Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III

ang_not 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.08.2018
Результаты проведенного исследования особенностей связной монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня позволяют сделать следующие основные выводы. 1. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня значительно отстают от нормально развивающихся детей в овладении навыками связной монологической речи. Исследование выявило существенные различия в количественных и качественных характеристиках монологической речи у детей сравниваемых групп (дети с третьим уровнями речевого развития и дети контрольной группы).
Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что одной из важных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста является развитие речи и речевого общения. Речь человека это показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не может возникнуть и является составной частью общения. Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике доказывают, что в настоящее время наблюдается устойчивый рост числа детей с нарушениями речевого развития. Это такие нарушения, как дизартрия ,алалия (сенсорная, моторная, сенсо-моторная), афазия, ринолалия и общее недоразвитие речи. Среди всего множества разнообразных нарушений велика категория детей с ОНР - общим недоразвитием речи. При ОНР наблюдаются различные «сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Важным показателем готовности детей к школьному обучению является степень сформиро- ванности связной речи (диалогической, монологической). Одним из компонентов связной речи является монологическая речь. Монологическая речь это развернутый вид речи. И проблема формирования устной связной речи дошкольников с системными нарушениями речи приобретает в современной коррекционной педагогике все большую, масштабную актуальность. Это обусловливаеся тем, что связная речь ребенка-дошкольника позволяет свободно общаться с окружающими людьми, включаться в активный процесс социальной коммуникативной деятельности. От уровня формирования навыков речевой коммуникации, зависит эффективность речевого общения дошкольника, а впоследствии и целого процесса обучения в школе. Этим и обуславливаетя актуальность проблемы коррекции и развития навыков связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Необходимо уделять особое внимание развитию связной монологической речи детей, которые имеют общее недоразвитие речи (ОНР). Негативно сказывается несформированность связной речи дошкольников с системными нарушениями речи и на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их познавательные возможности, ком- муникативные потребности и препятствует овладению знаниями в общем процессе обучения. Дополнительные трудности в овладении связной монологической речью, является наличие у детей с ОНР вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов. У детей страдают внимание, память, восприятие, воображения. Степень научной разработанности проблемы. Проблемой изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали: Е.М.Мастюкова, В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, Р.Е Левина, В.П. Глухов, Т.А.Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Н.А.Никашина,и многие другие. Закономерности, условия речевого развития в онтогенезе и его значение для развития связной монологической речи разрабатывались Н.И. Жинкиным, А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.Н. Гвоздевым и др. Научные и современные подходы к развитию ребенка с ОНР и ребенка с нормальным речевым развитием разрабатывались Л.С. Выгодским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским, Е.А. Стребелевой.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Становление монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе 6 1.2. Клинико-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 11 1.3. Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 21 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ 27 2.1 Характеристика контингента испытуемых 27 2.2 Цель, задачи и методики констатирующего эксперимент 29 2.3 Анализ результатов состояния связной монологической речи у детей с ОНР III уровня 32 2.4 Рекомендации по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55 ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Список литературы

1. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников:. [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Бизикова — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 235 с. 2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2007. - 158с. 3. Выготский, Л.С. Мышление и речь, - 5-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский - М. : Лабиринт, 2009. - 352 с. 4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. [Текст] : учебник для вузов / Л.С. Выготский - СПб: Лань., 2003. - 656 с. 5. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - № 7. - С.13-24. 6. Глухов, В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов // Педагогика и психология образования. - 2014. - № - 1. - С. 16-21. 7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Н. Ефименкова // Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с. 8. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. - 320 с. 9. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана [Текст] / Н.Н. Капышева // Логопедия. - 2004. - № 2. - 45с. 10. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева - М. : ВЛАДОС, 2001. - 224 с. 11. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб. : Речь, 2006. - 380 с. 12. Коровко Е.А. Система работы по развитию речемыслительной деятельности в процессе овладения монологической формой речи у дошкольников с ОНР III уровня [Текст] / Е.А. Коровко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 15. - С. 144-150. 13. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2003. - 287 с. 14. Леонтьев А.А. Исследования детской речи [Текст] / А.А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности - М.: Просвещение, 2004, . С. 5-12. 15. Логопедия. Методическое наследие [Текст] : пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой:. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 480 с. 16. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - СПб. : Питер, 2006. — 320 с. 17. Маркова, А.К. Формирование интереса к учению у школьников: изд. 4-е [Текст] : пособие для учителей / А.К. Маркова. - М. Педагогика, 2006. - 96 с. 18. Медведева, Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития [Текст] / Т.В. Медведева // Дефектология. - 2002. - № 3. - С.84-92. 19. Мельникова, И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. [Текст] / И.И. Мельникова. – Ярославль : Академия развития, 2012. - 144 с. 20. Попова, Е.Ф. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [Текст] / Е.Ф. Попова, Е.Е. Суржик // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2015. – № 1. – С. 154-156. 21. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. [Текст] / - М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256с. 22. Речевые игры и упражнения для дошкольников [Текст] /Под ред.О.С. Ушаковой. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с. 23. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2003. - 144 с. 24. Саркисян, К.Р. Особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2015 г.)./ К.Р. Саркисян, А.И. Коваленко, И.А. Истомина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии — Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 260-261 25. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко - М. : Литера, 2004 – 59 с. 26. Семенович, А.В. Закономерности становления сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи. [Текст] / А.В. Семенович, Л.Б. Халилова, Т.Н. Ланина // Дефектология. - 2004. - № 5. - С.55-60. 27. Тихеева Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. // Под ред.Ф.А. Сохина. - М. : Просвещение, 2005. - 159 с. 28. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи [Текст] / Т.А. Ткаченко, М. : Эксмо, 2005 - 134с. 29. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи [Текст] / Т.А. Ткаченко М. : Литера, 2007 - 34с. 30. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно [Текст] / Т.А. Ткаченко // Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М. : Гном и Д.: 2001 – 21 с. 31. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст] / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - С. 8-12. 32. Филина Т.М. Особенности индивидуальной коррекционной работы с детьми со сложным дефектом (из практического опыта) [Текст] / Т.М. Филина // Дефектология, 2001. - №1. - С. 52-56. 33. Филина А.С. Моделирование как средство формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования [Электронный ресурс] : сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3.- Режим доступа - URL: sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf (дата обращения: 23.02.2017). 34. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи [Текст] : учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Гном-Пресс, 2009. - 80с . 35. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. - М. : просвещение, 2009. – 67 с. 36. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника [Текст] : методич. пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева : - Екатеринбург: АРГО, 2009. - 80 с. 37. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст] / Т.А. Фотекова - М.: АРКТИ, 2010. - 55с. 38. Челышева А.А. Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень) [Текст] : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.)./ А.А. Челышева // Актуальные задачи педагогики: - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 104-106.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Становление монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе Необходимая ступень развития речи дошкольников это овладение связной монологической речью, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются речевые умения. Развивая и корректируя монологическую речь детей, нужно знать характерные черты и особенности этой формы речи. К выпуску из детского сада ребенку важно достигнуть определенного уровня речевой активности, овладеть активным словарем и правильным произношением звуков, грамматическим строем речи, что и определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. От аспектов уровня овладения связной речи, способности строить развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, аргументированно, полно излагать свои собственные рассуждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи зависит вся успешность обучения детей в школе. Формирование связной монологической речи у детей в онтогенезе изначально сложный процесс. Он многократно усложняется, если у ребенка имеется общее недоразвитие речи. Также отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления у детей с общим недоразвитием речи. Для рассказа и пересказа таких детей очень характерно: нарушение последовательности и связности изложения текста, смысловые пропуски в тексте, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи. Вторичные отклонения в развитии психических процессов у детей с общим недоразвитием речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) создают дополнительные затруднения в овладении ими связной речью.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
210 руб.
Дипломная работа, Психология, 98 страниц
620 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 81 страница
490 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 103 страницы
690 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 29 страниц
140 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg