Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ang_not 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 106 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.08.2018
Подводя итог теоретическому анализу проблемы, можно сделать следующие выводы: что тревожность в младшем школьном возрасте формируется под влиянием различных факторов и условий (основными из которых являются школа и семья). Уже в младшем школьном возрасте тревожность оказывает большое влияние на успешность учебной деятельности, формирование личности и развитие познавательных процессов. Тревожность оказывает неодинаковое влияние на эффективность школьного обучения и развития познавательных процессов. Оптимальный уровень тревожности делает обучение эффективнее: активизирует внимание, память, восприятие, интеллектуальные способности. Но когда уровень тревожности превышает норму, это приводит к панике. Чтобы избежать неудачи, ребенок отстраняется от учебы, боясь отвечать на уроках, тревожится, переживает, чтобы его не спросили, а иногда даже ходить в школу.
Введение

Когнитивные процессы: восприятие и воображение, внимание и память, речь и мышления являются одними из основных аспектов любого процесса жизни деятельности человека. Для того, что бы человек мог участвовать в процессе общения с другими людьми, играть или трудиться, учиться, приобретать жизненный опыт, ему важно воспринимать то, что его окружает, выделять особые моменты, приемы деятельности, предположить какой план может помочь ему достичь поставленную цель, формулировать и запоминать свои суждения по тому или иному вопросу, грамотно высказывать свои мысли. Естественный вывод, который можно сделать из выше сказанного, это необходимость развития когнитивных процессов, так как самая простая деятельность человека без участия познавательных процессов становится невозможной. Интересна закономерность формирования когнитивных процессов, они не только формируются в деятельности, но и сами являются особыми видами деятельности человека. Приступая к психологической работе с детьми, важно учитывать, чем наградила ребенка природа, а что сформировалось под воздействием среды. одна из задач современного обучения и развития школьником базируется на присутствии у ребенка задатков, которые могут составить фундамент способностей. Когнитивные процессы, развиваясь автоматически, способствуют совершенствованию способностей, награждая их необходимыми качествами. Знание психологической структуры когнитивных процессов, законов их формирования и развития, лежит в основе выбора подходящего метода обучения и воспитания. Огромный вклад в изучение формирования и развития познавательных процессов, закономерностей их формирования на определенном возрастном этапе внесли такие ученые, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж.Пиаже и др. Этими учеными были обоснованы теории и методы формирования когнитивных процессов . Так же важно отметить, что в настоящее время значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем тревожности, которых характеризует повышенное беспокойство, внутренняя неуверенность, эмоциональная лабильность, низкая самооценка. Ребенок, накапливая отрицательный жизненный опыт, который напрямую связан с его личными переживаниями, негативными оценками значимых взрослых и как следствие приводит к появлению деструктивной тревожности, накладывающей отпечаток на этапы формирования личности. Тревожность, ставшая личностной чертой и постоянно усиливающаяся в своем проявлении, приводит к запуску механизма "замкнутого психологического круга" Представленные в литературе данные явно указывают на ярко выраженную возрастную специфику формирования тревожности. Так установлены и изучены причины, характерные для каждого возрастного периода в появление тревожности. Самый сильный возрастной пик в проявлении эмоциональности, по мнению многих авторов, приходится на пубертат. В то же время многие авторитетные психологи, А.М. Прихожан, Л.И. Божович, А.В. Петровский, Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, ЕЕ.Шот, К.Хорни и многие другие настойчиво предлагают обратить внимание на младший школьный возраст. Возможно такие расхождения во мнении ученых связано с отсутствием единого мнения о феномене тревожности, так например определение данного психологического явления может звучать: - как "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности" (А.М. Прихожан); - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги (А.В. Петровский); - многозначный психологический термин, который представляет тревожность как некоторое состояние индивидов в определенный отрезок времени, так и устойчивое свойство любого человека (Г.Г. Аракелов, Н.Е Лысенко, Е.Е. Шот). Теоретический обзор психологической литературы позволяет изучить феномен тревожности с разных научных позиций, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность может возникнуть и реализоваться в результате сложного взаимодействия познавательных, эмоциональных и поведенческих реакций, провоцируемых воздействием на индивидуума различными стрессовыми компонентами. С этой позиции, младший школьный возраст, который предшествует подростковому периоду созревания ребенка, нуждается в особом внимании и контроле со стороны взрослых, так как именно на этом возрастном этапе может возникнуть тревожность, которая закрепившись и перейдя в подростковый этап может стать устойчивой личностной чертой характера человека. проявление такого вида тревожности носит разрушительный характер так как может быть причиной возникновения состояния паники или уныния, что влечет к дезорганизации учебной деятельности в силу того, что у ребенка начинают формироваться сомнения в своих навыках, умениях, способностях. Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений), всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей, но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный придел. Тревожность начинает носить деструктивный характер. Ребенок, стремясь избежать неуспеха, как правило, отказывается от учебной деятельности или стремится, во что бы то ни стало достичь успеха, изматывается и становится неуспешным в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой. И родителям и учителям хорошо известно, как тяжело даются годы учебы тревожным детям. Однако, им как и всем детям приходится большую часть своего времени проводить в школе. Все детство и отрочество, целых двенадцать лет они находятся в среде, которая формирует их личность, помогает выбрать жизненный путь, овладеть социальными нормами и правилами. Конечно, не хотелось бы, чтобы мотивом переживания школьников оказалась тревога и неуверенность в себе. Тревожные дети связанны по рукам и ногам, неспособны творчески развиваться. Общение со сверстниками и учителями для них не в радость. В данной работе была исследована тревожность детей младшего школьного возраста и ее связь с познавательными процессами. Актуальность исследования обусловлена значительным увеличением числа детей младшего школьного возраста с высоким уровнем школьной тревожности и до конца не изученным феноменом влияния тревожности на формирование когнитивной сферы современных учащихся младших классов. Гипотеза исследования: У детей с высоким уровнем школьной тревожности преобладает низкий уровень развития познавательных процессов. Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи между уровнем школьной тревожности детей младшего школьного возраста и особенностями развития познавательных процессов. Задачи: 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования. 2. Исследовать уровень школьной тревожности, уровень интеллектуального развития, памяти и внимания детей младшего школьного возраста. 3. Выявить взаимосвязь уровня школьной тревожности и степень развития познавательной сферы учащихся младшего школьного возраста. Объект исследования: познавательная и эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста Предмет исследования: взаимосвязь школьной тревожности с познавательными процессами младшего школьника. Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие научные положения: - вклад, который внесли в изучение познавательных процессов, возрастных особенностей такие ученые как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж.Пиаже, Р.С. Немов и др; - исследования, раскрывающие деятельностный принцип психологии, а так же принцип единства теории, эксперимента и практики (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн); - исследования, раскрывающие единство когнитивного и аффективного компонентов тревожности, таких ученых как: Р. Лазарус, В.К. Вилюнас, А.М. Прихожан, Д. Спилбергера и др; - понимание процесса самовоспитания как целостного процесса формирования личностных свойств человека (Б.Ф. Ломов, Н.А. Аминов, С.И. Архангельский, В.И. Жернов, Н.Д. Волович и др.); - принцип единства человека и общества, социальной детерминации личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн). Методы и методики исследования: теоретические: монографические, библиографические; эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный психологический эксперимент, наблюдение, • методика оценки уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса [ ]; • корректурная проба (Тест Бурдона) [ ]; • методика «Оперативная память» [ ]; • стандартизированная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э.Ф.Замбацявичене [ ]; • прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) []. методы математической статистики: Т-критерий Стьюдента, метод ранговой корреляции Спирмена Экспериментальная выборка состоит из 81 ученика младших классов лицея им. А. Кантемира мун. Кишинэу: 29 – ученики второго класса, 24 –третьего класса и 28 – четвертого класса в возрасте от 8 до 10 лет. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные эмпирическим путем данные могут быть полезны для педагогов работающих в младших классах, детский психологов, социальных работников. При составлении коррекционных программ могут быть учтены полученные закономерности взаимовлияния школьной тревожности на формирование когнитивной сферы учеников начальных классов. Рекомендации, для родителей детей 7-10 лет, так же будут наполнены содержательными компонентами, помогающими родителям поддержать своего ребенка в учебном процессе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……..……..….……………………………………………………………8 1.1. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте ……………….8 1.2 Психологическая характеристика феномена тревожности ...………………………..23 1.3 Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте и ее связь с познавательными процессами …………………………………………….……………….27 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………. ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ СФЕРУ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ……………………………………………………………………………..34 2.1. Организация и проведение эксперимента …………..………………………………..34 2.2. Изучение особенностей школьной тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………………...40 2.3. Исследование характеристик познавательной сферы детей ---- лет ………………….. 2.4. Выявление взаимосвязи школьной тревожности с познавательными процессами младшем школьном возрасте …………………………………………………………...….46 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………..…………………………………………………………………78 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для высшей школы/ Г.С. Абрамова – изд. 6-е, перераб. и дополнено. - М.: Академический проект, 1997 – 367 с. 2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии/ А.Д. Алферов: отв. Ред.: Э. Юсупянец. Ростов – на – Дону. Феникс. 2000 – 384 с. 3. Андрущенко Т.Ю, Карабекова Н.А. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии.- 1993.-№ 1.-С. 47-54 4. Безруких М. Почему учится трудно?: (монография)/ М. Безруких, С.Ефимова, Б.Круглов – М.: Семья и Школа, 1995 – 203с. 5. Безруких М. Трудности обучения в школе: комплексный подход// Школьный психолог. – 2006 - №3 – с. 5-8. 6. Безруких М. Школьные проблемы и неуверенность ребенка //Учит. Газ. – 2005 - №45. – с.10 7. Битянова М.Р, Азарова Т.В, Афанасьева Е.И, Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе.–М.:Совершенство,1998.–352 с. 8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.–М.:Совершенство,1987.–160 с. 9. Бодалев А.А. Общая психодиагностика: (учеб. для Вузов.)/ А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванасов.. – Санкт- Петербург: Речь, 2000 – 400 с. 10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности -М-Воронеж:МОДЭК, 1997.–352 с. 11. Бондоренко С.М. Почему детям трудно учится? – М.: «Знание» - 64 с. 12. Васелюк Ф.Е. Психология переживания анализ преодоления критических ситуаций. 13. Венгер А. Прочный круг тревог и неудач// Семья и школа – 2000 - №1 с. 24-27. 14. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность:Христоматия: Учебное пособие для студентов. Пед. Вузов./ Сост. И науч. Ред. В.С. Мухина, А.А Хвостов. – М.: Академия, 1999 - с.624 – (высшее образование). 15. Выготский Л.В. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Выготский Л.В. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс. – 1999. – с336. 16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с. 17. Гольперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965 – 51 с. 18. Давыдов В.В проблемы развивающего обучения: Опыт теоретич. и эксперем. психолог. исслед./ В.В. Давыдов: АПН СССР – М.: Педагогика, 1986 – 204 с. 19. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978 – 180-205 с. 20. Детская практическая психология. Учебник/ Под.ред. Т.Д. Марцинковской: М.:Городорини, 2001 – 255 с. 21. Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей.-М.:Сфера,2002.-64 с. 22. Дружинин В.И. Экспериментальная психология: Учеб. пособ./В.Н. Дружинин: Российская Академия наук, институт психологии, М.: ИНФРА, 1997 – 256 с. 23. Дубровина И. Что вредит здоровью: психологическое здоровье школьников – нач. и сред.классы// Педагог. Вестник – 2001 - №5 – март – с.10 24. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории, практики: (монография), 1991 – 232 с. 25. Изард К. Психология эмоций.–СПб.:Питер,2000.–464 с. 26. Коробов Е.Т. Роль чувств и эмоций в обучении// Средне специальное образование – 1989 - №3 – с. 31-33. 27. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979 – 99 с. 28. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.:Речь, 2001 -160с. 29. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Сфера,1998.–96 с. 30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М., 1997. 31. Кученко Т. О детской тревожности// Восп. шк. – 2002. - №5 – с. 43-45. 32. Леонтьев А.Н. К вопросу о сознательности учения.// Психологическая наука и образование – 1997 - №1 с. 11-15. 33. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка: Избранные психологические труды/ М.И. Лисина: под.ред: А.Г. Рузской, гл. ред. Д.И. Фельдштейн. – Воронеж: институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1997. – 384 С. 34. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971 – 415 с. 35. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.-М.:Академия, 2000.–190 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте В классической психологии возраст детей от 7 до 11 лет принято относить к младшему школьному возрасту, так он соотносится с обучением ребенка в начальных классах учебных заведений. По мнению педагогов и психологов, младший школьный возраст считается достаточно стабильным этапом в развитии ребенка и редко сопровождается трудностями, встречающимися в подростковом возрасте. Начало обучения в школе становится периодом изменений в жизни ребенка. Резко изменяется режим дня и весь уклад его жизни, по сравнению с дошкольным возрастом. Происходят изменения и в социальном статусе ребенка 7-11 лет, его положении в семье, ученическом коллективе. Ведущим видом деятельности, способствующим развитию ребенка, становится учение. Со стороны значимых взрослых появляется стойкое убеждение в том, что главной обязанностью младшего школьника является обязанность учиться и получать знания. Естественно, что учение является серьезным испытанием для ребенка, требующим кропотливого труда, умения проявлять дисциплину, волевые усилия, организованность, режим дня. Обучение в школе становится механизмом включения учащегося в коллектив класса и учебного заведения на длительный срок. По-мнению Слободенюк Н. основной деятельностью, учащегося начальных классов, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе [61]. Отношение к учению у детей 7-11 лет формируется не сразу, требуется достаточное количество усилий и со стороны педагогов и родителей, что бы сформировать его правильно. У детей еще не сформировано глубинное понимание необходимости учиться. Осознание необходимости учиться осложняется такими феноменами как необходимость трудиться, прикладывание серьезных волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности и ограничений в удовольствиях. Если к моменту поступления в школу у ребенка еще не сформированы эти навыки, то у него может появиться ощущение разочарования и негативного отношения к учебе. Значимые взрослые могут помочь ребенку, рассказывая, и приводя примеры из личного опыта о том, что учение это серьезная работа, отличающаяся от игры и праздника, но при этом очень интересная, позволяющая узнать много нового, нужного, занимательного и важного. Естественно, что и сама организация учебной деятельности школьника младших классов подкрепляла слова педагогов и родителей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Автоматизация технологических процессов, 100 страниц
2222 руб.
Дипломная работа, Бухгалтерский учет и аудит, 87 страниц
2000 руб.
Контрольная работа, Эконометрика, 13 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Авиационная и ракетно-космическая техника, 30 страниц
1500 руб.
Решение задач, Право и юриспруденция, 14 страниц
350 руб.
Отчёт по практике, Социальная работа, 25 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg