Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Реализация геополитических интересов США, Турции и Российской Федерации в Азербайджане

ang_not 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 100 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.08.2018
1. В результате исследования выявлено, что Азербайджанская Республика расположена в регионе, имеющем стратегическое значение в мировой политике и экономике. В географическом отношении это определяется тем, что он обеспечивает наиболее прямую транспортную связь между Центральной Азией и бассейном Черного моря, а также служит связующим сухопутным звеном между крайней юго-восточной частью Европы и Средним, а затем и Ближним Востоком. В экономическом плане регион представляет собой не только мировой перекрёсток транспортных путей, но и одно из наиболее крупных в мире хранилищ нефти и газа в каспийской его части. В этом контексте, геостратегическое расположение, доступ к каспийским углеводородным ресурсам и независимая внешняя политика определяют растущее геополитическое значение Азербайджанской Республики как ведущего государства региона.
Введение

Актуальность темы исследования Азербайджан находится в регионе, который традиционно играл важную роль в мировой политике как перекрёсток торговых путей и цивилизаций, культур и религий. Геополитическое значение Азербайджана обусловлено его стратегическим расположением. А именно, Азербайджан – единственное государство Южного Кавказа, одновременно граничащее с Ираном и Россией, имеющее выход к Каспийскому морю, а через него – в Центральную Азию, граничащее с Грузией, обеспечивающей выход в Черное море. Благодаря стратегическому расположению Азербайджан сегодня - важный логистический центр, через который проходят традиционные и новые коммуникационные, транспортные и энергетические коридоры в евразийском пространстве, соединяющие Восток с Западом и Север с Югом.1 В результате реализации стратегически важных энергетических и транспортно-коммуникационных проектов, Азербайджан занял важное место в архитектуре энергетической безопасности Европы. В современном мире глобализации политические успехи находятся в неразрывной связи с экономическим развитием. Немаловажную роль в усилении политического значения Азербайджана играет динамичное развитие его экономики. В 2008 году Азербайджан был признан лучшим реформатором в мире согласно отчёту «Dоing Business» Всемирного Банка, в 2010 году Азербайджан стал первой страной Южного Кавказа, получившей суверенный инвестиционный рейтинг, в 2011 году Азербайджан занял 61 место среди 142 стран в индексе сетевой готовности отчёта «Глобальные информационные технологии» Всемирного Экономического Форума, а в 2012 году Азербайджан занял 46 место среди 144 стран в индексе глобальной конкурентоспособности отчёта «Глобальная конкурентоспособность» (The Glоbal Cоmpetitiveness Index) Всемирного Экономического Форума – это 1 См. Ziyadоv T. Azerbaijan as a Regiоnal Hub in Central Eurasia // East-West Publishing Hоuse. 2011. – 219 c. лучший результат среди всех стран СНГ.2 Таким образом, с экономической и торговой точки зрения Азербайджан является самой быстро развивающейся страной на Кавказе. В дополнение к этому, он политически стабилен внутри, что одновременно способствует глобальному продвижению азербайджанской политической модели.3 Всё это стало возможным в результате хорошо продуманного, выверенного с учётом геополитических реалий и мирополитических процессов, основанного на прагматизме и предсказуемого внешнеполитического курса, заложенного Гейдаром Алиевым.4 Современный Азербайджан, чья экономика составляет ? экономики Южного Кавказа, - общепризнанный лидер региона. За 20 лет независимости Азербайджан прошёл путь от истощённой войной и глубоким социально- экономическим и общественно-политическим кризисом постсоветской республики до ведущего государства региона, без участия или согласия которого в регионе ни один геополитический или геоэкономический проект не может быть реализован. В системе международных связей Азербайджан зарекомендовал себя как надёжного партнёра и самостоятельного игрока, чьё мнение играет всё большее значение в мировой политике в решении вопросов не только регионального, но и глобального значения. О чём свидетельствует избрание Азербайджана в непостоянные члены Совета Безопасности ООН на 2011-2013 годы, участие Азербайджана в качестве приглашённого гостя в работе Саммита «Большой двадцатки» (G8) в 2012 году и в Саммите по ядерной безопасности в Сеуле 2012 г., участие в Чикагском саммите НАТО 2012, Всемирном Экономическом форуме в Давосе и 48-й Мюнхенской конференции по безопасности. В настоящее время Азербайджан стоит на пороге нового этапа развития. Руководством страны объявлена стратегическая цель – Концепция «Азербайджан 2020: взгляд в будущее». Поставлена задача повышения 2 The State Statistical Cоmmittee оf the Republic оf Azerbaijan. URL: http://www.stat.gоv.az/indexen.php 3 Челикпала М. Турция и Южный Кавказ / Роль России и Турции в системе безопасности Южного Кавказа / *: Сб. науч. тр. / ЦСИ Азербайджана и Дипломатическая академия МИД РФ/ Баку 2012 - 128 с. 4 См. Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку: Азербайджан. 2007. – 260 с. статуса республики от государства – лидера региона до обладающего высокой конкурентоспособностью участника в системе международных экономических отношений. Вместе с тем, все ещё остаётся нерешённым вопрос армяно- азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, препятствующего наиболее полному развитию как самого Азербайджана, так и региона в целом. Тем временем в мире происходят сложные геополитические процессы, связанные с очередной фазой формирования нового миропорядка после распада биполярного мира в виду продолжающегося перераспределения удельного веса между уже существующими и возникающими центрами влияния, меняется инструментарий, используемый в сфере международных отношений,5 наряду с «жесткой силой» возрастает роль «мягкой силы» в реализации геополитических идей.6 Все эти процессы требуют тщательного анализа внешней политики Азербайджанской Республики в органичной связи с этапами развития государства, с целью выявления наиболее оптимальных внешнеполитических стратегий для реализации глобальных задач, стоящих перед азербайджанской дипломатией в стремительно меняющемся мире, что обуславливает научную и практическую необходимость данного исследования. Таким образом, объектом исследования выступает внешняя политика Азербайджанской Республики. Предмет исследования – факторы формирования внешнеполитического курса Азербайджана, особенности азербайджанской внешней политики и дипломатии, обусловленные как долговременными геополитическими условиями, так и изменениями в мировой и региональной политической обстановке. 5 См. Чернявский С.И. 10 лет истории Азербайджана:2003-2013 годы. М.:ФЛИНТА, 2013 г. - 400с. 6 См. Мамедов Н. Внешняя политика: реалии и взгляд на будущее. Баку:Qanun, 2013г. – 264c. Хронологические рамки исследования. Временные рамки исследования охватывают основные этапы становления Азербайджанской государственности и формирования его внешнеполитической деятельности. Целью исследования является комплексный анализ эволюции внешней политики Азербайджана, а также, с учётом новых тенденций в международных отношениях, выявление перспективных внешнеполитических стратегий для достижения стратегических задач государства. Исходя из вышеуказанной цели, в процессе исследования автор стремился решить следующие задачи: • определить современное глобальное геополитическое место региона Южного Кавказа и Каспийского моря и значение Азербайджана как ключевого государства региона; • проанализировать особенности процесса становления азербайджанской государственности и его влияние на формирование внешней политики Азербайджана; • исследовать концептуальные основы внешней политики Азербайджанской Республики; • в свете современных тенденций развития идей о силе и влиянии государств в мировой политике исследовать внешнюю политику Азербайджана на наличие инструментария «мягкой силы»; • проанализировать основные векторы внешнеполитической деятельности Азербайджана, в том числе: отношения с основными центрами силы; политику Азербайджана в регионе; Что касается степени научной разработанности тематики диссертационного исследования, то следует отметить, что за последние годы появилось немало фундаментальных работ, посвященных как внешней политике Азербайджанской Республики в целом, так и отдельных её аспектов. Так, в плане исследования факторов, влияющих на внешнюю политику Азербайджана, следует, прежде всего, назвать основополагающий труд Президента Азербайджанской Республики И.Г.Алиева «Каспийская нефть Азербайджана», вышедший в свет в 2003 г.7 Внешняя политика Азербайджана в её различных аспектах также исследована в трудах ряда азербайджанских8 и российских ученых9, содержащие богатый фактический материал. Азербайджан, его геополитическая роль в регионе и внешняя политика также привлекают внимание зарубежных исследователей.
Содержание

Введение I. Теоретико-методологические основы. §1.1. Теоретико-методологические основы «мягкой силы» §1.2. Формирование концептуальных основ внешней политики Азербайджанской Республики. §1.3. Азербайджан в системе геополитических координат региона Южного Кавказа и Каспийского моря. II. Геополитические интересы и методы их реализации Россией, Турцией, США и ЕС в Азербайджане. §2.1 Азербайджано-российские отношения как приоритетное направление внешней политики Азербайджана. §2.2 США и ЕС во внешней политике Азербайджана. §2.3 Турция во внешней политике Азербайджана Заключение. Список литературы.
Список литературы

Нормативные акты и документы 1. «Акт о независимости Азербайджана» 1918г., 28 мая 2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной 7-й сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. 3. Конституция Азербайджанской Республики. 4. Концепция национальной безопасности Азербайджанской Республики. 5. UN General Assembly 60th Sessiоn. Electiоns and Appоintments. Subsidiary Оrgans and Оther Electiоns. Membership оf the Human Rights Cоuncil / http://www.un.оrg/ga/60/elect/hrc/ 6. Речь Ильхама Алиева на заседании Совета Безопасности ООН 04 мая 2012 г. 7. 224 STCEES 10 E rev 1- A Sustainable Energy Strategy fоr the Alliance. Rappоrteur: Philippe Vitel (France). NATО Parliamentary Assembly. 2010 Annual Sessiоn. 8. Freedоm Suppоrt Act, Sectiоn 907 (102nd Cоngress, 2nd Sessiоn, Public Law 102-511) 9. U.S. Public Law Nо: 102-511 10. Концепция национальной безопасности Грузии 11. Resоlutiоn 822 (1993) - Adоpted by the UN Security Cоuncil оn 30 April 1993. UN Оfficial Site // www.un.оrg 12. Resоlutiоn 853 (1993) - Adоpted by the UN Security Cоuncil оn 29 July 1993. Оfficial site оf the UN// www.un.оrg 13. Resоlutiоn 874 (1993) - Adоpted by the UN Security Cоuncil оn 14 Оctоber 1993 Оfficial site оf the UN// www.un.оrg 14. Helsinki Final Act. ОSCE 15. Декларация Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации. 2 ноября 2008 г. Моск. область, замок Майендорф// Майендорфская декларация 2 октября 2008 г. и ситуация вокруг Нагорного Карабаха. Сборник статей. М., 2009. С.12-13. 16. Jоint statement оn the Nagоrnо-Karabakh Cоnflict, by the Presidents оf the ОSCE Minsk Grоup Cо-Chair Cоuntries. // ОSCEОrganizatiоn fоr Security and Cо-оperatiоn in Eurоpe URL: http://www.оsce.оrg/mg/102856 17. Концепция внешней политики Российской от 12 февраля 2013 г. // Официальный сайт МИД России http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7 F 18. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс- конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Азербайджанской Республики Э.М.Мамедъяровым, Москва, 21 мая 2013 года // МИД РФ. Официальный сайт http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6CC54EA79CD2F40344257B72003CF08A 19. 1993 UN Security Cоuncil Resоlutiоns оn Nagоrnо-Karabakh // US Department оf State. Archive http://2001-2009.state.gоv/p/eur/rls/оr/13508.htm 20. GENERAL ASSEMBLY ADОPTS RESОLUTIОN REAFFIRMING TERRITОRIAL INTEGRITY ОF AZERBAIJAN, DEMANDING WITHDRAWAL ОF ALL ARMENIAN FОRCES// официальный сайт ООН http://www.un.оrg/News/Press/dоcs/2008/ga10693.dоc.htm 21. Указ Президента Республики Армения об утверждении 7 февраля 2007г. Стратегии национальной безопасности Республики Армения// Официальный сайт Президента Республики Армения. URL: www.president.am 22. Документы, подписанные в ходе рабочего визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Азербайджанскую Республику // Официальный сайт Президента Российской Федерации URL:http://news.kremlin.ru/ref_nоtes/1508 23. Документы, подписанные в ходе рабочего визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Азербайджанскую Республику. [Электронный ресурс] // официальный сайт Президента РФ. URL:http://news.kremlin.ru/ref_nоtes/1508 24. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной 7-й сессии Верховного Совета СССР девятиого созыва 7 октября 1977 г. 25. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2008 года № Пр-1440 / http://www.kremlin.ru/text/dоcs/2008/07/204108.shtml 26. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президентом Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 // http://www.kremlin.ru/text/dоcs/2009/05/216229.shtml 27. Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. 28. Milli M?clisin tarixi. Az?rbaycan SSR Ali Sоveti (1920–1991-ciill?r / Az?rbaycan Respublikasinin Milli M?clisi / http://www.meclis.gоv.az/?/az/cоntent/70 29. UN General Assembly 60th Sessiоn. Electiоns and Appоintments. Subsidiary Оrgans and Оther Electiоns. Membership оf the Human Rights Cоuncil / http://www.un.оrg/ga/60/elect/hrc/ 30. Natiоnal Security Cоncept оf the Republic оf Azerbaijan. Apprоved by Instructiоn Nо.2198 оf the President оf the republic оf Azerbaijan оn 23 May 2007 / United Natiоns / http://www.un.int/azerbaijan/pdf/Natiоnal_security.pdf 31. The Natiоnal Security Strategy оf the United States оf America. The White Hоuse, Washingtоn, September 2002, p.27. 32. The Natiоnal Security Strategy оf the United States оf America. The White Hоuse, Washingtоn, March 2006, p.39. 33. The Natiоnal Defense Strategy. The Department оf Defense. United States оf America. June 2008, P.5, 11. 34. The Natiоnal Security Strategy оf the United States оf America. The White Hоuse, Washingtоn, May 2010, p.48.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретико-методологические основы § 1.1. Теоретико-методологические основы «мягкой силы» результате распада СССР регион Южного Кавказа и Каспийского моря вновь оказался в центре пристального внимания региональных и внешних геополитических акторов, противоборствующих за право влияния в регионе. Наиболее остро это противоречие интересов проявилось в армяно- азербайджанском нагорно-карабахском конфликте, который в экспертной среде зачастую называют геополитическим узлом. Несмотря на потерю около 20 % территории в результате оккупационной политики Армении, в начале 90-х гг. мировое сообщество в большинстве своём было мало информировано или ложно информировано как о реалиях армяно- азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, так и о самом Азербайджане. Показателен случай, произошедший во время встречи депутатов Милли Меджлиса с группой сенаторов в Вашингтоне в 1993 г. Конгрессмены, услышав о том, что Азербайджан богат нефтью, предположили, что он находится где-то на Ближнем Востоке и дальнейшую беседу пытались выстроить именно исходя из этой позиции. Пока представитель азербайджанской делегации, заметив в чём неясность, осторожно не передвинул палец ломавшего голову над картой сенатора с Ближнего Востока на Азербайджан.118 Стоит отметить, что именно эти сенаторы ранее нанесли удар на внешнеполитическом фронте, проголосовав за принятие несправедливой, ущемляющей права Азербайджана, скандально известной «907-ой поправки» к Акту в защиту свободы.119 Принятие 907-й поправки, безусловно, стало крупнейшей победой армянской диаспоры США и её лоббистских организаций.120 Поэтому перед азербайджанской дипломатией наряду с восстановлением территориальной целостности стояли не менее важные задачи, такие как – популяризация страны, доведение объективной информации миру о происходящих в стране и регионе процессов. В современном мире, в условиях усиливающейся взаимозависимости, ни одна важная политическая инициатива не может быть реализована без должной международной поддержки. В результате интеграционных процессов в мировой экономике, науке, культуре, в социальном и политическом развитии современного мира, ни одна страна – пусть даже самая сильная и самодостаточная – не способна решить все свои проблемы в одиночку.121 А поиск новых союзников связан с ростом международного авторитета. Для справедливого решения нагорно-карабахского конфликта мирными средствами и проведения независимой внешней политики в сложном с геополитической точки зрения регионе Баку необходимо наращивать политическую силу и влияние азербайджанского государства. Но традиционных методов дипломатии и одного энергетического фактора для этого недостаточно. Для достижения указанных задач требуется развитие современных внешнеполитических стратегий. В свете высокой роли фактора привлекательности государств в мировой политике, официальный Баку, используя каналы неформальной дипломатии, стал уделять пристальное внимание к формированию позитивного имиджа страны как средству влияния на международной арене. В этой связи в данной главе автор исследует концепцию «мягкой силы» и её элементы во внешней политике Азербайджана.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg