Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Обучение рецептивным видам речевой деятельности на начальном этапе изучения английского языка

not_en 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2018
Итак, чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся и развитию коммуникативной компетенции, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности.
Введение

В настоящее время происходит преобразование социальной, экономической и политической сфер жизни, расширение международных связей делают иностранный язык востребованным государством, обществом и личностью. Это существенно повышает статус школьного предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины, изучение которой начинается уже в начальной школе. Е.И. Пассов полагал, что целью обучения иностранному языку в начальной школе является «развитие у детей способности к общению на новом для них языке на элементарном уровне и формирование основных черт вторичной языковой личности, способной к межкультурному общению». (Пассов Е.И.-1988). Основная задача обучения иностранному языку в школе — это формирование коммуникативных умений. При обучении иностранному языку через решение коммуникативной задачи достигается воспитательная, образовательная, развивающая цели формирования всесторонне развитой личности, способной использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций мира. Развитие способности школьника к общению на иностранном языке является основной целью, а, следовательно, учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в устной и письменной речи. Устная форма коммуникации включает аудирование и говорение. Чтение и аудирование являются рецептивными видами деятельности. Данные виды деятельности являются процессом восприятия и активной переработки информации и представляют собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что при коммуникативно-ориентированном подходе к обучению английскому языку на начальном этапе обучения школьников, роль восприятия и понимания иностранной речи и текстов значительно возрастает, поскольку без этого невозможно речевое общение. Аудирование и чтение обеспечивают подготовку к коммуникативной деятельности школьников и выступает как необходимый навык для успешного протекания процесса коммуникации. Объектом настоящего исследования является процесс обучения английскому языку на начальном этапе обучения. Предметом данной работы является обучение чтению и аудированию как средству развития иноязычной коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения школьников. Целью настоящей работы является выявление основных принципов обучения чтению и аудированию. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда конкретных задач: ? составление теоретической базы, включающей изучение сущности аудирования и чтения как видов рецептивной речевой деятельности; ? выявление этапов обучения чтению и аудированию; ? анализ лингводидактических принципов формирования навыков чтения и аудирования на начальном этапе обучения английскому языку. Положения, выносимые на защиту: 1) Чтение и аудирование относятся к рецептивным видам речевой деятельности, которая складывается из восприятия и осмысления письменной или устной речи. 2) Чтение и аудирование являются как целью, так и средством формирования коммуникативных навыков у учащихся и играют важную роль в обучении английскому языку на начальном этапе. Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: метод обобщения теоретического материала, метод изучения и анализа педагогического опыта, метод наблюдения. Методологическую и теоретическую базу настоящего исследования составляют работы таких ведущих методистов и специалистов в области преподавания иностранного языка, как Е.И Пассов, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, П.К. Бабинская, Т.В. Иванова, З.Р. Киреева, И.А. Сухова, С.А. Блохина, З.И Клычникова, М.Л. Вайсбурд, Н. Д. Гальскова, Н.И Гез и др. Материалом исследования послужил УМК “Enjoy English” (Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.). Научная новизна данного исследования заключается в выявлении основных механизмов, направленных на овладение техникой аудирования и чтения, в контексте систематизированного, практического анализа учебно-методического комплекта, рекомендуемого Министерством образования и науки РФ для использования в начальной школе. Теоретическая значимость работы состоит в обобщении проведенных ранее теоретических исследований по изучаемой проблеме. Практическая ценность работы заключается в изучении комплекса практических упражнений, подборе заданий и текстов, направленных на формирование навыков чтения и аудирования на начальном этапе обучения английскому языку. Данная работа может быть полезна в процессе обучения детей английскому языку. Данная работа прошла апробацию в 2017 году в ходе года в 69-ой научной студенческой конференции факультета иностранных языков и лингводидактики в секции английского языка 12-14 апреля 2017г. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается выбор объекта анализа и темы исследования, формулируются основная цель и конкретные задачи работы, отмечаются актуальность, научная новизна и методы исследования, а также его теоретическое и практическое значение, материал исследования. Во введении также указывается апробация результатов исследования. В первой главе «Теоретические и методологические основы обучения рецептивным видам речевой деятельности» рассматриваются лингводидактические основы обучения иностранным языкам, сущность аудирования и чтения как видов речевой деятельности, виды чтения, а также технологии обучения аудированию. Во второй главе «Лингводидактические принципы формирования навыков чтения и аудирования на начальном этапе обучения английскому языку» описываются этапы обучения чтению и аудированию, а также проводится анализ УМК и заданий, направленных на формирование навыков чтения и аудирования. В заключении подводятся итоги исследования, делаются общие выводы. Список использованной литературы содержит 47 наименований научных трудов отечественных и зарубежных ученых, в том числе интернет источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3 ГЛАВА 1 Теоретические и методологические основы обучения рецептивным видам речевой деятельности.…....................................................7 1.1 Лингводидактические основы обучения иностранным языкам.............7 1.2 Понятие аудирования…............................................................................12 1.3 Аудирование как вид речевой деятельности...........................................14 1.4 Упражнения в обучении аудированию....................................................17 1.5 Технология обучения аудированию.........................................................20 1.6 Понятие чтения…………………………………………………………..22 1.7 Чтение как вид речевой деятельности.....................................................24 1.8 Виды чтения...............................................................................................29 Выводы по главе 1.........................................................................................31 ГЛАВА 2 Лингводидактические принципы формирования навыков чтения и аудирования на начальном этапе обучения английскому языку................32 2.1 Анализ УМК..............................................................................................32 2.2 Этапы обучения аудированию..................................................................38 2.3 Этапы обучения чтению...........................................................................44 2.4 Комплекс заданий, направленных на формирование аудитивной и читательской компетенции.............................................................................48 Выводы по главе 2.........................................................................................59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................61
Список литературы

1. Адлер, М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / М.Адлер. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 463 с. 2. Андулян, И.В. Теоретическаие и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография / И.В. Андулян. Уфа: Аэтерна, 2015. 204 с. 3. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская. М.: Просвещение, 2006. 547 с. 4. Биболетова, М. З., Добрынина, Н.В., Ленская, Е.А. Enjoy English / М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Е.А. Ленская. М.: Титул, 2010. 143 с. 5. Бим, И.П. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. Проблемы и перспективы / И.Л. Бим. М.: Просвещение, 1988. 255 с. 6. Вайсбурд, М.Л., Блохина, С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности / М.Л. Вайсбурд, С.А. Блохина. Иностранные языки в школе, 1997. С. 33-38.. 7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: ИЗД-ВО Московского Университета, 2013. 44 с. 8. Гальскова, Н.Д. Современные технологии обучения иностранному языку / Н. Д. Гальскова. М : Арти-Глосса, 2008. 192 с. 9. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. Методическое пособие / Н.Д Гальскова. М.: Айрис-пресс, 2014. 240 с. 10. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебн. пособие / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. 6-е изд., М.: Академия, 2009. 336 с. 11. Гез, Н.И., Фролова, Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков / Н.И. Гез, Г.М. Фролова. М.: Академия, 2008. 256 с. 12. Глухов, В.П. Основы психолингвистики. Учебное пособие для студентов пед.вузов / В.П. Глухов. М.: Высшая школа, 2005. 351 с. 13. Елухина, Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи / Н. В. Елухина / Иностранные языки в школе, 1999. С. 25-29. 14. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. Воронеж: МОДЭК, 2001. 342 с. 15. Иванова, Т.В., Киреева, З.Р., Сухова, И. А. Технологии и методики обучения иностранным языкам: Учебно-методическое пособие. Часть I. / Т.В. Иванова, З. Р. Киреева, И. А. Сухова. Уфа: БГПУ, 2009. 296 с. 16. Колесникова, И.Л., Долина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова и О.А. Долина. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ: Cambridge University Press, 2001 17. Колкова, М.К. Обучение иностранным языкам в школе и вузе / М.К. Колкова. Спб.: Каро, 2001. 320 с. 18. Комченко, А.Н. Энциклопедия педагогических технологий / А.Н. Комченко. Санкт - Петербург: «Каро», 2005. 368 с. 19. Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие / Н.Ф. Коряковцева. М.: Академия, 2010, 292 с. 20. Кузьменко, О.Д. Стратегии и тактики чтения и категории чтецов / О.Д. Кузьменко. М.: Наука, 1976. С. 204-210. 21. Кузьменко, О.Д. Учебное чтение, его содержание и формы / О.Д. Кузьменко, Г.В. Рогова. Иностранные языки в школе, 1970. С. 22-25. 22. Кулиш, Л.Ю. Психо-лингвистические аспекты восприятия устной иноязычной речи / Л.Ю. Кулиш. Киев: Вища школа, 1982. 416 с. 23. Лакоценина, Т.П. Современный урок / Т.П. Лакоценина. Ростов н/Д: Учитель, 2007. 69 с. 24. Лгиева, А.Э. Роль аутенчичных текстов в обучение чтению / А.Э. Лгиева. Иваново: Олимп, 2017. С. 24-27. 25. Леонтьев, А.А. Методика / А.А. Леонтьев. М.: Русский язык, 1988. 287 с. 26. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев М.: 2003. 129 с. 27. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. М.: Просвещение, 2014. 276 с. 28. Лисицина. Обучение аудированию / www.mshu.edu.ru/Лисицына / Дата доступа :21.03.2017 29. Лукьянчикова, Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения / «Начальная школа». № 138 / Н.В. Лукьянчикова. М.:ИЗД-ВО РАО, 2015. С. 31-59. 30. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 2014. 192 с. 31. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку. Учебное пособие / Р.К. Миньяр-Белоручев. М.: Просвещение, 1990. 224 с. 32. Пантина, Н.С. Опыт психолого-педагогического программирования процесса обучения дошкольников начальному чтению / Н.С. Пантина. Вопр.психол, 1995. 197 с. 33. Пассов, Е. И., Кузнецова, Е. С. Обучение чтению: учебное пособие / Е. И. Пассов, Е.С. Кузнецова. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 247 с. 34. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. М.: Гуманист.изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 574 с. 35. Рогова, Г.В., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. М.: Просвещение, 2003. 284 с. 36. Рыбина О.В. Обучение аудированию на уроках иностранного языка / О.В. Рыбина. М.: Образование в современной школе, 2001. 172 с. 37. Савенкова, О. Чтение аутентичных текстов / О. Савенкова. М.: Просвещение, 2013. 159 с. 38. Саутова, Т.А. Аудирование как средство обучения / Т.А. Саутова. Волгоград: ИЗД-ВО Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Научное обозрение», 2014. С. 166-167. 39. Саутова, Т.А. Обучение аудированию как одному из вдов рецептивной деятельности / Т.А. Саутова. Тольяти: Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012. С. 271- 273 40. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е.И. Соловова. М.: Просвещение, 2002 г. 239 с. 41. Соловова, Е.Н. Методика отбора и работы с текстами чтения на старшем этапе обучения школьников / Е.Н. Соловова. ИЯШ, 2007. С. 2-10. 42. Smith, F. Understanding Reading / F/ Smith. New York, Rinehart und Winston. 1982. 387 с. 43. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1981. 303 с. 44. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В.М. Филатов. Ростов н/Дону: Феникс, 2004. 575 с. 45. Фокина, К.В. Методика преподавания иностранного языка / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова, Н. В. Костычева. М.: Юрайт, 2009, 267 с. 46. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. М.: Едиториал УРСС, 2004. 432 с. 47. Эльконин, Д.Б. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. Книга для учителя / Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1993. 276 с.
Отрывок из работы

Глава I Теоретические и методологические основы обучения рецептивным видам речевой деятельности 1. 1 Лингводидактические основы обучения иностранным языкам С позиции большинства лингвистов, язык считается важным средством человеческого общения, обслуживая все виды деятельности человеческого общества. Общение способно осуществляться как непосредственно в личной беседе, взаимной переписке, так и опосредованно – посредством книг, телевидения, радио, газет. Это качество свойственно любому языку, в том числе иностранному [14, c. 196]. В своей работе «Технологии и методики обучения иностранным языкам» Т.В. Иванова, З.Р. Киреева, И.А. Сухова указывают на то, что язык, рассматриваемый как способ общения – это сложное явление, в котором могут быть выделены различные стороны. Они выделяют, что Ф. Де Соссюр определял языковую деятельность, составной частью которой является язык, т.е. система знаков, объединяющих смысл и звуковой образ, и речь, которую он считал индивидуальным актом воли и понимания [15, c. 201]. В.Д. Аракин предоставляет следующее определение речи – «это человеческая деятельность, оформленная в речевых единицах (предложениях), построенных по правилам грамматики данного языка и выражающих определенные мысли». В.Д. Аракин после объясняет, что простой единицей речи является предложение, выражающее завершенное суждение и состоящее из слов данного языка, исправленных по правилам морфологии и объединенных по правилам синтаксиса данного языка [15]. По мнению ряда специалистов в области иностранных языков, для методики весьма значительно понятие языка и речи. Так, Н.И. Гез указывает на то, что современное языкознание понимает под языком социально значимый коммуникативный код и правила его функционирования, закрепленные в сознании того или иного коллектива людей. Согласно ее словам язык – это система языковых средств, необходимых и достаточных для общения, и правил их использования. Н.И. Гез также отличает, что речь представляет собой реализацию языковой системы в конкретных актах коммуникации, т.е. содержит как сам процесс общения, так и речевые произведения или продукты этого процесса [11, с. 188]. Учет такого разделения весьма значим для методики. Л.В Щерба считает, что как языковая система, так и речь неотделимы друг от друга и фактически не существуют одна без другой.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
140 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 33 страницы
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg