Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

not_en 410 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.08.2018
Огромную роль в жизни , развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность в общении и воздействия на мир. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность включаются застенчивые и робкие дети. М.И. Лисина отмечает, что общение для ребенка - это «активные действия», с помощью которых ребенок стремится передать другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности.
Введение

Актуальность исследования Всестороннее гармоническое развитие личности – главная задача нашего общества. Она осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, её многогранной творческой деятельности. Важной составной частью сложного и многостороннего процесса воспитания является формирование личности в системе коллективных отношений. В сферу общественных отношений и деятельности человек включается с детского возраста; под их воздействием осуществляется процесс его общественного, нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания. В коллективе ребенок развивается как гражданин, как член общества, как творческая индивидуальность. Проблема взаимодействия личности и коллектива находит отражение в конкретных психолого-педагогических исследованиях (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович , В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова и др.) ученые особенно подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми. В последние годы в дефектологии большое внимание уделяется разработке и уточнению содержания различных аспектов коррекционной работы и поискам организационных форм, максимально учитывающих особенности нарушений и структуру дефекта детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Несмотря на то, что большинство работ отечественных дефектологов так или иначе затрагивает проблему общения лиц с интеллектуальной недостаточностью, в специальной литературе практически не рассматриваются вопросы, связанные с общением дошкольников с нарушением интеллекта. Не рассматривался также вопрос о возможностях формирования, развития и коррекции недостатков общения данной возрастной категории детей с интеллектуальной недостаточностью. Исследования в области специальной психологии и педагогики: В.А. Вяренен (1971), Л.И. Даргевичене (1971), Н.Л. Коломинский (1978), Ж.И. Намазбаева (1986), О.К. Агавелян (1989) показали, что наличие интеллектуального дефекта у дошкольников, отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей старших дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Большое значение уделяется к проблеме психологической адаптации детей к школе и к обществу, где ведущую роль играет общение детей с взрослыми, как центральное звено когнитивного и волевого развития ребенка Цель исследования: изучить и выявить психологические особенности общения старших дошкольников с умственной отсталостью со сверстниками и взрослыми. Объект исследования: навыки общения старших дошкольников с умственной отсталостью . Предмет исследования: особенности развития навыков общения старших дошкольников с умственной отсталостью. Гипотеза исследования: развитие навыков общения старших дошкольников с умственной отсталостью будет более эффективным, если на коррекционных занятиях использовать разнообразные формы сюжетно-ролевой игры. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1.Проанализировать научно-методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования 2. Раскрыть особенности общения в старшем дошкольном возрасте 3. Провести исследование уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников с умственной отсталостью 4.Подобрать методики по формированию навыков общения у детей с проблемами интеллектуального развития посредством организации сюжетно-ролевой игры; Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: 1. Теоретические методы: изучение и анализ специальной педагогической, методологической и психологической литературы по данной теме. 2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ документов, эксперимент. 3. Математические методы: ( качественно-количественный анализ экспериментальных данных). Методологическая база исследования: труды Л.С. Выгодского, А.А. Леонтьева, Л.Р. Мунировой, Е.В. Руденского, И.И. Рыдановой, В.Д. Ширшова, работы А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, А.С. Золотняковой, Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Ломова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, М.И. Лисиной. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования коммуникативных навыков у дошкольников с умственной отсталостью. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс формирования коммуникативных навыков дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы и рекомендации по организации процесса формирования коммуникативных навыков дошкольников с умственной отсталостью в игровой деятельности. База исследования: Детский сад № 42. Всего в исследовании приняли участие 7 детей старшей группы. Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Содержание

Введение. Глава 1. Теоретические аспекты изучения коммуникативных навыков у старших дошкольников с умственной отсталостью. 1.1 Понятие коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………………………….6 1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью дошкольного возраста………………………………………………………………….10 1.3.Особенности развитие коммуникативных навыков у дошкольников с умственной отсталостью……………………………………………………………………………...13 1.4.Использование сюжетно-ролевой игры в обучение навыкам общения детей с умственной отсталостью дошкольного возраста…………………………………….15 Выводы по 1 главе…………………………………………………………………...17 Глава 2. Экспериментальное изучение сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. 2.1. Организация и методы констатирующего эксперимента…………………….20 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. ……………………...25 Выводы по 2 главе…………………………………………………………………...31 Глава 3. Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с умственной отсталостью в сюжетно ролевой игре. 3.1 Организация и содержание коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников с легкой умственной отсталостью в сюжетно ролевой игре………………….…………….32 3.2. Сравнительный анализ экспериментального исследования…………………37 Выводы по 3 главе…………………………………………………………………...43 Заключение………………………………………………………………………….45 Список литературы. Приложение.
Список литературы

1. Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Н.А. Александрова // Дефектология. - 2002. - № 6. - С. 29-34. 2. Астапов, В.М. психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб: Питер, 2001. - 256 с. 3. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого ребенка / И.М. Бгажнокова. - М., 1987. - 352 с. 4. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности Д.И. Бойков. - М., 2005. - 288 с. 5.Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти. 2011. 6. Виноградова Н. А. Сюжетно - ролевые игры старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. 7. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика В.В. Воронкова, А.А. Дмитриев, И.А. Горшенков. - М.: Дрофа, 2009. - 267 с. 8. Выготский Л.С. Основы дефектологии . СПб.: Лань, 2003. - 654 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература) 9. Выготский, Л.С. Психология Л.С. Выготский. - М.: Изд - во ЭКСМО-Пресс, 2002 - 1008 с. 10. Выготский, Л.С. Собр. соч. Л.С. Выготский. - М., 1983. - Т. 5. - 289 с. 11. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М., 1985. - 249 с. 12. Задумова, Н.П. Роль вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью во взаимодействии со сверстниками / Н.П. Задумова // Практическая психология и логопедия. - 2005. - № 1. - С. 44- 46. 13. Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка . Л.В. Занков. - М., 1939. - 268 с. 14. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д.Н. Исаев. - СПб., 2003. - 210 с. 15. Каган, М.С. Философия общения [Текст] / М.С. Каган. - Тула, 2004. - С. 25-65. 16. Кицул, Н.С. Формирование навыков коммуникации у детей со сложными и тяжелыми дефектами / Н.С. Кицул, Л.В. Абрамова // Логопед. - 2005. - № 5. - С.11-18. 17. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с. 18. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция В.П. Кащенко. - М.: Просвещение, 1992. - 223 с. 19. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В.В. Лебединский. - М.: Академия, 2008. - 144 с. 20. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб: Питер, 2009. - 410 с. 21.Липакова, В.И. К вопросу о нарушениях связной речи детей с умеренной умственной отсталостью / В.И. Липакова // Практическая психология и логопедия. - 2005. - №1. - С.41-43. 22. Лурия, А.Р. Умственно отсталый ребенок А.Р. Лурия. - М., 1969. - 321 с. 23. Маринчева, Г.С. Умственная отсталость при наследственных болезнях [Текст] / Г.С. Меринчелова. - М., 1988. - 249 с. 24. Михайленко Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве. - СПб., 2005. 25. Нарушения психологического развития у детей: основы специальной психологии и педагогики. Учебное пособие. - Иркутск: «Символ», 2004. 26. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000. - 272 с. 27. Олигофренопедагогика: учебник для вузов . - М.: Дрофа, 2009. - 349 с. 29. Омарова П.О. Проблема общения в олигофренопсихологии / Тез. доклад Всероссийской научн. конф. «Коррекционно - развивающее обучение» 12-14 мая 1998. - Махачкала: ДГПУ, 1997. - С.85-86. 30. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2009.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения коммуникативных навыков у старших дошкольников с умственной отсталостью. 1.1. Понятие коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе . В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. В психологической педагогической литературе «коммуникация» и «общение» рассматриваются как пересекающиеся, но несинонимические понятия. В данном случае термин «коммуникация» используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку, а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы. Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией. В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникация» рассматриваются как синонимы. Авторы отмечают, что развитие общения ребенка как со сверстником, так и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникации. М.И. Лисина отмечает, что общение для ребенка - это «активные действия», с помощью которых ребенок стремится передать другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Она выделяет в сфере общения со взрослыми экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые средства, появляющиеся последовательно, со значительными интервалами. В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение»: В соответствии с одним из них оба понятия отождествляются. В трудах Ю.А. Каляевой, А.А. Кидрона, А.А. Леонтьева, Л.Р. Мунировой, Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, Е.В. Руденского, И.И. Рыдановой, В.Д. Ширшова, «коммуникация» также определяется как синоним «общения». Существует несколько подходов к трактовке понятия «общение». Так, в работах А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, А.С. Золотняковой, Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, В.Н. Панферова, В.М. Соковнина данное понятие рассматривается как процесс взаимодействия индивидов и определяется, наряду с деятельностью, как одна из самостоятельных категорий, как самостоятельная сторона человеческого бытия. Так, Б.Ф. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов», в процессе которого осуществляется связь одного субъекта с другим субъект.В.Н. Мясищев определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга. Последователь его учения Я.Л. Коломинский конкретизирует определение общения, рассматривая его как «информационное и предметное взаимодействие».Тем самым автор выделяет такие функции общения, как передача информации и установление контакта между субъектами в процессе их совместной деятельности. А.А. Бодалев вносит в данное определение эмоциональный компонент. Он рассматривает общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средствкоммуникации для установления взаимоотношений (субъективно переживаемых взаимосвязей) между людьми .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 101 страница
690 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 69 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 27 страниц
110 руб.
Презентация, Логистика, 8 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg