Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

not_en 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2018
В дошкольный период формируется готовность к систематическому школьному обучению [35]. В настоящее время проблема готовности к школе рассматривается в связи с реализацией концепции модернизации и непрерывного образования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [76; 77]. Как указано в стандарте, целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования [76]. Таким образом, готовность ребенка к школьному обучению следует рассматривать не как конечный результат, а как постоянный процесс, динамичную и развивающуюся систему, где происходит появление новых качеств, свойств, черт личности [26;49].
Введение

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Готовность к школе рассматривается как выраженное новообразование дошкольного возраста, которое обеспечит в дальнейшем адаптацию ребенка к условиям школьного обучения. Учебная деятельность детей старшего дошкольного возраста побуждается целой системой разнообразных мотивов. Все эти мотивы учения могут быть разделены на две большие категории – одни из них связаны с самой учебной деятельностью, а другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой, то есть социальные мотивы. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. По мнению Д.Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий» [39]. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только те мотивы, которые непосредственно связаны с содержанием. Если удаётся сформировать такие мотивы, то этим самым поддерживаются те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельностью. Говоря о мотивах учения в структуре стартовой готовности к школе, имеются в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний, на данном этапе развития и которые могут служить основой для формирования собственно учебных мотивов. В структуре стартовой готовности к обучению в школе это наиболее важное качество. Актуальность исследования: В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (в дальнейшем ФГОС ДО) актуальным является поиск подходов к диагностике мотивационной готовности старших дошкольников к школьному обучению. Цель исследования: выявить психолого – педагогические условия формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации (в дальнейшем ДОО) Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме и выявить: - сущность и составляющие компоненты психологической готовности; - выявить условия формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. 2. Экспериментально изучить развитие мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. 3. На основе выделенных психолого-педагогических условий разработать мероприятия по формированию мотивационной готовности к школьному обучению для детей в условиях разновозрастной группы ДОО. Объект исследования: процесс формирования мотивационной готовности детей к школьному обучению. Предмет исследования: выявление психолого – педагогических условий формирования готовности детей к школьному обучению в разновозрастной группе ДОО. Гипотеза исследования: предполагается, что формирование мотивационной готовности детей к школьному обучению в разновозрастной группе ДОО будет успешным при соблюдении следующих условий: 1. Использование игровой деятельности. 2. Организация сотрудничества детей в разновозрастной группе с учетом их возрастных возможностей. 3. Обеспечение сотрудничества со школой. Методы исследования: 1. Теоретический - анализ психолого – педагогической литературы. 2. Эмпирические методы – для выявления мотивационной готовности следующие методики Л.А. Венгер «Мотивационная готовность», Т.А. Нежнова «Беседа о школе», Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Изучение мотивов учения». Теоретическая значимость работы состоит: в определении специфики, которую вносит в психологическую готовность к школе детей старшего дошкольного возраста каждый из её компонентов (интеллектуальный, мотивационный, эмоциональный). Уточнены условия и предпосылки формирования мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в разновозрастной группе. Теоретически обоснованы условия, обеспечивающие эффективное формирование мотивационного компонента психологической готовности к школе. Практическая значимость работы заключается: в подборе комплекса диагностических методов, направленных на определение уровней мотивационной готовности к школе, а также различных мероприятий, которые могут применяться в разновозрастной группе ДОО с целью повышения уровня психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения А, Б, В.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………...………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 1.1. Сущность психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста…………………………………………6 1.2. Особенности компонентов психологической готовности……….13 1.3. Мотивационная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста...…………………………………………………………15 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….20 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Организация и методы исследования.………………………………23 2.2. Результаты констатирующего этапа исследования.…….…………25 2.3. Формирование мотивационной готовности детей к школьному обучению в разновозрастной группе..……………………………….…………29 2.4. Результаты контрольного этапа исследования…..………………..33 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2...................................................................................37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………………….39 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...……………………………………41 ПРИЛОЖЕНИЕ.……………………………………………………………….45
Список литературы

Агафонова, И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет [Текст] / И.Н. Агафонова. – Спб.: СПбГУПМ, 2001. – 153 с. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – С. 132-142. Большой психологический словарь под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/201537-bolshojpsixologichesky-slovar.html (дата обращения 29.04.2016). Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 70с. Вьюнова, Н.И., Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Академический Проект, 2003. – 256 с. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2013. – 1136 с. Гладкова, Ю.А. Формирование мотивационной готовности к школьному обучению [Текст] / Ю.А. Гладкова, Н.М. Баринова // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4. – С. 8-13. Гринева, М.С. Структура личностной готовности к школе детей пяти, шести, семи лет [Текст] / М.С. Гринева // Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 11. – С. 37-40. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Текст] / Н.И. Гуткина. – М.: МГППУ, 2002. – 68 с. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст] / А.И. Булычева и др.; под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 104 с. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии [Текст] / В.Г. Каменская. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. – 288 с. Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование [Текст] / Т.Н. Князева. – СПб.: Речь, 2007. – 118 с. Коджаспирова, Г.М., Педагогический словарь [Электронный ресурс] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. URL: http://psyoffice.ru>6-1024- gotovnost-rebenka-k-shkole.htm (дата обращения 05.05.2016). Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст]: учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я.Л. Коломинский. – М.: АСТ, 2010. – 446 с. 94 Коменский, Я. Материнская школа [Электронный ресурс] / Я.А. Коменский. URL: http://krotov.info>Library.11_k/om/ensky_01.htm (дата обращения 11.04.2016). Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 264 с. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное [Текст] / под ред. М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1980. – 190 с. 51. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – 14-е изд., стереотипное. – М.: Академия, 2012. – 656 с. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: Владос, 2001. – 326 с. Никифорова, Л.А. Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе [Текст] / Л.А. Никифорова // Ребенок в детском саду. – 2011. – № 2. – С. 74-80 ; № 3. – С. 78-84. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – СПб.: Питер, 2014. – 240 с. 96 59. Определение готовности детей к обучению в школе [Текст] / сост. Е.А. Чаус, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 90 с. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 136 с. Пасечник, Л.В. Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе [Текст] / Л.В. Пасечник. – М.: Скрипторий, 2012. – 112 с. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет: новый взгляд на дошкольное детство [Текст] / Н.Н. Поддьяков. – Спб.: Речь, 2010. – 144 с. Психология дошкольника: хрестоматия [Текст] / сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академия, 2011. – 408 с. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2012. – 298 с. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2014. – 365 с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – с. 2 – 4. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 383 с. Ягловская, Е.К. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика: рекомендации для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада и учителей начальной школы [Текст] / Е.К. Ягловская, И.А. Бурлакова. – М.: МГППУ, 2010. – 32 с.
Отрывок из работы

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 1.1. Сущность психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста Проблема готовности детей к школьному обучению, прежде всего, рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций. В качестве противопоказания к началу обучения К.Д. Ушинский назвал слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов» [18]. Значительный вклад по проблеме готовности к учебной деятельности внёс Л.С. Выготский. Важно отметить, что Л.С. Выготский не отрывал школьного обучения от предыдущего этапа развития. Именно в дошкольном возрасте формируются предпосылки для обучения в школе: представления о числе, количестве, окружающем мире и обществе. В этот период происходит интенсивное развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления. Следует особо обратить внимание на следующие два момента в работах Л.С. Выготского, которые имеют общий характер: во-первых, предпосылки к определенному типу, виду и уровню обучения должны закладываться на предыдущем этапе развития и, во-вторых, обращение к развитию высших психических функций как предпосылке школьного обучения. Вместе с тем Л.С. Выготский указывал, что успех обучения обуславливается не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений [4]. Уровень развития психических функций всего лишь предпосылка для школьного обучения, а его успешность определяется тем, как построен учебный процесс с опорой на эти предпосылки.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg