Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Управление профильной подготовкой в условиях сельской школы

ang_not 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 124 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.08.2018
Современный этап развития образования в нашей стране справедливо назвать переходным. Традиционное образование — это образование информационного, эмпирического типа, в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика современного образования - ориентация на всестороннее развитие личности. Именно высоко духовная и интеллектуально развитая личность способна конструктивно участвовать в решении глобальных проблем человечества: надвигающейся экологической катастрофе, политическом, экономическом кризисе, нравственной деградации общества и др.
Введение

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. № 1756-р, определила переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы, сориентировав общеобразовательную школу на индивидуализацию и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда, отработку гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования (2002) закрепила профилизацию обучения в старшей школе как обязательную. Проблема преодоления ограниченного количества образовательных ресурсов каждой отдельно взятой сельской школы при введении профильного обучения в разных уголках России решается по-разному. Есть положительный опыт организации подобного сетевого взаимодействия в различных регионах РФ. Например, в республике Чувашия организовано Ходарское Территориальное школьное объединение, в основу которого положено сетевое взаимодействие с промышленными, сельскохозяйственными предприятиями и организациями, которые проводят профориентационную работу и предоставляют возможность учащимся побывать у себя на экскурсиях. Развитая структура сети профильного обучения в Омской области строится по двум моделям: централизованная и распределенная. В централизованной сети выделяется одно базовое общеобразовательное учебное заведение, которое максимально обеспечено и может привлекать ресурсы других учебных заведений. Вариативное обучение осуществляется в базовой школе, которая играет роль многопрофильного лицея (МПЛ). Другие ОУ, принявшие решение о работе в «сети», «передают» в МПЛ учащихся и ресурс часов, необходимый для сетевого профильного обучения. В распределенной сети все учебные заведения равноправны, распределение часов вариативного компонента между школами осуществляется на основании детального анализа образовательных ресурсов каждой. Например, обучающиеся могут изучать профильный курс математики в одной образовательной организации (далее ОО), сети или в нескольких. В Саратовской области сельские школы осуществляют сетевое взаимодействие в партнерстве с образовательными учреждениями дополнительного образования, с учебно-методическими центрами района, с профессиональными лицеями и училищами, где происходит не только распространение инновационных разработок, но и идет процесс диалога между школами и процесс отражения в них опыта друг друга. В г.Калуге создана сеть предпрофильной подготовки и профильного обучения на базе нескольких школ и Дома детского творчества отдельно взятого микрорайона. Идея этого взаимодействия в использовании ресурсов каждой школы по отдельно взятому профилю. В условиях реформирования агропромышленного комплекса страны и социальной сферы села (Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», приоритетные национальные проекты) профильное обучение сельских школьников может стать не только действенным фактором их успешной социализации, адаптации к современным жизненным условиям, но и движущей силой социально-экономического развития села, обеспечения агропромышленного комплекса квалифицированными кадрами. Профильное обучение сельских школьников реализуется в новых социально-экономических условиях развития села, для которых характерны развитие многоукладных форм экономики, исчезновение спроса на массовые профессии сельскохозяйственной сферы, появление новых профессий в производственной и социальной сферах, изменение структуры занятости населения, образовательных запросов детей и их родителей. Существенным недостатком кадровой политики большинства регионов страны является отсутствие полной информации о наличии трудовых ресурсов в АПК, о потребности предприятий отрасли в специалистах высшей квалификации. Процесс введения профильного обучения в сельской школе на современном этапе осуществляется на фоне реструктуризации сети ОО, расположенных в сельской местности, модернизации образования, введения нормативно - подушевого финансирования, единого государственного экзамена, формирующихся отношений между образованием и бизнесом, что ставит науку перед проблемой исследования специфического контекста профилизации старшей школы. Профильное обучение, будучи задачей общероссийского масштаба, государственно - общественной, межведомственной и междисциплинарной проблемой, требует разработки научно обоснованной стратегии его становления и развития. Анализ социальной ситуации на рынке труда, результатов деятельности сельской школы, современных исследований по проблеме профильного обучения позволяет выявить ряд противоречий между профилями обучения, многообразием моделей профильного обучения, отработанных в РФ и недостаточной степенью представленности модели организации профильной подготовки в условиях центральной сельской школы: - потребностью общества в квалифицированных специалистах для разных отраслей экономики и планируемыми результатами обучения в ОО в виде знаний, умений и навыков; - многообразием профилей обучения, предложенных в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», и ограниченными возможностями сельской школы в их реализации; - заявленными целями профильного обучения и реальными возможностями их достижения в сельской школе. Обостряются педагогические противоречия, характерные для современной ситуации развития общего образования: между многообразием интересов и склонностей обучающихся и организацией образовательного процесса в сельской школе, не ориентированного на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся; между различными познавательными возможностями учащихся и едиными требованиями к ним; между разнообразными образовательными запросами детей и их родителей и традиционными формами организации образовательного процесса, не учитывающего эти запросы; между новыми требованиями к личностным качествам обучающихся (ответственность, инициативность, самостоятельность, креативность и т.д.) и недостаточной разработанностью способов формирования этих качеств у учащихся. С конца 90-х гг. XX века педагогическая наука отреагировала на потребности практики в реализации профильного обучения. Вопросы общей теории профильного обучения разработаны A.A. Кузнецовым, А.Г. Каспаржаком, A.A. Пинским и др. Теоретические аспекты предпрофильного и профильного обучения обоснованы П.Н. Игнатьевым, A.B. Баранниковым; проблемы управления профильным обучением рассмотрены Т.П. Афанасьевой, Н.В. Немовой, Т.Г.Новиковой; аспект профессионального самоопределения - П.С. Лернером, Г.В. Пичугиной, Н.С. Пряжниковым, Н.Ф. Родичевым, Г.В. Резапкиной, С.П. Чистяковой; профильное обучение в сельской школе - М.П. Гурьяновой, А.К. Лукиной, Г.В. Пичугиной и др.; подготовка педагогических и управленческих кадров к реализации профильного обучения - Т.П. Афанасьевой, Н.В. Немовой, Т.Г. Новиковой, И.Д. Чечель и др. Вопросы профориентационной работы исследованы отечественными учеными K.M. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К.Платоновым, M.B. Ретивых, В.Д. Симоненко, СП. Чистяковой. Интересны для нашего исследования работы И.А. Зимней, В.В. Серикова, И.А. Якиманской и др., посвященные проблемам личностно-ориентированного обучения и воспитания учащихся. Однако в большинстве теоретических работ и практических разработок рассматриваются либо один из аспектов профильного обучения, либо общие подходы к организации профильного обучения. Назрела потребность в теоретическом обосновании системы профильного обучения сельских школьников, особенно учащихся малочисленных сельских школ, в контексте социально - экономических и социокультурных особенностей региона. Обозначенные противоречия выявили проблему исследования – определить теоретико-методологические основы и совокупность педагогических условий, обеспечивающих продуктивность и эффективность системы профильного обучения сельских школьников. Актуальность, востребованность и недостаточная разработанность проблемы профильного обучения позволили определить тему исследования: «Управление профильной подготовкой в условиях сельской школы». Цель исследования: разработка модели организации профильной подготовки в условиях центральной сельской школы. Объект исследования: профильное обучение школьников в условиях центральной сельской школы. Предмет исследования: содержание модели организации профильной подготовки в условиях центральной сельской школы. Гипотеза исследования. Предполагается, что процесс становления и развития системы профильной подготовки сельских школьников может быть эффективен, если он предусматривает: - интеграцию образовательных организаций (общего, дополнительного, профессионального образования), Вузов, предприятий сельского хозяйства в единое образовательное пространство профильного обучения; - управление развитием системы профильного обучения в сельских школах на основе социального партнерства всех заинтересованных структур; - адаптивность моделей профильного обучения сельских школьников к возможностям различных типов сельских школ, расположенных в отдаленных населенных пунктах, в сельских округах компактного расположения общеобразовательных организаций; - целевую ориентацию образовательного процесса на формирование учебно-познавательной компетентности сельских школьников, развитие их профессиональных интересов и инициативности учащихся; Исходя из цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи: 1. Выявить этапы становления профильного обучения; 2. Выявить теоретические основы профильного обучения; 3. Установить на основе анализа моделей организации профильного обучения инвариантные составляющие модели организации профильной подготовки в центральной сельской школе; 4. Разработать и апробировать модель профильной подготовки в центральной сельской школе. Новизна исследования: - разработана система профильного обучения сельских школьников на уровне целей, задач, подходов к определению структуры, содержания, технологий его реализации, оценки результатов, включающая совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, таких, как профессиональная ориентация; трудовое обучение; допрофессиональная и профессиональная подготовка, технологическая подготовка учащихся; предпрофильная подготовка; профильное обучение; учебно-познавательная, исследовательская деятельность учащихся; дополнительное профессиональное образование педагогов в области профильного обучения; - обоснована интегративная модель профильной подготовки сельских школьников в системе «школа - учреждения дополнительного, профессионального образования - предприятие» (научно-образовательный, ресурсный муниципальный, социокультурный центры, СПО); - определены критерии и показатели эффективности системы профильной подготовки обучающихся в сельской школе (готовность ОО к реализации профильного обучения, готовность учителя к осуществлению профильного обучения, готовность учащихся 9 классов к первоначальному осуществлению профессионального выбора, готовность старшеклассников к жизненному и профессиональному самоопределению); - разработана сетевая модель профильной подготовки сельских школьников в центральной сельской школе, определены прогнозируемые тенденции ее развития. Теоретическая значимость исследования. Разработаны концептуальные основы профильной подготовки сельских школьников на основе исторического, системного, синергетического подходов, определяющих теоретические основы и социально-педагогические условия ее развития. Выявлены социально-исторические предпосылки становления профильного обучения, определены и охарактеризованы основные исторические этапы его развития. Разработаны теоретико-методологические принципы развития системы профильного обучения сельских школьников: принцип развивающего характера профильного обучения, индивидуализации, дифференциации, вариативности, открытости. Охарактеризована система профильной подготовки сельских школьников, включающая обоснование ее подсистем, целей, задач, структуры, сущности, особенностей, содержания, форм и методов, вариативных моделей, способов реализации профильного обучения в условиях сельских школ разных типов и видов. Выявлены тенденции развития системы профильного обучения сельских школьников (интеграция деятельности образовательных учреждений с учреждениями среднего, высшего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования, социокультурной сферой села, частными и государственными предприятиями агропромышленной сферы; создание новой образовательной среды за счет индивидуализации, дифференциации, применения информационно-коммуникационных технологий в обучении. Обоснованы методы оценки образовательных результатов профильного обучения и социальных эффектов введения профильного обучения. Разработана и экспериментально апробирована сетевая модель организации профильного обучения в центральной сельской школе. Практическая значимость исследования. Представлена сетевая модель профильной подготовки сельских школьников в центральной сельской школе. Результаты исследования могут быть использованы при реализации профильного обучения в целях повышения качества образовательной, научно-методической, практико-преобразующей деятельности.
Содержание

Введение с. 3 Глава I. Теоретические основы становления и развития профильного обучения в России 62 1.1. Историко – педагогический анализ проблемы организации профильного обучения с. 12 1.2. Основные подходы к организации профильного обучения в условиях сельской школы с. 29 1.3. Характеристика моделей организации профильного обучения в сельской школе с. 35 Выводы по первой главе с. 49 Глава 2. Апробация сетевой модели профильной подготовки в центральной сельской школе 2.1. Организационная структура системы управления профильной подготовки в центральной сельской школе с. 51 2.2. Программа и содержание деятельности по апробации модели профильной подготовки в центральной сельской школе с. 62 2.3. Результаты экспериментальной деятельности по апробации сетевой модели профильной подготовки в центральной сельской школе с. 75 Выводы по второй главе с. 82 Заключение с. 85 Список литературы с. 90 Приложение 1 с. 99 Приложение 2 с. 106 Приложение 3 с. 117
Список литературы

1.Абанкина Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007–2008 гг. 2.Адамский А.И. Актуальные проблемы модернизации российского образования в условиях реализации ФГОС // http://www.eurekanet.ru/ewww/info/16068.html. 3.Актуальные проблемы развития инновационного потенциала сельской школы в России: Сборник статей исследователей высшей школы и научных учреждений // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России" М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 302 с. 4.Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / сост. И.А. Соловков, Г.Н. Волков, С.Ф.Егоров, А.Н. Копылов. – М., 1990. – 603 с. 5.Артюхов М.В. Управление развитием муниципальной системы образования. Томск; Новокузнецк, 1999. 6.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект: научное издание. М.: Педагогика, 1977. - 256 с. 7.Байбородова Л.В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. – 2011. - № 17. – С. 23-37. 8.Байбородова Л.В. Концепция профильного обучения сельских школьников / Л. В. Байбородова Л.Н. Серебренникова // Шк. технол. – 2003. - № 5. – С. 47 – 62. 9.Басова В.М. Формирование социальной компетенции сельских школьников. Ярославль, 2004, 472 с. 10.Белозерцев Е.П., К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М., 1994. 11.Бондаревская Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 52–64. 12.Бугрова Н., Бузина Е., Гам В., Филимонов А. Организация сетевого профильного обучения. Лекция 7 // Управление школой.- N23 (482), 1-15.12.2008. 13.Войтеховская М.П. История формирования и развития системы общего и педагогического образования как составной части процесса модернизации Российской империи: дисс. доктора ист. наук. Томск, 2012. 14.Войтеховская М.П., Понер (Рассказова) Л.В. Историко-педагогический анализ проблемы организации профильного обучения в сельской школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 98–101. 15.Гам В.И. Организация сетевого профильного обучения. Лекция 4. Алгоритм создания сети профильного обучения, или 8 шагов на пути к сетевому обучению / В.И. Гам, А.А. Филимонов, Н.С. Бугрова, Е.В. Бузина // Управление школой – 2008. - № 20. – С. 37 – 47. 16.Гам В.И. Организация сетевого профильного обучения. Лекция 8. Мониторинг в системе сетевого профильного обучения. Образовательные эффекты. 17.Гурьянова М.П. Проблемы и перспективы развития сельской школы в России / М. П. Гурьянова // Педагогика. – 2008. - № 4. – С. 17 – 22. 18. Давыдов Д.А., Шарафиев Р.Г. Дистанционное образование и обучение : учеб.-метод. Пособие. – Уфа: Демиург, 2005. 19. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // "Образование: путь к успеху". - Уфа, 2010. 20. Дружинин В.И. Проблемы модернизации сельской школы: состояние, опыт, перспективы развития. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 24-25. сент. 2008 г., Курган. Ч. 1. - Курган: ИПК и ПРО Курганской обл. - 2008. - С. 136. 21. Дуданов И.И. Межрегиональное взаимодействие в АПК в условиях становления рыночных отношений: автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05 Санкт-Петербург, 2000. 22. Жиркова З.С. Особенности разработки инновационной модели системы развития сельской школы севера // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №91. 23. Зайкин М.И. Сельская школа: инновации в содержании образования / М. И. Зайкин // Шк. технол. – 2004. - № 6.э – С. 37 – 40. 24.Иванов А.Ф. Сельская школа / А.Ф. Иванов // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 27–36. 25.Идрисов И.Р. Оптимизация образования в условиях сельской школы // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Ч.1.- Оренбург. 2002. С. 175-182. 26.Инновационные процессы в педагогической практике и образовании Г. Н. Прозументова А. О., Зоткин И. Д., Проскуровская и др. : Под ред. Г. Н. Прозументовой; Рос. академ. образования, Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера. Барнаул Томск [б. и.] 1997. 128 с. 27.Каспаржак А.А. Модели профильного обучения и составление индивидуальных учебных планов / А. Каспаржак // Директор школы – 2006. - № 5. – С. 37 – 44. 28.Каспаржак А.А. Формы и методы реструктуризации сетей общеобразовательных учреждений в регионе: на примере Тверской области. 29.Квасницкая С.В. Модели профильного обучения // http://festival.1september.ru/articles/618614/ 30.Комплексная оценка социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) Томской области за 2006-2008 годы и прогноз на 2010-2012 годы. Томск, 2009. 31.Концепция профильного обучения на старшей ступени образования (приказ Мин-ва образования РФ № 2783 от 18.07.2002 г. // Профильное обучение: нормативные правовые документы. – М., 2006. 32.Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/14914.77.htm 33.Кравцов С.С. Теория и практика организации профильного обучения в школах Российской Федерации. Дисс. докт.пед.наук, М., 2007, 445 с. 34.Криволапова Н.А. Становление и развитие системы профильного обучения сельских школьников. М., 2007, 411 с. 35.Медведев И.Б., Скрипниченко В.И. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Вестник ТГПУ. 2011. №13. С.239-242. 36.Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектных образовательных учреждениях Томской области. – Томск: STT, 2007. – 302 с. 37.Немова Н.В. Модели реализации профильного обучения: преимущества и недостатки / Н. В. Немова // Директор школы – 2005. - № 3. – С. 39 – 45. 38.Нормативные и программные документы Томской области. 39. Об организации обучения учащихся сельских средних общеобразовательных школ работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах (СП РСФСР, 1969, N 16, ст. 88). 40.Об организации профильного обучения на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия образовательных учреждений // [Режим доступа] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=505581. 41.Обоянцева О.В. Управление качеством образования в сельской малокомплектной школе // Вестник ТГПУ. 2009. №12. С. 72-76. 42.Образование и социализация личности в современном обществе: материалы VI Международной научной конференции. Красноярск, 5-8 июня 2009 г.: в 2 т. Т. 2 / КГПУ им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. 43.Обухов В.В. Концепция формирования сетевого взаимодействия сельских школ для решения задач модернизации образования // Вестник ТГПУ. 2012. №8. С.28-33. 44.Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с. 45.Огарков А.А., Коробейникова, Л.А. Сельский центр образования как педагогическая система // Монография, Вологда, 2004. 46.Организация образования в сельской местности России: (Исторический очерк) / О.Е. Кошелева, П.В. Мошкова, М.В. Богуславский, A.M. Цирульников. – М: Педагогика, 1993. – 185 с. 47.Организация профильного обучения с опорой на позиционирование новых стратегий и практик юношеского образования. Томск, 2009. 48.Павлова Л.А. Сетевая организация инновационной деятельности как механизм развития муниципальной системы образования : дисс. … канд. пед.наук. М. 2010. 259 с. 49.Пинский А.А. Профильная подготовка: начало эксперимента / А.А. Пинский. -М.:Альянс Пресс, 2004. 312 с.
Отрывок из работы

1.1. Историко – педагогический анализ проблемы организации профильного обучения. Социально-экономические процессы, происходящие в обществе, вызывают соответствующие им изменения и в социальных функциях школы. Проблемы дифференциации и связанные с ней вопросы организации профильного обучения весьма актуальны для современной российской педагогики. Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Исторический подход в исследовании профильного обучения обусловливает необходимость его анализа с точки зрения зарождения идей профилизации и дифференциации образования, главных этапов становления развития профильного обучения и рассмотрения, что собой представляет профильное обучение на современном этапе [13]. Рассмотрим более подробно социально- исторические предпосылки становления профильного обучения в России. В истории становления профильного обучения в России можно выделить следующие этапы: 1 этап — конец XVIII - конец XIX века — зарождение классической и реальной школы. В этот период осуществлялась дифференциация по следующим признакам: мужское или женское; церковное или светское; сословное. 2 этап: начало XIX— середина XX века — развитие профессиональной и предметной дифференциации. Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-16 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П.Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7-е классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную. Для общественно - педагогической работы было необходимо готовить работников школ I ступени, изб-читален, ликвидаторов безграмотности, библиотекарей. А для административно-советской работы — секретарей и делопроизводителей волисполкомов, сельсоветов, райисполкомов. В соответствии с этим был разработан общий учебный план - образовательные предметы - 21-24 недельных часа, специальные предметы по уклону - 4-8 часов, практика по специальности в соответствующем учреждении - 6-7 часов, всего - 34-36 часов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg