Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

ang_not 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.08.2018
В итоге проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В процессе исследовательской работы подтвердилась та гипотеза, которая была поставлена в начале: у детей с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается недостаточное развитие воображения, поэтому использование специальных занятий и упражнений с элементами нетрадиционных изобразительных приемов в процессе логопедической работы позволит повысить уровень развития воображения.
Введение

Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно – на рубеже XIX–XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В.Вундт, Ф. Матвеева, Э.Мейман, А.Л.Мищенко, Т.Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, даются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами [3, c.17]. Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе (И. Г. Батоев, Л. С. Выготский, А. Я. Дудецкий, О. М. Дьяченко, Г. Д. Кириллова, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.), с другой – функциональное развитие данного процесса (Е. И. Игнатьев, Э. В. Ильенков и др.). Исследованием проблемы развития воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались Л.С.Выготский (1997), А.А.Люблинская (1971), В.С.Мухина (1985; 1997), Г.Д.Кириллова (1971), Н.Н.Палагина (1997), О.М.Дьяченко (1986), Ю.Ф.Лаврентьева (1998), Н.В.Пережигина (1999), Н.В.Сметанина (1998), О.В.Боровик (1996), О.М.Попова (1996), И.А.Медведева (2001) и др. [16, c.7]. Особое место среди психологических и педагогических исследований занимают исследования, посвященные воображению детей с различными отклонениями в развитии. Специалисты (Л.С.Выготский, О.П.Гаврилушкина, Т.Н. Головина, Е.А.Евлахова, Е.А. Екжанова, В.П.Ермаков, А.Г.Литвак, Е.А. Медведева, М.М.Нудельман, М.Ф. Рау, Е.Г.Речицкая, С.К.Сиволапов, Е.А. Сошина, Н.А.Цыпина, Ж.И.Шиф и др.) рассматривают специфику воображения этих детей, а также пути и методы его развития. Исследования проводятся, как правило, в сравнительном плане(сравнение с интеллектуально полноценными детьми) в разных видах деятельности [32, c.98]. Воображение выступает как условие творческого преобразования имеющихся у человека знаний, содействует саморазвитию личности, то есть в существенной степени предопределяет эффективность любой деятельности. Тем не менее, в педагогической психологии проблемы, которые напрямую связаны с вопросами развития и формирования творческого воображения, мало изучены, недостаточно исследована роль воображения в творческом мышлении, малоизучено воображение у детей с речевой патологией. А эта область обладает огромным потенциалом для использования резервов комплексного подхода в воспитании и обучении [8, c.16]. Проблема развития воображения лиц с речевой патологией в отечественной логопсихологии является малоизученной. Речевые расстройства не позволяют ребенку выйти за пределы непосредственных впечатлений, точно воссоздать образ по словесному описанию, а также создать новый оригинальный продукт воображения. Низкий уровень развития воображения приводит к тому, что ребенку не удается раскрыться в игре, найти выход из необычной проблемной ситуации. Во время обучения в школе могут возникнуть трудности при оперировании абстрактными понятиями, при представлении того, что материально не отражено в окружающей действительности. В связи с этим рассматриваемая проблема имеет большую значимость на социальном уровне [29, c.36]. Современное состояние проблемы развития воображения детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым развитием свидетельствует о наличии противоречий между: признанием важности воображения в жизни ребенка и недостаточным изучением особенностей развития воображения детей с общим недоразвитием речи; потребностью практики в современных методиках, технологиях, программах по развитию воображения детей с общим недоразвитием речи и отсутствием данных материалов. Объект исследования - воображение старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Предмет исследования - процесс развития воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Цель исследования – достижение более высокого уровня развития воображения посредством специальных заданий и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Гипотеза исследования – развитие воображения будет более эффективным, если в экспериментальной группе мы будем применять специальные упражнения и задания, элементы нетрадиционной техники. Задачи: 1.Изучить литературу по проблеме развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2. Подобрать методики исследования воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня. 3.Подобрать упражнения, задания для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 4.Проанализировать результат контрольного эксперимента. База исследования – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Владимира. «Детский сад№115 комбинированного вида» База исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимир «Детский сад№110 комбинированного вида»
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………….............................................5 ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ……............................................................8 1.1.Воображение как психический процесс……………………………………………8 1.2.Развитие воображения у детей дошкольного возраста в онтогенезе…………...12 1.3.Особенности воображения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня….15 ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ…………………………………………………………………………....19 2.1.Задачи, условия организации и методика констатирующего эксперимента…...19 2.2.Характеристика участников эксперимента……………………………….............23 2.3.Анализ результатов констатирующего эксперимента и выводы………………..26 ГЛАВА III.ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ…………………………………………………….……..34 3.1.Цели, задачи, условия организации и методики формирующего эксперимента.34 3.2.Анализ результатов контрольного эксперимента…………………………...…....45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………....49 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...51 ПРИЛОЖЕНИЕ….…………………………………………………………..………….56
Список литературы

1. Барташникова И.А. Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7лет. – Х.: Фалео, 1997. – 412 с. 2. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.: 1977. – 319 с. 3. Богат В. В. Развивать творческое мышление // Дошкольное воспитание. – –1994. – №1. – С.17-19. 4. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112 с. 5. Веккер Л. М. Психические процессы // Воображение и психологическое время . – 1974. – №11. – С. 262 – 271. 6. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. – М.: Наука, 1982. – 455 с. 7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. 8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 287 с. 9. Гаркуша Ю.Ф. Занятия по аппликации и конструированию в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи // Дефектология. – 1990. -№ 3. – С. 57-63. 10. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 7. – С. 27-45. 11. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Логос, 1985. – 314 с. 12 .Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. – М.: Академия, 1997. – 268 с. 13. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Международный Образовательный и Психологический колледж, 1996. – 197 с. 14. Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного // Вопросы психологии. – 1987. – № 1. –С. 44 – 51. 15. Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей //Дошкольное воспитание. – 1993. – №8. – С. 46-57. 16. Зайка Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти дошкольника // Вопросы психологии. – 1995. – №1. –С. 64-97. 17. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. – М.: Просвещении, 1956. –107 с. 18. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. – М.: Педагогика, 1983. – 112 с. 19. Каратаева О.О природе детского рисования // Обруч. –1997. – №5. –С. 9-12. 20. Кириллова Г. Начальные формы творческого воображения у детей / Г.Кирилова // Дошкольное воспитание.- 1971. – № 2.-С. 41 – 46. 21. Кирилова Г. Реалистические тенденции в воображении детей/Г. Кирилова //Дошкольное воспитание.-1981.-№12.-С.45-47. 22. Кирилова Г. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве детей / Г. Кирилова // Дошкольное воспитание.-№12.-С.63-69. 21. Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей /Т. Комарова //Дошкольное воспитание.-1998.-№10.-С.65-68. 23. Коршунова Л. С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения/ Л.С.Коршунова, Б.И. Пружинин.– М.:Просвещение, 1989.-187с. 24 Кравцова Е. Развитие воображения / Е. Кравцова.// Дошкольное воспитание.-1989.-№12.-С. 37-41. 25. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е.Кравцова.М.: Просвещение, 1996. – 160с. 26. Лейтес Н. С.Ранние представления одаренности /Н.С.Лейтес // Вопросы психологии.-1988.- № 4.- С. 98 – 108. 27. Любина Г. Обучение дошкольников " языку чувств" / Г. Любина // Дошкольное воспитание.-1996.- 32.-С.4-13. 28. МихайловаН. А. Рисование дошкольников: процесс или результат? / Н.А.Михайлова.//Дошкольное воспитание.-1994.-№4.-С.17-19. 29. Мухина В.С. Возрастная психология / В. С. Мухина.-М.: Просвещение,2000.-456с. 30. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения Экспериментальное исследование/ Р.Г.Натадзе.- Т.: 1972-198с. 31. НемовР. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/Р. С. Немов – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271. 32. Найссер У. К.Познание и реальность/ У. К. Найссер.- М.:Просвещение,1981.-347с. 33. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении // Никифорова О. Н. Представление и воображение.-М.: Книга,1990.-С. 80 – 100. 34.Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике /Н.Палагина // Вопросы психологию.-1989.-№6. –С. 69-73. 35. Пашаев А. Об источнике способности человека к художественному творчеству / А. Пашаев. // Вопросы психологии.- 1998.-№7.-С.76-82. 36. Полуянов Ю Перспективы реализации идей Л.С.Выготского о детском творчестве / Ю. Полуянов. // Вопросы психологии.-1997.-№1.-С.9-12. 37. Практикум по возрастной и педагогической психологий / сост. Е.Е. Данилова, под редакцией И.В. Дубровской – М., 1998. 38. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности /И. М. Розет. – Минск, 1977. – 270 с. 39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии //Рубинштейн, С. А.В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/. 40. Стрелкова, Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок / Л. Стрелкова // Обруч.-1996.-№4.-С.24-27. 41. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /Л. Ю.Субботина. – Ярославль: "Академия развития", 1997. – 240с. 42. Страунинг А. М.Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности/ А. М. Страунинг. М.: Просвещение, 1989.-37с. 43. Томчикова С.Н. Ознакомление старших дошкольников с народными кукольными героями: методическое пособие / С. Н. Томчикова – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 40 с 44. Трифанова Е. О. О детском рисунке /Е. Трифанова // Дошкольное воспитание.-1996.-№2.-С.24-28. 45. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений /Г. А. Урунтаева.-М.: Издательский центр "Академия",1996.-336с. 46. Художественное творчество и ребенок [Текст]: монография / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: "Педагогика", 1972. – 287 с. 47. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / ред. –сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 384 с. 48. Фридман Л.Н. Психология воспитания. М., 1996. 49. Шарагина Л.И. Логика воображения.- М., 2001. 50.Юртайкин В.В., Ефименкова Л.Н. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группе для дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1981. -№1. – 74-79с. 51. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 1.1. Воображение как психический процесс Воображение – это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения [17, c.11]. Л.С. Выготский отмечает, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением [6, c.5]. Воображение связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме [39, с.344]. Воображение – это психологический процесс, в результате которого у человека возникают образы (представления), не вполне соответствующие тому, что существует в реальном мире и что в данный момент времени воспринимает человек с помощью органов чувств [31, c.260]. Основной признак процесса воображенияв той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления [2, с.304]. Другими словами, воображение есть особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью (характерно только для человека).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg