Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ АКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

ang_not 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.08.2018
Личность — это многоуровневое, целостное, интегративное социально-психологическое образование, ядром которого являются ценностно-смысловые отношения, находящиеся в постоянном развитии и движении. Но чтобы понять в психологическом плане, как происходит это движение и развитие личности, необходимо включить в ее организацию помимо известных и бесспорных образований, таких, как характер, интеллект, способности, знания, также и темперамент. Хотя, как справедливо отмечает Абульханова-Славская К.А., разделение личности на факторы, уровни, грани, стороны, аспекты, сферы и т.д. само по себе не содержит еще в себе объяснения ее развития и совершенствования. Для этого, по ее мнению, требуется анализ всей жизнедеятельности человека [1]. Включение темперамента в структуру личности, с нашей точки зрения, позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые ответственны за формирование и функционирование собственно личностных качеств индивида.
Введение

Одна из ванных характеристик в структуре понимания человека – это его темперамент – так как является более общая формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека. Но нынешние мнения о темпераменте появились не на пустом месте; все мнения – это результат бесчисленных теорий прошлого времени, знания которых позволяют полнее понять этот феномен. Исследование темперамента обладает сложной и противоречивой историей. Мало вероятно, что в психологии есть еще другие базовые понятия, которые были бы всем так прекрасно понятно на житейском уровне, но фактически было бы так мало изучено, несмотря на бесчисленные изучения. Для того чтобы осознать, что есть темперамент, нужно прослеживать историю учений о темпераменте. Темперамент является объектом внимания медицинских работников и философов еще с древних времен, намного раньше иных психологических характеристик, но первоначально исследование его, было сформировано больше на наблюдении, чем на верном анализе научных данных [5]. Вследствие этого большое количество классификаций темперамента, являясь крайне красноречивыми и полезными для житейской психодиагностики, составлено абсолютно без учета правил жесткой научной классификации. За 2000 лет с момента «раскрытия» Гиппократом темперамента, данному важному свойству личностной индивидуальности приписывали самые разнообразные функции и давали крайне разностороннее истолкование его природы. В истории исследования темперамента выделяется три главных системы воззрений. Самая старая из них объединяет причину индивидуальных отличий с ролью тех или иных жидкостей в организме, вследствие этого данная теория и аналогичные ей начали именоваться гуморальными [5]. На границе девятнадцатого и начала двадцатого веков определилась так именуемая соматическая концепция (конституциональная теория), в соответствии с которой имеется взаимосвязь между свойством темперамента и телосложением. Одновременно с мнениями о гуморальных, соматических источниках отличий по темпераменту формировались (начиная с середины восемнадцатого века) идеи, которые получали наиболее глубокое и убедительное обоснование, о смысле для подвижных особенностей психики возбудимости и чувствительности нервов [5]. Общество электронных коммуникаций как специфичный предмет научного изучения обладает недолгой и в то же время яркой историей. В качестве теоретиков виртуальной коммуникации можно назвать имена Бодрийяра Ж. [16], Кастельса М. [19], Лумана Н. [22], Маклюэна М. [27], Семпси Дж. [40], Турена А. [33], Хабермаса Ю. [49], Эко У. [57] и других ученых. В данных трудах общество представлено как мир общения, в котором новоиспеченные информационные возможности делаются одним из основных инструментов ориентации индивида в мире и взаимодействия индивидов друг с другом. При этом новоиспеченная коммуникативная среда, которая рождается у нас на глазах (во-первых, в лице Всемирной компьютерной сети), накладывает на традиционные виды общения свой неповторимый отпечаток. Исследованием темперамента занимались: Симонов П.В. [], Слободчиков В.И. [], Стреляу Я. [], Русалов В. М. [], Роджерс К. [], Мерлин В. С. [], Белоус В. В. []. Изучением личности занимались: Абульханова-Славская К. [], Аверин В.А. [], Анцыферова Л. И. [], Божович Л.И. []. Актуальность данной работы заключается в том, что в период молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. Но тем не менее в зависимости от жизненной позиции, стиля жизни, развитие будет преобладать в каком-то направлении. Гипотеза исследования: существуют качественные и количественные взаимосвязи между различными свойствами темперамента и личностными особенностями активных участников виртуального общения. Цель исследования: анализ и систематизирование научной информации, раскрывающей психологические аспекты взаимосвязи различных свойств темперамента с личностными особенностями активных участников виртуального общения. Задачи исследования: 1. Проанализировать психологическую литературу по изучаемой проблеме взаимосвязи различных свойств темперамента с личностными особенностями активных участников виртуального общения. 2. Подобрать эффективные методы исследования современной молодежи в соответствии с поставленной целью. 3. Экспериментальным путем выявить взаимосвязи различных свойств темперамента с личностными особенностями активных участников виртуального общения. 4. Изучить глубину и особенности взаимосвязи различных свойств темперамента с личностными особенностями активных участников виртуального общения. Объект исследования: взаимосвязь свойств различных типов темперамента с личностными и коммуникативными особенностями активных участников виртуального общения. Предметом изучения являются темпераментные и личностные характеристики современной молодежи. Методы исследования: наблюдение, тестирование, обработка и интерпретация данных, проведение математической статистики, анализ результатов данных. Методики исследования: 1. Личностный опросник Айзенка (EPI) (Приложение 1) 2. Методика изучения темперамента по Я.Стреляу (Приложение 2) 3. Многофакторный личностный опросник FPI (Модифицированная форма В) (Приложение 3) 4. Личностный 16-ти факторный опросник Кеттелла (Форма С) (Приложение 4) 5. Тест коммуникативных умений (Михельсон Л., перевод и адаптация Гильбуха ЮЗ.) (Приложение 5) Методы математической статистики: Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков [27]. Выборку составили 70 студентов третьего курса, лиценциат, Университет «ULIM».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА, ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ……………….6 1.1 Темперамент и его место в структуре индивидуальных свойств личности……….6 1.2 Личностные особенности молодых людей………………………………………...15 1.3. Характеристика особенностей виртуального общения…………………………..22 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………….33 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СВОЙСТВ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ АКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ………………………………………………………………………………...…..34 2.1 Организация и проведение эксперимента……..……..……..…….……..………..34 2.2 Исследование свойств различных темпераментов и личностных особенностей активных участников виртуального общения……………………………………...………...41 2.3 Изучение взаимосвязи свойств различных типов темперамента с личностными и коммуникативными особенностями активных участников виртуального общения………55 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………………64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………73 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. — В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19—44. 2. Аверин В.А. Психология личности /В.А. Аверин. – М.: Издательство Михайлова В.А., 2001. – 192 с. 3. Алфёров А.Д. Психология развития школьников /А.Д. Алферов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 294 с. 4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. — 384 с. 5. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968. — 548 с. 6. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы. — В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 3—19. 7. Артемьева Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. — В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 67—68. 8. Асеев В. Г. Единство содержательной и динамической стороны личности в воспитательном процессе. — В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 198—222. 9. Белоус В. В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психофизиологии. — Психол. журн. 1981. Т. 2. № 1. С. 45—55. 10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Воронеж, 1995. – С. 228-244. 11. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера /Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 5. – М.: Педагогика, 1983. – С. 153-165. 12. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов /П.Я. Гальперин. - М: Высшая школа, 2002. – 400с. 13. Головин С.Ю. Словарь практического психолога /С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. – 800с. 14. Ефремкина Р.П. Детская психология / Р.П. Ефремкина. - М.: Академия, 2003. – 384с. 15. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий /Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2010. — 701 с. 16. Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника /Б.И. Кочубей. — М.: Знание, 1988. – 80 с. 17. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. — 280 с. 18. Лейтес Н. С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей. — В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. 7. М., 1972. С. 223—232. 19. Леонгард К. Акцентуированные личности: Пер. с нем. — Киев, 1981. — 392 с. 20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — 304 с. 21. Ломов Б. Ф. О системном подходе. — Вопр. психол. 1975. № 2. С. 31—45. 22. Мерлин В. С. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей «человек — общество». — Вопр. психол. 1975. № 5. С. 3—12. 23. Мерлин В.С. Некоторые принципы психологической характеристики свойств темперамента /В.С. Мерлин. — Пермь, 1982. - С. 3-22. 24. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. — 2-е изд.— Пермь, 1973.— 302 с. 25. Мерлин В. С. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности. — В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 87—105. 26. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь/Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 672 с. 27. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека /В.Д. Небылицын. – М.: Просвещение, 1966. – 383 с. 28. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М., 1976. — 336 с. 29. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности. — В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 45—67. 30. Ольшанникова А. Е. О некоторых физиологических коррелятах эмоциональных состояний. — В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. 6. М., 1969. С. 11—20.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ АКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ 1.1 Темперамент и его место в структуре индивидуальных свойств личности Исследование темперамента обладает сложной и противоречивой историей. Мало вероятно, что в психологии существует такое фундаментальное понятие, которое является всем так хорошо понятно на уровне разумного, но по факту так мало освоено, несмотря на неисчислимые посвященные ему публикации []. Быть может, это понятие уже несовременно и искоренило себя и должно быть замещено иными понятиями? В американской психологии, к примеру, темперамент уже давным-давно не выделяются как автономное и независимое понятие, а рассматривают его почти в виде синонима понятия «личность» или понятия «характер» []. Продолжительное время, как минимум до конца двадцатого века, полагалось, что в детерминации темперамента особенную роль играет свойство крови или особенность систем кровообращения. Лишь в начале двадцать первого века случились пронзительные видоизменения в истолковании биологических оснований темперамента. В этом большую роль исполнили труды Кречмера Э. []. В своей популярной книге «Телосложение и характер» Кречмер Э. попробовал завязать особенности темперамента уже не с гуморальными системами, а с особенностями структуры тела индивида. Автор писал, что всякому типу телосложения соответствуют определенные психологические склады темперамента, или, по авторской терминологии, характера. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость; пикники — люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко заводят друзей и т.д. Атлеты агрессивны, властолюбивы и т.д. []. Западные авторы Шелдон У. [] и Стивенc С. [] предпринимали попытки еще вывести из типа телосложения установленный психический склад, или темперамент, индивида. Исследовательская схема телосложения была более сложна, чем у Кречмера Э. []. Авторы оценили телосложение по развитию 3 главных тканей индивида — эктоморфных, мезоморфных и эндоморфных. В соответствии с Шелдоном У. [] и Стивенсом С. [], эктоморфы (индивиды с преобладающим развитием эктоморфных тканей (кожа, волосы, нервная система), охарактеризовываются церебротоническим темпераментом, а собственно влечением к эстетическим удовольствиям, холодностью и т.д. Эндоморфы, индивиды с прекрасно сформированными внутренними органами, выделяются живым и общительным темпераментом. Мезоморфам, индивиды с прекрасно сформированной костной тканью и мышечной тканью, свойственна тяга к соревнованиям, агрессии и т.д. [].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg