Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В 90-Е ГОДЫ

ang_not 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.08.2018
Театр - род искусства, особенностью которого является художественное отображение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями. Театр – искусство синтетическое, коллективное, вторичное. Театр — зрелище. Театр — праздник. Театр— развлечение. На этом празднике не только смеются, но и плачут, волнуются и страдают, решают философские проблемы Театр сравнивают с кафедрой, со школой. Как всякое сравнение. Театр — школа, в которой не учат в обычном смысле слова. В этой школе не задают уроков и не требуют запоминаний. В этой школе нет учеников и учителей. Театр — школа, в которой учатся с удовольствием, учатся, не замечая того, что учатся. В этой школе только показывают — показывают жизнь.
Введение

Несомненна высока социальная значимость темы, выбранной для дипломной работы. В свое время с появлением кино многие предрекали скорую смерть театру, который, в сравнении с кинематографом, зрелищем мобильным, легко воспроизводимым и требующим для воспроизведения ограниченного и несложного оборудования, казался в тот момент громоздким, неповоротливым, очень прихотливым и требующим для своего воспроизводства слишком много условий. Более того, весь ХХ век с этой точки зрения стал большим испытанием для театра, так как вслед за созданием кино пришло телевидение, видеозаписи, а теперь и всемирная электронная сеть. Но, несмотря на все новшества в сфере развлечений, которые преподнес нам ХХ век, театр жив. Более того, интерес к нему не ослабевает, а растет. Театр не был вытеснен ни кинематографом, ни телевидением, ни Интернетом. И вряд ли когда-либо появится альтернатива этому виду искусства, которая отменит его специфику, уникальность и заменит его. В последнее время, напротив, интерес к театру растет. Сам по себе этот факт не только отраден, но и крайне интересен. В сегодняшнем постсоветском обществе, на сломе, в условиях смены основополагающих принципов переходное поколение наших соотечественников тянется к театру. Растет число театральных коллективов, реализующих свои творческие возможности в самых различных направлениях художественных поисков. Об этом свидетельствует и обновление академических театров, и появление новых, негосударственных, и регулярные гастроли, и организация театрального фестиваля «Золотая маска». Разумеется, это разнообразие носит не случайный характер. Все эти театры обращаются к разным группам зрителей, собирают разные аудитории, имеют различные творческие кредо, используют самые различные средства творческого и художественного выражения, обращения к зрителям. На фоне этих фактов трудно говорить об упадке театра. Конечно, на театре существуют проблемы связанные с новыми формами, с репертуаром, с воспитанием новых артистов, с критикой, наконец, но все они иллюстрируют скорее то, что театр находится в развитии, в постоянном становлении и обновлении, но не в упадке, не в регрессе. Историография При изучении выбранной темы дипломной работы я столкнулась с различными точками зрения на культуру, театральную жизнь, взаимоотношения между государством и театром. Положение дел в театральном искусстве в 90 годы Ю.Фохт-Бабушкин оценил следующим образом: «Достаточно противоречиво отношение публики к театру: какие-то показатели не изменились, какие-то ухудшились, а какие-то улучшились. Можно всё-таки считать, что ситуация в данном случае более или менее стабильна» Однако такую точку зрения на положение дел в театральном искусстве в середине 90-х годов разделяли не все специалисты. Так, В.Дмитриевский утверждал: «Хотя посещаемость театра сегодня невысока, социологические исследования последних лет показывают, что престиж театра в общественном сознании всё ещё достаточно высок. Другими словами, театр ценят, хотя активность посещений надает» . Более жестко оценивал сложившуюся ситуацию В.Жидков: «... по мере демократизации политической сферы роль театрального искусства в духовной жизни нашего общества и его место в системе художественной культуры неуклонно сокращаются. Это выражается в изменении общественных потребностей, обращенных к сценическому искусству, что приводит к падению посещаемости спектаклей, прежде пользовавшихся повышенным спросом, и в результате многие ранее популярные театры испытывают сегодня серьёзные трудности с привлечением зрителей на свои спектакли» . Изменение роли театра отмечал и известный знаток театра Э.Радзинский: «Театр - это искусство времён тоталитаризма, именно тогда он расцветает, потому что заменяет всю общественную жизнь. Наш театр был не столько искусством, сколько властителем дум. И когда время предложило театру стать искусством, одни попытались совместить несовместимое, а другие попросту умерли, исчезли. Сейчас с театром происходит неизбежное: он занимает положенное ему в рыночной стране место, и это место, естественно, не в первых рядах рыночной жизни. Театр будет зависеть or того, сколь театрален окажется правящий класс, его субсидирующий» ).В подтверждение подобных суждений можно привести и мнение Л.Смелянского, который считал, что «в условиях рынка «стоимость» театра как социального института резко упала. Можно сказать, что «сверхтеатр» стал просто театром» . В.В.Хренов высказывает две точки зрения на культуру и театральную в частности. Первая «служанка» государства, пропагандирующая господствующую систему ценностей. Вторая: культура-основной механизм развития общественного сознания, которая борется с традиционным застоем и содействует общему социальному развитию общества. Научная актуальность. Международное сообщество уже давно осознало, что ни одно государство не может обойтись без определённой и целенаправленной культурной политики. Театральное искусство занимает в государственной культурной политике одно из центральных мест. Это обусловлено тем, что образы и фрагменты картин мира, которые демонстрирует театральное искусство, усваиваются на уровне обыденного сознания гораздо легче тех, что представляют, например, научная теория или политическая концепция. Вот почему, учитывая эти возможности искусства, любое государство всегда стремилось в той или иной степени контролировать культурную жизнь общества. Государство, располагающее не только наибольшим объёмов ресурсов, но и разнообразными управленческими структурами, способными непосредственно влиять на различные сферы культурной жизни. Поэтому именно государство наиболее, заметно и эффективно влияет на культурную жизнь. Государство управляет культурной жизнью за счёт государственного бюджета, созданного усилиями всего общества. Государство обязано проводить культурную политику, ориентируясь на общественные интересы. Но в действительности такая ориентация представляет собой недостижимый идеал, а история даёт примеры двух полярно противоположных подходов к этой проблеме, которые продемонстрировали два противостоящих типа государств - демократическое и тоталитарное. Тоталитарное государство рассматривает культуру преимущественно как инструмент реализации собственных целей, как инструмент внедрения в сознание населения господствующих партийно-государственных ценностей (угодной правящей элите картины мира) и тем самым укрепления существующего общественно-политического строя. При этом следует отметить, что фундамент тоталитарного искусства закладывается там и тогда, где и когда партийное государство: объявляет искусство (как и область культуры в целом) орудием своей идеологии и средством борьбы за власть; монополизирует все формы и средства художественной жизни страны; создаёт всеохватывающий аппарат контроля и управления искусством; из всего многообразия тенденций, существующих в данный момент в искусстве, выбирает одну, наиболее отвечающую его целям (и всегда наиболее консервативную), и объявляет её официальной, единственной и общеобязательной; начинает и доводит до конца борьбу со всеми стилями и тенденциями в искусстве, отличными от официального, объявляя их реакционными и враждебными классу, расе, народу, партии, государству, человечеству, социальному или художественному прогрессу и т. д. Так как государство, располагая ресурсами всего общества, стоит особняком в ряду с другими субъектами культурной жизни, то в его задачу (в идеально-теоретическом плане), очевидно, должно входить согласование интересов всех других субъектов культурной жизни. И от того, насколько государству удаётся решить эту-непростую задачу - реально согласовать заведомо несовпадающие интересы различных субъектов культурной жизни, а также учесть стратегические национальные культурные интересы, - зависит эффективность его культурной политики. В связи с этим, актуальность темы заключается в сложных взаимоотношениях между властью и театром. Особенно это четко прослеживается в разворачивающейся борьбе современного театрального сообщества за сохранение свободы творчества. Яркий тому пример «Дело Серебренникова» и выступление К.Райкина на съезде Союза театральных деятелей России. Режиссер и художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников является основателем «Седьмой студии». 23 мая прошли обыски в квартире Серебренникова и в «Гоголь-центре». По словам официальный представитель столичного главка Следственного комитета Юлии Иванова, обыски "связаны с расследованием уголовного дела о хищении более 200 миллионов рублей из бюджета, выделенных некоммерческой организации "Седьмая студия". Режиссер Андрей Звягинцев выступил в поддержку художественного руководителя "Гоголь-центра" Кирилла Серебренникова, а также призвал министра культуры Владимира Мединского вмешаться в "Дело Серебренникова". «Дело Серебренникова» Звягинцев назвал "политическим жестом устрашения" и "ударом по свободной мысли во всех направлениях". Он заявил, "что дело не в деньгах", а в том, что "государство продолжает завинчивать гайки и никто не знает, к чему это все приведет". "А если эти гайки сорвет? Кто будет отвечать за тот хаос, который грядет?" - предупредил режиссер.
Содержание

Введение. Актуальность темы исследования. 3 Глава 1.Театр и государство. 13 1.1.Взаимоотношения государства и театра в 90-е .гг. 13 1.2. Перевод театров страны на новые условия хозяйствования . 26 Глава 2. Изменения в системе организации театрального дела. 31 2.1. Состояние театрального дела накануне комплексного эксперимента. 31 2.2. Зарождение альтернативных театров 37 2.3. Этапы театральной реформы. 42 3.Особенности развития театрального искусства. 50 3.1. Репертуар российских театров в 90-егоды . 50 3.2. Особенности формирования театральной культуры в 90-е годы. 57 3.3. Особенности театральной жизни красноярских театров 60 Заключение. 64 Список литературы. 72
Список литературы

1. Зсоношка. Организация. Творчество // Театр.- 1958.- А 6,-С. 35 - 40. / I 2. В условиях реформы // Театр.- 1970.- И 5,- С. 78 - 85. 3. Вопросы управления // Театр.- 1573.- » 12.- С. 43 - 50. / 4. Изучению театра - комплексный подход // Экономика и организация театра./ Под ред. А.З.ЕНита.- Л., 1971;- С. 68 - 73. 5; Проблемы эффективности управления театрами // М.,- 1973,-С. 216 - 226. / 0,4 авг.л./ 6. Некоторые проблемы прогнозирования развития театров // Актуальные проблемы экономики, организации и социологии театра: Тез. докладов Всесоюз. научно-практич. конф. - Киев;- 1976.- C? 67-69. /0,1 авт. л./ 7. О прогнозирования развития театра // Социологические исследования театральной жизни.- М., 1978,- С. 205 - 220. /0,6 авт. л./ 8. Театр в эпоху научно-технической революция // Проблемы перспективного планирования и управления в сфере художественной культуры: Тез.докл. научно-практич.конф.- М.1979.-С. 124 -125. /ОД ант. л./ 9. Научно-техническая революция и театр // Театр и художественная культура.- М., 1930.- С. 214 - 233. 10. Взаимодействие с театральной аудиторией// Театр и город. -М., 1986,- С. 133 - 137. /0,2 авт. л./ 11. Поговорим о моделях // Театральная жизнь.- 1987,- Й 17,0. 17 - 19. /0,5 авт. л./ 12. Совершенствование форм работы театров .//Художественная культура . - К. ,1987. - С.141-150. (0,9 авт.л.). 13. Создание региональных хозрасчетных объединений театрально-зрелищных предприятий //Социально-экономические проблемы художественной культуры. - II., - 1987. - С. 134-151. (0,8 авт.л.). 17. Управление культурой: актуальные задачи перестройки/ Художественная культура социалистического общества. - II., - 1989. - С.78-104. 18. Перестройка театрального дела: проблемы, опыт, перспективы// Искусство.Культура. Досуг. - II., - 1989. - С,78-101. 20. Театр и досуг человека//Социально-экономические проблемы развития культуры. -М., 1989. - 0.122-137 . 21. Управление театрами//Вопросы управления учреждений культуры.К., 1989. - С.20-29. (0,4 авт.л.). 22. Управление театрами.//Социальные условия творческой деятельности в театре /Под ред. Ю.У.Фохт-Бабушкина. - М., 1990. - С.163-189. (1,0 аат.л.). 23. Театры страны в условиях эксперимента//Составление и редактирование В.С.Ходкова. Введение в заключение. - .( - 1988. - 142 о. (авторских - 1,0 авт.л.).
Отрывок из работы

Глава 1.Театр и государство. 1.1.Взаимоотношения государства и театра в 90-е .гг. Прежде чем начать рассмотрение изменений, происходивших в системе взаимоотношений театра и государства в 1990-х гг., необходимо проанализировать систему руководства театральной сферой, сложившуюся в предшествующую эпоху. В эпоху формирования советской государственности заново учреждались государственные структуры, ответственные за развитие театрального дела; вырабатывались новые законодательные основы функционирования театра, устанавливались нормы взаимоотношений драматического театра с советской властью. Театры обрели творческих лидеров в лице художественного руководителя, главного режиссера или директора. Это позволяло театру во взаимодействии с государством чаще выступать в роли субъекта коммуникации, апеллирующего к государству как к объекту коммуникации. С одной стороны, театр был обеспечен материально (системами дотационного финансирования и общей государственной поддержки), но с другой — развивался «в тисках идеологии», и в условиях административно-командной системы управления театральным делом его развитие нельзя назвать органичным. Таким образом, центральная проблема советского периода развития русского драматического театра определяется как «художник и власть». Руководство театральным делом в 40-е годы представляло собой достаточно жесткую бюрократическую систему. Управление театров, входившее в состав Министерства культуры, обладало следующими полномочиями: - назначало и освобождало от должности руководителей театров; утверждало бюджеты, годовые планы работы, штатные расписания, должностные оклады, репертуар; - контролировало творческую деятельность театров через процедуру так называемой «сдачи-приемки» спектаклей. Репертуарно-редакционная коллегия, входившая в состав Управления театров, занималась закупкой у драматургов пьес, предварительно совершая их цензурную обработку («редактирование»). Кроме того, в ее руках был такой инструмент регулирования репертуара, как государственный заказ, который носил строго тематический характер: пьеса на производственную тему, колхозную, историко-революционную, молодежную. Естественно, эти пьесы тоже «редактировались». Благодаря госзаказам в драматургии появились мастера «ленинской темы», «производственной пьесы» и т. д.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg