Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие познавательной активности учащихся при изучении табличного процессора Microsoft Excel

ang_not 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.08.2018
В ходе работы над ВКР рассмотрено понятие познавательной активности учащихся, определены показатели ее уровня развития, выявлены особенности организации обучения информатике, способствующие развитию познавательной активности, а также дана характеристика методическиим особенностям преподавания темы «Microsoft Excel». Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования: Разработана система заданий по изучению табличного процессора Microsoft Excel, направленная на развитие познавательной активности школьников.
Введение

Актуальность темы. Одной из проблем педагогики является развитие познавательной активности, способов и методов активизации учебной деятельности. К ней обращаются психологи, педагоги, даже философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) [26] основной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем. Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания) факторов. Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Само познание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Информатизация всех отраслей, активное использование информационных технологий (ИТ) в повседневной жизни, требования ФГОС, согласно которым внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний, привели к необходимости изучения разнообразного программного обеспечения. С целью усвоения в кратчайшие сроки достаточно большого количества учебного материала необходимо развивать познавательную активность. Современный человек потенциально имеет доступ ко всему богатству информации, накопленной человечеством. Можно стремиться к тому, чтобы максимально облегчить доступ к различного рода информации для каждого человека, что осуществляется с помощью создания, развития и изучения все более совершенных электронных устройств и программных средств для хранения и переработки информации. Применение новых компьютерных технологий позволяет быстро и эффективно выполнять на практике действия и операции, использование которых ранее было трудоемким или недоступным. Одним из доказательств этого утверждения служат электронные таблицы. Табличный процессор Microsoft Excel (MS Excel) относится к классу прикладных программ. MS Excel – программа, которая применяется офис–менеджерами, экономистами, финансистами, статистиками и многими другими работниками в их профессиональной деятельности. Назначение программы – автоматизация расчетов, построение деловой графики, создание табличных документов, ведение баз данных. Переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия привели к необходимости внесения изменений в систему образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения в курсе информатики общего образования [25]. Анализ программ обучения информатике в общем и MS Excel в частности выявил проблему малого количества часов, отводимых на изучение MS Excel в курсе информатики. В связи с этим актуальным является разработка специального комплекса методов, приемов и средств обучения MS Excel для развития познавательной активности и наилучшего усвоения знаний по данной, достаточно трудной теме. Объектом исследования является процесс обучения MS Excel в школьном курсе информатики. Предметом исследования является развитие познавательной активности учащихся при изучении табличного процессора Microsoft Excel. Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методических рекомендаций по изучению табличного процессора MS Excel, направленных на развитие познавательной активности школьников. Гипотеза исследования состоит в том, что преподавание темы «Табличный процессор MS Excel» в школьном курсе информатики будет способствовать развитию познавательной активности учащихся, если содержание и методы обучения данной теме будут определяться специально разработанной системой задач. Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования: 1. Уточнить понятие познавательной активности учащихся. 2. Определить показатели уровня развития познавательной активности 3. Выявить особенности организации обучения информатике, способствующие развитию познавательной активности 4. Дать характеристику методическим особенностям преподавания темы «Microsoft Excel» 5. Разработать систему заданий по изучению табличного процессора Microsoft Excel, направленную на развитие познавательной активности школьников 6. Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной системы заданий по развитию познавательной активности учащихся при изучении табличного процессора Microsoft Excel. Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и систематизация психолого-педагогической, методической и научно-технической литературы по проблеме исследования; анализ школьных образовательных стандартов, учебных программ, учебных пособий, задачников и методических материалов по курсу школьной информатики; изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение за процессом обучения, тестирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный его анализ. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе лицея №35 г. Ставрополя в 10 «А» классе. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка литературы и двух приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………...3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ИНФОРМАТИКИ………………………………………………………………....7 1.1 Понятие познавательной активности………………………………………..7 1.2 Показатели уровня развития познавательной активности………………..14 1.3 Особенности организации обучения информатике, способствующие развитию познавательной активности………………………………………..21 Вывод к первой главе…………………………………………………………..32 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА MICROSOFT EXCEL……………………….35 2.1 Методические особенности преподавания темы «Microsoft Excel»……..35 2.2 Построение системы заданий по изучению табличного процессора Microsoft Excel, направленной на развитие познавательной активности школьников………………………………………………………………………462.3 Экспериментальная проверка эффективности разработанной системы заданий по развитию познавательной активности учащихся при изучении табличного процессора Microsoft Excel…………………………………..........54 Вывод ко второй главе…………………………………………………………..58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….…………………………………………………62 Приложение 1 - Опросник изучения познавательной активности учащихся …………………………………………………………………………………….66 Приложение 2 - Таблица критических точек распределения Пирсона «хи-квадрат»……………………………………………………………………….….74
Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 2011. - 299 с. 2. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики. URL: http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2012/05/05/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchashchikhsya (дата обращения: 10.10.2016). 3. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [Текст] / Д. Б. Богоявленская. — М.: Знание, 1981. — 96 с. 4. Бондарь М. А. Методологические основы понятия творческой активности школьников // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 598-601. 5. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения / Современная высшая школа. 1982. № 3. С. 129—142. 6. Грабарь М.И. Измерение и оценка результатов обучения [Текст] / М.И. Грабарь. – М.: ИОСО-РАО, 2000. 7. Грабарь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы [Текст] / М.И. Грабарь, К.А. Краснянская – М.: Педагогика, 1977. 8. Изучение феномена познавательной активности в научных исследованиях. URL: http://www.studfiles.ru/preview/5576120/ (дата обращения: 13.12.2016). 9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с. 10. Малев, В. В. Общая методика преподавания информатики [Текст] : учеб. пособие / В. В. Малев. - Воронеж : ВГПУ, 2007. - 271 с. 11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972 12. Методы проблемного обучения. URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/98177/37/Metodika_prepodavaniya_psihologii__konspekt_lekciii.html (дата обращения: 20.03.2017). 13. Методы проблемного обучения на уроке: что это такое, как создавать проблемные ситуации на уроке? URL: http://pedsovet.su/problemnoe_obuchenie/6365_medody_problemnogo_obuchenia (дата обращения: 06.11.2016). 14. Общение как обмен информацией. URL: http://www.studfiles.ru/preview/4002224/page:24/ (дата обращения: 17.02.2017).
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ИНФОРМАТИКИ 1.1 Понятие познавательной активности Изменения, происходящие в последние годы в системе образования, её переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, заставляют по-новому взглянуть на процессы обучения и развития личности учащегося. Немаловажную роль в становлении личности играет общение. Ведь общение – это не только обмен информацией, но и установление взаимопонимания, обмен идеями, обмен опытом. Общение является важнейшим условием для гармоничного развития личности, для развития его познавательных и творческих способностей [14]. Главным условием такого развития является организация учебно-познавательной работы. Каждый урок, каждое внеклассное занятия должны строится таким образом, чтобы ребенок решал какие-то проблемы, задачи путем свободного обсуждения, анализа этих проблем. Необходимо вовлекать ребенка в коллективную познавательную деятельность, суть которой заключается в поиске, в сопоставлении подходов и результатов, полученных в ходе совместной исследовательской работы. Только в этом случае ученики будут овладевать настоящими знаниями. Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей, показывают, что продуктивность интеллектуального развития учащихся в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка и его активности. Совершенно очевидно, что результат познавательной активности выше тогда, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности ребенка и педагога. В педагогическом словаре [9] познавательная активность определяется как деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg