Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе СПО

ang_not 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.08.2018
Проведенное исследование с привлечением теоретических и эксперимен-тальных методов, моделирование и внедрение эффективных нетрадиционных форм обучения, анализ полученных результатов подтвердили правильность гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы: 1. В современных условиях учреждения среднего профессионального образования не могут осуществлять образовательный процесс только на традиционном уровне. Альтернативой им могут служить предложенные нами системы НФО, показавшие свою эффективность в реализации новых педагогических технологий.
Введение

Актуальность темы исследования. Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбора среди множества инновационных методик ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить студентов не только знаниями, но и умениями, развить познавательную самостоятельность. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познание, коммуникативное, социальное и личностное развитие студента. В последние годы внимание преподавателей все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность принципи-альных изменений в СПО. Развивающее обучение также занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и свя-зываемых с ним ожиданий по повышению качества образования. Технология этого направления в развивающем обучении предусматривает отработку операций выделения признаков объекта, операций с понятия- ми и классами и тому подобное. В процессе обучения у студентов должна создаваться определенная система знаний, должен отрабатываться определенный стиль мышления, прогрессивная технология деятельности по получению и использованию знаний . В рамках суммирующих технологий накопление конкретных знаний яв-ляется целью обучения. Для развивающих технологий конкретные знания яв-ляются, прежде всего, средством достижения главной цели-развития интеллектуальных возможностей человека. Процесс их получения должен быть построен так, чтобы при этом целенаправленно развивались и совершенствовались интеллектуальные возможности человека. Чтобы последовательно формировать универсальные учебные действия у студентов необходимо разнообразить учебный процесс различными типами как традиционных, так и нетрадиционных форм обучения. В суммирующих технологиях процесс формирования интеллекта не отслеживается. Наиболее четко эта мысль сформулирована в работах известного философа и педагога Э. В. Ильенкова. Знания становятся догмой, непригодной для практического использования. Такие знания «в лучшем случае не задерживаются в голове человека, в худшем засоряют мозг и уродуют интеллект». По словам того же Ильенкова: «Зубрежка, подкрепляемая бесконечным повторением... калечит интеллект тем вернее, как это ни парадоксально, чем «умнее» усваиваемые истины» . При этом деградирует, надо полагать, не только ученик, но и учитель. На другую сторону этого явления обращал внимание известный исследователь психологии мышления М. Вертгеймер: «Таким образом, при механическом обучении можно воспитать детей, которые будут вести себя рабски подобно автоматам, решая не только арифметические, но и любые другие жизненные задачи, и будут слепо руководствоваться соображениями престижа, следовать моде, нормам, политическим или музыкальным мнениям, во всем полагаясь на то, что сказал учитель, на моду или авторитет» . Обращается внимание на прямую опасность механического, фактологического обучения для общества. Таким образом, развивающее обучение на ряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека, направленный на формирование знаний в виде хорошо организо-ванной системы. Все выше сказанное, несомненно, подчеркивает темы заявленного иссле-дования и нуждается в дополнительных теоретических разработках. Степень разработанности темы. Создание условий для развития личности студента и качества профессиональной подготовки – ведущая задача переустройства системы профессионального образования. Поиск ориентиров в ее реализации ведется учеными и практиками, что находит отражение в работах С.Я. Батышева, В.Ф. Баширина, А. П. Беляевой, В.П. Беспалько, Б.Н. Боденко, Н.В. Борисовой, А.А. Вербицкого, И.А Зимней, B.C. Леднева, Г.П. Щедровицкого. Проблемы профессионального образования раскрываются в трудах А.П. Беляевой, В.П. Беспалько, Е.Я. Бутко, Э.Д. Дненрова, В.П. Зинченко, А.И. Лейбовича, А.К. Марковой, A.M. Новикова, И.П. Смирнова и др. Цель исследования. Измерить уровень развития личности студента, по-высить качество его обучения, уровень коммуникативной культуры в учреждениях среднего профессионального образования на основе интенсификации научно-методической деятельности, направленной на преобразование педагогических технологий посредством применения в практике преподавания эффективных нетрадиционных форм обучения. Гипотеза исследования. Применение нетрадиционных форм обучения в УСПО обеспечит развитие личности студентов и повысит качество обучения конкурентоспособного специалиста, если: – система нетрадиционных форм обучения построена с учетом возможностей и уровней развития студентов, их профессиональной направленности; – реализованы педагогические условия достижения эффективности не-традиционных форм обучения в региональных УСПО; – технология организации нетрадиционных форм обучения ориентирует коллектив образовательного учреждения на повышение качества профобразо-вания. В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Изучить связь современных требований к личностному развитию и качеству подготовки специалистов с педагогическими технологиями и проанализировать известные в практике и педагогической литературе подходы к понятию «эффективность процесса обучения». 2. Разработать принципы и критерии эффективности НФО. 3. Проверить подходы к моделированию эффективных НФО. 4. Раскрыть особенности эффективности НФО на примере общеобразовательных и специальных дисциплин и разработать блоки нетрадиционных форм обучения, формирующих профессиональные умения в УСПО. 5. Разработать технологию организации НФО и применить ее в практике УСПО. Объект исследования – организация учебного процесса в СПО. Предмет исследования – эффективность нетрадиционных форм обуче-ния в учебных заведениях СПО. Методологической основой исследования послужили положения о применении личностно-ориентированного обучения, технологий, активизи-рующих познавательную деятельность студентов и технологий развивающего обучения. Исследование эффективности нетрадиционных форм обучения было также построено на основе следующих методологических подходов: 1. Системно-функциональный, который позволил раскрыть функции не-традиционных форм обучения в образовательном процессе УСПО и их роль в качестве средств активизации учебной деятельности студентов. 2. Личностно-деятельностный, рассматривающий нетрадиционные фор-мы обучения как целенаправленное педагогическое воздействие па студентов в процессе обучения. 3. Комплексный психолого-методический, позволяющий проанализиро-вать нетрадиционные формы обучения как средство развития профессиональ-ных, общеучебных и коммуникативных умений студентов. 4. Целевой технологический, посредством которого определялась эффективность нетрадиционных форм обучения в педагогических технологиях. Теоретическая основа исследования послужили работы в сфере нетра-диционных форм обучения в системе СПО, изложенные в монографиях, учеб-ных пособиях, лекциях, научных статьях, докладах, диссертациях и других опубликованных материалах. Опытно-экспериментальной базой исследования являлись учреждения СПО Республики Мордовия. Теоретическая значимость. Теоретические выводы и рекомендации могут быть использованы в дальнейшей работе в системе СПО для разработки методики в проведении нетрадиционных уроков. Практическая значимость результатов исследования. Практические рекомендации могут быть использованы в повседневной работе учителей и педагогов в системе СПО. Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Содержание

Введение 3 1 Тенденции использования нетрадиционных форм обучения в системе среднего профессионального образования 8 1.1 Нетрадиционные технологии обучения в учреждениях среднего профессионального образования 8 1.2 Типология и принципы построения нетрадиционных уроков 14 1.3 Подготовка и проведение нетрадиционных уроков 18 2 Виды нетрадиционных занятий для профессионального обучения 28 2.1 Уроки – Экскурсии 28 2.2 Уроки – Игры 31 2.3 Уроки – Дискуссии 40 2.4 Бинарные уроки 43 2.5 Урок – Исследование 46 2.6 Урок взаимообучения обучающихся 49 Заключение 52 Список использованных источников 55
Список литературы

I Книги 1. Бакулина, Г. А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка / Г. А. Бакулина, Е. А. Обухова, Н. В. Дембицкая. – М. : Владос, 2012. – 216 с. 2. Бим-Бад, Б. М. Очерки по истории и теории педагогики / Б. М. Бим-Бад. – М. : УРАО, 2013. – 272 с. 3. Букатов, В. М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина / В. М. Букатов. – СПб. : Речь, 2010. – 208 с. 4. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекст-ное обучение / А. А. Вербицкий.– М. : ИЦ ПКПС. – 2014. – 284 с. 5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2012. – 352 с. 6. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекст-ный подход / А. А. Вербицкий. – М. : Высшая школа, 1991. – 204 с. 7. Волина, В. В. Игра – дело серьезное / В. В. Волина. – М. : Дидактика Плюс, 2009. – 320 с. 8. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. М. : Просвещение, 1987. – 342 с. 9. Воронцов, А. Б. Практика развивающего обучения / А. Б. Воронцов. – М. : Просвещение, 1998. – 322 с. 10. Виноградова, М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников : из опыта работы / М. Д. Виноградова, И. Б. Первин. – М. : Просвещение, 1977. – 159 с. 11. Григорьев, В. М. Педагогическое руководство игровой деятельно-стью / В. М. Григорьев. – М. : АСТ, 2013. – 96 с. 12. Ильенков, Э. В. Школа должна учить мыслить / Э. В. Ильенков. – М. : Мысль, 1987. – 176 с. 13. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. – М. : Педагогика, 2010. – 304 с. 14. Кульневич, С. В. Современный урок. Ч. 3 Проблемные уроки / С. В. Кульневич, Т. П.Лакоценина. – М. : Учитель, 2013. – 268 с. 15. Конюшко, В. С. Методика обучения биологии : учебное пособие / В. С. Конюшко, С. Е. Павлюченко, С. В. Чубаро. – Минск : Просвет, 2004. – 244 с. 16. Кульневич, С. В. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина.. – М. : Дидактика Плюс, 2011. – 288 с. 17. Лакоценина, Т. П. Современный урок. Часть 5. Инновационные уроки / Т. П. Лакоценина, Е. Е. Алимова, Л. М. Оганезова. – М. : Учитель, 2013. – 208 с. 18. Преловская, Н. Возвышение желаний, или Как осуществить себя / Н. Преловская. – М. : Политическая литература, 1986. – 287 с. 19. Преемственность и перспективность в обучении : пособие для учи-телей / сост. А. Н. Матвеева. – М. : Просвещение, 1982. – 128 с. 20. Селевко, Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 2009. – 128 с. 21. Селевко, Г. К. Технологии развивающего образования / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2015. – 192 с. 22. Селевко, Г. К. Технологии развивающего образования/ Г. К. Селевко. – М. : Просвещение, 2015. – 198 с. 23. Сенько, Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся / Ю. В. Сенько. – М. : Педагогика, 1986. – 238 с. 24. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследо-ваний / М. Н. Скаткин. – М. : Педагогика, 1986. – 240 с. 25. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. –М. : Педагогика, 1971. – 320 с. 26. Сластенин, В. А. Формирование профессиональной культуры учителя / В. А. Сластенин. – М. : Мысль, 1993. – 159 с. 27. Фрадкин, Ф. А. Воспитательная система / Ф. А. Фрадкин. – М. : Прометей, 2013. – 176 с. 28. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Элько-нин. – М. : Просвещение , 1989. – 188 с. 29. Юрьева. Н. Е. Нетрадиционные уроки, как одна из форм развивающего обучения в СПО / Н. Е. Юрьева. – Краснодар, 2015. – 244 с. II Статьи 30. Абасов З. А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация // Инновации в образовании / З. А. Абасов. – 2004. – № 3. – С. 118. 31. Бударный, А. А. Индивидуальный подход в обучении / А. А. Будар-ный // Советская педагогика. – 1965. – № 7. – С. 70-83. 32. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивили-зацию / О. С. Газман // Новые ценности образования. – 1996. – Вып. 6. – С. 10-39. 33. Бобырев А. В., Рудакова И. А. Типы «нестандартных» уроков в системе организации профильного обучения в педагогическом лицее / А. В. Бобырев, И. А. Рудакова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012. – № 6. – С. 80-87. 34. Гавриченков, Ю. Д. Деловая игра как способ развития информацион-ной компетентности / Ю. Д. Гавриченков, Н. Г. Калабухова // Профессиональное образование. Столица. – 2010. – № 2. – С. 40-42. 35. Обухова, Н. Г. Психологические аспекты воспитания личности в со-временных условиях / Н. Г. Обухова // Психологический журнал. – 2010. – № 2. – С. 179-198. 36. Симонов, В. П. О требованиях к уроку и его анализу / В. П. Симонов // Советская педагогика. – 1980. – № 1. – С. 24-28. 37. Скаткин, М. Н. Современный урок / М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер // Народное образование. – 1985. – № 1. – С. 12-15. 38. Сластенин, В. А. О проектировании содержания высшего педагогического образования / В. А. Сластенин // Преподаватель. – 1999. – № 5. – С. 3-9. 39. Сластенин, В. А. О современном подходе к подготовке учителя / В. А. Сластенин // Педагогика. – 1996. – № 1. – С. 17-29. 40. Широбокова, Т. С. Методика организации и проведения нетрадици-онных уроков в образовательном процессе учреждений СПО / Т. С. Широбокова // Научные исследования в образовании. – 2012. – № 12. – С. 43-47. III Диссертации и авторефераты диссертаций 41. Божьеволина, И. М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов в условиях университета : дис. канд. пед. наук / И. М. Божьеволина. – Екатеринбург, 2002. – 170 с. 42. Большакова, З. М. Теоретические основы подготовки будущих учи-телей к профессионально-педагогической деятельности : дис. докт. пед. наук - , З. М. Большакова. – Екатеринбург, 2000. – 360 с. 43. Фрадкина, Ф. И. Психология игры в раннем детстве : автореф… канд. пед. наук / Ф. И. Фрадкина. – М., 1947. – 24 с.
Отрывок из работы

1 Тенденции использования нетрадиционных форм обучения в системе среднего профессионального образования 1.1 Нетрадиционные технологии обучения в учреждениях среднего профессионального образования Концепция развивающего обучения была разработана в 60–80 г.г. под общим руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Цель развивающего обучения – осуществить запуск модели – комплекса саморазвития личности как отдельного подразделения в общеобразовательной системе образования с целью формирования у молодого поколения способностей к саморазвитию, к самопознанию, к самосовершенствованию, через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей. Сколько существует образование вообще, столько лучшие умы решают проблему – как учить, чему учить, что развивать. Учитель, если он хочет осуществлять развивающее обучение, предполагающее усвоение системы научных понятий, должен позаботиться об организации адекватной этой задаче принципиально новой для обучающихся учебной активности. В связи с этим возникает проблема методов развивающего обучения. Если педагогу удалось поставить перед учениками учебную задачу, то его последующие усилия должны быть направлены на организацию её решения, то есть на организацию собственно поисковой деятельности. Учитель должен включиться в поисковую деятельность студентов и организовать её «изнутри» . Два условия: во-первых, преподаватель должен стать реальным участни-ком современного поиска, а не его руководителем. Во-вторых, он не должен навязывать им «правильный» путь решения. Наконец, когда учебная задача решена, учителю предстоит организовать оценку найденного решения. Постановка учебной задачи, её совместное с обучающимися решение, организация оценки найденного способа действия, таковы три составляющие того метода, который адекватен цели и содержанию развивающего обучения. Преподаватель и студент осуществляют совместный поиск, который приобретает характер совместно-распределенной деятельности. Включаясь в совместную с обучающимся учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на прогностическую оценку возможностей студента, в соответствие с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе её решения. Стиль учебного сотрудничества может варьироваться в достаточно широких пределах – от легко-доверительного до жестко-требовательного, но суть его всегда остается одной и той же: учитель не ведет обучающегося за собой, а лишь помогает ему определить очередную цель и отыскать оптимальный путь к ней . Для того чтобы каждый отдельный студент мог действовать как субъект учебно-поисковой деятельности, он должен вступить во взаимодействие не только с учителем, но и с другими такими же субъектами. Это значит, что быть субъектом учения студент может, если он действует не рядом с другими студентами, независимо от них, а вместе с ними, если его деятельность развертывается в рамках коллективного диалога, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи, и намечаются пути ее решения. Умение организовать и поддерживать коллективный диалог является, наиболее сложным компонентом методического мастерства учителя. Вместе с тем, такая форма организации учебного процесса оказывает решающее влияние и на его коммуникативные характеристики. Применение различных методов развивающего обучения формирует у преподавателя сначала способность к педагогическому твор-честву, затем склонность к нему и, наконец, потребность в нем.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg