Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РЕКЛАМА И PR

Технологии формирования и развития корпоративной культуры образовательного учреждения

ang_not 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 107 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.08.2018
Корпоративная культура образовательного учреждения имеет двойственную природу: с одной стороны, это культура достижения интересов на рынке образовательных услуг – культура конкурентной борьбы; с другой – это традиционная академическая культура, основанная на сохранении и приращении педагогических ценностей.
Введение

Актуальность темы исследования. В современном российском обществе социальные, культурные, экономические, политические и иные процессы создают новые условия функционирования образовательных организаций, требующих значительной интеграции ресурсов, повышения конкурентоспособности, развития адаптивности к изменяющимся условиям среды, качественного подхода к подбору и подготовке кадрового состава, укрепления системы управления и контроля за их деятельностью. В связи с этим, одним из значимых направлений развития образовательного учреждения является формирование корпоративной культуры как стратегически важного инструмента, позволяющего значительно преумножить потенциал организации, интегрировать ее в коммерческую среду, влиять на привлекательность во внешней среде, укреплять позиции среди других образовательных структур, мобилизовать весь коллектив на достижение общих целей, формировать ответственное отношение к поставленным задачам, развивать творческий потенциал сотрудников. Учитывая, что процесс формирования корпоративной культуры образовательной организации предполагает проработку всех видов деятельности (учебной, воспитательной, научно-исследовательской, творческой, общественной, хозяйственной, кадровой, информационной и др.), то зачастую уровень развитости ее компонентов остается достаточно низким. Это обусловлено многими причинами, актуальными для большинства образовательных учреждений: недостаточным выделением финансовых средств; слабым материально-техническим обеспечением; непродуманностью стратегии развития корпоративной культуры; потребностью в оптимизации системы управления в целом; неготовностью коллектива к изменениям; обособленностью учащегося контингента от происходящих внутренних процессов и другими. В связи с этим, достаточно остро стоит проблема изучения способов и средств конструирования корпоративной культуры в образовательном учреждении с учетом преодоления имеющихся трудностей. Степень разработанности проблемы. Исследованием основных характеристик формирования корпоративной культуры занимаются как зарубежные, так и отечественные ученые. Все многообразие источников по данной проблематике следует разделить на несколько групп. Изучением содержания корпоративной культуры, с точки зрения функционального подхода, занимались такие исследователи, как А.В. Колесников, А. Ю. Мешков, Г.Л. Багиев, В.В. Томилов, З.А. Чернышева, А.И. Кочеткова, Х.Ю. Варнеке. Структурные компоненты корпоративной культуры в своих работах рассматривали: Ф. Харрис, Р. Моран, Иванов М.А., Т. Дил, А. Кеннеди, Шустерман Д.М, Веретенов В.И., А.И. Пригожин. В работах Т. Дила и А. Кеннеди, Д. Мерсера, Дж. О'Шонесси, Т. Питерса и Р. Уотермена, Ф. Дж. Роджерса, Э. Шейна рассматриваются основные компоненты корпоративной культуры и их значение в деятельности организации. В отечественной социологии А. К. Гастев, Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапин, Ю. Д. Красовский, В. Г. Подмарков, С. Г. Струмилин, Ж. Т. Тощенко, В. А. Ядов поднимали вопрос о роли корпоративной культуры в функционировании различных социальных институтов. Культуру организации в сопряжении с социально-экономическими факторами изучали Е. Г. Антосенков, Л. А. Гордон, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Э. В. Клопов, А. В. Тихонов, Р. В. Рывкина, О. И. Шкаратан и др . Следующая группа исследователей (И.Е. Шпилевая, А.В. Унылова, A.B. Мудрик, E.H. Шиянов, Е.В. Бондаревская, В.Е. Данильчук, А.Г. Асмолов, Н.Д. Никандров, Г.П. Кальдинова, А.С. Лиджиев) занималась изучением процесса формирования корпоративной культуры в образовательных учреждениях. Объектом исследования является корпоративная культура образовательного учреждения как система ценностей, идей, взглядов, правил и норм поведения, разделяемых всеми субъектами образовательного пространства. Предмет исследования выступает процесс формирования и развития элементов корпоративной культуры образовательного учреждения. Цель исследования заключается в анализе способов и технологий конструирования корпоративной культуры образовательного учреждения для оптимизации его функционирования на рынке образовательных услуг. Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие исследовательские задачи: 1) рассмотреть основные подходы к понятию «корпоративная культура»; 2) охарактеризовать составляющие корпоративной культуры образовательного учреждения; 3) описать основные этапы разработки корпоративной культуры образовательного учреждения; 4) проанализировать технологии и механизмы формирования и развития корпоративной культуры в образовательном учреждении; 5) изучить элементы корпоративной культуры Тульского областного колледжа культуры и искусства; 6) разработать проект по совершенствованию корпоративной культуры Тульского областного колледжа культуры и искусства. Гипотеза исследования. Корпоративная культура в образовательном учреждении как совокупность принятых в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности, направлена на повышение эффективности управления образовательной организацией, развитие внутренних корпоративных связей, расширение системы коммуникаций, успешное позиционирование на рынке образовательных услуг. Зачастую в образовательных учреждениях корпоративная культура складывается спонтанно, не выполняет в полной мере возлагаемых на нее функций, что в целом снижает ее конкурентные и управленческие возможности. В связи с этим, целенаправленное формирование корпоративной культуры с использованием различных средств и технологий позволит улучшить имидж конкретного образовательного учреждения, сделать его эффективным на рынке образовательных услуг. Теоретико-методологическая база исследования. В основе исследования лежат положения и выводы ведущих российских и западных ученых, специализирующиеся на изучении корпоративной культуры в учреждениях образования. В исследовании нашла отражение методика диагностики и оценки корпоративной культуры К. Камерона и Р. Куинна. Методика предназначена для оценки эффективности корпоративной культуры и определении тех ее аспектов, которые для компании желательно изменить. В фокусе внимания находится фундамент культуры организации. В работе использовались системный, структурно-функциональный, институциональный. культурологический подходы. Благодаря эмпирическим методам (глубинное интервью, фокус-группы) были определены способы и средства формирования корпоративной культуры в образовательном учреждении. Для сбора эмпирических данных также использовались SWOT- анализ и информационный аудит. Эмпирическую базу работы составляют следующие социологические исследования, выполненные при непосредственном участии автора: - «Информационное пространство ГПОУ ТО «ТОККиИ» (2017 г.): информационный аудит. Руководитель: Киняшева Ю.Б., Лиховцева А.О. - «Изучение состояния корпоративной культуры Тульского областного колледжа культуры и искусства» (2017 г.): глубинное интервью. Руководители: Киняшева Ю.Б, Лиховцева А.О. – лаборатория социально-политических исследований. Объем выборочной совокупности - 5 сотрудников колледжа. - «Оценка предложенных элементов корпоративной культуры: логотип, слоган, миссия» (2017 г.): фокус-групповое интервью. Руководители: Киняшева Ю.Б., Лиховцева А.О. – лаборатория социально-политических исследований. Объем выборочной совокупности – 30 человек. Научная новизна исследования состоит в следующем: - на основе анализа теоретических подходов уточнено понятие «корпоративной культуры образовательной организации», представляющее собой систему материальных и духовных ценностей, совокупность норм, правил и моделей поведения, интегрированных в образовательный процесс; - выявлен многогранный и динамический характер корпоративной культуры, заключающийся в многообразии ее структурных элементов, их трансформации под воздействием факторов внешней среды; - определено, что процесс формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации осуществляется под воздействием факторов внешней и внутренней среды; - разработан проект развития корпоративной культуры Тульского областного колледжа культуры и искусства. Положения, выносимые на защиту. 1. Корпоративная культура образовательного учреждения представляет собой многогранное социальное явление, базирующееся на таких составляющих, как система ценностей организации, установки и лояльность сотрудников, принятые нормы поведения, символика, характер коммуникаций. Формирование и развитие корпоративной культуры в образовательной среде способствует повышению эффективности управления организационной системой, развитию внутрикорпоративных связей, расширению внутренних коммуникаций, успешному позиционированию на рынке образовательных услуг. 2. В образовательной среде в структуре корпоративной культуры выделяют функциональные (социально-психологический климат, конкурентоспособность организации, мотивация сотрудников, коммуникация внутри организации) и структурные (система ценностей сотрудников, поведение, корпоративная этика, организационное стимулирование развития сотрудников и их саморазвитие, цель, миссия, стратегия развития организации, инновационный потенциал педагогов, язык организации, ритуалы и традиции, сложившиеся в организации, организационная символика и атрибутика) элементы. Учитывая специфику образовательного учреждения, характеристики целевых групп (руководство, педагоги, обучающиеся, учебно-вспомогательный персонал, сотрудники и др.), важно проработать каждый компонент корпоративной культуры ориентируясь на все виды осуществляемой деятельности (хозяйственную, педагогическую, научно-исследовательскую, творческую, информационную и т.д.). 3. Становление корпоративной культуры в образовательном учреждении в современном российском обществе происходит под влиянием многих факторов (влияние руководства на проблемы организации, поведение руководства в критических ситуациях, отношение сотрудников к работе, способы поощрения и мотивации сотрудников, педагогов, обучающихся, отбор, назначение, увольнение из организации, структура организации, уровень квалификации педагогического состава, система коммуникаций в учреждении, конкурентность на рынке образовательных услуг, стоимость образования и др.), учет которых способствует выработке эффективной корпоративной политике и определению общей цели развития. Потребность формирования корпоративной культуры в российских образовательных учреждениях основана на необходимости привлечения дополнительных ресурсов для повышения их конкурентоспособности. 4. Процесс конструирования корпоративной культуры образовательного учреждения предполагает проработку следующих важных аспектов: система лидерства (наличие признанного руководителя, его грамотного управление структурой, личный пример при решении каких-либо задач, соблюдение принципа субординации и т.д.); система коммуникаций (открытость, доступность, функциональность, взаимосвязанность на всех уровнях организации); управление конфликтными ситуациями (стиль управления, методы, принимаемые меры); действующая символика (наличие корпоративных знаков, символов, слоганов, лозунгов, ценностей и т.д., отношение к ним со стороны всего коллектива); положение каждого сотрудника в коллективе (права, правила поведения, обязанности, ответственность в трудовом процессе); события (проведение различных мероприятий, поддержание традиций, мифов). 5. Для изучения корпоративной культуры в Тульском областном колледже культуры и искусства были проведены SWOT-анализ и информационный аудит, которые показали следующие проблемные зоны: отсутствие основных элементов корпоративной культуры, низкий уровень сплоченности коллектива, разобщённость во взаимоотношениях «педагог - студент», неразвитость внутренних коммуникаций, устаревший образ на рынке образовательных услуг, неэффективная система мотивации и поощрения как педагогов, сотрудников, так и студентов и другие. Подобная ситуация негативно сказывается на имидже колледжа в целом, снижает его возможности конкурировать с другими учреждениями, а также делает его мало привлекательным для будущих абитуриентов. В связи с этим, корпоративная культура должна выступить значимым интегрирующим и стратегическим инструментов в ходе оптимизации функционирования Тульского областного колледжа культуры и искусства. 6. Для повышения эффективности функционирования Тульского областного колледжа культуры и искусства, а также оптимизации ее имиджевых характеристики во внешней среде, был разработан и внедрен проект, направленный на развитие корпоративной культуры и ее основных элементов: миссии колледжа, слогана, корпоративных ценностей, элементов фирменного стиля (логотипа, фирменного комплекта цветов). Проект предполагает продуманную, поэтапную и системную работу, в которой особое внимание уделено проведению корпоративных мероприятий. Основной целью корпоративных мероприятий в колледже становится объединение всех сотрудников, учащихся, педагогов общими корпоративными ценностями и идеями о будущем развитии учреждения. Практическая значимость. Результаты работы представляют особый интерес для образовательных организаций и возможности развития корпоративной культуры. В работе предложен проект по формирования корпоративной культуры, который востребован и применен в деятельности Тульского областного колледжа культуры и искусства. Апробация. Материалы и выводы апробированы автором в следующей форме: 1) Разработан проект программы развития корпоративной культуры ГПОУ ТО «ТОККиИ» (акт о внедрении прилагается). 2) Участие в научно-практической конференции (XXVI Всероссийские чтения студентов, аспирантов, молодых ученых с международным участием: «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки»: 2017 г.) 3) Публикация: Лиховцева А.О. Развитие корпоративной культуры в образовательном учреждении/ XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки. Тезисы XXVI Всероссийских чтений студентов, аспирантов, молодых ученых с международным участием. Тула: Изд-во ТулГу, 2017. С. 75. Структура работы. Дипломная работа включает в себя введение, три главы основной части, по два параграфа в каждой главе, заключение, библиографический список и приложения.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….….…3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения корпоративной культуры образовательного учреждения………………………………………………..…...12 1.1. Корпоративная культура: основные подходы к понятию .……………..…..12 1.2. Составляющие корпоративной культуры образовательного учреждения....21 Глава 2. Особенности формирования корпоративной культуры в системе образования……………………………………………………………………..…..37 2.1. Основные этапы разработки корпоративной культуры образовательного учреждения……………………………………………………………………....….37 2.2. Технологии формирования и развития корпоративной культуры в образовательном учреждении………………………………………………….….49 Глава 3.Конструирование корпоративной культуры образовательного учреждения посредством PR-технологий…………………………………….…..57 3.1. Характеристика элементов корпоративной культуры Тульского областного колледжа культуры и искусства…………………………………………………...57 3.2. Разработка проекта по совершенствованию корпоративной культуры Тульского областного колледжа культуры и искусства……………………..…..65 Заключение…………………………………………………………….…………....78 Список литературы…………………………………………………………………81 Приложение…………………………………………………………………………91
Список литературы

Монографии 1. Абрамова С.Г. О понятии “корпоративная культура”. М.: Экзамен, 2005. 89 с. 2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 2008. 416 с. 3. Арджирис К. Организационное научение. М.: Инфра-М, 2004. 564 с. 4. Багриновский К.А. Роль корпоративной культуры в развитии экономики. М.: ЦЭМИ, 2004. 74 с. 5. Бараненко С.П. Эффективная организационная культура как необходимое условие стратегической устойчивости предприятия. М.: Рос. акад. предпринимательства, 2015. 80 с. 6. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 2007. 208 с. 7. Буари Ф.П. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия. М.: Имидж-Контакт, 2001. 178 с. 8. Веретенов В.И., Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. 863 с. 9. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. В 2-х т. Т. 1. СПб.: Бизнес-Пресса, 2014. 256 с. 10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Изд-во МГУ, 1995. 416 с. 11. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2001. 230 с. 12. Гастев А.К. Трудовые установки. М.: Экономика, 2005. 478 с. 13. Гвишиани Д.М., Лапин Н.И. Стратегическое управление современной организацией. 2-е изд-е. М.: 2006. 288 с. 14. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА М, 2000, XXVI. 662 с. 15. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. М.: МНИИПУ, 1996. 272 с. 16. Гринберг Т.Э., Шомова С.А., Ученова В.В. Реклама: палитра жанров. М.: Рип-холдинг, 2001. 100 с. 17. Джефкинс, Ф. Паблик рилейшенз. М.: Юнити-ДАНА, 2003. 416 с. 18. Дил T., Кеннеди A. Корпоративная культура. Обряды и ритуалы корпоративной жизни, MA Addison-Wesley, 1999. 367 с. 19. Дороти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М.: ИИД Филин, 1999. 285 с. 20. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильяме, 2003. 272 с. 21. Жигульский К. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1995. 336 с. 22. 3анковский А.Н. Организационная психология. М., Флинта: МПСИ, 2000. 648 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения корпоративной культуры образовательного учреждения 1.1 Корпоративная культура: основные подходы к понятию В последние годы наблюдается повышение научного и практического интереса к феномену корпоративной культуры. Обращение к этому явлению означает стремление руководителей предприятий использовать в своей деятельности потенциал корпоративной культуры с целью создать эффективное производство, повысить производительность труда и гармонизировать социально-трудовые отношения. Этим обусловлена практическая значимость изучения корпоративной культуры. Однако достижение практических целей невозможно без серьезного методологического обоснования понятия корпоративная культура. В современной литературе существует множество определений понятия «корпоративная культура». Иванова С. рассматривает корпоративную культуру как систему материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды . По мнению Спивака В.А., «корпоративная культура – есть специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела ». Также есть определение, где корпоративная культура - это система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в компании двигаться в одном направлении как единому целому. Корпоративная культура - это набор наиболее важных положений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg