Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Формирование профессиональных компетенций в студенческих отрядах Архангельской области

ang_not 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.08.2018
Стратегическая задача развития любого государства взаимосвязана с социализацией молодого поколения в общественную жизнь государства. Социализация личности осуществляется через такое взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его. В результате такого тесного взаимодействия и происходит процесс вхождения человека в социум и его приспособление (адаптация) к культурным, политическим, экономическим и другим условиям общественной жизни.
Введение

Студенчество является самой динамичной частью общества: быстро реагирует на любые изменения, улавливает новые тенденции в культуре, моде и т.д., и в целом воспринимает новое лучше, чем другие социальные группы. Данная группа характеризуется постоянным расширением и усложнением связей и взаимоотношений с различными социальными институтами. Студент в процессе профессионального обучения помимо специальной образовательной подготовки должен получить комплекс умений и знаний, которые повысят конкурентоспособность на рынке труда, расширят способности молодого человека, а также личностному и социальному развитию. Данные качества личности приобретают особую актуальность в период глубоких, радикальных реформ, которые сейчас претерпевает система общественного и государственного устройства страны. При этом обязательным условием эффективного реформирования российского общества является широкое практическое освоение молодежью и, в частности студенчеством, роли социального партнера органов государственного и муниципального управления в активизации процессов общественного развития, что находит свое закономерное отражение в реализации государственной молодежной политики. Так, Концепция ГМП Российской Федерации определяет, что «главное в государственной молодежной политике – повышение активности молодых людей и молодежи как социальной группы в реализации личных, государственных и общественных интересов, направленных на возрождение России и социальное развитие личности». В связи с этим, особую актуальность приобретают вопросы определения (создания) таких социальных механизмов, которые помимо обеспечения успешного становления будущего специалиста компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных сферах деятельности, готового к непрерывному профессиональному росту, обладающего высоким уровнем социальной и профессиональной мобильности, умением формулировать свои смысложизненные установки, способностью реализовывать и развивать свои задатки и творческие возможности, содействовали бы его включению в социально-значимую и социально-полезную деятельность, стимулировали его участие в реализации ГМП. Одним из таких механизмов эффективной социализации студенчества и развития студенческой молодежи является ее участие в движении студенческих отрядов. Студенческие отряды представляют собой сложное социальное явление, сочетающее в себе черты общественного формирования молодежи и одновременно являющееся формой участия студенчества в трудовой и социально-значимой деятельности. Вместе с тем, комплексного осмысления движения студенческих отрядов как социального явления современного периода до настоящего времени не осуществлялось. Так, практически отсутствуют работы, в которых бы системно рассматривался весь период развития движения студенческих отрядов в Советской Союзе и Российской Федерации. Роль студенческих отрядов в формировании профессиональных компетенций ранее исследована не была. Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью: комплексного изучения движения студенческих отрядов как социального явления; исследования процесса становления профессиональных компетенций на примере представителей студенческих отрядов; использования потенциала данного движения в интересах личности, общества и государства. Проблема исследования заключается в недостаточном уровне изученности влияния движения студенческих отрядов на формирование профессиональных компетенций и лидерских качеств участников отрядов. Целью данного исследования является изучение процесса формирования профессиональных компетенций у участников студенческих отрядов. Задачи исследования: ? провести анализ теоретических подходов к изучению движения студенческих отрядов, динамики развития, передового опыта организации студенческих отрядов в РФ, реализуемых движением студенческих отрядов социально-значимых проектов; ? исследовать специфику развития движения студенческих отрядов в современном периоде на примере Архангельской области; ? провести исследования по оценке влияния движения студенческих отрядов на формирование лидерских качеств и профессиональных компетенций личности у участников движения. Объект исследования – представители студенческих отрядов Архангельской области. Предмет исследования – процесс формирования профессиональных компетенций в рамках деятельности студенческого отряда. Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что участие в студенческом отряде формирует и укрепляет профессиональные компетенции и лидерские качества у студенческой молодежи.
Содержание

Определения, обозначения и сокращения…………………………………………… 5 Введение..……...………………………………………………………………………... 6 1 Теоретические аспекты формирования профессиональных компетенций студентов………………………………………………………………………………... 9 1.1 Основные аспекты профессиональной компетенции…………………………….. 9 1.2 Совершенствование практического обучения студентов в условиях повышения требований работодателей к профессиональным компетенциям……... 11 1.3 Студенческие отряды России……………………………………………………… 14 1.4 Профессиональное становление студентов через участие в студенческом отряде……………………………………………………………………………………. 20 2 Студенческие отряды Архангельской области……………………………………... 24 2.1 Молодежь Архангельской области……………………………………………….. 25 2.2 История движения студенческих отрядов в Архангельской области…………... 27 2.3 «Полярный десант»…………………………………………………………………. 35 3 Исследование…………………………………………………………………..……... 37 3.1 Описание исследования……………………………………………………………. 37 3.2 Анализ данных исследования……………………………………………………… 37 3.3 Выводы по исследованию………………………………………………………….. 47 3.4 Методические рекомендации……………………………………………………… 48 Заключение…...…………………………………………………………………………. 50 Список использованных источников……………...………………………………....... 52
Список литературы

1 Протокол Правления №5 от 7 апреля 2012 г. Положение о студенческом отряде. Утверждено Молодёжной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие Отряды». 2 Протокол Правления от 19 января 2007 г. № 7 Молодежного общероссийского общественного движения «Российские студенческие отряды». 3 Афанасьева, Т.П. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения / Т. П. Афанасьева, Е. В. Караваева, А. Ш. Канукоева [и др.] – М.: Изд-во МГУ, 2013. – 96 с. 4 Блинов, В.И. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / В.И. Блинов и др. – Выпуск 1. – М.: ФИРО, 2013. – 10 с. 5 Ведерникова, Л.В. Профессиональное становление студентов в условиях модернизации педагогического образования в условиях модернизации педагогического образования / Ведерникова Л.В., Поворознюк О.А. // Сибирский педагогический журнал. – 2013. № 6. – С. 102-105. 6 Ведерникова, Л.В. Становление траектории профессионального развития как средство самореализации будущих педагогов / Ведерникова Л.В., Тенюнина И.А. // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. – 2013. – № 5 (11). – С. 4-9. 7 Ведерникова, Л.В. Профессиональная социализация педагога в условиях социального партнерства / Л. В. Ведерникова, В. М. Кашлач: монография - Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Ишимский гос. пед. ин-т им. П. П. Ершова». Ишим, Тюменская обл., 2013.- 43 с. 8 Ведерникова, Л.В Профессионально-творческое саморазвитие студентов педвуза: учеб. мет. Пособие / Л.В. Ведерникова, И.М. Кунгурова. – Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. – 144 с. 9 Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2013. – № 10. – С. 51-55. 10 Донцов, А.И. О понятии группа в социальной психологии // Вестник Моск. ун.-та. Сер. 14. Психология. – 1997. – № 4. – С. 13. 11 Дорошенко, В. Н. Инновационные подходы в подготовке компетентного специалиста / В. Н. Дорошенко, О. А. Кирпичева // Образование в Республике Коми. – 2013. – С. 2-6. 12 Звонников, В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учебное пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Университетская книга; Логос, 2013 – 272 с. 13 Зеер, Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. – 2000. – №3(5). – С. 90-102. 14 Иваненков, С.П. Студенческие трудовые отряды: опыт, анализ, перспективы / Иваненков С.П., Сазонов И.Е. – СПб, 2001. – 33 с. 15 Иванова, А. Коллектив либо команда? // Элитный персонал. – 2005. – № 8. – С. 24-28. 16 Капустина, Л.И. Организация самостоятельной работы студентов в условиях модернизации СПО // Научные исследования. – 2013. – № 3. – С. 88-92. 17 Клименко, В.А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель // Социологический альманах. – 2013. – №3. – С. 92-102. 18 Кобякова, М.А. Проблемы и перспективы формирования проектно - конструкторской компетенции учащихся / М.А. Кобякова, М.А. Ельмендеева // В мире науки и инноваций: сборник статей междунар. науч. - практ. конф. Том 5.– Пермь: ООО «Аэтерна», 2016. – 108 с. 19 Лазаренко, В.А. Роль студенческих отрядов в формировании профессиональных и личностных компетенций будущих специалистов // Материалы международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Молодежь в современном мире» / Лазаренко В.А., Шульгина Т.А. – Курск, 2015. – С. 203-248. 20 Педкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2013. – 430 с 21 Старченко, Е.В. Педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф.– СПб.: Заневская площадь, 2014. –173-182 с. 22 Ховов, О.В. Компетентность профессиональная. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т.– М.: АПО, 1998. – Т.1. – 455 с. 23 Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов – М.: Институт новых образовательных технологи,. 2002. – 19 с. 24 Шаповалов, С. Н. Деятельность студенческих отрядов в современной России // Общество: политика, экономика, право. – 2013. – №2 – С. 11-15. 25 «Из истории студенческих строительных отрядов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=5863 (дата обращения 2 апреля 2017 года) 26 Положение о студенческом отряде от 7 апреля 2012 Молодежного общественного движения «Российские студенческие отряды» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.shtabso.ru/14.html (дата обращения 3 мая 2017 года). 27 Лутай, М.Е. Партийное руководство трудовым воспитанием студенческой молодежи в 60-80 -е годы:. дисс. д.и.н. М., 1992. – 178 28 Солодова, Т.В. Психосоциальное исследование студенческой молодежи // Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 60. – С. 468-473.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ 1.1 Основные аспекты профессиональной компетенции Разработка основных образовательных программ в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования предусматривает обязательное определение возможностей вуза в создании условий для формирования общекультурных компетенций выпускников, всестороннего развития личности. Во ФГОС указано, что высшее учебное заведение обязано способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. На сегодняшний день в нашей стране имеется острая необходимость в высококвалифицированных специалистах, владеющих в достаточной степени профессиональными компетенциями [2]. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы заложены в перечне компетенций. В психологической и педагогической сфере существуют различные взгляды к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Многие ученые, которые изучали сущность компетенции, особенно выделяют ее paзнoплaнoвость и систематизирующий характер. О.М. Бoбиeнкo считает, что компетенция – индивидуальные способности любого человека решать различные задачи либо как сумма знаний, умений и навыков, обязательных для успешного выполнения определённой работы. При этом, наряду с мотивацией и другими эмоциональными установками должны работать познавательные и аффективные навыки. А. В. Хуторской трактует понятия «компетенция» и «компетентность» как общее и индивидуальное. Он считает, что компетенция «некое отчуждённое, наперёд заданное требование к образовательной подготовке учащегося» по овладению суммой таких качеств личности, знаниями, умениями, навыками, требующиеся для выполнения деятельности. Он также считает, что термин «компетентность», используется для закрепления уже состоявшихся качеств личности [5]. В последнее время появились несколько работ, в которых рассматривается попытка дать ответ на этот сложный вопрос, одновременно используя возможности различных наук. «Компетенции – это обобщённые и хорошо сформированные качества личности, умение использовать полученные знания и навыки использовать на практике. А. В. Хуторской, полагаясь на позиции личнocтнo-opиeнтиpoвaннoгo обучения, добавляет ещё комплекс смысловых ориентаций, необходимых для качественной деятельности [5].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg