Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

ang_not 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.08.2018
Приступая к исследованию по проблеме выпускной квалификационной работы, мы предположили, что, при формировании клипового мышления западает развитие понятийного мышления. В соответствии с гипотезой, целью и задачами нашей работы мы проанализировали отечественную и зарубежную литературу по обсуждаемой проблеме и провели эмпирическое исследование по изучению влияния клипового мышления на понятийное. Так же мы проанализировали особенности и выявили причины формирования клипового мышления у современных школьников.
Введение

Актуальность исследования. Современная информационная среда характеризуется ускорением темпов жизни, многозадачностью, развитием цифровых технологий, неконтролируемым ростом объёма информации, виртуализацией жизни, изменением восприятия информации, текста, и изменением способов передачи и подачи информации. В 2016 году число интернет – пользователей в мире достигло 3 млрд. человек. Все большее число людей выходит в интернет с мобильных устройств - планшетов, телефонов. На июнь 2016 года доля интернет – аудитории в России составляет - 63%. Самой популярной социальной сетью в России является «Вконтакте» (87 млн. посещений в месяц), на 2-м месте «Одноклассники» (73 млн.). Ежедневно в русскоязычных соцмедиа публикуется 30 млн. постов, комментариев, твиттов и других публичных сообщений. 98% подростков постоянно не просто пользуются, но, по сути, живут посредством Интернета. Количество выходов в сеть с мобильных устройств преобладает над количеством выходов с компьютеров. С мобильных устройств в сеть чаще выходят люди в возрасте от 12 до 24 лет. Всё это способствует развитию у детей так называемого «клипового мышления». Клиповое мышление (от англ. clip, отрывок из музыкального видео или фильма, фрагмент текста, вырезка из газеты) – термин, означающий особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например, через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов. Один из первых вариантов определения представил в своей книге «Третья Волна» американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер. Тоффлер представляет термин «Клиповая культура» и понимает его как «принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума». В отечественной науке первым термин употребляет советский и российский философ Фёдор Гиренюк, он называет клиповым мышлением «мышление, реагирующее только на удар». Появление клипового мышления – это ответ на возросшее количество информации. СМИ выработали универсальный формат подачи информации, суть которого заключается в том, чтобы подать набор тезисов или клипов без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для тезиса является объективная действительность. Российский философ и журналист Константин Фрумкин в своей статье «Клиповое мышление и судьба линейного текста» выделяет пять предпосылок появления клипового мышления: • Возрастание информационного потока, связанного с развитием технологического процесса (появление газет, телеграфа, телевидения, интернета). • Потребность в новой актуальной информации и скорости её получения. • Увеличение разнообразия поступающей информации. • Увеличение количества дел, которыми человек может заниматься одновременно. Актуальность изучения данной темы подтверждает следующее: клиповое мышление влияет на восприятие окружающего мира, способность к анализу информации, систему морально-этических принципов. Противоречие состоит в недостаточной изученности феномена клипового мышления ввиду своей новизны; имеющиеся сведения не структурированы, информация обрывочна и разрозненна; отсутствуют методики диагностики клипового мышления. Осмысление выявленных противоречий позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки рекомендаций по организации учебного процесса с учётом особенностей клипового мышления в образовательном процессе. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Клиповое мышление современных школьников». Таким образом, с учетом сложившихся противоречий и сформулированной проблемы обозначена тема исследования: «Клиповое мышление современных школьников». Объект исследования: мышление школьников. Предмет исследования: феномен клипового мышления современных школьников. Цель исследования: описание особенностей и анализ причин формирования клипового мышления у современных школьников. Гипотеза исследования: при формировании клипового мышления западает развитие понятийного мышления. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1) проанализировать, обобщить и структурировать имеющуюся информацию по проблеме клипового мышления; 2) выявить и описать особенности клипового мышления современных школьников; 3) разработать психолого-педагогические рекомендации по организации образовательного процесса с учётом клипового мышления современных школьников. Теоретико-методологической основой исследования послужили: деятельностный подход в психологии П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова; идеи о единстве теоретического и практического мышления (Д. Дьюи, А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, Б. М. Теплов); исследования мышления А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, О.К. Тихомирова; исследования клипового мышления (Н.В. Азаренок, Т.Н. Горобец, Ф. Гиренюк, Э. Тоффлер, К.Г. Фрумкин). Для решения поставленных задач были использованы адекватные им методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение, констатирующий эксперимент, опрос, тестирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных исследования. Научная значимость исследования заключается в расширении представлений о специфике клипового мышления современных школьников. Практическая значимость работы состоит в следующем: • разработанные рекомендации по профилактике развития клипового мышления современного школьника могут быть использованы в практике работы школы, а также родителями. • полученные данные могут использоваться при чтении лекций студентам факультетов педагогики, психологии. Научная новизна исследования состоит в обобщении и структурировании разрозненной информации о феномене клипового мышления; в изучении уровня развития понятийного мышления учащихся, как «противовеса» в работе с клиповым мышлением; в разработке рекомендаций по организации работы с клиповым мышлением в образовательном учреждении. Этапы исследования: 1. Подготовительный этап – на данном этапе осуществлялось определение и утверждение темы исследования; составление плана исследования; сбор первичной информации; теоретическое осмысление проблемы; изучение научной психологической и педагогической литературы и диссертационных исследований по феномену клипового мышления; определение объекта, предмета, цели, гипотезы и задач исследования (сентябрь 2015 - май 2016 г.). 2. Основной этап – описание методологического аппарата исследования; планирование исследования, выбор методов и методик; проведение эмпирического исследования (сбор эмпирических данных, проведение опытно-экспериментальной работы); проверка эффективности эксперимента, основные выводы (сентябрь - декабрь 2016 г.). 3. Завершающий этап – подведение итогов исследования; оформление магистерской диссертации и презентации; прохождение процедуры предзащиты диссертации (январь - июнь 2017 г.). Надежность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается: обоснованностью исходных методологических и теоретических положений; организацией эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями его осуществления; репрезентативностью выборки; применением апробированного методического инструментария; статистической обработкой экспериментальных данных. База проведения исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей» г. Тобольск. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы были обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 70-летию кафедры педагогики (Тобольск, 2017); на пленарном заседании научно-практической конференции «Менделеевские Чтения – 2017»; конкурсе профессионального мастерства «Учитель года 2017»; XX педагогических чтениях по теме: «Учимся вместе: новый формат современной школы» (см. Приложение 4). Структура и объем выпускной квалификационной работы. Настоящая работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий 72 наименования, 4 приложения. Работа иллюстрирована 4 таблицами, 12 рисунками. Объем работы составляет 70 страниц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие о мышлении 8 1.2. Феномен клипового мышления 18 1.3. Специфика клипового мышления современных школьников 29 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1. Организация и методы исследования клипового мышления школьников 39 2.2. Особенности мышления современных школьников 43 2.3. Психолого-педагогические рекомендации по организации образовательного процесса, учитывающие особенности мышления современных школьников 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65 ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Список литературы

1. Абраменкова В.В. Дети и телевизионный экран / В.В. Абраменкова, А.Д. Богатырева // Воспитание школьников. – 2013. – № 6. – С. 28–31. 2. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. Ред. А.Л. Журавлев. – М., 2012. – С. 110-112. 3. Александровская Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей к школе / Э.М. Александровская. – М.: Просвещение, 2014. – 218 с. 4. Архипова И.А. Психолого-педагогическая работа в начальной школе. Часть 1. Определение готовности к обучению в школе / И.А. Архипова. – СПб.: Питер, 2012. – 104 с. 5. Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования / Т.Н. Березина // Alma Mater: Вестник высшей школы. – 2016. — № 7. – С. 19-25. 6. Блонский П.П Память и мышление. – СПб.: Питер, 2014. – 288 с. 7. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 2005. – 513 с. 8. Брушлинский А.В. Мышление и общение / А.В. Брушлинский. – Минск: Изд-во Минского гос. Ун-та, 2012. – 198 с. 9. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении / Е.Е. Васюкова // Вопросы психологии. – 2015. – № 3. – С. 91-105. 10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М., 2014. – 213 с. 11. Вертгейм М. Продуктивное мышление / М. Вертгейм. – 2-е изд. – М.: Кнорус, 2013. – 336 с. 12. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И.С. Якиманской. – М.: Педагогика, 2012. – 224 с. 13. Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников / М.Н. Волокитина. – М., 2014. – 213 с. 14. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2012. – 352 с. 15. Гальперин П.Я. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Последствия к книге Д. Флейвела «Генетическая психология Ж. Пиаже» / П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. – М., 1997. – С. 9-15. 16. Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания / Ф.И. Гиренок. – М.: МГИУ, 2013. – 247 с. 17. Гиренок Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека) / Ф.И. Гиренок. – М., 2012. – 115 с. 18. Горбовец А. Люди гибнут за металл: чему учат телевизионные игры / А. Горбовец // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей / В. Шолох. – 2014. – № 6. – С. 20-24. 19. Горобец Т.Н. Ковалев В.В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти / Т.Н. Горбец, В.В. Ковалёв. // Мир психологии. – 2015. – № 2. – С. 94-100. 20. Гураль С.К. Язык и мышление. Феномен «сложного» мышления / С.К. Гураль // Язык и культура. – 2012. – № 3. – С. 5-12. 21. Гурова Л.В. Психология мышления / Л.В. Гурова. – 2-е изд., стер. – М.: ПЕР СЭ, 2014. – 136 с. 22. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – СПБ.: Питер, 2013. – 208 с. 23. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 613 c. 24. Дридзе Т.А Телезрителя забыли / Т.А. Дридзе // Журналист. – 2015. – № 3. – С. 53–54. 25. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н.М. Никольской. – М.: Лабиринт, 2013. – 189 с. 26. Ермолаева М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития школьников / М.В. Ермолаева. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2016. – 224 с. 27. Коджаспиров Г.М. Педагогический словарь / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспиров. – М.: Академия, 2014. – 742 с. 28. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И. Конюхов. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 315 с. 29. Коул М. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. – М.: Прогресс, 2014. – 264 c. 30. Ларина Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. Дис. … канд. Психол. Наук / Э.В. Ларина. – М., 2012. – 22 с. 31. Леонтьев А.Н. Мышление. // Хрестоматия по психологии. – М., Просвещение, 1997. – 715 с. 32. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студ. Пед. Институтов / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2012. – 189 с. 33. Маклова А.Г. общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклова. – СПб.: Питер, 2013. – 583с. 34. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. – М., 2015. – 330 с. 35. Марцинковская Т.Д. История детской психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: 2012. – 418 с. 36. Маховская О.И. Телемания: болезнь или страсть / О.И. Маховская. – М., 2007. – 96 с. 37. Могилева В.Н. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся: Автореф. Дис. … канд. Психол. Наук / В.Н. Могилева. – М., 2012. – 21 с. 38. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2014. – 564 с. 39. Немов Р.С. Психология. Кн.1. «Общие основы психологии» / Р.С. Немов. – М., Владос, 2013. – 425 с. 40. Немов Р.С. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. Уч-щ, студентов пед. Ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. Кадров / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2013. – 301 с. 41. Новейший психолого-педагогический словарь / под ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2015. – 928 с. 42. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2012. – 365 с. 43. Обухова Л.Ф. Концепция Шана Плаже: за и против /Л.Ф. Обухова. – М., 2013. – 156 с. 44. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Просвещение, 2011. – 442 с. 45. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах / В.А. Петерс. – М.: Проспект, 2014. – 294 с. 46. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» / П.И. Пидкасистый. – М., Просвещение, 2012. – 212 с. 47. Плаже Ш. Роль действий в формировании мышления / Ш. Плаше // Вопросы психологии. – 2013. – №4. – С. 36-42. 48. Платонов К.К. Психология. Учеб. Пособие / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. – М., «Высш. Школа», 2014. 247 с. 49. Психолог в детском образовательном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2013. – 144 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА 1.1. Понятие о мышлении Исследование мышления принадлежит к числу наиболее сложных и мало разработанных проблем психологии. С давних времён человечество интересовало, что такое мышление и какова его роль в познании, жизни, труде. Уже в период античности в философии появилось разделение органов чувства (ощущения) и деятельности мышления. С этих времён проблема мышления находится в поле зрения ученых [48, c. 21]. Начиная с XVII века, ведутся активные психологические исследования. В данный период и на протяжении последующего достаточно продолжительного этапа истории психологии мышление практически приравнивалось к логике, а в качестве единственного его вида, доступного исследованию, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Врождённой считалась сама способность к мышлению, а мышление, как правило, рассматривалось за пределами развития [33, c. 296]. В трудах отечественных психологов, основанных на учении о деятельностной природе психики человека, мышление понималось как особый вид познавательной деятельности. Посредством введения в психологию мышления категории деятельности было преодолено противопоставление субъекта и объекта познания, теоретического и практического интеллекта. Таким образом, в ходе конкретного исследования открылась ранее не замеченная психологами взаимосвязь, существующая между мышлением и деятельностью, а также среди разновидностей самого мышления. Впервые возникла возможность устанавлить и разрешать вопросы о возникновении мышления, о его генезисе и формировании у ребёнка в результате целенаправленного обучения. В теории деятельности мышление стало трактоваться как формирующееся при жизни умение к решению разлиных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать её скрытые стороны от непосредственного наблюдения [39, c. 98].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg