Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Влияние подвижных игр на развитие координационных способностей детей-инвалидов младшего школьного возраста

not_en 270 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2018
1. Анализ литературы позволяют сделать вывод о том, что занятия физической культурой значительно влияют на совершенствование двигательной сферы аномальных детей, раскрытие их потенциальных возможностей при условии, что они направлены на устранение вторичных моторных нарушений с помощью стимуляции процессов коррекции и компенсации. Физические упражнения должны быть адекватно подобраны с учетом вида аномалии, уровня физического развития и подготовленности, темпов биологического созревания организма, сенситивных периодов развития, особенностей познавательной и поведенческой сферы детей с нарушением интеллекта.
Введение

Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн. человек с умственной отсталостью. По данным главного управления реабилитационной службы и специального образования МО РФ из 500 тыс. общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с умственной отсталостью. Специалисты, занимающиеся изучением данной категории людей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками, как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (М.С. Певзнер, Б.И. Лубовский, Ж.К. Шиф и др.) Внимание к проблеме умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалии ежегодно растет. Это обстоятельство требует создания условий для максимально возможной коррекции нарушений развития детей, их образования, профессионального обучения, поиска путей социализации и интеграции в обществе. Если для здорового человека физические упражнения - средство активного развития и телесного самосовершенствования, то для детей с умственной отсталостью это одно из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере, полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме. На сегодня доказано, что адаптивная физическая культура, т.е. физическая культура, адаптированная к особенностям людей с нарушениями в развитии и ограниченными функциональными возможностями, является мощным "агентом социализации" личности (Д. Смелзер, С.П. Евсеев, Н.В. Астафьев). Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное и психическое развитие. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью корректируют и развивают восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а, следовательно, познавательную деятельность в целом. И в нашей стране, и за рубежом накоплен большой положительный опыт по использованию различных видов двигательной активности для детей с нарушением интеллекта. Тем не менее, существуют нерешенные проблемы, ограничивающие развитие умственно отсталых детей, приобретение ими жизненно важных знаний, умений, физических качеств, воспитанности такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к предстоящей самостоятельной жизни, социальным нормам, к физическому труду и здоровому образу жизни. Установлено, что по большинству показателей базовых координационных способностей дети с аномалиями развития отстают от параметров здоровых сверстников, причем наиболее значимые отклонения выявлены в младшем школьном возрасте. У школьников с нарушением интеллекта большинство сенситивных периодов развития базовых координационных способностей приходится на возрастной диапазон 9 - 12 лет, поэтому актуальным становится поиск наиболее эффективных средств и методов их развития. При всём многообразии средств развития координационных способностей на наш взгляд одним из наиболее эффективных являются подвижные игры, т.к. их применение на уроках физической культуры позволяет комплексно решать проблемы развития координационных способностей умственно отсталых детей. По уровню сложности наиболее доступными для детей с умственной отсталостью являются сюжетные подвижные игры. Из бессюжетных игр, учитывая физические и интеллектуальные возможности детей, используются простейшие игры типа "ловушек", "салок", "пятнашек". Это связано с тем, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, ловкости и быстроты движений, точности и ориентировки в пространстве, а именно эти элементы координационных способностей у детей младшего школьного возраста сформированы недостаточно. Сюжетные игры должны опираться на имеющийся опыт детей, что обеспечивает понимание ими их содержания. В связи с этим целесообразно выбирать такие игры, которые соответствуют их представлениям об окружающей жизни. Цель исследования: изучить влияние подвижных игр на развитие координационных способностей младших школьников с нарушением интеллекта. Гипотеза исследования: мы предположили, что включение в учебно-воспитательный процесс сюжетных подвижных игр с элементами новизны позволит более эффективно развивать координационные способности младших школьников с нарушением интеллекта. Задачи: 1. Анализ научно-методической и специальной литературы по теме исследования. 2. Определить исходный уровень развития координационных способностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста. 3. Разработать перечень сюжетных подвижных игр и экспериментально проверить эффективность их применения на уроках физической культуры детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Объект исследования: процесс развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Предмет исследования: влияние сюжетных подвижных игр на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Методы исследования: 1. Анализ и обобщение научно-методической литературы. 2. Педагогическое тестирование. 3. Педагогическое наблюдение. 4. Педагогический эксперимент. 5. Методы математической статистики.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретическое обоснование развития координационных способностей детей с нарушением интеллекта. 1.1 Понятие "умственная отсталость". 1.2 Развитие координационных способностей в адаптивной физической культуре. 1.3 Значение подвижных игр в развитии умственно отсталого ребенка. 1.4 Классификация подвижных игр для детей с нарушением интеллекта. 1.5 Организация и методика проведения подвижных игр. Глава 2. Организация и методы исследования. 2.1 Организация исследования. 2.2 Методы исследования. 2.3 Методические основы эксперимента. 2.4 Результаты исследования и их обсуждение. Заключение Список литературы Приложения
Список литературы

1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физической культуре для детей с нарушением интеллекта 1-4 классов/ С.ост. Г.И. Гербцова. - СПб. Образование, 1994. [50-51] 2. Астафьев Н.В. Самыличев А.С. Концепция дополнительного образования умственно отсталых школьников. Омск, 1997. [30-32] 3. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1997. [18-19] 4. Бабенкова Р.Д. Как обучать действиям с мячом детей 1 класса вспомогательной школы// Дефектология, 1989, № 2. [11-13] 5. Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с нарушением интеллекта //Дефектология, 1995, № 5. [20-22] 6.. Бернейштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М. ФиС, 1991. [44-49] 7. Блюмина М.Г. Клиника и этиология умственной отсталости// В кн.: Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. [48-61] 8.. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф, 1997. [88-101] 9. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое пособие. М.: Терра-Спорт, 2000. [30-36] 10. Ванюшкин В.А. Коррекция координационных способностей учащихся с недостатками интеллектуального развития. Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. [13-15] 11. Виневцев С.Р. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2000. [15-17] 12. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей/ Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. [58-71] 13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии, 1966, № 6. [26-28] 14. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. [81-84] 15. Горская И.Ю. Синельникова Т.В. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: Учебное пособие. Омск, СиБГАФК, 1999. [92-96] 16. Двейрина О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе: Учебное пособие// СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. [40-44] 17. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск, 1987. [19-25] 18. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей// Пособие. М.: Сов. спорт, 1991. [34-36] 19. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. М. ФиС, 1971. [60-63] 20. Евсеев СП. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи// Адаптивная физ. культ, и функциональное состояние инвалидов. СПб., 1996. [35-38] 21. Евсеев СП. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке)// Теория и практика физической культуры, 1998, № 1. [20-21] 22. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, 1995. [68-70] 23. Коваль В.В. Коррекционные игры во вспомогательной школе// Дефектология, 1991, № 5. [12-14] 24. Курамшин Ю.Ф. Координационные способности и методика их развития// Педагогика физической культуры/ Под ред. Б.А, Ашмарина. СПб., 1999 25. Лях В.И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя 26. Портных Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании. Автореф. дис. докт. пед. наук /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1994. Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательной школы). Раздел "Физическая культура (1-9 классы) М.: Просвещение, 1990. [43-49] 27. Рубцова Н.О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта: Учебное пособие. М.: РГАФК, 1995. 28. Самыличев А.С., Гуро-Фролов Р.И. К методике и организации проведения общеразвивающих и корригирующих упражнений с учащимися вспомогательной школы // Физ. воспититание детей с отклонениями в развитии. Красноярск, 1991. [38-42] 29. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994. [90-94] 30. Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития// Дефектология, 1994, № 4. [10-12] 31. Шипицына Л.М., Иванов Е.С, Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование, 1995. [45-60] 32. Шипицыпа Л.М. с соавт. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб., 1997. [98-104] 33. Шпитальная О.А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2000. [23-26]
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое обоснование развития координационных способностей детей с нарушением интеллекта. 1.1 Понятие "умственная отсталость". Умственная отсталость - состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Термин "умственная отсталость" стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин "олигофрения", который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира. Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. Психология умственно отсталого ребенка в нашей стране оформилась как самостоятельная ветвь психологической науки всего несколько десятилетий тому назад. До этого времени изучение особенностей психики умственно отсталых детей осуществлялось преимущественно представителями медицинской науки. За короткий срок она накопила довольно значительный круг сведений о тех своеобразных чертах, которые отличают умственно отсталых детей от их нормально развивающихся сверстников. Умственная отсталость является не психологическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы. Во многих источниках дается следующее определение умственной отсталости: "Умственная отсталость - это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга". Это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое развитие, при котором страдают не только интеллект, но эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой характер развития вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 61 страница
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg