Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С ЗПР, ИМЕЮЩИХ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

not_en 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2018
Самооценка и уровень притязаний в дошкольном возрасте у детей с ЗПР, имеющих девиантное (отклоняющее) поведение не развиты. Если дети и отвечает на вопросы, задаваемые с целью выяснить уровень развития этих качеств, то делают это чаще всего бездумно, легко изменяя свой ответ в зависимости от ситуации. У младших школьников с ЗПР, имеющий девиантное (отклоняющее) поведение самооценка неадекватная, правильные понятия своих возможностях не сформированы. Они не способны критично оценивать свои действия и поступки. Эти дети или завышают чрезмерно, или, наоборот, занижает свои способности и нравственные качества. Исключительно значимым этот возрастной период является мнение взрослого. Если оценка взрослым способностей, черт личности, поступков ребенка без достаточных на то оснований бывает положительной, то у последнего формируется завышенная самооценка. В том случае, когда действия ребёнка вызывают раздражение, недовольство окружающий и он слышит только порицания, формируется неправомерное заниженная самооценка.
Введение

Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т. е. оценка самого себя. Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции поведения индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания. Самооценка во многом определяет уровень притязаний человека, т. е. те задачи, которые он ставит перед собой и к разрешению которых считает себя способным. От соотношения самооценки и уровня притязаний в значительной мере зависит эмоциональное состояние человека. Адекватная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний – необходимое условие его успешной социально-трудовой адаптации, безболезненной интеграции в окружающее общество. Проблема изучения развития самооценки и уровня притязаний в настоящее время приобретает актуальность при использовании тех компенсаторных возможностей детей, имеющих девиантное (отклоняющее) поведение с ЗПР, которые по утверждению учёных, у них имеются, но пока еще не полностью реализуются в процессе учебной деятельности, в том числе и на уроках трудового обучения. И неадекватно завышенная и неадекватно заниженная самооценка – сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельности. Адекватная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний – необходимое условие его успешной социально – трудовой адаптации, безболезненной интеграции в окружающее общество. Цель данной работы – выявить состояние самооценки у детей с ЗПР, имеющих девиантное (отклоняющее) поведение и разработать приёмы её формирования у учащихся младших классов специальной коррекционной школы. Предметом исследования является формирование самооценки младших школьников с ЗПР, имеющих девиантное (отклоняющее) поведение. Объектом работы является самооценка детей с ЗПР, имеющих девиантное (отклоняющее) поведение. Гипотезой исследования стало предположение о том, что: Систематическая, целенаправленная работа с ребенком с ЗПР при девиантном (отклоняющем) поведении поможет достичь положительной динамики в развитии самооценки младших школьников, повысит эффективность образовательного процесса и будет способствовать их успешной социализации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: - изучить общую и специальную психолого-педагогическую литературу, посвященную данной тематике, дать определение понятию “самооценка” и “девиантному поведению” и раскрыть структуру этих психических образований; - выбрать методы исследования самооценки; - выявить состояние самооценки у детей с ЗПР, имеющих девиантное поведение (констатирующий эксперимент); - провести серию коррекционно – развивающих занятий с целью формирования у детей адекватной самооценки (формирующий эксперимент); - выявить, насколько изменилось состояние самооценки у младших школьников после проведения коррекционно – развивающих занятий (контрольный эксперимент); - проанализировать полученные данные; - разработать психолого – педагогические рекомендации по формированию адекватной самооценки у учащихся специальной (коррекционной) школы. Эксперимент проводился в городе Москва, на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида №571, в 2016/2017 учебном году. Методологическая основа: в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), метод наблюдения. Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и уточнении данных о проблеме состояния самооценки у младших школьников с ЗПР, имеющих девиантное (отклоняющее) поведение, которые впоследствии можно будет использовать для определения содержания и приемов коррекционной работы по формированию адекватной самооценки у младших школьников с ЗПР. Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы специальными психологами в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3 Глава I. ПРОБЛЕМА САМООЦЕНКИ В ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………………………6 1.1 Понятие самооценка в общей психологии…………………………………..6 1.2 Девиантное (отклоняющее) поведение и его влияние на развитие самооценки………………………………………………………………………...9 1.3 Исследование развития самооценки школьников с нормальным интеллектуальным развитием…………………………………………………...14 1.4 Состояние проблемы изучения самооценки у детей с ЗПР при девиантном (отклоняющем) поведении………………………………………………………18 Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С ЗПР, ИМЕЮЩИХ ДЕВИАНТНОЕПОВЕДЕНИЕ……………………………….23 2.1 Методики исследования самооценки………………………………………23 2.2 Первичное исследование самооценки младших школьников с ЗПР, имеющих девиантное (отклоняющее) поведение (констатирующий эксперимент)…………………………………………………………………….27 2.3 Формирование самооценки младших школьников с ЗПР (формирующий эксперимент)…………………………………………………………………….39 2.4 Результаты коррекционно – развивающих занятий самооценки младших школьников с ЗПР, имеющих девиантное (отклоняющее) поведение………………………………………………………………………...46 Вывод по II главе…………………………………………………………………59 ЗАКЛЮЧЕНИ…………………………………………………………………..60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..62 ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Баллон А. Психическое развитие ребёнка – М.: Просвещение, 1967. – 28 с. 2 .Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы – М.: Просвещение, 1977. – 56 с. 3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики – М.: Академия, 2000. – 5 с. 4. Белова О.В. Общая психодиагностика – Новосибирск: Научно – учебный центр психологии НГУ, 1996. – 15 с. 5. Белякова И.В., Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников – М.: Академия, 2002. – 12 с. 6. Бодалев А.А., Столин В.В., Афанесов В.С. Общая психодиагностика – СПб.: Речь, 2000. – 67 с. 7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте – М.: Академия, 1999. – 8 с. 8. Бокум Д., Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2004. – 45 с. 9. Васкэ Е.В. Типология субъектов девиантного поведения. Автореф. дисс… канд. филос. наук. – Н.Новгород, 2000. – 27 с. 10. Гоноболин Ф.Н. психология – М.: Просвещение, 1973. – 35 с. 11. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. психология – М.: Академия, 1998. – 39 с. 12. Ефимкина Р.П. Детская психология – Новосибирск: Научно – учебный центр психологии НГУ, 1995. – 67 с. 13. Зейгарник Б.В. Патопсихология – М.: Издательство Московского университета, 1984. – 98 с. 14.Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М: Академия, 2004. – 43 с. 15. Коротенко И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития. - канд. псих. наук. - Н. Новгород, 2005. – 87 с. 16. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология – М.: Медицина, 1984. – 65 с. 17. Ковалев А.Г. психология личности – М.: Просвещение, 1970. – 76 с. 18. Коломинский Н.Л. О формировании самооценки и уровня притязаний у учащихся вспомогательной школы // Дефектология. – 1972. – 29 с. 19. Коломинский Н.Л. Самооценка учащихся вспомогательной школы и уровень их притязаний в процессе профессионально – трудовой подготовки // Дефектология. – 1970. – 47 с. 20. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М, 1976. – 49 с. 21. Липкина А.И. Самооценка школьника – М.: Знание, 1976. – 67с. 22. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника – М.: Просвещение, 1977. – 30 с. 23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – М.: Академия, 1999. – 59 с. 24. Намазбаева Ж.И. Изучение развития самооценки умственно отсталого ребёнка // Дефектология. – 1971. – 82 с. 25. Намазбаева Ж.И. Некоторые вопросы изучения личности умственно отсталого ребёнка // Дефектология. – 1982. – 65 с. 26. Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности выпускников вспомогательных школ // Дефектология. – 1978. – 54 с. 27. Немов Р.С. Практическая психология – М.: Владос, 1998 – 61 с. 28. Общая психология / под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986. – 93 с. 29. Общение и формирование личности школьника / пол ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М.: Педагогика, 1987. – 84 с. 30. Основы специальной психологии / под ред. Кузнецовой Л.В. – М.: Академия, 2005. – 71 с. 31. Петрова В.Г. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы – М.: Педагогика, 1980. – 73 с. 32. Психологическая диагностика / под ред. Акимовой М.К. – СПб.: Питер, 2005 – 61 с. 33. Психологическая диагностика / под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М.: УРАО, 1997. – 32 с. 34. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / под ред. Шиф Ж.И., Петровой В.Г., Головиной Т.Н. – М.: Педагогика, 1980. – 45 с. 35. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Менчинской Н.А. – М.: Педагогика, 1971 – 44 с. 36. Психология развития / под ред. Болотовой А.К., Молчановой О.Н. – М.: ЧеРо, 2005. – 34 с. 37. Психология самосознания / под ред. Райгородского Д.Я. – Самара.: Бахра – М, 2000. – 15 с. 38. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М.: Просвещение, 1986. – 21 с. 39. Самосознание и защитные механизмы личности / под ред. Райгородского Д.Я. – Самара.: Бахра – М, 2000 – 67 с. 40. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности – М.: Издательство Московского университета, 1989. – 18 с.
Отрывок из работы

Глава I. Проблема самооценки в общепсихологической и специальной психологии 1.1 Понятие самооценка в общей психологии В психологии традиционно основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. Существует несколько подходов к понимаю того, чем является самооценка и как она представлена в самосознании индивида. Наиболее распространенный – самооценка является частью концепции «Я», обозначаемый как «эмоционально – ценностное» отношение к себе. В рамках этого подхода авторы, как правило, либо отождествляют самооценку с эмоционально – ценностным отношением (ЭЦО) к себе, либо определяют её как часть ЭЦО, часто отождествляя с самоуважением (Берне Р., Столин В.В., Соколова Е.Т.). Некоторые авторы понимают самооценку как когнитивную подструктуру (или схему), которая обобщает прошлый опыт личности и организует, структурирует новую информацию о «Я», т.е. фиксирует знание субъекта о себе (Кон И.С., Тульчинский М. М.). Самооценка – это образ «Я» субъекта. Наименее распространённым является подход, при котором самооценка не сводится ни к образу «Я», ни к эмоционально – ценностному отношению к себе. По мнению Л.В. Бороздиной, самооценка отвечает на вопрос: чего стоит то, что я имею? Что это значит? Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно оценка его с точки зрения определенной системы ценностей. [37, с. 15] В зарубежной психологии изучением проблемы самооценки занимались берне Р., Джеймс У., Мейер Б., Фрейд З., Хекхаузен Х., Шибутани Т., Лакан Ж., Хорни К., Роджер К., Кун М., Макпартлэнд Т. т многие другие. В отечественной психологии самосознание и самооценку личности изучали Бороздина Л.В., Александровская Э.М., Божович Л.И., Залучёнова Е.А., Захарова Ф.В., Неймарк М.С., Пантилеев С.Р., Савонько Е.И., Сафин В.Ф., Серебрякова Е.А., Соколова Е.Т., Столин В.В., Тульчинский М.М., Чеснокова И.И. и другие. [36, с. 34] Самооценка – оценка личностью себя в целом (общая самооценка) и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми (частные, или парциальные самооценки). Частные самооценки отражают оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств. Общая самооценка – иерархизованная система частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействие между собой. В ней выделяются два компонента: эмоционально – ценностное отношение личности к себе и когнитивный, который играет ведущая роль, т.к. он обобщает и синтезирует наиболее значимые для личности самооценки. Самооценка может быть устойчивой, т.е. сохраняться в разных ситуациях т на достаточно длительное время, и неустойчивой.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg