Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого – педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия у дошкольников

not_en 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2018
Проблема развития эмоций, их роли в поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и о становлении личности дошкольника. Изучив теоретические аспекты эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста в теоретической части первой главы, мы сделали следующие выводы: - Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально – психологически. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. В чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познаваемым и изменяемым им предметам и заявлениям действительности.
Введение

На современном этапе развития психологической науки проблема изучения эмоций продолжает сохранять свою актуальность, несмотря на достаточно глубокие исследования, которые уже имеются. Проблема эмоций человека выступала предметом изучения на протяжении длительного времени. В отечественной и зарубежной психологии представлены различные взгляды, раскрывающие понимание и сущности эмоций человека. Одним из первых детальных исследований в области эмоций и их сопроводительных реакций, являлась концепция Ч. Дарвина — эволюционно - биологическая или «рудиментарная теория эмоций». В которой отмечалось, что развитие эмоций подчинено законам биологической эволюции. Основная функция, которую выполняют эмоции — приспособительная. Большая часть эмоциональных реакций, как полагал Ч. Дарвин, объясняется тем, что они являются пережитками действий, которые были бесполезны на предыдущей стадии эволюции. Он практически отождествлял эмоции человека и животных, игнорируя значение социального фактора в развитии эмоций людей[12, c.691- 695]. Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является В. Вундт. На основе эмпирических данных В.Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований [37 с. 246-248]. Теория В. Вундта критиковалась американским психологом Э. Б. Титченером, который подверг сомнению выдвинутый В. Вундтом тезис о неисчислимом множестве чувств. Э. Б. Титченер полагал, что существует только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие, остальные все чувства В.Вундт выдумал. Исследованием эмоций человека также занимались и отечественные исследователи: И. В. Алехина, Н. М. Амосов, П. К. Анохин, М. В. Антропова, И. А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М. И. Кольцова, А. Д. Кошелева, Н. Л. Кряжева, Н. М. Матяш, Т. А. Павлова, Н. А. Степанова и др. Они связывают возникновение проблем в эмоционально - волевой сфере ребёнка с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия. В настоящее время отсутствует единая общепринятая классификация чувств и эмоций. Чаще всего выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Что касается эмоций, то широкое применение получила классификация их, предложенная К. Изардом. Им выделяются эмоции фундаментальные и производные. Актуальность исследования данной темы состоит в том, что проблема эмоционального неблагополучия человека затрагивает все возрастные периоды его психического развития. Как считают, ученые фундаментом эмоционального неблагополучия человека являются, еще те эмоциональные проблемы, которые человек получил, еще в дошкольном возрасте. И когда проблема эмоционального неблагополучия не решается на начальном этапе ее развития, то она переходит во взрослую жизнь человека. Особое значение ученые уделяли и уделяют проблеме эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Они считают, что страх является одной из опасных эмоций испытываемой дошкольником. А поскольку проблема эмоционально неблагополучия детей дошкольного возраста существует и в наше время, то данная проблема остается актуальной и в наше время. Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и о становлении личности дошкольника. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Предпосылки для развития нравственных эмоций возникают уже в дошкольном возрасте, когда ребенок общается преимущественно с близкими взрослыми. Особенности складывающихся в - первые годы жизни взаимоотношений с взрослыми, развивающаяся в связи с этим отзывчивость к нуждам и требованиям окружающих и есть то, что составляет развитие мотивационно – эмоциональной сферы будущей личности. Огромное влияние на развитие у детей эмоций как основы дальнейшего нравственного воспитания оказывает семья. Все понимают как важно формирование эмоционального благополучия, но не задумываются о том, что не создают условия необходимые для этого. Таким образом, важно не только понять, но и найти пути устранения эмоционального неблагополучия. Теоретическую основу работы составляют исследования многих отечественных и зарубежных ученых: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, занимались вопросами психического развития ребенка. А.В. Запорожца, изучению психологии детского развития. Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка. Я.Л. Коломенский, В.Н. Мясищева и М.И. Лисина, исследовали межличностные отношения, как внутреннее состояние человека, отражающее отношение людей друг к другу. А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломенский, Л.Ф. Лисенкова и другие отечественные психологи. Их точки зрения по данной проблеме сводятся к следующему. Целью данной работы является изучить психолого – педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия у дошкольников. Объектом исследования является эмоциональное неблагополучие у дошкольников. Предмет – психолого – педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия у дошкольников. Гипотеза – уровень эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста, можно снизить, при помощи создания эмоционально благополучного климата в группе, его сохранении, и позитивном отношении ребенка со сверстниками и взрослыми. В ходе исследования решаются следующие задачи: 1.Изучить отечественную и зарубежную литературу по выбранной теме. 2. Подобрать батарею методик по изучению психолого – педагогических условий преодоления эмоционального неблагополучия у дошкольников. 3. Провести исследования и на основе полученных результатов создать рекомендации для ДОУ и родителей. В ходе исследования использовались следующие методы: 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. 2. Эмпирические: Методы психологического тестирования; математической обработки данных. Методики исследования: 1) Проективная методика «Кактус». Автор методики: М.А. Панфилова (см. Приложение 1). 2) Диагностика «Страхи в домиках». Авторы методики: А.И. Захаров и М.А. Панфилова (см. Приложение 2). 3) Тест «Дом-Дерево-Человек». Автор методики: Дж. Бака (см. Приложение 3). Данная выпускная практическая работа имеет большую практическую значимость для воспитателей которые имеют постоянный контакт с детьми, родителей создающих положительные условия в утри семьи и психологов для практической работы с детьми имеющих эмоциональное неблагополучие.
Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3 Глава I Теоретические аспекты психолого - педагогических условий преодоления эмоционального неблагополучия у дошкольников…………..…..8 1.1 Общая характеристика эмоций и чувств человека………………..8 1.2 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………...……13 1.3 Причины эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста………………………………………………………………..……...…..21 1.4 Психолого – педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях………………………..……………..…………35 Глава II Эмпирическое исследование психолого – педагогических условий преодоления эмоционального неблагополучия у дошкольников. …………...43 2.1 Организация и методики исследования эмоционального неблагополучия у дошкольников……………………………………………….43 2.2 Исследование психолого – педагогических условий преодоления эмоционального неблагополучия у дошкольников..…………........................45 2.3 Организация практической деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях …………………………………………...……49 Заключение………………………………………………………………..…......55 Библиографический список………………………………………………….…57 Приложения……………………………………………………………….…..…62
Список литературы

1. Валлон А. Психическое развитие ребенка, М., 1968 2. Введение в психологию. Учебное пособие для высшей школы./ Под ред. Петровского А. В. М.: – Академа, 1998. – 239 с. 3. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоции//Психология эмоций. – 9с. 4. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет. – М., Аркти, 2003. 5. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости /Вопросы психологии. - 2000. - №5 – 29 c. 6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с. 7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. /Под ред. Колоинского Я.Л., Панько Е.А. – Минск, 1997 – 118 с. 8. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология /под ред. Дубровиной И. В. – М.: Академа, 2003. – 197 с. 9. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Регуляция психики. – Санкт – Петербург: Детство – пресс, 2001. –17 с. 10. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – Санкт – Петербург: Издательство СОЮЗ, 2000. –128 с. 11. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г с. 440. 12. Каика В. А. Теоретические основы развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 691-695. 13. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Санкт – Петербург: Речь, 2001. – 124 с. 14. Крутецкий В. А. Психология: Учебное пособие. – М., «Просвещение»,1980. – 23,186 с. 15. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 3– 5 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 57 с. 16. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. –208 с. 17. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.-1с. 18.Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971. – 303 с. 19. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.М.: Генезис, 2000.-386с, 3 с. 20. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. – Санкт –Петербург: Речь, 2003. – 58-60 с.
Отрывок из работы

Глава I Теоретические аспекты психолого – педагогических условий преодоления эмоционального неблагополучия у дошкольников 1.1 Общая характеристика эмоций и чувств человека Уже много времени ученые работают над изучением психического развития ребенка. Также большое внимание уделяли разработке теории психического развития детей в его взаимоотношений с воспитанием и обучением такие ученые как С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Г. С. Костюк, а изучение возрастных психологических особенностей ребёнка занимались А. В. Запорожезец, М. Н. Волокитина, В. К. Вилюнас и ряд других ученых. На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощущения – цвет, вкус, запах – не бывают для нас безразличными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого – то любим, кого – то неприязнь. К.Д. Ушинский подчеркивал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования... В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле» [38, с.389]. Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей[46]. Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально – психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В. К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви – ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия»[3, с.9]. Термин «эмоция» (от лат. - Emovere) – потрясаю, волную, означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни[47]. Понятия «чувства» и «эмоции» часто употребляют как синонимы, но, в сущности, они отличаются друг от друга. Чувство – это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg