Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Особенности интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с разным уровнем школьной успеваемости

not_en 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.08.2018
Интеллект - психологическая основа разумного поведения, система психологических механизмов, которые представляют человеку возможность построения внутренней субъективной картины происходящего. Существует ряд подходов к исследованию интеллекта в отечественной и зарубежной психологии.
Введение

Введение “Интеллект - психологическая основа разумного поведения, система психологических механизмов, которые предоставляют человеку возможность построения внутренней субъективной картины происходящего”[2]. Роль интеллекта в жизни людей велико. Он взаимосвязан со всеми психическими процессами, свойствами и состояниями. Интеллект обеспечивает единство личности человека, освоение новых видов деятельности и социального опыта в целом. “Проблема исследования интеллекта, интеллектуальных способностей, интеллектуального (умственного) развития в психологии относится к числу старейших. Значимость проблемы измерения интеллекта и умственного развития в первую очередь определяется той ролью, которую они играют в разрешении комплекса социальных и индивидуально - психологических проблем человека. Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими, социальная ценность и социальный статус индивида. Интеллект играет важнейшую роль в структуре целостной индивидуальности. Вместе с тем интеллект остается многозначным понятием, отражающим способности к познанию, достижению целей, адаптации, решению проблем и многое другое”[11]. В настоящее время существуют различные подходы к исследованию интеллекта. Значительное количество работ зарубежных психологов, посвященных проблеме человеческого интеллекта, выполнено в русле тестологического подхода (Л.М.Термен, 1937; Д.Векслер, 1958, 1967; Л.Терстоун, 1938; Л.Г.Хамфрейс, 1967; Р.Кеттел, 1971; Дж.Равен, 1960, 1985, 1989; Ф.Вернон, 1965; Дж.Гилфорд, 1965; Дж.Томпсон, 1984 и др.). В этих исследованиях было выделено большое количество разрозненных факторов, которые сами по себе не раскрывали сущности человеческого интеллекта, но способствовали развитию представлений о его природе. Изучение особенностей интеллектуального развития является актуальной проблемой современной психологии. Изучение особенностей интеллектуального развития младших школьников с разным уровнем школьной успеваемости может способствовать оптимизации условий их обучения и воспитания. Данная проблема недостаточно исследована в современной психологии. Объект исследования: интеллектуальное развитие детей . Предмет исследования: интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста. Цель исследования: выявление особенностей интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с разным уровнем школьной успеваемости. Гипотеза исследования: существуют различия в показателях вербального и невербального интеллекта детей младшего школьного возраста с разным уровнем школьной успеваемости. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: 1) на основе изученной научной литературы рассмотреть подходы к исследованию интеллекта в отечественной и зарубежной психологии, особенности интеллектуального развития младших школьников, проблему школьной неуспеваемости; 2) выявить уровень развития вербальных и невербальных интеллектуальных показателей у детей с высокой школьной успеваемостью; 3) выявить уровень развития вербальных и невербальных интеллектуальных показателей у детей с низкой школьной успеваемостью. 4) выявить различия в показателях вербального и невербального интеллекта у детей с разным уровнем школьной успеваемости; 5) разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие словарного запаса, свойств внимания (концентрация, распределение, переключение) и зрительного восприятия детей младшего школьного возраста. Методы исследования: -Диагностический метод (тест Д.Векслера (WIST) для детей в адаптации Ю.И.Филимоненко , В.В.Тимофеева (2001) 12 субтестов; - метод математической обработки данных. (U-критерий Мана Уитни). Выборка экспериментального исследования составила 79 человек: 49-девочки и 30 мальчиков от 8 до 10 лет, обучающиеся во втором, третьем и четвертом классе. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Баклановская СОШ» Орловского района, Орловской области. Исследование проходило с 22.01.2017 по 23.03.2017 года. Теоретическая значимость: Выявлена взаимосвязь интеллектуально развития со спецификой уровней школьной успеваемости. Практическое значение работы: Показаны возможности системного, качественного анализа психологических особенностей интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с разным уровнем школьной успеваемости при использовании вербальных и невербальных субтестов шкалы Векслера. Продемонстрированы методические преимущества сопоставления показателей развития вербального интеллекта с показателями невербального, позволяющие более точно определить своеобразие интеллектуальных возможностей детей. Тем самым повышается прогностическая ценность диагностического исследования на основе характеристики «зоны ближайшего развития» интеллекта испытуемого.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..7 Глава 1. Проблема интеллекта и интеллектуального развития в современной психологии 1.1. Проблема интеллекта в отечественной и зарубежной психологии.………………………………………………………….. ……….....10 1.2.Развитие интеллекта младших школьников………………………….......23 1.3. Проблема школьной успеваемости в психологии и педагогике.…………………………………………………………..…………...30 Выводы…………………………………………………………………………..38 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с разным уровнем школьной успеваемости 2.1 Организация и проведение экспериментального исследования………….40 2.2 Анализ результатов экспериментального исследования особенностей интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с разным уровнем школьной успеваемости …………….………………………………43 2.2.1Анализ результатов экспериментального исследования особенностей интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с высоким уровнем школьной успеваемости………………………………………..……43 2.2.2 Анализ результатов экспериментального исследования особенностей интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с низким уровнем школьной успеваемости………………………………………………49 2.2.3 Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования особенностей интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с высоким и низким уровнем школьной успеваемости………….54 2.3. Организация коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование вербальных и невербальных компонентов интеллекта детей младшего школьного возраста с низким уровнем школьной успеваемости……………………………………………………………………..59 Выводы…………………………………………………………………………..67 Заключение……………………………………………………………………...69 Литература………………………………………………………………………72
Список литературы

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика : учебник для ВУЗов –СПб.: Питер, 2015-352 с. 2. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /М. В. Матюхина, Т.С. Михальчнк, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др.- М.: Просвещение, 1984.-256с. 3. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 118 с. 4. Давыдов В.В., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьников. - М., 1982. 5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, - 2013. - 362с. 6. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника .-М.: Знание, 1982-92 с. 7. Диагностика развития младших школьников: психологические тесты/ сост. Т.Г.Макеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 125с 8. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Сов. педагогика. - 1971.- № 7. 9. Котова С.Г. Педагогика начального образования. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения . СПб.: Питер,- 2017.- 80 с. 10. Горлова А.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения. / Автореферат дисс. канд.психол.наук. – М., - 2011. 11. Ильина М.И. Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПб.: Питер, изд-е 1-е, 2006. – 368с 12. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психопрофилактика. – СПб.: Питер, 2009. – 368с 13. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с. 14. Малолеткова А.В. Педагогическая психология: Пособие для студентов.-2014-164 с. 15. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2007. – 191с. 16. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Л.С.Выготский. Педагогическая психология / Под.ред. В.В.Давыдова. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 419с. 17. Немов Р.С. Психолгия : учеб. для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений : в 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 631 с.
Отрывок из работы

Глава 1: Проблема интеллекта и интеллектуального развития в современной психологии. 1.1. Проблема интеллекта в отечественной и зарубежной психологии. “Понятие "интеллект" было введено в психологию антропологом Ф.Гальтоном в конце ХIХ в. Находясь под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина, он считал решающей причиной возникновения любых индивидуальных различий, как телесных, так и психических, фактор наследственности”[2]. Если раньше наследственностью объясняли только умственную отсталость, то Ф. Гальтон распространил влияние этого фактора на все уровни развития интеллекта - как самые высшие (талантливость, гениальность), так и средние. Согласно Ф. Гальтону, весь спектр интеллектуальных способностей наследственно детерминирован, а роль в возникновении индивидуальных различий по интеллекту обучения, воспитания других внешних условий развития отрицалось или признавалось несущественной”[14]. Это мнение на многие лет вперед определило взгляды психологов, занимавшихся исследованием интеллекта, а также повлияло на методологию его измерения. Начиная с работ Ф. Гальтона, проблема интеллекта приобрела особое значение, которого прежде не имела. “Генерализованное понимание интеллекта как способности требовало конкретизации - ответов на вопросы, касающиеся сущности, природы и внешних проявлений этой характеристики. Эти вопросы интересовали психологов на протяжении всего двадцатого столетия. Однако однозначных ответов на них не получено и до сих пор” [6]. На протяжении XX в. были подвергнуты проверке и анализу различные подходы к пониманию сущности интеллекта. Интеллект рассматривается: 1)как способность обучаться (А. Бине, Ч. Спирмен, С. Колвин, Г. Вудроу и др.);
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg