Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Влияние религии на формирование этики семейной жизни в отечественной культуре

ang_not 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.08.2018
В постиндустриальный период наблюдаются дальнейшие трансформации института семьи. Социологи фиксируют процесс размывания поведенческих норм, регулирующих выбор супруга, содержание супружеских и родительских ролей, взаимоотношения поколений. Возрастает влияние индивидуальных регуляторов поведения над нормативными.
Введение

Актуальность. Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья - важнейший социальный институт, функционирование которого обусловлено действием определенных тенденций, имеющих конкретно-исторический характер. Российская семья под влияниемсовременных тенденций претерпевает серьезные изменения, последствия которых имеют значение какдля самой семьи, так и для общества в целом. Патриархальная семья в течение длительного времени была «идеальным типом» для общества, ее функционирование обеспечивалось совокупностью отношений супружества - родительства - родства. В течение последних десятилетий практически во всём мире традиционный тип семьи, которому присуще подчинение женщины и доминирование мужчины, нерегулируемая рождаемость, а также включение нескольких поколений в структуру семьи, постепенно начинает сменяться модернизированным типом семьи. Кроме того, в этот период наряду с традиционными формами семейно-брачных отношений формируются и закрепляются в семейно-брачном поведении альтернативные формы отношений. Функционирование современной семьи доказывает, что многие изменения, происходящие вней, коснулись прежде всего отношений супружества, родительства и родства, т.е. тех элементов, которые ранее скрепляли семью в единое целое. Происходящие в настоящее время в семье и с семьей противоречивые процессы заставилиученых сделать вывод о том, что институт семьинаходится в глубоком кризисе, а в развитии семьи появились новые тенденции, которые имеют серьезные социальные последствия и для семьи, и для общества в целом. В качестве главных проблем современной семьи Е.Б. Рашковский выделяет три. Это – культурная люмпенизация, миграция и старение . Современная ситуация, в которой имеет место обеспечение некоего минимума сытости и досуга, характеризуется как положение травмирующей пустоты. В таком положении «бытийного кризиса» страдает, прежде всего, семейный уклад человеческого бытия . Сегодня происходит не столько модернизация семейной сферы, связанная с плюрализацией форм семейной жизни, сколько «прагматизация партнерских отношений» . Это достаточно опасная тенденция, которая приводит к расшатыванию и общественных и личных устоев, когда возникает радикальная дилемма: «Либо семья – либо звериная стая» . В истории отечественной философии одним из первых серьезных и крупных мыслителей, который осознал девальвацию института брака в культуре, был В. В. Розанов. Он говорил о «разрушении брака», о «сведении брака к номинализму, и семьи к фикции», о «пассивной семье» и прочих негативных факторах, приводящих к постепенному угасанию смысла семейной жизни, которая имеет не только общественно-государственный, но и духовно-метафизический смысл . В целом изменения, которые происходят с современной семьей, прогрессивны по своему характеру. К сожалению, вместе с уходомтрадиционных семейных отношений утрачиваются важные достижения многовекового народного опыта. Часто новые, стихийно развивающиеся условия общественной жизни провоцируют такие явления в брачно-семейных отношениях, как эгоизм, бездушие, отчужденность, потребительство и др. Кроме этого, последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций. Они выражаются в следующем: - уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка; - непонимание некоторой частью молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье; - рост количества семей с единственным ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения; - рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем; - увеличение числа разведенных мужчин и женщин, которые затем не могут или не хотят повторно вступать в брак; - рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями; - значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам. Таким образом, современная семья переживает кризис, который охватывает все сферы ее развития и существования. Появляются новые формы семейного жизнеустройства, меняются функции, которые традиционно выполняли члены семьи, меняются и этические нормы, механизмы регулирования семейной жизни, на которых она базировалась. Степень научной разработанности проблемы. Семья представляет собой одну из фундаментальных ценностей человеческой культуры за весь период ее существования. Феномен семьи в традициях науки изучался всестороннее, многомерно и глубоко. Социология, психология, этнография, история, антропология, педагогика, культурология и многие другие науки внесли значительный вклад в понимание семьи как важнейшего элемента человеческого бытия и культуры. О ценности и важности семьи и брака в нравственном измерении писали многие выдающиеся отечественные философы, писатели, педагоги. Так, В.С. Соловьев нравственное значение брака видел в восполнении индивидуального человека до его истиной целостности; Л.Н. Толстой говорил о сложности семейных отношений у нравственного человека; В.А. Сухомлинский определял семью как ту первичную среду, где человек должен учиться творить добро и т.д. В русской философии проблема взаимоотношения полов, их религиозного и светского содержания, ценностного характера семейно-брачных отношений выявила не только традиции, но и тенденции изменения обоснования семьи в качестве социальной ценности. Ценность семьи оказалась важнейшим итогом размышлений таких представителей русской философской мысли, как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, О.В. Рябов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский. Сама иерархия ценностей в их работах выстроена путем сакрализации целей и задач развития общества. Социальная ценность семьи нашла свое освещение в трудах советских исследователей А.Г. Харчева, Д.И. Чеснокова, Н.Д. Шимина, Социально-экономический и социально-нравственные аспекты трансформации ценностных ориентаций в современной семье отражают труды К.К. Баздырева, А.А. Борисова, С.И. Голода, Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьевой, С.Д. Лаптенок, В.Т. Лисовского, Е.Б. Рашковского, Т.Ю. Шманкевича и др. Исторические и культурно-этнические особенности семьи и семейных ценностей отмечены в работах Ф.У. Алекперли, С.С. Анисиной, Н.В. Будур, Л.С. Васильева, И.В. Власовой, П.С. Гуревича, М.М. Ковалевского, В.Ю. Лещенко, М.К. Любарт, И.А. Магомедова, Л.М. Панковой, М.В. Рабжаевой, Т.С. Саидбаева, А.С. Сказко, В.В. Форсовой и др. Проблема социализирующей значимости семьи для личности отражена в работах Л.П. Буевой, П.С. Гуревича, В.С. Грехнева, О.М. Здравомысловой, Л.И. Казаковой, И.С. Кона, Л.Е. Моториной, Л.М. Панковой и др. Социологический анализ проблем современной российской семьи и ее ценностей дают в своих работах А.И. Антонов, С.Н. Варламова, А.И. Кузьмин, М.С. Мацковский, А.В. Носкова, Н.Н. Седова, С.А. Сорокин и др. Объект исследования:этика семейной жизни. Предмет исследования: влияние религии на формирование этики семейной жизни в отечественной культуре Цель исследования: выявить влияние религии на формирование этики семейной жизни в отечественной культуре. Задачи: • проанализировать содержание понятий «семья» и «семейная жизнь» в современном научном познании; • раскрыть основные подходы к определению механизмов регулирования семейной жизни в социогуманитарном знании; • выявить место и роль православия в формировании этических устоев семейной жизни в отечественной культуре; • рассмотреть влияние ислама на становление устоев семейной жизни; Методологическая основа исследования. В работе широко применялись общенаучные методические формы: системный анализ, дедукция, индукция, абстрагирование, обобщение, вторичный анализ философских, культурологических, религиоведческих исследований. Новизна исследования. Проанализировано влияние православия и ислама на формирование этики семейной жизни. На основе проведенного анализа разработаны методические рекомендации и консультации для родителей и педагогов ДОУ. Теоретико-практическая значимость. Значимость диссертации состоит в возможности использования ее положений и выводов для дальнейшего изучения проблем этики семейной жизни. Материалы диссертации могут быть использованы в образовательных учреждениях в качестве методологической и методической основы при подготовке и чтении курсов ОРКиСЭ, этики, истории этической мысли, а также спецкурсов по проблемам развития современного общества, семьеведения. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в работе общественных организаций с молодой семьей, занимающихся вопросами семейной и молодежной политики, с целью укрепления авторитета и поддержки института семьи и популяризации базовых семейных ценностей Апробация темы исследования: • Заседание межрегионального круглого стола «Место и роль женщины в культурах разных народов», Барнаул, АлтГПУ, 1 марта 2016 г. • Всероссийская научно-практическая конференция филологического факультета АлтГПУ «Полипарадигмальность современного образования: подходы и направления», Барнаул, 15-16 апреля 2016 г. • Участие в научной студенческой конференции «День науки 2016» филологического факультета, Барнаул, АлтГПУ, 23 апреля 2016 г. • 2 международная научно-практическая конференция «Культура в Евразийском пространстве: традиции и новации», Барнаул, АГАКиИ, 12-13 мая 2016 г. • Всероссийская научно-практическая конференция филологического факультета АлтГПУ«Ценности человеческого бытия», Барнаул, 6-7 октября 2016 г. • Участие в семинаре в рамках реализации инновационного проекта «Формирование целостного мировоззрения детей через включение знаний ОРКиСЭ в систему дошкольного образования» на базе МБДОУ «Детский сад №134» общеразвивающего вида Идеи диссертации отражены в следующих опубликованных работах: • Ишутина О.В. Сотрудничество как доминирующая парадигма взаимоотношения педагога и родителей. / Ишутина О.В. // Полипарадигмальность современного образования: подходы и направления: материалы научно-практической конференции, г. Барнаул, 15-16 апреля 2016 г. /под ред. С.А. Ан. – Барнаул: АлтГПУ, 206. – 383с. • Ишутина О.В. Трансформация системы ценностей в процессе перехода к информационному обществу/ Ишутина О.В. // Культура в Евразийском пространстве: традиции и новации: сборник материалов II Международнойнаучно-практической конференции. Барнаул, 12-13 мая 2016 г.: в 2 ч. / Редкол:В.И. Матис (гл. ред.) [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул: Изд-воАлт. гос. ин-т культуры 2016 –Ч. 1. –273 с. • Ишутина О.В. Ценностные ориентиры молодежи современного российского общества/ Ишутина О.В. // Ценности человеческого бытия: материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Барнаул, 6-7 октября 2016 г. /под ред. С.А. Ан. – Барнаул: АлтГПУ, 206. – 235 с. • Ишутина О.В. Роль семьи в формировании нравственных качеств дошкольников/ Калачева Н.Н., Ишутина О.В.,Байер Ю.Е.// Ценности человеческого бытия: материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Барнаул, 6-7 октября 2016 г. /под ред. С.А. Ан. – Барнаул: АлтГПУ, 206. – 235 с. Структура исследования. Отражает логику исследования в соответствии с целью и задачами. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы содержащего наименований, приложения. Общий объём работы страниц.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования механизмов регулирования семейной жизни. 10 1.1 Понятие «семья» и «семейная жизнь»: основные подходы и определения. 10 1.2 Представления о механизмах регулирования семейной жизни в научном познании 23 Глава 2 Влияние православия и ислама на формирование этики семейной жизни в отечественной традиции 28 2.1 Влияние православия на формирование устоев семейной жизни. 28 2.2 Значение ислама в формировании этики семейной жизни. 44 Заключение 50 Список использованной литературы 56
Список литературы

1. Антонов, А.И. Кризис семьи и родительства / А.И. Антонов // Проблемы родительства и планирования семьи / Отв. ред. А.И. Антонов. – Москва: ИС РосАН, 1992. – С 125-127. 2. Антонов, А.И. Судьба семьи в России ХХ1 века[Текст] / А.И. Антонов, Сорокин С.А. – Москва: Грааль, 2000. – 416 с. 3. Бестужев-Лада,И.В. Альтернативная цивилизация [Текст]/ И.В. Бестужев-Лада. – Москва: Владос, 1998. – 444 с. 4. Бойков, В.Э. Социально-политические ценностные ориентации россиян: содержание и возможности реализации / В.Э. Бойков (Социологические опросы) // Социологические исследования. - 2010. - № 6. – С. 27-35. 5. Бурова С.Н.Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии[Текст]/ С.Н. Бурова. Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2010. – 444 с. 6. Волков, А.Г. Семья – объект демографии [Текст]/ А.Г. Волков. – Москва:Мысль, 1986. – 311 с. 7. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ [Текст]/ С.И. Голод.– Санкт-Петербург:Петрополис, 1998. – 272 с. 8. Градосельская, Г.В. Сетевой анализ как метод исследования современных трансформаций / Г.В. Градосельская// Социально-экономическая трансформация в России: научные доклады / МОНФ. – Москва: 2001. – С. 43-76. 9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]/ В.И. Даль. – В 4 т. Москва: 1980. Т. 4. С.123 10. Девятых С.Ю. Семейные ценности и родительские ориентации юношей, и девушек: анализ гендерных различий [Текст]/ С.Ю. Девятых. – Минск:РИВШ, 2007. 160 с. 11. Дивицына Н. Ф. Семьеведение[Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Давиина. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 239 с. 12. Дорофеева, Т. Г.Этика семейных отношений в мировых религиях[Текст]: монография / Т.Г. Дорофеева. – Пенза: РИО ПГСХА, 2014. -–180 с. 13. Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст]/ В. Н. Дружинин. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 176 с. 14. Зацепин, А.И. Брак и семья [Текст]/ В. И.Зацепин. – Самара, 2007 // Психология семьи: хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, – 2007. – С. 3-32. 15. Ильин, И.А. О семье // Собр. соч.: в 10 т. – Москва, 1993. – Т.1. –С. 142-167. 16. Крымский, С.Б. Контуры духовности; Новые контексты индивидуальности / С.Б. Крымский//Вопросы философии. – 1992. – № 12. – С. 213.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования механизмов регулирования семейной жизни. 1.1 Понятие «семья» и «семейная жизнь»: основные подходы и определения. Понятие «семейная жизнь» неразрывно связано с понятием «семья», является производным от него. Семья – основной общественный институт, выполняющий исключительно важные социальные функции. Она является своеобразным каркасом любого этноса, народа, нации. Наряду с функциональной значимостью для общества семья является также уникальной общностью, в наибольшей степени, приспособленной к биопсихическим особенностям человека, где при благоприятно складывающихся отношениях реализуются его потребности. Исследование семьи ведется во многих направлениях, и это вполне закономерно, поскольку она представляет собой один из сложных социальных организмов. Каждая из наук, а именно: социология, юриспруденция, философия, религиоведение, демография, педагогика, психология, экономика и другие, - в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. В этой связи является актуальным вопрос о научном определении понятия семьи, которое могло бы быть исходным для всех отраслей науки и вместе с тем достаточно полным и точным, отражающим все существенные признаки самого социального явления. Как уже было сказано, познание семьи как социальной ценности характерно для всех общественных наук, однако, содержание данного понятия весьма неоднозначно.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg