Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

ang_not 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.08.2018
В первой части работы была рассмотрена проблема индивидуально-психологических особенностей и копинг-механизмов в психологической науке в целом. Описаны особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучены индивидуально-психологические особенности и копинг-механизмы отцов и матерей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Жизненные ориентации деформируются по-разному у матерей и отцов. Матери находятся с детьми постоянно. Ребенок с ОВЗ требует от матери гораздо больше затрат времени и энергии, чем обычный ребенок, он связывает мать по рукам и ногам. Матери часто жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребенком, что ведет к повышенной физической и моральной нагрузке, подтачивает их силы и вызывает запредельное утомление. Часто для таких матерей свойственны снижение психического тонуса и заниженная самооценка. Они утрачивают радость жизни, отказываются от дальнейшей профессиональной карьеры. Жизненные обстоятельства переживаются как чувство невозможности реализации собственных жизненных планов, как потеря интереса к себе как к женщине и личности.
Введение

Актуальность проблемы исследования. Проблема воспитания детей с ОВЗ в семье для современной специальной педагогики и психологии является центральной проблемой, требующей разрешения, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Воспитание ребенка – трудный и ответственный процесс, требующий много времени и терпения. Воспитание детей с ОВЗ сопровождается еще большими сложностями и проблемами. Однако при правильном подходе можно добиться значительного прогресса. Значительный вклад в разработку проблемы воспитания детей с нарушениями в развитии внесли отечественные ученые, как в области социальной, так и коррекционной педагогики (Г.Л. Андросова, Г.В. Васенков, А.А. Венгер, В.В. Воронкова, Н.М. Галимова, О.Б. Дудко, С.Д. Забрамная, А.В. Закрепина, М.А. Егорова, Э.И. Леонгард, Г.А. Мишина, Н.В. Москоленко, Ж.И. Назамбаева, Т.С. Никандрова, Е.А. Стребелева, Л.Ф. Хайртдинова, И.И. Черепанова, О.О. Шацкая, Н.Д. Шматко и др.), так и специальной психологии (Л.Г. Агавелян, И.С. Багдасарьян, Н.Л. Белопольская, Т.Г.Богданова, Г.Г. Буторин, Е.Г. Дзугкоева, О.В. Залесская, И.А. Коробейников, И.Ю. Левченко, Н.В. Мазурова, В.М. Махова, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, О.С. Назаревич, Л.С. Печникова, Е.В. Самойленко, В.В. Ткачева, Е.В. Хлыстова, А.Ю. Хохлова и др.). [25, 27, 29, 45, 48] Главной проблемой в воспитании детей с ОВЗ могут стать сами родители, в основном матери. Многие не могут принять проблемы ребенка, стыдятся их, некоторые считают себя виноватыми, а другие стараются совсем их игнорировать. Нарушение психоэмоциональной сферы матерей ведет к ухудшению психологического состояния детей. В таких случаях ребенок не только не получает необходимой материнской помощи и внимания, но еще больше замыкается в себе, чувствуя свою ущербность. Все это приводит к аномальному стилю воспитания – гипер– и гипоопеке, эмоциональному отвержению ребенка, гиперсоциализации и так далее, что может привести к еще большему усугублению проблем ребенка. При своевременной помощи родителям возможно избежать многих отрицательных последствий, которые могут отразиться на всех членах семьи, преимущественно на ребенке. Равным образом важно показать ребенку, что они верят в его потенциал и силы и любят его, независимо ни от чего. Все силы должны быть вложены в развитие самостоятельности ребенка. На данный момент не существует единой системы психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ. Именно по этой причине вопрос исследования целостного подхода психологической помощи родителям остается актуальным по сей день. Цель исследования: анализ взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и копинг-механизмов родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Задачи исследования: 1. Рассмотреть проблему индивидуально-психологических особенностей и копинг-механизмов в психологической науке. 2. Изучить особенности психоэмоционального состояния семей, воспитывающих детей с ОВЗ. 3. Проанализировать корреляционные связи между индивидуально-психологическими особенностями и копинг-механизмами родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Объект исследования: индивидуально-психологические особенности и копинг-механизмы родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Предмет исследования: взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и копинг-механизмов родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют взаимосвязи между показателями копинг-механизмов и индивидуально-психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Теоретико–методологическая база исследования: междисциплинарный характер проблемы исследования определил необходимость применения научных теорий, принципов и подходов: культурно-историческая теория развития человеческой психики в процессе социализации (Выготский Л.С., Божович Л.И., Леонтьев А.Н., Лисина М.И.), структурно–динамический подход, предполагающий анализ психических явлений во множестве внешних и внутренних отношений, в которых они существуют как целостная система (Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л.), а также базовые подходы к исследованию семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии (Закрепина А.В., Мишина Г.А., Стребелева Е.А., Ткачева В.В.). [29, 44, 46, 47] Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений (Собчик Л.Н.), методика «Стратегии совладающего поведения» (Лазарус Р.). Для математической обработки результатов использовался корреляционный анализ по критерию Спирмена, и сравнительный анализ по критерию Манна-Уитни, также высчитывалась описательная статистика. Для решения данной задачи применялся пакет Статистика 10.0. Практическая значимость исследования: Разработка конкретных психологических воздействий позволит более эффективно решать проблемы работы с семьями, оптимизировать детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. База исследования. Исследование осуществлялось в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы "Специальная (коррекционная) школа № 895". Структура выпускной квалификационной работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДНИЕ…………………………………………………………………………….…3 ГЛАВА 1. Проблема индивидуально-психологических особенностей и копинг-механизмов в психологической науке………………………………………………...6 1.1 Особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ…………………...…………6 1.2 Индивидуально-психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ…………………………………………….…………………………..15 1.3 Копинг-механизмы родителей, воспитывающих детей с ОВЗ………………...20 ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей и копинг-мехзанизмов родителей, воспитывающих детей с ОВЗ……………….…………………………………………………………...………..272.1 Организация исследования……………………………………………….………27 2.2 Результаты описательной статистики данных…………………….…………….31 2.3 Результаты корреляционного анализа взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и копинг-механизмов……………………………..34 2.4 Результаты сравнительного анализа показателей копинг-механизмов и индивидуально-психологических особенностей …………………………………...41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………….45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….49 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. / М.М.Айшервуд -М.: Педагогика, 1991. 112 с. 2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2003. 368 c. 3. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л.И. Аксенова //Дефектология. - 1997. № 1. 4. Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. – М., 2014. – 336 с. ин-т. - Режим доступа: http://mggush.ru/sites/default/files/aktualnye_problemy_obucheniya_i_vospivospit_lic_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami 5. Антонов А. И. Семья — какая она и куда движется // Семья в России. — 1999. - №1-2. – С. 30-53 6. Ашанина Е.Н. Психология копинг поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России // Диссертация на соискание ученой степени доктора психологически наук - Санкт-Петербург 2011 г - 340 с. 7. Баксанский О.Е., Самойлова В.М. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Кн. 3: Аффективная сфера личности и психологии общения. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013 – С. 165 - 173 8. Бельтикова М.Д. Социально–психологическое сопровождение родителей как составляющая комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум–2014: VI Междунар. студ. электрон. науч. конф. – [Б. м.], 2014. ин-т. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/4620.pdf 9. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 544 с. 10. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2000. – 440 с. 11. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984. – 240 с. 12. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии. / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973. – 175 с. 13. Вроно Е.М. Несчастливые дети — трудные родители: наблюдения детского психиатра. — М., 1997. – 126 с. 14. Галасюк И.Н. Проблема психологической травматизации членов семьи инвалида // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2011. - №1. – С. 54-59 15. Грошева Е.В. Отношение родителей к психическому расстройству ребенка: Диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Санкт–Петербург, 2009. 235 c. 16. Дрожжина Е.С. Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/ Е. С. Дрожжина // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - N 4. - С.36-37 17. Дэвис Х. Как помочь семье, в которой серьезно болен ребенок: взгляд психолога. М.: Этерна, 2011. 220 c. 18. Залобина А.Н. Особенности межличностных отношений в семьях с ребенком с ограниченными возможностями // Ученые записи Санкт–Петербургского государственного института психологии и социальной работы. СПб, 2009. т.11. 11. С. 128—131. 19. Золотникова Г.П. Психологический анализ родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями психического развития [Электронный ресурс] // Вестн. Брян. гос. ун–та. – 2013. – № 1/1. ин-т. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ihologicheskiy–analiz–roditelskih–otnosheniy–v–semyah–vospityvayuschih–detey–s–narush 20. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики. 2006. – 320 с. 21. Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. — 1997.- №2 – С. 78-88 22. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. – 208 с. 23. Кон И.С. Ребёнок и общество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 336 с. 24. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников - М.: ПЭРСЭ, 2002. – 192 с. 25. Ларионова С.О. Содержание психологического консультирования как комплексные формы работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития // Спец. образование. – 2011. – № 1. – С. 84–92. 26. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: 2008. 240 с. 27. Лысенко Е.Н. Изучение личностных особенностей и психоэмоциональной сферы родителей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития [Электронный ресурс] / Лысенко Е.Н., Золотникова Г.П. // Вестн. Брян. гос. ун–та. – 2013. – № 1/1. ин-т. – Режим доступа: http://knigilib.net/book/311–pedagogika–i–psixologiya–vestnik–1–2013/52–izuchenie–lichnostnyx–osobennostej–i–psixoyemo
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСИКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 1.1 Особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не всегда относится к разряду «проблемных семей», не способных с умом решать задачи развития. Трудности, которые семья данного типа испытывает постоянно, значительно отличаются от повседневных за¬бот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. [41] Однако рождение ребенка с ОВЗ может быть деструктивным фактором, который нарушает привычное функционирование семьи и в конечном итоге приводит к трансформации ее структуры. Если в семье появляется ребенок с интеллектуальными нарушениями, то как бы родители не любили его и не пытались сохранить полноценные отношения между собой, рано или поздно в семье назревает конфликтная ситуация. [7] Чаще всего это выражается в распаде брака, когда отец, не выдерживая психологической и физической нагрузки, которая возникает на пути воспитания ребенка, уходит из семьи. Так же, особенности ребенка могут служить и скрепляющим, стабилизирующим семью фактором. Но если этот фактор единственный сохраняющий брак, то семья становится проблемной. Внутренние конкретные проблемы членов семьи будут скрываться за преувеличенной заботой о ребенке. Накопившееся, но скрываемое эмоциональное раздражение родителей может приобретать неожиданные формы проявления: скандалы без повода, депрессия, поиск утешения в увлечении разнообразными околонаучными и религиозными учениями и т. п. Положение матерей в подобной ситуации как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. [45] Так же семья относится к проблемной и в том случае, если отношения между ребенком здоровым и ребенком с ОВЗ нарушаются, по ряду ограничений или же из-за эмоционального непринятия дефекта. Например, ребенок, имеющий, брата- или сестру-инвалида, часто сталкивается со следующими проблемами: - снижается интенсивность его контактов со сверстниками на своей территории, так как ребенок, стыдясь внешнего вида и поведения инвалида, не приглашает в гости друзей, старается реже бывать дома; - из-за болезни одного ребенка ограничивается общая (физическая и психическая) активность внутри семейного пространства; Обычно выделяют несколько типов реакций и соответствующих стратегий поведения: Принятие ребенка и его дефекта Родитель принимает дефект своего ребенка, адекватно оценивает ситуацию, проявляет настоящую преданность и заботу. Родители не испытывают чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом является: «Необходимо достигнуть как можно большего там, где это возможно». В большинстве случаев вера в силы и способности ребенка дает родителям душевные силы и поддержку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ребенка в социуме.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg