Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Стиль взаимодействия "учитель-ученик как фактор адаптации первоклассников к школе

not_en 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2018
С первого дня в школе к ученику предъявляют новые требования, соответствующие учебной деятельности. Согласно этим требованиям школьник должен быть организованным, преуспевающим в усвоении знаний, он должен освоить права и обязанности, соответствующие новому положению в обществе. Жизнь ученика подчинена системе одинаковых для всех школьников правил, основным из которых становится приобретение знаний, которые он должен усвоить впрок, для будущего. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возраста обладают ею. Многие из них первоначально испытывают трудности и не сразу включаются в школьную жизнь.
Введение

Актуальность исследования. В современном обществе обучение в школе является стрессовой ситуацией для любого школьника, в особенности первоклассника. На сегодняшний день остро встает вопрос, как помочь будущему или нынешнему первокласснику благополучно адаптироваться к новым условиям школы и сохранить своё здоровье. Система воспитания и образования требует определенных изменений в методиках, ценностях и содержании подготовки нового поколения к предстоящей жизни [22, с. 18]. Поэтому проблема психолого-педагогической адаптации детей к школе актуальна, и требует особого внимания от педагогов и родителей. Однако в современной литературе недостаточно методических разработок, которые помогли бы педагогу грамотно и эффективно построить работу по профилактике и коррекции дезадаптации первоклассников в школе. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Он связан с новым типом отношений со сверстниками, новыми формами деятельности. У первоклассника должно сформироваться осознание своего нового устава – школьника, ученика. Период вхождения ребенка в школьную жизнь называется периодом социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. И очень важно, чтобы в этот период, такой нелегкий для малыша, были рядом опытные, знающие родители, педагоги. Следовательно, нужен новый теоретический материал, который может быть использован педагогами и родителями, что поможет глубже понять сущность явления дезадаптации, разработать систему работы педагога по проблеме адаптации первоклассников к школе, которая включала бы профилактику, контроль за процессом адаптации, выявления причин трудностей в адаптации, консультирование учителей и родителей, коррекционную работу. Степень разработанности темы исследования. Успешная адаптация к школьной жизни, является предметом множества исследований. Проблеме готовности к школьному обучению уделяется значительное внимание в методологических, теоретических экспериментальных и прикладных исследованиях физиологов, психологов и педагогов: Л.С. Выготский, Р.В.Овчарова, Л.И. Божович, Д.Б.Эльконин, З.И. Калмыкова, Г.Г. Кравцова, Н.Г. Салмина, и других. По их мнению, ребенок, поступающий в школу, должен достичь определенного уровня эмоционально-волевого и умственного развития. Таким образом, вопросам адаптации первоклассников к систематическому обучению в школе посвящено значительное число исследований, но психолого-педагогический аспект этой проблемы изучен в настоящее время в меньшей степени. Все вышесказанное позволило определить проблему исследования: определить социально-психологические и личностные особенности психолого-педагогической адаптации младших школьников. Объект исследования: адаптация младших школьников как психолого-педагогическая проблема. Предмет исследования: психолого-педагогическая адаптация детей младшего школьного возраста. Цель бакалаврской работы: изучить содержание психолого-педагогической адаптации младших школьников и условия, которые ей способствуют. Гипотеза исследования: высокому уровню психолого-педагогической адаптации младших школьников способствует демократический стиль педагогической деятельности. Методы исследования: для решения поставленных задач использованы следующие методы: – теоретические – анализ научных литературных источников, обобщение, синтез, систематизация научных данных; – эмпирические – наблюдения, методики изучения психолого-педагогической адаптации; – обработки и интерпретации – количественная и качественная интерпретация и обобщение результатов исследования. Задачи исследования: 1) рассмотреть психологические особенности ребенка в младшем школьном возрасте; 2) выявить наиболее актуальные аспекты проблемы адаптации младших школьников; 3) изучить особенности психолого-педагогической адаптации младших школьников; 4) разработать программу профилактической работы со школьниками по адаптации к учебно-воспитательному процессу в школе. Методологической основой исследования являются: подходы к исследованию психического развития ребенка следующих авторов: Л.С.Выготского, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина. Экспериментальная база исследования: БОУ Тевризского муниципального района (БОУ "Белоярская СОШ", БОУ "Тевризская СОШ №1", БОУ "Тевризская СОШ №2"). Эмпирическая база исследования – данные периодической печати, а также результаты собственных исследований, которые проведены автором на базе места практики. Информационная база бакалаврской работы включает результаты эмпирического исследования, которые получены автором, а также статистические данные по данной проблеме. Элементы новизны: в процессе исследования была выявлена зависимость уровня психолого-педагогической адаптации младших школьников и стиля педагогического руководства, а также сформированности «внутренней позиции школьника», разработана программа профилактической работы со школьниками по адаптации к учебно-воспитательному процессу в школе. Научная и практическая значимость исследуемой проблемы: полученные результаты могут служить основанием для дальнейшей разработки эффективных приемов и способ психолого-педагогической адаптации младших школьников. Положения, выносимые на защиту: 1. Переход к школьному обучению является одним из важнейших моментов в развитии личности ребенка. Изменение социальной позиции ребенка, системы его взаимоотношений с окружающими требует периода адаптации, в ходе которого меняются привычные стереотипы поведения в соответствии с новыми условиями. 2. Неблагоприятные факторы влияют на адаптацию ребенка в школе следующим образом: неполноценное воспитание в семье, недостаточную “школьную зрелость”, неудовлетворенность от общения со взрослыми, непонимание своей роли в группе сверстников, неблагоприятное отношение учителя и родителей к детям. 3. Общий процесс адаптационного периода в младшем школьном возрасте зависит от стиля педагогического общения, что может проявляться в разных особенностях адаптации первоклассников. Для более эффективного протекания процесса адаптации у младших школьников необходим демократический стиль педагогического общения, так как он ускоряет процесс адаптации и в кротчайшие сроки социализирует ребенка в новой среде; менее эффективный – авторитарный стиль педагогического общения, так как при таком стиле общения, дети, в зависимости от моральной готовности и подготовке в семье к новому этапу жизни, менее активно социализируются в школе; а неблагоприятным – либерально-попустительский стиль педагогического общения, так как данный стиль общения приводит к скованности при общении с новыми лицами и отсутствию желания обучаться в школе. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованных источников. Общий объем работы 71 страница.
Содержание

Введение …………………………………………………………………....3 Глава I. Теоретические основы исследования по проблеме влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников 8 1.1 Психологические особенности ребенка в младшем школьном возрасте………………………………………………………………….............…8 1.2. Сущность и специфика адаптационного периода у первоклассников....................................................................……………………17 1.3. Стили педагогического общения....………………………………....30 Глава II. Эмпирические основы изучения влияния стиля педагогического мышления на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников 41 2.1. Организация, методы исследования……………………….……….41 2.2. Анализ, интерпретация результатов исследования………..……….47 2.3. Описание профилактической работы со школьниками по адаптации к учебно-воспитательному процессу в школе…………............……................61 Заключение………………………………………………………………...68 Список использованной литературы…………………………………….72 Приложение……………………………………………………...………...77
Список литературы

1. Албегова И.Ф. Социальная адаптация: учебное пособие для студентов специальности. Социальная работа. Ярославль: ЯрГУ, 2012. 112 с. 2. Алиева С.В. Социальная педагогика: учебное пособие. Москва. Дашков и К.2013. 424 с. 3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве. Москва. Эксмо. 2015. 496 с. 4. Азарова С.В., Алёхина Т.Г., Антипова Ю.В., Баранова А.В. и др.: Современные проблемы адаптации обучающихся в социально культурном пространстве образовательного учреждения/материалы конференции. Кемерово. 2013. 275 с. 5. Ананьев В.Г. Человек как предмет познания. Москва. ВентанаГраф. 2014. 210 с. 6. Безрукова В.С. Педагогика/ учебное пособие. Ростов на Дону. 2013.381 с. 7. Беляева Л.А. Стратегия выживания. адаптации. преуспевания/Л.А. Беляева//СОЦИС. - 2012. №6 с.44-53 8. Бороздина Г.В. Психология и педагогика/учебник для бакалавров. Люберцы. Юрайт.2016. 477 с. 9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (пер. с анг.). Москва, 1986 10. Божович Л.И. Личность и её развитие в детском возрасте. Москва.1968 11. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика/учебник для бакалавров. Москва.Юрайт. 2012. 510 с. 12. Валанова Н.М. Особенности работы психолога и педагога в контексте личностно-ориентированного обучения/ Школьные технологии. Журнал. №3. 2016 с. 50-57 13. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе?. Москва. Знание. 1994. 192 с. 14. Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме/ Педагогика. Журнал. №2. 2016. с. 32-39 15. Возняк И.В. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС. 2014. 123 с. 16. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Москва. академия. 2010. 384 с. 17. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия. Учебное пособие для пед. вузов. Москва. Академия. 2012. 624 с. 18. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти Т.4 Детская психология/Под ред Д.Б. Эльконина. Москва. Педагогика, 2004. 378 с. 19. Гамезо М.В. , Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости/ Учебное пособие. 2013 20. Гуревич П.С. Психология и педагогика/Учебник для бакалавров. Москва. Юрайт. 2013. 479 с. 21. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций)/Учебное пособие. Москва. Секачёв В. 2012. 256 с. 22. Давидов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности//Вопросы психологии, 2012. №3-4. с.12 23. Дарвиш О.Б. Возрастная психология/ Учебное пособие. Москва. ВЛАДОС - ПРЕСС. 2014. 264 с. 24.Зимняя И.А. Педагогическая психология/ Учебник для ВУЗов. Гриф МО РФ. 2013 25. Зеленина Е.Л. Школьная дезадаптация. Причины, проблемы, индивидуальная коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками. Пермь. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. 2012. 136 с. 26. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей. От рождения от 10 лет.. Москва. Феникс. 2013. 320 с. 27. Истратова О.Н. Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Ростов на Дону. 2013. 368 с. 28. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения как системное явление/ Системное исследование индивидуальности. Пермь. 2012. 102-103 29. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. Москва. Просвещение. 2007. 358 с. 30. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй/Учебное пособие. Москва. Дашков и К. 2013. 224 с. 31. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс. Москва. Проспект. 2016. 320 с. 32. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск. 2000. 364 с. 33. Коротаев А.В. Тамбовцева Т.С. Характеристика связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога/Проблемы интегрального исследования индивидуальности и её педагогические аспекты. Пермь. НГПУ. 2015. с.30-48 34. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение погружённое в общение. Москва. 2016 35. Кудрина Е.Л., Хижняк Н.Л., Гусева Е.О. и др. Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения/ Материалы конференции. Кемерово. 2013. 275 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы исследования по проблеме влияния на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников 1.1 Психологические особенности ребенка в младшем школьном возрасте Поступление в школу несет в себе начало нового периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущая деятельность которого, и есть учебная деятельность. На основе данной деятельности, развиваются психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Соответственно, мышление становится первостепенной психической функцией и начинает постепенно определять работу всех второстепенных психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления иные функции так же интеллектуализируются, в следствии чего становятся произвольными. Развитие мышления способствует образованию нового свойства личности – рефлексии (осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: успешный – неуспешный). К такой оценке ребенок приходит благодаря тому, что видит как относятся к нему близкие для него люди, окружающие. Согласно концепции Эриксона, в данный период у детей формируется важное личностное новообразование –чувство социальной и психологической полноценности, но при неблагоприятных условиях развития – социальной и психологической неполноценности. Л.С. Выготский, отмечал, что интенсивное развитие интеллекта происходит именно в младшем школьном возрасте. Развитие мышления способствует качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы [18, с. 36]. Л.С.Выготский писал, что развитие психики – это последовательный процесс, в котором выделяется ряд стадий и этапов. Критерии данных стадий должно искать в целостных качественных характеристиках: в становлении сознания, в возникновении ведущей деятельности, в развитии разнообразия отношений ребёнка и окружающим его миром. При этом, общие закономерности возрастного развития личности, находят своё конкретное выражение в индивидуально-личностных особенностях каждого субъекта [18, с. 54].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg