………….41 2.2 Методы экспериментального исследования………………………………….43 Глава 3. Результаты экспериментального исследования нарушений речевой плавности при заикания у дошкольников. Методические рекомендации по использованию ручной деятельности для формирования речевой плавности в системе устранения заикания у дошкольников 3.1 Результаты экспериментального исследования нарушения речевой плавности при заикании у дошкольников ……………………………………..48 3.2 Методические рекомендации по использованию ручной деятельности для формирования речевой плавности в системе устранения заикания у дошкольников………………………………………………………………………54 Заключение………………………………………………………………………….63 Список литературы ………………………………………………………………...66
Список литературы

1 Арутюнян Л.3. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. - М., 1990. 2 Арутюнян Л.З. Эмоционально-стрессовая психотерапия заикания. - М.: Медицина, 1992. 3 Асатиани Н.М., Казаков В.Г., Фрейдин Ю. Л. Некоторые вопросы клинической классификации заикания / Логопедия. Заикание под ред. Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой - М.: В.Секачев, 2001 . 4 Белякова Л.И., Дъякова Е.А. Логопедия. Заикание. Учебное пособие. -М: ЭКСМО-Пресс, 2001. 5 Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи, М.: Смысл, 2000. 6 Буянов М.И., Драпкин Б.З. Клиника, отграничение и принципы лечения невротического и неврозоподобного заикания у детей и подростков / Неврозы и нарушения характера у детей./ под ред. Ковалева В.В.- М.: 1973. 7 Вайзман Н.П. Психотерапия в дефектологии. - М.: // Психология, 1992. С.3. 8 Власова Н.А. Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.-П. Беккера. - М., 1983. 9 Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — М., 1959. 10 Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М.: Просвещение, 1983 - 144 с. 11 Волкова Г.А. Особенности развития личности заикающихся детей старшего дошкольного возраста / Расстройства речи. Новости оториноларингологии и логопатологии. - СПб.: 2000. С.3-30. 12 Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. - М.: Просвещение, 1984. 13 Гультяева Т.П., Степанова Г.М. Как помочь ребенку с заиканием. - С-Пб: НИИ уха, горла, носа и речи, 2000. 14 Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия, М: Каро, 2006. 15 Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. - М.: МПСИ; Флинта, 2003. 16 Левина Р. Е. Преодоление заикания у дошкольников. Методическое пособие. Сфера, 2009. 17 Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 18 Лосева В.К. Рисуем семью. Диагностика семейных отношений. "Психологическая помощь и консультирование", вып.1 М.: А.П.О., 1995. 19 Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. - Л.: 1994. 20 Методы групповой психотерапевтической работы с больными, страдающими заиканием. /Метод. рекомендации./ Сост. В.М. Шкловский. - М.: 1988. 21 Мерзлякова В.П., Рау Е.Ю. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции.- М.:В. Секачев, 2011. 22 Миронова С. А. Планирование занятий с заикающимися детьми.// Дошкольное воспитание, 1978 - №8 23 Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. - СПб.: ООО СЛП, 1997. -143 с. 24 Некрасова Ю.Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии // Вопр. психол. 1985. № 2. С. 127—133. 25 Павалаки И.Ф. " Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников ". Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1996 г. - 65с. 26 Рау Е.Ю. Казбанова Е.С. /Нарушение темпоритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания. // Логопедия.- 2004.- №6.- С. 47-49. 27 Рау Е.Ю., Садовникова Е.Н. Современный подход к восстановлению коммуникации заикающихся дошкольников // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. -М., 1997. 28 Pay E.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии / Под ред. Н.П.Вайзмана. - М., 1992. 29 Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учебное пособие. -М.: ВЛАДОС, 2001 30 Сикорский И.А. Особенности характера и темперамента заикающихся и условия, способствующие изменению настроения духа и ассоциации идей // Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С.Волковой. В 5 кн. Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. -М.: ВЛАДОС, 2003. С. 7-16. 31 Урунтаева Г.А., Афонина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. 32 Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989. 33 Хватцев М.Е. Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения для детей дошкольного возраста. Ускоренная речь. Замедленная речь // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. В 5 кн. Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. -М.: ВЛАДОС, 2003. С. 75-94 34 Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. -М.: ЗАО Центр-полиграф, 2002. 35 Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. -М.: Просвещение, 1965. 36 Чевелева Н.А. Система исправления речи у заикающихся школьников в процессе ручной деятельности // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. В 5 кн. Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. -М.: ВЛАДОС, 2003. С. 119-133 37 Шкловский Б.М. Особенности заикания при нервно-психических заболеваниях // Логопедия. Заикание. Хрестоматия / Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.66-94
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические подходы к изучению заикания и методов его устранения 1.1 Анализ причин и механизмов появления заикания Заикание принято относить к нарушениям темпа и ритма речи, обусловленным мышечными судорогами речевого аппарата в процессе речи. У человека страдающего заиканием, такие судороги могут возникать то в мышцах губ, то в мышцах языка, то в области голосовых связок или в мышцах дыхательного аппарата. Это приводит к периодическому «застреванию» на отдельных звуках, их многократным, непроизвольным повторениям, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями, а значит и к нарушению правиль¬ности речевого ритма. Темп речи при заикании имеет свою индивидуальность: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе [4]. Проблема заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его характера обосновано уровнем развития науки и позицией, с которой авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. В древние времена в заикании большей частью усматривали болезнь, связанную с накоплением влаги в головном мозге (Гиппократ) или неправильным сопоставлением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна. На рубеже 19 - 20 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, к примеру, Санторини считал, собственно что заикание появляется при отверстии в твердом небе, через которое якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при своем движении. Эрве-де-Шегуан - неправильным соотношением между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в работе речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чересчур быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); диссонанс процессов мышления и речи (Блюме); недостаток воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т. д. [4].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg