Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте посредством организации экспериментальной деятельности

ang_not 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.08.2018
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Введение

Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это очень много снежинок друг на друга совсем не похожих, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Значительный вклад в разработку обозначенной нами проблемы внесли исследования Е.И.Тихеевой, Л.И.Бажович, Т.А.Куликовой, С.Н.Николаевой, Г.И.Щукиной, Н.А.Рыжовой. М.В.Лучич считает: «Убеждение человека формируется с детства. Одна из самых главных задач, стоящих перед педагогами – воспитателями – воспитывать любовь к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест. Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине особое внимание уделяется детских садах». Например, С.Н.Николаева в своей книге «Методика экологического воспитания дошкольников» говорит, что «Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимание сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать». [Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми в детском саду: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.]. Также Н.А.Рыжова в своей книге «Развивающая среда дошкольных учреждений» говорит: «Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. Можно смело утверждать, что в нашей стране руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Парадоксально, но факт – нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр, способствующих развитию творчества. В ход идет все то, что зачастую просто выбрасывается в мусорную корзинку: старые игрушки, бумага, пластиковые бутылки и коробки из-под конфет, лоскутки и остатки от обоев: «голь на выдумку хитра». И выдумкам этим нет предела. Конечно, было бы лучше, если бы все детские сады были обеспечены всем необходимым. Но… не стали бы они тогда более похожими друг на друга?» [Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000. – 87 с. ]. М.М.Марковская утверждает, что познакомить детей с природой, воспитывать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержаться комнатные растения и некоторые животные. В процессе систематического ухода за растениями и животными у детей формируются определенные трудовые навыки, внимательное отношение к их обитателям уголка, забота о живых существах. Однако, «Проблема взаимосвязи работы на занятиях и в повседневной жизни в ходе экологического воспитания дошкольников изучена недостаточно, что и обусловило актуальность и выбор темы нашего исследования «Экологическое воспитание на занятиях». [Ашиков В.И. программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.: Педагогическое сообщество России, 1998] Цель: изучить особенности экологического воспитания дошкольника в современном дошкольном образовательном учреждении. Объект: экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Предмет: работа на занятиях и в повседневной жизни по экологическому воспитанию старших дошкольников. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам экологического воспитания дошкольников. 2. Раскрыть необходимость взаимосвязи работы на занятиях и в повседневной жизни. 3. Выстроить план работы по экологическому воспитанию на занятиях и в повседневной жизни и апробировать его. Гипотеза: экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если: 1) Будет вестись систематическая работа на занятиях; 2) Работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни. Исследование проходило в три этапа: 1 этап: изучение психолого-педагогических источников по проблеме; 2 этап: выявления уровня экологической воспитанности дошкольника и влияние на него системы занятий и работы в повседневной жизни. 3 этап: разработка системы мер по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников. В ходе исследования мы использовали следующие методы: изучение психолого-педагогической литературы, диагностика, наблюдение, беседа, изучение документации педагогов, работающих с детьми экспериментальной группы.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретико – методическое обоснование экологического воспитания дошкольников. 1.1. Анализ программ экологического воспитания дошкольников. 1.2. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. 2.1. Определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников. 2.2. Работа по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. 2.3. Результаты работы по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Заключение Литература Приложение (диагностика – мониторинг освоения детьми образовательной программы; наблюдения, беседы с фотографиями; диаграмма)
Список литературы

1. Анохина Т. Как организовать современную развивающую среду // Дошкольное воспитание 1999, №5 – С. 32-38. 2. Ашиков В.И. программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.: Педагогическое сообщество России, 1998. 3. Богданец Т. «Экологические знания – первое представление о мире» // Дошкольное воспитание, 2003, №12. 4. Вахрушев А.А. Экологическое образование — гарантия будущего для человека // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 11. 5. Веретенникова В.А. ознакомление дошкольников с природой. М.:Педагогика, 1999 6. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 7. Дерябо С.Д. экологическая педагогика и психология. – Ростов-на Дону: Феникс, 1998. 8. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3 9. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007 10. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Т.Ц.Сфера, 2013. 11. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития). 12. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с. 13. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 14. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007. 15. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 16. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» / / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1 17. Кукушин В.С. Экология и география. – Москва – Ростов- на – Дону: ИКЦ «Март», 2005. 18. Мир открытий: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Цветной мир, 2012. 19. Миронов А. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 31-35. 20. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Academia, 2002. 21. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с. 22. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. 23. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002. 24. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27. 25. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с. 26. О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкина. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. г. Томск, 2-3 ноября 2006 г. Под ред. О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкиной . 234 c.. 2006 27. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации» / Под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 64с. 28. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2. 29. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49. 30. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: Москва – Синтез, 2006. 31. Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. 32. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Academia, 2008. 33. Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1982. 34. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1. 35. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с. 36. Успех: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение, 2011.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методическое обоснование экологического воспитания дошкольников 1.1. Анализ программ экологического воспитания дошкольников Термин "экология" ввел 1866 г. немецкий зоолог Э. Геккель в книге "Всеобщая морфология организмов". В основе термина лежит греч. oikos - "жилище, местопребывание, убежище". Э. Геккель рассматривал экологию как общую науку, которая изучает отношение организмов к окружающей среде, или, образно говоря, как науку о "домашнем быте живых организмов". По отношению к растениям этот термин впервые был введен датским ботаником Е. Вар- мингом в 1895 г. Экология входила в цикл биологических наук. Содержание экологии состоит в исследовании взаимоотношений организмов со средой на популяционно-биоценотическом уровне, поэтому предметом исследования являются популяции и биоценозы и их динамика во времени и пространстве. [Веретенникова В.А. ознакомление дошкольников с природой. М.:Педагогика, 1999]. Главной теоретической и практической задачей экологии является выявление законов в динамике популяций и изучение биогеоценозов (территориальные единицы, занятые биоценозами - с определенным составом живых организмов). К примеру, экология как биологическая наука может изучать экологию блохи (где ей вольготнее живется - на холеной болонке или на дворняжке?) или экологию кита (где ему комфортнее живется - в холодных водах около Аляски или в теплых водах Мексиканского залива?). Следовательно, экология изучает только системы живых организмов, поэтому выражение "экология города" со строгих позиций биологической науки является нонсенсом. Суть этой "экологии" заключается в мониторинге санитарного состояния населенного пункта (озеленение, уборка улиц, уровень загрязнения атмосферного воздуха, качество питьевой воды и пр.). Я присутствовал на защите кандидатской диссертации по экологии, в которой рассмат-ривались вопросы горения угля в топках ТЭЦ. Главным экологическим достижением соискатель представил безотходное производство: зола и шлаки продавались на вывоз сельским жителям для строительства литых жилых домов. Однако в последние десятилетия содержание экологии как науки значительно расширилось за счет включения в систему ее исследований косной природы. Появился термин геоэкология с непостижимо широким диапазоном интересов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg