Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие эмоциональной сферы ребенка в предшкольном обучении в условиях ДОУ

not_en 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2018
Одной из важнейших задач всестороннего развития современной молодежи является формирование эмоциональной сферы. Ее основы закладываются уже в детстве. Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая свой собственный мир, ребенок формирует свой образ, свой стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. Детство выступает тем пространством свободы ребенка, которое он охраняет, отгораживая от взрослого, в котором душа ребенка становится или эмоционально открытой миру взрослых, или отчуждается, озлобляется по отношению к другому – взрослому, сверстнику.
Введение

Актуальность исследования. Ребенок дошкольного возраста, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами действительности, проявляет себя самым доступным образом – эмоционально. Эмоцией ребенок требует исполнения своих желаний, эмоцией он сигнализирует о своих симпатиях и антипатиях, посредством эмоции он пытается установить связь, взаимоотношения и вступить в диалог с окружающим миром. Эмоция представляет собой специфичный, исключительный знак и символ субкультуры ребенка, а детство – «золотой век для эмоционального в нас» (В.В. Зеньковский) [15, с. 22]. Именно чувства и эмоции детей выступают составляющей базиса личностной культуры дошкольника, и, как точно заметил А.В. Запорожец, эмоция выступает функциональным органом индивида, ядром личности. Педагог, умеющий раскодировать идущую через эмоциональные проявления дошкольников информацию, имеет возможность понять и предупредить трудности личностного развития ребенка, преобразовать и скорректировать негативные явления эмоционального плана, а, следовательно, и других сфер личности [14, с. 27]. Заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально-приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые проявляются в тревожности, гиперактивности, застенчивости, агрессивности, замкнутости и т.д. В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы и др. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» [16, с. 43]. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в предшкольном обучении и недостаточной разработанностью этого вопроса в дошкольных образовательных учреждениях. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы пути и средства развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в предшкольном обучении в условиях ДОУ. Цель исследования: разработать программу развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в предшкольном обучении в условиях ДОУ. Объектом исследования является образовательный процесс, акцентированный на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в предшкольном обучении в условиях ДОУ. Предмет исследования – пути и средства развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в предшкольном обучении в условиях ДОУ. Гипотезой исследования являются следующие предположения: ? развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста определяется индивидуальным развитием ребенка, организацией воспитательной среды в ДОУ и семье; ? построение воспитательно-образовательного процесса, акцентированного на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в предшкольном обучении в условиях ДОУ, зависит от уровня компетентности педагога при осуществления этой работы; ? системная работа с использованием игр и упражнений, представленных в программе развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в предшкольном обучении в условиях ДОУ, будет способствовать развитию эмоциональной сферы, осознанию и контролю их эмоциональных проявлений. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования: 1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. 3. Определить пути и средства развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в предшкольном обучении в условиях ДОУ. 4. Подобрать и апробировать методики по выявлению особенностей и уровня развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. 5. Разработать программу развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в предшкольном обучении в условиях ДОУ. Методологическую основу исследования определили: ? теоретические подходы к раскрытию взаимозависимости эмоционального и рационального в психическом отражении действительности (JI.C. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, C.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.); идеи и положения психологии эмоций (Г.М. Бреслав, К. Изард, Е.П. Ильин, П.В. Симонов и др.); - положения об эмоциональной сфере детей дошкольного возраста (Н.С. Ежкова, Е.И. Изотова, А.Д. Кошелева, С.И. Маслов, В.И. Перегуда, О.А Шаграева и др.); - положения о деятельностной и социальной природе эмоционального развития дошкольников (Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.). Методы исследования: 1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические: опытно-экспериментальная работа, моделирование - создание программы для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. 3. Методы математической статистики, статистическая обработка полученной информации. Опытно-экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 города Ставрополя. В эксперименте приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизированы сущность понятий «эмоции», «эмоциональная сфера», выделены особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, определены пути решения проблем, связанных с развитием эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. Практическая значимость исследования заключается в том, что нами разработана программа развития эмоциональной сферы детей старшего детей дошкольного возраста на основе использования элементов игротерапии, которая может быть использована воспитателями и специалистами дошкольных образовательных учреждений. Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст дипломной работы изложен на 91 странице. Список литературы включает 46 источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА В ПРЕДШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ...........................8 1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы личности....................................................................8 1.2. Особенности развития эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста...................................................................................16 1.3. Пути и средства развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в предшкольном обучении в условиях ДОУ.........29 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА В ПРЕДШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ...............................................................................................................38 2.1. Методы и процедура опытно-экспериментального исследования...................................................................................................38 2.2. Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в предшкольном обучении в условиях ДОУ..........48 Заключение...........................................................................................85 Список литературы.............................................................................88 Приложение
Список литературы

1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. – М.,1972. – 116 с. 2. Адлер, А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека [Текст] / А. Адлер. – Киев, 1997. – 357 с. 3. Амонашвили, Ш.А. В школу с шести лет [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1981. 4. Баранов, С.П. Подготовка учителя начальных классов в условиях реализации предшкольного образования [Текст] / С.П. Баранов, М.Я. Ситниченко, Л.В. Шишкина //Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 16-19 5. Баранова, Э.М. Поговорим о пятилетках...: готовы ли они к систематическому обучению? [Текст] / Э. Баранова //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 65-68. 6. Безруких, М.М. Предшкольное обучение: "плюсы и минусы" [Текст] / М.М. Безруких // Начальное образование. - 2006. - № 3. - С. 9-11. 7. Бережковская, Е.В. Пополним "предшкольный" багаж: строим дом, дом большой [Текст] / Е.В. Бережковская, А.Сапожникова // Дошкольное образование: прил. к газ. "Первое сент.". – 2006. – 1 - 15 мая (№ 9). – С. 19 8. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] /А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983. – 100 с. 9. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с. 10. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1987. – 180 с. 11. Ветлугина, Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.,1983. – 255 с. 12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 349 с. 13. Гребенщикова, Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: дис. … канд. пед. наук [Текст] / Т.В. Гребенщикова. – Новокузнецк, 2011. –25 с. 14. Запорожец, А.В.Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. - Москва, 1978. – 416 с. 15. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. – Лейпциг: Сотрудник, 1924. – 348 с. 16. Изард, К.Э. Эмоции человека [Текст] / К.Э. Изард. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 954 с. 17. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с. 18. Киричук, О.В Основы психологии [Текст] / О.В. Киричук, В.А. Романец. – Киев: изд-во «Лебедь», 1997. – 632 с. 19. Климов, Е.А. Общая психология [Текст] / Е.А. Климов. – М.: 2003. – 462 с. 20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М., 2000. – 416с. 21. Лаптева Ю.А.Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 51 – 55 22. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 1971 23. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с. 24. Максакова, А.И. Учите играя [Текст] / А.И. Максакова, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с. 25. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д.В. Менджрицкая. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с. 26. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с. 27. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. – М., 1975. – 239 с. 28. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М., 2001. – 688 с. 29. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.,2002. – 528 с. 30. Программа курса "Педагогика предшкольной поры" //Начальное образование. – 2006. – № 3. – С. 22-26. 31. Психология эмоций. Тексты [Текст] / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.,1987. – 213 с. 32. Ребенок в мире культуры [Текст] / Ред. Р.М. Чумичева. – Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 1998. – 558 с. : 33. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Под общ. ред. О.В. Овчинниковой. – М.: Прогресс, 1979. – 392 с. 34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с. 35. Симонов, П.В. Теория отражения и психоотрицания эмоций [Текст] / П.В. Симонов. – М., 1971. 36. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг: монография [Текст] / П.В. Симонов. – М.: Изд-во «Наука», 1981. – 166 с. 37. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина. – М.,1982. – 129с. 38. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е.И. Удальцова. – Минск,1976. – 142 с. 39. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.,1996. – 336 с. 40. Урунтаева, Г.А. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М., 1992 41. Усова, А.П. Игра и организация жизни детей [Текст] / А.П. Усова. – М.,1962. – 210 с. 42. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. – М.,1976. – 132 с. 43. Шингаров, Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности [Текст] / Г.К. Шингаров. - М., 1971. 44. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) [Текст] / Б.Д. Эльконин. – М.: Тривола, 1994. — 168 с. 45. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.,1999. – 360 с. 46. Якобсон, П.М. Психология чувств [Текст] / П.М. Якобсон. - М., 1961
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА В ПРЕДШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка. (Л.С. Выготский) 1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы личности Эмоциональная жизнь человека, его чувства представляют собой своеобразное отражение в его сознании окружающей действительности. Эмоции – это реакция человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску: обычно выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент [19, с. 12]. Следует отметить, что проблемы эмоциональной сферы человека стоят на стыке психолого-педагогических, социологических и других наук. Исследователи школы известного психолога А. Адлера с помощью наблюдений выявили, что эмоции по своему функциональному значению связаны не только с инстинктивной ситуацией, но являются одним из моментов, образующих характер, взгляды человека на жизнь, структуру характера, с одной стороны находящейся в определенном кругу эмоциональной жизни, с другой – определяется этими переживаниями [2, с. 357]. Также всегда в центре особого внимания ученых была эмоциональная сфера ребенка, поскольку воспитание предполагает развитие определенного эмоционального отношения к окружающему миру, в частности к идеалам, ценностям и нормам общества. Эмоциональное развитие – это закономерный процесс, имеющий определенную логику и в конечном итоге определяющийся общей логикой развития личности ребенка в целом, изменением видов деятельности в которых формируются эмоциональные процессы, спецификой взаимодействия ребенка с миром людей и предметов [19, с. 43]. Зарождение и проявление эмоций связано со сложной и взаимосвязанной работой подкорки и коры головного мозга, вегетативной нервной системы. Этим определяется их тесная связь с деятельностью сердца («от страха сердце замерло»), органов дыхания («слушал с интересом, затаив дыхание»), с выразительными движениями всего тела (пантомима), деятельностью лицевых мышц (мимика), с изменением интонаций голоса (голосовая мимика) и др. [21, с. 85]. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах – значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение [38, с. 115]. Ф.Е. Василюк определяет эмоции как переживание человеком действующего или ситуативного значения предметов и явлений прошлого, настоящего или будущего, их психоэнергетический потенциал, в отличие от чувств, возникая, может быстро увеличиваться, а потом так же легко объективироваться в другое психическое. В свою очередь чувства – это переживание человеком жизненного смысла явлений и предметов. Чувства развиваются постепенно, их психоэнергетический потенциал в отличие от эмоций, находится в психике относительно длительное время и даже всю жизнь (любовь, патриотизм, дружба, достоинство, гордость, ревность и т.п.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg