Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие понимания текста у детей старшего дошкольного возраста

not_en 190 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2018
Развитие понимания текста детей старшего дошкольного возраста - актуальная проблема теории и практики воспитания детей, которое рассматривается исследователями как единый целостный процесс. Такой процесс основан на связи познавательных и эмоциональных моментов, в ходе которых ребенок активно входит в мир воображаемых обстоятельств. Ребенок начинает различать художественный образ и действительность.
Введение

В современном мире в дошкольном образовании ребенок рассматривается как читатель. Нормативно-правовыми документами дошкольного образования ставится задача подготовки грамотного читателя, умеющего понимать и воспринимать текст. Дошкольник должен уметь выражать к нему свое отношение, комментировать и грамотно его истолковывать. Особенностями восприятия художественной литературы ребенка дошкольного возраста занимались Л. С. Выготский, Л. М. Гурович, А. В. Запорожец, Н. С. Карпинская, О. И. Никифорова, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплова, Е. А. Флерина, и другие ученые. Дошкольник развивается не только благодаря окружающему его миру, общению, но также источником знаний является художественная литература. Ребенок должен привыкать к общению с искусством постоянно. Дошкольник должен видеть разнообразие видов художественной литературы, проявлять интерес, любить книги. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребёнка, помогает формировать нравственные оценки, оказывает влияние на поведение, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Детская книга является одним из средств развития умственного, нравственного и эстетического воспитания. Ребенок пробует формулировать суждения и делать умозаключения, выводы. Развиваются диалогические и монологические формы связной речи. Литературные произведения помогают развитию речи. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Для углубления понимания художественного текста дошкольниками применяются различные методы и формы. По словам Н.В. Васильевой, «целенаправленное обсуждение» прослушанного текста (прочитанного, если ребенок умеет читать) один из эффективных словесных методов. Н.В. Васильева отмечает, что в детских садах этот метод применяется редко, эпизодически, формально в силу определенного ряда причин и указывает их: воспитатели затрудняются в выборе программного материала для обсуждения; в способах удержания внимания детей до конца обсуждения, поддержания интереса к обсуждаемым вопросам; в активизации их участия. Ценность обсуждения как метода развития связной речи детей состоит в том, что при ответе на вопросы педагога ребенок обучается логически мыслить, организовывать мыслительный процесс, думать, переходит от конкретного способа мышления на уровень простейшего абстрагирования. Обсуждение текста активизирует память, помогает освоению метода сравнения, учит анализу и синтезу. Цель исследования: теоретическим путем раскрыть и экспериментальным путем выявить особенности развития понимания текста у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития понимания текста у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности развития понимания текста у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ особенностей развития понимания текста у детей старшего дошкольного возраста в отечественных и зарубежных исследованиях. 2. Раскрыть особенности развития понимания текста у детей старшего дошкольного возраста. 3. Подобрать методы для изучения особенностей развития понимания текста у детей старшего дошкольного возраста. 4. Провести диагностику и проанализировать полученные результаты. 5. Разработать рекомендации по развитию понимания текста у детей старшего дошкольного возраста Методологическая основа исследования: методика развития речи и обучения родному языку дошкольников (М.М. Алексеева Б.И. Яшина) развитие познавательных способностей в дошкольном детстве (А.В.Запорожец и др.), теория восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения (Н.С. Карпинская и др.), теоретические положения о значении художественного слова в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст), (Е.И. Тихеева и др.). Методы исследования: теоретический анализ литературы, констатирующий эксперимент; количественно-качественный анализ результатов; методы презентации данных, психодиагностический метод (тестирование). В работе использовался комплекс методик О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Е.А. Стребелевой. База исследования: структурное подразделение детский сад «Сказка» МКОУ ОСОШ им. В.Д. Успенского г. Одоева Тульской области.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития понимания текста у детей старшего дошкольного возраста. 6 1.1Проблема изучения развития понимания текста у детей старшего дошкольного возраста в отечественных и зарубежных исследованиях. 6 1.2 Особенности развития понимания текста у детей старшего дошкольного возраста. 9 Глава 2. Экспериментальное исследование развития понимания текста у детей старшего дошкольного возраста. 12 2.1 Организация и методы изучения развития понимания текста у детей старшего дошкольного возраста. 12 2.2 Анализ исследования развития понимания текста у детей старшего дошкольного возраста. 23 2.3 Рекомендации воспитателю по развитию понимания текста у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы ДОО Заключение 26 30 Список используемой литературы 32
Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400с. 2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 256 с. 3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.:Просвещение,2014. 255с. 4. Васильева Н.В. Значение беседы в работе с дошкольниками // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Электронный ресурс. – Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru/articles/586942/. 5. Горбушина Л.А. Выразительное чтение для детей дошкольного возраста М; Просвещение, 2016. 160с. 6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2013. 97 с. 7. Гурович Л.М. Ребенок и книга /Под ред. В. И. Логиновой. – СПб.:Детство-Пресс, 2014. 64 с. 8. Запорожец А.В. Особенности и развитие процесса восприятия. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та.2010. 293с. 9. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. Избранные психологические труды: в 2 т.Т.2. М. Педагогика, 2012. 128с. 10. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М., Педагогика, 2011. 152с. 11. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). М.: Педагогика, 2012. 143 с. 12. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 224 с. 13. Конина М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания. //Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1991. 346с. 14. Кудайбергенова М.Б. Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы // Психология XXI века: Психология и современные проблемы образования: Сборник материалов IX Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. С. 143 15. Мечик И. А. Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. 288с. 16. Мечик И. А. Курс «Искусство художественной иллюстрации для детей» в профессиональной подготовке бакалавров педагогики // Образование и воспитание. 2015. №5. С. 68-70. 17. Мечик И.А., Пудовкина Н.В. Технологии продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики // Молодой ученый. 2016. №5.6. С.70–73 18. Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 4-7 лет. // Эстетическое воспитание в детском саду. М.: Просвещение. 198с. 19. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 208 с. 20. Соловьева О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1991. С. 53-59. 21. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка. М.: Просвещение, 2000. 167с. 22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). // Дошкольное воспитание. 2016. № 5. С.12-18 23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Издательский центр «Академия»,2008. 304 с. 24. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: Сфера, 2011. 56 с. 25. Ушакова О.С. Струнина Е.М., Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2014. 288 с. 26. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М: ТЦ «Сфера»,2013.212 с. 27. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007. 239 с. 28. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М: Наука, 2011.211 с. 29. Федотова Л. С. Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста. Метод беседы // Молодой ученый. 2016. №13.3. С. 114-116 30. Швецова Н.В. Приобщение дошкольников к культуре чтения // Школа: день за днем. Педагогический альманах. 2015. С.34
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1Проблема изучения развития понимания текста у детей дошкольного возраста в отечественных и зарубежных исследованиях Исследованием развития понимания текста у детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Е.А.Флерина, О.И.Никифорова, Н. С. Карпинская, Л.М. Гурович и многие другие. Н.С. Карпинская характеризует этот процесс как активный, как деятельность сопереживания героям с «эффектом личного участия» в происходящих событиях . М.Б. Кудайбергенова отмечает, что в психологии выделяются два типа отношения ребенка к художественному произведению: эмоционально-образный, когда ребенок реагирует на героев непосредственно, и интеллектуально-оценочный, когда ребенок при опоре на свой жизненный опыт и опыт читателя пытается анализировать содержание текста. В дошкольном детстве происходят серьезные изменения в литературном развитии ребенка. А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. указывают, что дошкольный возраст относится к периоду активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершенствуется переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным. Жизненное отношение реализуется в перенесении на себя действий, в активном мысленном сопереживании героям, чувств персонажей, мыслей. В дошкольном возрасте зарождается и более высокий вид восприятия художественного текста, который характеризуется способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением действовать вместе с героем.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg