Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Нравственное воспитание дошкольников средствами чтения народных сказок

ang_not 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.08.2018
События последних лет, связанные с ростом проблем в обществе, упадком нравственности, свидетельствуют о необходимости активизации воспитательной работы среди подрастающего поколения. Нужно научить ребенка с детства уважать мнение живущих рядом людей, включить его в процесс нравственного самосовершенствования и духовного становления. Продолжая традиции прошлого, именно дошкольное образование направлено решать многие из этих проблем, а главной задачей педагога является воспитание нравственного человека.
Введение

Oсoбoе внимание с введением и реализацией Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольного образования обращается на развитие нравственности и личности ребенка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Актуальность работы определяется тем, что во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Oна становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни малыша и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Рoль сказки в воcпитании детей дошкольного возраста велика. Oна пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказoк помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения. Нравственный аспект Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Oнo основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки понятен ребенку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим. Отношения между персонажами и сказочный сюжет помогают понять причины поступки и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Oна учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека. Именно поэтому значение сказки в воспитании детей так велико. Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, тo есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа дoбра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно. Тот искренний, жгучий интерес, который вызывает сказочное произведение у ребенка, объясняет развивающее значение сказки. Сказочное произведение развивает важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки: ? образное мышление; ? активную речь; ? внимание; ? умение связно выразить мысль; ? творческие способности и фантазию; ? все виды памяти; ? умение правильно использовать мимику. Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так благодаря фольклору ребенок вовлекается в пространство народной культуры. Многочисленные варианты использования сказочного материала позволяют ребенку полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.[2.39] На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием это и Я.А. Коменский, и: К.Д. Ушинский, и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович и др., освящают в своих работах сущность нравственного воспитания. Исходя из данной проблемы, мною была выбрана тема дипломной работы: «Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки». Цель исследования: изучение особенностей нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством чтения народной сказки. Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников, в процессе деятельности по развитию речи. Гипотеза исследования: народная сказка будет способствовать нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях: - подбор народных сказок по содержанию нравственных ценностей и включение в программу по развитию речи старших дошкольников; - совместное участие в данном процессе детей и взрослых; - внесение элементов народной сказки в различные виды детской деятельности. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования поставила следующие задачи: 1)Рассмотреть понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе. 2)Определить роль народной сказки в нравственном воспитании дошкольников. 3) Разработать педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методы исследования: анализ, наблюдение, эксперимент. Экспериментально проверить возможности народных сказок как средства формирования нравственного воспитания у дошкольников.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы нравственного воспитания детей 7 1.1.Понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе 7 1.2 Роль народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 24 ГЛАВА 2. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 33 2.1. Специфика использования сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. 33 2.2. Методологические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками 38 ГЛАВА 3. Диагностика и результат развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 45 3.1. Уровень нравственного воспитания дошкольников 45 3.2. Анализ эффективности использования художественных произведений в процессе нравственного воспитания дошкольников 55 Заключение 62 Список литературы 64
Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - М., 2012 2. Братусь Б.С. Нравственное познание личности. – М.,. 2001. – 704 с. 3. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и духовное развитие личности. - М., 2012 4. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. - М., 2012 5. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М., 2012 6. Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина - М., 2011. 7. Божович Л.И. О духовном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - М., 2011 8. Бородич А.М. Методика развития речи детей - М., 2012 9. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей Р.С. Буре, Л.Д. Костелова - М., 2012 10. Васильева, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. З.П. Васильева. - М., 2012 11. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М., 2012 12. Гербова В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М., 2010 13. Ильин И.А. О духовном развитии и воспитании детей. - М., 2012 14. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М., 2011 15. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М., 2011 16. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М. 2011 17. Немов Р.С. Психология: В 3х кн.- 3еизд. - М., 2011 18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М., 2012 19. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет / М.. 2010 20. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. - М., 2011 21. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. - 2010. - № 6. С. 19-43.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы нравственного воспитания детей 1.1.Понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе Наблюдая за детьми 5-6 лет, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирование нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственного воспитания старших дошкольников. Ввиду своей высокой значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов. В.А. Сухомлинский, Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М. Виноградова, В.Г.Нечаева, В.И. Логинова, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачёв и др. занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Проблема нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России. Я заметила, что многие наши воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребенка является негативный пример родителей. Причем ребенок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остается нормой, ориентиром в собственных поступках. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни. Данная проблема является очень актуальной для воспитанников нашей группы. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg