Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Разработка методического пособия элективного курса «Системы счисления»

ang_not 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.08.2018
В условиях обновления содержания образования основная школа переходит к профильному обучению. В этих условиях разработка и внедрение элективных курсов становится важнейшим элементом образовательного процесса. Анализ ФГОС показал, что система школьного образования должна быть ориентирована не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их познавательных способностей и личности в целом. Предполагается модернизировать структуру, содержание и организацию образовательного процесса таким образом, чтобы обеспечивать более полный учет интересов, склонностей и способностей учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями.
Введение

Актуальность. Эффективность организации процесса обучения всегда являлась одной из первоочередных задач возникающих как при планировании урока учителем, так и перед обучающимися при освоении новых навыков и знаний. На сегодняшний день важны не только источники информации, используемые в процессе обучения, но и различные способы работы с ней благодаря включению в учебный процесс новых технических средств. В различных сферах образовательной деятельности информационные технологии играют все большую роль, особенно влияя на такие школьные дисциплины как «Информатика и ИКТ» и «Технология». Появление все большего объема информации, а также средств ее обработки подталкивают современного учителя к оптимизации учебного процесса по конкретной дисциплине, и в дальнейшем влечет оптимизацию всего образовательного пространства школы. Основная образовательная программа (ООП) среднего общего образования реализуется образовательными учреждениями благодаря учебным предметам, курсам, обеспечивающим различные интересы обучающихся, а также внеурочной деятельности. Учебный план любого образовательного учреждения и план внеурочной деятельности образовательного учреждения являются основными механизмами реализации основной образовательной программы. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) среднего общего образования (СОО) программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы. Также ООП должна обеспечивать создание условий для интеграции как урочных, так внеурочных форм проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов[ФГОС СОО, раздел 3 18.1.2.]. Именно учебно-исследовательская деятельность поможет в будущем быстро найти свою нишу в современном мире выпускникам учебных общеобразовательных учреждений, так как в профессиональной сфере всегда будет востребован молодой специалист готовый грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их воплощение в жизнь. Сегодня информационные технологии предоставляют учителю уникальные возможности. Но прежде чем использовать инновации в учебном процессе, учителю важно представлять, как эти возможности повлияют на эффективность обучения. Информационные технологии это тот проводник между учителем и современным учеником, который предоставляет возможность учитывать не только особенности познавательной деятельности учащихся, но и позволяет формировать информационно-предметную среду, основываясь на дидактических задачах и методическом обеспечении учебного процесса. Методическое обеспечение является одной из важнейших составляющих учебного процесса, особенно в части организации самостоятельной работы учеников. Связь между преподавателем и учеником должна сохраняться и после того, как ученик вышел из класса. Вопросы, возникающие у школьника в момент проведения самостоятельной, проектной или исследовательской деятельности, возможно разрешить посредством методических пособий, разработанных как дополнение к основному материалу программы. В методическом пособии есть возможность не только рассмотреть каждый алгоритм решения задания более подробно, остановиться на вопросах его практической реализации, но и оговорить моменты, очевидные для одних учеников, но представляющие существенные затруднения для других. Теоретическое осмысление проблемы исследования, анализ состояния практики учебной деятельности позволяет выделить объективно существующие противоречия между: необходимостью, сформулированной федеральным государственным образовательным стандартом, в формировании умений самостоятельного планирования, осуществления учебной деятельности и построением индивидуального образовательного маршрута; необходимостью разработки методического обеспечения для внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся и недостаточной научно-методической разработанностью этой проблемы. Выявленные противоречия очерчивают проблемное поле, связанное с изучением принципиальных подходов к разработке методического обеспечения во внеурочной деятельности. Анализ научной литературы по исследуемой проблеме, изучение средств для повышения эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование научного типа мышления, учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности, роли и места внеурочной деятельности в структуре среднего общего образования указали на необходимость исследования проблемы выявление педагогических и технических условий разработки методического обеспечения во внеурочной деятельности. Данная педагогическая проблема и определила тему исследования: «Разработка методического пособия элективного курса «Системы счисления»». Объект исследования – процесс обучения информатике старших школьников. Предмет исследования – методическое обеспечение процесса внеурочного обучения старшеклассников информатике. Цель исследования – разработки элективного курса «Системы счисления» для учащихся старшей ступени школы и методического пособия к нему. В ходе исследования выдвинута гипотеза: организация самостоятельной работы старшеклассников при изучении курса по теме «Системы счисления» с использованием методического пособия будет эффективна, если: ­ отбор содержания методического пособия проведён в соответствии с задачами изучения систем счисления; ­ учтены психолого-педагогические особенности учащихся старшего школьного возраста. Для реализации поставленной цели исследования можно сформулировать следующие задачи: 1) провести анализ требований ФГОС среднего общего образования к результатам освоения основной образовательной программы; 2) определить психолого-педагогические особенности обучения старшеклассников на уроках информатики; 3) ознакомиться с особенностями разработки элективных курсов; 4) изучить методику разработки методических пособий; 5) разработать элективный курс «Системы счисления»; 6) разработать методическое пособие элективного курса «Системы счисления». Для достижения поставленных целей использовались следующие методы исследования: 1. Анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования. 2. Анализ нормативных документов в сфере образования. 3. Анализ учебников и школьной программы по информатике. 4. Изучение методов разработки элективных курсов и методических пособий. Практическая значимость определяется тем, что разработанное методическое пособие элективного курса «Системы счисления» может использоваться в работе учителей информатики и позволит повысить качество предметных результатов при изучении курса «Информатика и ИКТ». Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемых источников и приложения.
Содержание

Введение 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ» В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 8 1.1 АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 8 1.2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 17 1.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 23 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ 32 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 34 2.1 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 34 2.2 РАЗРАБОТКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ТЕСТОВ К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ 44 2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 49 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ 54 Заключение 55 Список используемой литературы 57 Приложение А. Фрагмент содержания разработанного элективного курса «Системы счисления» 62 Приложение Б. Пример практических заданий по теме «Формула Шеннона. Оптимальное кодирование информации. Код Хаффмана» 75
Список литературы

1. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. "Математические основы информатики". Элективный курс: учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 2. Анеликова Л.А. Тесты. Информатика и ИКТ 6-11 классы М.: Дрофа, 2004 3. Багаев А.В., Векслер В.А. Психологические особенности изучения программирования в старших классах // Педагогические науки №34-1 // электронный журнал NovaInfo.Ru. 2009-2017. – [Электронный ресурс]. URL:http://novainfo.ru/article/3618 4. Баркова Е.Е. Преимущества и недостатки электронных учебников и их место в современном образовании // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 18.05.2017) 5. Бородин М.Н. Информатика. УМК для старшей школы : 10–11 классы. Углубленный уровень. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель: М.Н. Бородин. – Эл.изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. [Электронный ресурс].URL:http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf 6. Бородкина Т.А., Данильчук Е.В., Иванов К.Ю. Современные тенденции и методические аспекты построения элективного курса по информатике в школе // Грани познания. – 2013. – № 6 (26). – С. 101-104 7. Босова Л.Л. Информатика. 10 класс : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 288 с. 8. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике [Электронный ресурс]. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ Book_ZZ_Inf.pdf 9. Босова Л. Л. Арифметические и логические основы ЭВМ. Серия «Информатика в школе»./ Л. Л. Босова. - М.: Информатика и образование, 2000. - 208 с. 10. Горянская А.О., Штепа Ю.П. Использование игровых технологий при изучении систем счисления в школьном курсе информатики // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3011. 11. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., Академия, 2003. - 368 с. 12. Егорова А.М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г.Санкт- Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 173-179 13. Ермаков Д. С. Элективные курсы: требования к разработке//Профильная школа. – №3. – 2004. – С.6-16. 14. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы) // Информатика и образование. 2009. № 1. С. 3–19. 15. Зубрилин А.А. Технология разработки элективных курсов / А.А. Зубрилин, И.С. Паркина // Информатика и образование. – 2006. – №1. - С. 8–11. 16. Иванов С.Ю. Обучение решению сложных задач в системе элективных курсов по информатике: Дисс. … канд. пед. наук. М., 2007. – 267 с. 17. Информатизация общего среднего образования: Научно?методическое пособие / Под.ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 384 с. 18. Исупова Н.И. О проблеме преподавания информационных технологий // Материалы XV Международной конференции «Применение новых информационных технологий в образовании», 29-30 июня 2004 г. - Троицк, 2004. - С. 68-71 19. Козлов С.В. Особенности обучения школьников информатике в профильной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 1 (январь). – С. 26–30. [Электронный ресурс]. URL:http://e-koncept.ru/2014/14006.htm. 20. Коновалова Е.И. Элективный курс как фактор реализации индивидуальной образовательной траекториишкольников // Вестник БГУ. – 2013. – №15.– С.130-133 21. Корнеева Т.Б. Методологические основы создания элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ» на профильном уровне // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. [Электронный ресурс]. URL:/journal/2007/0115-4.htm. 22. Коробкова М.В. Применение электронных учебных пособий на уроках информатики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 801–805. [Электронный ресурс]. URL:http://e-koncept.ru/2014/54424.htm. 23. Кузнецов А.А. Элективные курсы образовательной области «Информатика»// Профильная школа. – 2005. – №3. С.19-22. 24. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб.пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.Г.Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с. 25. Левченко И.В. Методические особенности изучения систем счисления в курсе информатики основной общеобразовательной школы // Информатика и образование. 2008. № 1. С. 30-40. 26. Лещинер, В.Р. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015. Информатика. Учебное пособие. / В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин. – М.: Интеллект-Центр, 2015. – 176 с. 27. Математические основы информатики. Элективный курс: учебное пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – 2-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 328с. 28. Муратова Т. В., Баженов Р. И. О разработке урока по теме «Системы счисления» в курсе информатики и ИКТ 9 класса // Современная педагогика. 2014. – №11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3024. 29. Основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/primernaya-osnovnaya-obraz-programa-srednego-obshego-obrazov.html 30. Победоносцева М.Г. Система элективных курсов по информатике на старшей ступени общеобразовательной школы // Информатика и образование. – 2008. - №10. – С. 25-28
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ» В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 1.1 Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к результатам освоения основной образовательной программы Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования подразумевает под собой совокупность требований, которые обязательны при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями. Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся на ступени среднего общего образования, а также значимость этой ступени для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, обеспечивающий: формирование готовности учащихся к саморазвитию и беспрерывному образованию; отражающий особенности проектирования и конструирования развивающей образовательной среды образовательной организации; раскрывающий принципы и особенности активной учебно-познавательной деятельности обучающихся; специфику построения образовательного процесса, учитывающего индивидуальные, возрастные, психологические, физиологические особенности и здоровье учащихся. Стандартом устанавливается ряд требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: - к личностным результатам, которые включают сформированность мотивации учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, отражают аспекты готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, позволяют выявить сформированность совокупности значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, которые отражают экологическую культуру учащихся, гражданские и личностные позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg