Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ

not_en 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2018
В результате изучения психолого-педагогической литературы мы установили, что мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Объективной материальной формой мышления является язык. Посредством слова люди общаются между собой, передавая культурно-исторический опыт. Благодаря мышлению человек познает предметы и явления, а также связи и отношения между ними.
Введение

Актуальность исследования. Один из важнейших вопросов детской психологии – вопрос о развитии мышления. Посредством мышления происходит познание ребенком окружающего мира во всех его связях и закономерностях. На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия. Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Проблема развития мышления детей рассматривалась в работах Л.С. Выготского (1976), А.В. Запорожца (1964), А.А. Катаевой (1991), А.Н. Леонтьева (1983), Ж. Пиаже (1997), Н.Н. Поддьякова (1997), С.Л. Рубинштейна (1989), Е.А. Стребелевой (1991), Д.Б. Эльконина (2001) и многих других. В дошкольном возрасте особенно благоприятные условия создаются для развития образных форм познания, в том числе и наглядно-образного мышления, в процессе которого ребенок решает задачи в плане представлений, без участия практических действий. Наглядно-образное мышление играет исключительно важную роль в све те будущего обучения ребенка в школе, так как на его основе создаются предпосылки для развития понятийного мышления (Ж. Пиаже (1997), Л.А. Венгер (1985), А.В. Запорожец (1964), Н.Н. Поддьяков (1997) и др.). В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В трудах Л.С. Выготского (1976) отмечается, что единство мышления и речи возникает в результате развития и является характерным для человеческой интеллектуальной деятельности. В исследованиях Л. А. Венгера, В.С. Мухиной (1988) доказано, что к началу школьного обучения (6-летний возраст) у детей на основе речи формируются зачатки понятийного, словесно-логического мышления. Идея тесной взаимосвязи мышления и речи получила свое развитие в научных исследованиях. В работах Р.И. Лалаевой (2004), В.И. Лубовского (1978), О.Н. Усановой (2011), Р.А. Беловой-Давид (2011) показаны особенности детей с общим недоразвитием речи, в том числе отмечается недоразвитие наглядно-образного мышления. Подчеркивается, что количественные показатели развития невербального интеллекта у этих детей колеблются преимущественно в пределах от нормы до низкой границы нормы. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной деятельности детей, поэтом у необходимо вести специальную работу, направленную на развитие у детей с речевыми нарушениями наглядно-образного и словесно-логического мышления во время логопедических занятий. Однако в настоящее время вопрос оказания квалифицированной педагогической помощи данной категории детей по формированию у них мышления является малоразработанным. На логопедических занятиях в основном осуществляется речевое развитие дошкольников, в то время как развитию мышления уделяется недостаточно внимания. Актуальность данной проблемы и ее недостаточная разработанность и определили выбор темы данной работы. Объект исследования - процесс формирования наглядно-образного мышления у дошкольников с ОНР III уровня. Предмет исследования - педагогические условия, способствующие формированию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Гипотеза исследования состоит в следующем: целенаправленная педагогическая работа по формированию наглядно-образного мышления дошкольников с ОНР III уровня, основанная на систематизации программного материала с учетом онтогенетических закономерностей и специфических особенностей развития данной формы мышления у детей изучаемой категории, является необходимой составляющей в содержании программы коррекционного воздействия в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) компенсирующего вида; своевременная коррекционно-педагогическая работа, направленная на поэтапное формирование основных компонентов наглядно-образного мышления и взаимосвязи между ними, а также закрепление усвоенных знаний в типичных видах детской деятельности позволят активизировать процесс познавательного развития дошкольников с ОНР III уровня и предупредят отклонения в становлении у них элементов логического мышления. В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи: • выделить основные закономерности и условия развития наглядно-образного мышления в дошкольном детстве на основе анализа литературных источников; • определить уровень сформированности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста; • выявить особенности наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (в сопоставлении с нормально развивающимися сверстниками); • изучить содержание, методы и приемы поэтапного формирования наглядно-образного мышления дошкольников изучаемой категории; • проверить эффективность программы коррекционно¬ педагогической работы с дошкольниками с ОНР III уровня. Методы исследования подбирались с учетом цели, задач и гипотезы исследования: • теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической отечественной и зарубежной литературы; изучение медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы психолого-медико-педагогической комиссии, речевые карты; • эмпирические методы: беседы с логопедами, воспитателями; • наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности; анализ продуктов деятельности детей; • экспериментальные методы: разработка и проведение констатирующего и обучающего экспериментов, направленных на определение уровня сформированности наглядно-образного мышления дошкольников с общим недоразвитием речи; • количественный и качественный анализ результатов исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что, материалы исследования могут дополнить теорию и методику развития наглядно-образного мышления дошкольников с общим недоразвитием речи. База исследования: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида номер 63» г. Орел. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ 6 1.1 Понятие и сущность наглядно образного мышления 6 1.2 Развитие мышления в онтогенезе 9 1.3 Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи 3 уровня 15 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ 21 2.1 Организация и проведения исследования 21 2.2 Диагностика наглядно-образного мышления детей с ОНР III уровня на констатирующем этапе исследования 24 2.3. Коррекционная работа по развитию наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи 3 уровня 32 2.4. Результаты экспериментального изучения особенностей наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 ЛИТЕРАТУРА 54 Где протоколы обследования детей? 61 ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Список литературы

1. Астапов, В.М., Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/ В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. Хрестоматия, 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 256 с. 2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПБ.: Питер, 2009. – 400 с. 3. Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся / Л.Р. Болотина //Начальная школа - 1994 - №11. – С. 1 3-18. 4. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008. - 406с. 5. Венгер, Л.А. Основные закономерности психического развития ребенка / Л.А. Венгер, В.С. Мухина //Дошкольное воспитание. – 1973. - № 5. – С. 29 -38. 6. Власова, Т.А. Каждому ребенку - надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития) / Т.А.Власова // Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. - М., 199 5. 7. Воробьева, В.К. Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи / В.К. Воробьева // Де-фектология. – 1988. - № 6. – С.56-62. 8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2011. – 368 с. 9. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо -пресс, 2010.- 1008 с. 10. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: МГОПУ, 2011. –194 с. 11. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова //Дефектология. – 1995. - № 6. – С. 7-16. 12. Гуткина, Н.И. Диагностический инструментарий. Психолог в д./с./Н.И. Гуткина. – 2007. – №4. – С. 30-43 13. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обу-чения./Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2011. – 224 с. 14. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Сост. Велиева С.В. - СПб: Речь, 2009- 240 с. 15. Долгова, В.И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, Н.Г. Капитанец /Библиотека специального психолога: Учеб.пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений. – Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2008. – 100с. 16. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи удошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2012. – 320 с. 17. Запорожец А.В. Вопросы психологии обучения и воспитания детей раннего и дошкольного детства //Советская педагогика. – 1968. - № 7. – С. 55-64. 18. Захаров, А.И. Классификация нервных нарушений у детей, их проявления и распространенность / А.И. Захаров // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. - СПб.,2002. – С. 54 – 62. 19. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. – 432 с. 20. Иванова, Н.Н. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: содержание, формы, методы: метод. реком. / сост. 57 Иванова Н.Н., Можейко А.В., Монастырский В.А.; Федеральное агентство по образованию Рос. Федер а ц и и ; Та мб . гос. ун -т им . Г.Р. Державина . - Тамбо в , 2006. - 51с. 21. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии.– М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2009. – 296 с. 22. Калмыкова , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Ка л м ы ко в а . - М.: Пед а го г и к а , 1981. - 200 с. 23. Капышева Н.А. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок / Н.А. капышева //Логопедия. – 2009. - № 1-2. – С. 44-50. 24. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении до-школьников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стеблева. – М.: ВЛАДОC, 2009. – 224 с. 25. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед.учеб. заведений / Г.М. Каджаспирова, А.Ю. Каджаспиров. - М.: Академия, 2013. – 176 с. 26. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумарина. - М.: Академия. - 2011. – 210 с. 27. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей сотклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений / Б.П. Пузанов. - М.: Академия, 2009.-144 с. 28. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Изд. 3-е. – Ростов н./Д.: Феникс, 2008, 251 с. 29. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. - 464с. 30. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. - М.: МГУ, 1985. – 194 с. 31. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды /Р.Е. Левина / /Ред.-сост. Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2009. - 244 с. 32. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.Ю. Левченко. – М.: Академия, 2008.– 232 с. 33. Лопатина, Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. –191 с. 34. Лузан, П.П. Научное и инновационное мышление -самостоятельны или в одном? / П.П. Лузан //Журнал Экономической теории.-Екатеринбург: ИЭ http://library.shu.ru/pdf/2010/11/01/lz08.pdf. 35. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. – М.: Академический Проект,2000. – 512 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ 1.1 Понятие и сущность наглядно образного мышления Важнейшим условием умственного развития ребенка дошкольного возраста является формирование и обогащение наглядных форм. Согласно Н.Н Лоддьякову, наглядно-образное мышление «характеризуется тем, что решение определённых задач может быть осуществлено ребёнком в плане представлений, без участия практических действий» (1977, с. 133). Являясь ранней формой, наглядно-образное мышление имеет ярко выраженную проблемную направленность и целесообразный характер. Почву для его развития подготавливают достижения наглядно-действенного мышления. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления [8]. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [3]. Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания. косвенное познание и есть познание опосредованное [5]. Вторая особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично [17]. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения [6]. В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное или практическое, конкретно - образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач – практических и теоретических [8]. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Вид этого мышления направлено на решение задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Характерными особенностями наглядно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg