Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

not_en 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.08.2018
Нарушение опосредованной памяти, связанной с мыслительными операциями, наблюдается у всех умственно отсталых лиц. Оно объясняется неэффективностью процесса переработки и отбора подлежащих запоминанию впечатлений, что тесно связано с опосредствованным характером запоминания. Дети с нарушением интеллекта, как правило, плохо понимая материал, лучше запоминают внешние признаки предметов в их случайных сочетаниях. Дети с нарушением интеллекта не способны целенаправленно заучивать и припоминать. Стремясь запомнить, они не вникают в суть материала, поэтому преднамеренное запоминание у них вызывает трудности и не облегчает задачу. Они не умеют припоминать заученный материал, не выделяют из смежных представлений именно то, которое нужно.
Введение

Актуальность исследования Проблема развития памяти является немаловажной в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той ролью, которую память играет в жизни человека, благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничиваетcя наличными ощущениями и воcприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Память - это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, cохранению и воспроизведению знаний и навыков. Отечественные психологи внесли огромный вклад в установление общих закономерностей памяти. Широкую известность получили фундаментальные психологические исследования П.П. Блонcкого, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, А.П. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, освещающие одновременно и вопросы педагогической практики. Многие работы исследователей посвящены вопросам развития памяти у детей. В качестве методического обеспечения используются классические отечественные патопсихологические методы, которые отрабатывались поколениями психологов и дефектологов (А. Н. Бернштейн, С. Я. Рубинштейн, В. М. Коган, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, другие отечественные педагоги и психологи). Память с психологической точки зрения - это процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Возобновляющие образы отдельных предметов и процессов, воспринятых в прошлом, усвоенные раннее движения и действия, пережитые прежде чувства и желания, наконец, возникшие когда-то мысли составляют прошлый опыт человека, содержание того, что помнится. Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах психологическую категорию памяти можно определить как совокупности психических процессов организации и сохранения прошлого опыта, позволяющих использовать этот опыт в дальнейшем. К этим процессам, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» - «память»), относятся запоминание (или следообразование), сохранение, узнавание, припоминание (воспроизведение), забывание. Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности. Память является одним из главных инструментов познания. Она протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у лиц с нарушением интеллекта недостаточно сформированы, что мешает их обучению и воспитанию. Внеурочная деятельность служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений обучающихся, а также средствами адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Цель исследования: изучить состояние опосредованной памяти у обучающихся старшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью, подобрать и адаптировать приемы и упражнения по формированию опосредованной памяти во внеурочной деятельности. Объект исследования: опосредованная память обучающихся старшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности. Предметом исследования: особенности формирования опосредованной памяти обучающихся старшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования: Развитие памяти у обучающихся старшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью, будет более эффективным если подобрать и систематизировать специальные приемы и упражнения направленные на формирование опосредованной памяти у детей с легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности. В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и медицинскую литературу по проблеме развития опосредованной памяти у обучающихся старшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. 2. Изучить психолого-педагогические особенности детей с легкой умственной отсталостью. 3. Подобрать и адаптировать приемы, упражнения и комплекс коррекционных занятий по развитию опосредованной памяти у обучающихся во внеурочной деятельности. 4. Провести количественно-качественный анализ результатов экспериментальных исследований. 5. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию опосредованной памяти у детей с легкой умственной отсталостью. В ходе исследования мы использовали такие методы исследования, как: анализ научно-методической литературы по проблеме изучения памяти старших школьников с легкой умственной отсталостью; анализ продуктивной деятельности обучающихся; беседа с детьми, воспитателями; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ результатов исследования; Теоретико-методологической основой являются труды отечественных ученных: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Х.С. Замского, В.В. Воронковой. Значительный вклад в разработку методик для исследования памяти внесли А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, С.Д. Забрамная. Теоретическая значимость: заключается в том, что проводится анализ литературных источников, рассмотрен процесс становления опосредованной памяти в онтогенезе, проанализированы различные направления коррекционно-развивающей работы по формированию опосредованной памяти. Выявлено положительное влияние различных приемов и упражнений. Практическая значимость: теоретические и практические материалы, предложенные в исследуемой работе, приемы развития опосредованной памяти могут быть использованы психологами, педагогами и родителями при работе с умственно отсталыми детьми. База исследования: исследование проводилось на базе ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Республики Башкортостан. Исследование проводилось в три этапа: на I этапе изучалась психологическая и методическая литература по теме исследования, анализировалась документация, разрабатывались критерии и показатели развития опосредованной памяти старших школьников с легкой умственной отсталостью. на II этапе выявлялось развитие опосредованной памяти у старших школьников с легкой умственной отсталостью, проводился формирующий эксперимент, в исследовании использовались следующие психодиагностические методики: исследование опосредствованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву); исследование опосредованного запоминания (пиктограмма); на III этапе осуществлялся сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента, выявилась эффективность специально подобранного комплекса коррекционных упражнений направленных на развитие опосредованной памяти старших школьников с легкой умственной отсталостью. Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, рекомендаций педагогам и родителям, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕОСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1.1. Развитие памяти детей в онтогенезе……………………………………6 1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с легкой умственной отсталостью…………………………………………………………….9 1.3. Особенности развития опосредованной памяти у обучающихся старшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью………………………………………………………………………….14 1.4. Направления коррекционно-развивающей работы по развитию опосредованной памяти у обучающихся старшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности…………………………..16 Выводы по главе I……………………………………………………………..20 ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1.1. Характеристика контингента и методы экспериментального исследования опосредованной памяти…………………………………………….22 1.2. Результаты констатирующего эксперимента………………………….32 Выводы по главе II…………………………………………………………...36 ГЛАВА III КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с обучающимися старшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности ……………………………………………………….37 3.2.Количественно-качественный анализ результатов экспериментальных исследований………………………………………………….44 Выводы по главе III…………………………………………………………………46 РЕКОМЕНДАЦИ………………………………………………………………………….47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….49 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………….50
Список литературы

1. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И.М. Бгажнокова. - М.: 1987.- 160 с. 2.Буре, Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудится [Текст] / Р.С. Буре. - М.: 1983.- 154с. 3. Воронкова, В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» [Текст] / В. В. Воронкова. –М.: ВЛАДО, 2000. – 251 с. 4. Вильшанская, А.Д. Содержание и методы работы учителя - дефектолога в общеобразовательной школе[Текст] /А. Д. Вильшанская. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 112 с. 5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: 1995.- 354 с. 6.Выготский Л.С. Проблемы умственной отсталости[Текст] / Л.С, Выготский. -М.:- 1983. – 256 с 7. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979. – 161 с. 8. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999. 9. Дементьева Н.Ф., Шатанова Е.Ю. Характеристика обучения умственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических домах-интернатах [Текст] / Н.Ф. Дементьева. - М., 1987. – 158 с. 10. Дульнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. [Текст] / Г.М. Дульнев. - М., 1967.- 243 с. 11. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание[Текст] / Е.А.Екжакова. – М.: Просвещение, 2015. – 208 с. 12. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) [Текст] / Е.А. Екжакова. – М.: Логос, 2012. – 251с. 13. Забрамная С.Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей - имбецилов [Текст] / С.Д. Забрамная.- М., 1979.- 176с. 14. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 208 с. 15.Занков, Л.В. Развитие умственно отсталого ребенка[Текст] / Л. В. Занков. - М.: Просвещение, 2013. – 256 с.. 16. Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М.,1954. 17. Иванов Е.С, Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость: Руководство для родителей[Текст] / Е.С. Иванов.- СПб., 2012.-208 с. 18. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2007. - 390 с. 19. Ковалева, Е.А. Коррекционная направленность процесса обучения в вспомогательной школе [Текст] / Е.А, Ковалеваю - сб. науч. трудов. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.- 351 с. 20. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями[Текст] / СПб., 1996.- 247с. 21. Кристен У. Поддерживающая коммуникация, Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями[Текст] /У. Кристен.- Псков, 1999.- 248 c. 22. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с. 23.Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания Хрестоматия по об¬щей психологии: Психология памяти. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1979. — 166 с. 24. Лурия, А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960. 25. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1973.-381с. 26. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]: учебное пособие для вузов / А.Р. Лурия. - Изд.5-е, стер. - М.: Академия, 2013. - 381 с. 27. Маклаков, А.Г. Общая психология : Учебник для вузов [Текст] / А.Г. Маклаков .- СПб.: Питер, 2012. - 583 с. 28. Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] учебное пособие для вузов/ А.К. Лурия, А.Г. Лидерс - Петрозаводск, - 2012. – 356 с. 29. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей [Текст] / А.Р. Маллер.- М., 1996.- 251 с. 30. Маллер, А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми [Текст] / А. Р. Маллер.- М., 1990.- 187 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1.1. Развитие памяти детей в онтогенезе С раннего детства процесс развития па¬мяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается ло¬гической. Во-вторых, непосредственное запоминание со вре¬менем превращается в опосредствованное, связанное с актив¬ным и осознанным использованием для запоминания и восп¬роизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное . Существенный вклад в понимание филогенетического раз¬вития памяти внеc П.П. Блонский. Он выcказал и развил мыcль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее историческо¬го развития, и их, соответственно, можно считать филогенети¬ческими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аф-фективная, образная и логическая. П.П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим. В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка до¬вольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как ее иногда называл П.П. Блонский, «память-рассказ». Она имеется уже у ребенка 3—4 летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня раз¬вития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совер¬шенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук. Начало образной памяти связывается со вторым годом жиз¬ни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени — это моторная, или двигательная, память. В генетическом плане она предшествует всем осталь¬ным. Так считал П.П. Блонский.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg