Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Профилактика социальной дезадаптации подростков из разных социальных групп

denkomissarov95 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 106 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2018
Цель исследования: выявление особенностей социальной дезадаптации подростков из разных социальных групп для профилактики и предупреждения отклонений в их поведении. Объект исследования: социальные дезадаптации подростков обучающихся в 6-7 классах кадетской школы. Предмет исследования: профилактические меры в борьбе с социальной дезадаптацией подростков их разных социальных групп. Гипотезы исследования: 1) Понимание особенностей социальной дезадаптации подростков из разных социальных групп будет способствовать повышению эффективности всей системы профилактики и разработки ее программы; 2) Социальная дезадаптация подростков, в том числе агрессия и враждебность связаны с социальными установками, стратегиями поведения и статусом подростка в группе. Задачи исследования: 1. Анализ проблемы дезадаптации в подростковой среде; 2. Анализ причин и распространенных форм подростковых дезадаптаций; 3. Выявление межличностных отношений в группе кадет; 4. Выявление стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростков- кадет; 5. Выявление структуры группы и статуса дезадаптировнных подростков; 6. Анализ установок и склонности подростков к агрессии; 7. Выявление особенностей дезадаптаций подростков из разных социальных групп; 8. Разработка программы профилактики подростковых дезадаптаций. Методы исследования: Субъектино-оценочные методы и методики: 1. Методика «диагностики межличностных отношений» Т. Лири; 2. Методика К. Томаса «Стратегии поведения в конфликте»; 3. Опросник склонности к агрессии Басса-Перри (BPAQ); 4. «Социометрия» М.Р. Битяновой; 5. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея Методы обработки данных: Методы статистического анализа SPSS 20,0. Характеристика выборки и базы исследования: в исследовании приняли участие, учащихся 6-7 классов, в возрасте 12-14 лет, кадетской школы г. Москвы, в количестве 75 человек. Экспериментальная база – Государственного казённого общеобразовательное учреждения города Москвы «Кадетская школа-интернат № 1 «Первый московский кадетский корпус» Новизна и научная значимость исследования обусловлены комплексным анализом проблемы профилактики социальной дезадаптации подростков из разных социальных групп. Практическая значимость работы состоит в разработке общей системы профилактики социальной дезадаптации подростков. Этапы проведения исследования: 1. Предварительный (подготовительный) этап. Осуществлялся обзор научной литературы, формулировались цели, гипотеза, задачи работы. отобраны методы и методики исследования, составлены выборки испытуемых. 2. Основной этап. Выявление специфики проблем социальной дезадаптации из разных социальных групп. Разработана система профилактики и проект профилактики агрессии и враждебности подростков как пример. 3. Заключительный этап. Осуществлялись анализ, интерпретация и обобщение экспериментально полученных данных, формулирование выводов по проделанной работе, а также оформление текста работы, списка литературы и приложений. Положения, выносимые на защиту: 4. Агрессия и враждебность – одни из ярких проявлений социальной дезадаптации. Они проводят к разного рода конфликтам между субъектами образовательной среды. 5. Проведение программы профилактики агрессии как социальной дезадаптации среди подростков в виде командно-игровых снижает уровень враждебности и агрессивности, а так же способствует командообразованию, что приводит как положительной динамике развития межличностных отношений, и как следствия адаптации в образовательной среде.
Введение

Развитие личности во многом зависит от социального пространства. Его субъектами являются образовательное учреждение, семья, сверстники и сам учащийся. Позитивные и негативные влияния в данном пространстве влияют на различные варианты формирования личности. Благоприятная среда положительно воздействует на формирование личности подростка. Актуальнось проблемы: Проблема дезадаптации, в подростковой среде, особенно в общеобразовательных организациях, не теряет своей актуальности. Подростковая дезадаптация может стать причиной серьезных конфликтов между участниками образовательной среды, что будет способствовать снижению эффективности обучения и ухудшению социальной атмосферы в образовательном учреждении, а также к более серьезным последствия. Данная работа направлена на анализ методов профилактики дезадаптации среди подростков из разных социальных групп. В исследовании были проанализированы основные особенности социализации подростков и те проблемы, которые влияют на нарушение этого процесса. К проблеме социальной дезадаптации обращались многие исследователи, такие как Г.М Андреева, Л.И. Божович, В.С. Грехнев, Н.И. Гуткина, М.С. Каган, М.С. Мириманова, В.С. Мухина, Р.С.Немов, Г.А.Овчинникова, А.В.Петровский, Б.Д.Парыгин, Л.М.Перминова, А.М. Прихожан, Н.Смелзер, Е.В.Шорохова и др. В работе были рассмотрены наиболее популярные взгляды на причины социальной дезадаптации и методы ее профилактики. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте является наиболее опасной с точки зрения ее влияния на дальнейшую жизнедеятельность личности. Нарушение нормального хода социального развития индивида, особенно в подростковом возрасте имеет большие последствия для личности, так как скорректировать патологичные паттерны поведения во взрослом возрасте гораздо сложнее нежели на ранних возрастных этапах. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Содержание

Введение……………………………………………………………………3 1. Анализ проблемы социальной дезадаптации подростков из разных социальных групп……………………………………………………...7 1.1. Особенности развития подростков…………………………………..7 1.2. Основные виды и типы социальных дезадаптаций подростков….12 1.3. Семья как социальная группа: типология проблемных семей…...…………………………………………………………………………18 1.4. Агрессия и враждебность как проявления социальной дезадаптации……………………………………………………………………..25 1.5. Подходы к рассмотрению профилактики социальной дезадаптации подростков………………………………………………………………………..31 Выводы…………………………………………………………………....40 Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы социальной дезадаптации подростков из разных социальных групп……………….....42 2.1. Система профилактики агрессии и враждебности как фактора социальной дезадаптации……………………………………………………….42 2.2. Программа и процедура исследования…………………………...…44 2.3. Методы исследования………………………………………………..47 2.4. Математическая обработка полученных результатов с помощью SPSS 22.0…………………………………………………………………..49 2.5. Анализ полученных данных………………………………………....57 Заключение……………………………………………………………….74 Список литературы……………………………………………………...77 Приложения……………………………………………………………....84
Список литературы

1. Абрамова А.А., Кузнецова С.О. Влияние условий обучения на агрессивность у подростков //Тюменский медицинский журнал. 2012. № 1. С. 4. 2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 303 с. 3. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова - М.: ЮНИТИ. - 2009. - 201 с. 4. Антонова А.В., Ковров В.В. Воспитательная система школы и обеспечение психологической безопасности образовательной среды // Российский научный журнал, № 4 (35), 2013. — С. 109—113. 5. Бабосов Е.М. Конфликтология. - СПб.: ТетраИздат, 2009. - 112 с. 6. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие/ Под ред. И.А.Баевой. — М.: Экон-Информ, 2009. — 248 с. 7. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 3. URL: http://www.psyedu.ru/ (дата обращения: 02.04.2017) 8. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 9. Бодалев А.А. Психологическую науку на службу практике / А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.В. Лучков // Вопросы психологии. 2007. № 4. 10. Бодалев А. А. Психология общения - М.: Издательство МПСИ, 2007. - 256 с. 11. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 244 с.: ил. 12. Булыгина А. В. Формирование субъектных компонентов самосознания подростков как фактор профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности: Дис. … канд. Психол. Наук. — Казань, 2003–226. с. 13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2002.- 528с. 14. Ваксман А. В. Враждебность и агрессивность в структуре депрессии (закономерности формирования, прогностическая значимость, терапия и социально-психическая адаптация): Автореф. канд. дис. М., 2005. 15. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 2006. - 139 с. 16. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003, - 320 с. 17. Вересов, Н. Н. Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе. - М.: Флинта, 2000. - 112 с. 18. Вершинкина Е.В. Суицидальное поведение и защитные механизмы психики в старшем подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психолог 2013. №10. URL: http://e-notabene.ru/psp/ (дата обращения:04.03.2017). 19. Вихристюк О.В., Банников Г.С., Летова А.В. Средства массовой коммуникации в системе предикторов суицидального поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. №1. URL: http://psyedu.ru/ (дата обращения: 14.04.2017). 20. Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с. 21. Ворожейкин И.Е. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2004. – 240 с. 22. Горбунова М.Ю. Социальная психология. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 223 с. — (Краткий курс лекций для вузов). 23. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2007.-464с. 24. Гришина Н.В. Психологические детерминанты конфликтности // Социально-психологические проблемы подростков / Под ред. Е.В. Шороховой. - М., 2009. - 117 с. 25. Громова О. Н. Конфликтология. - М., 2000. 26. Донцов А.И., Полозова Т.А. Психологические детерминанты конфликтности подростков // Психологический журнал. 2008. Т. 1. № 6. 27. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е.А. Донченко, Т.А.Титаренко - Киев, 2009. - 55 с. 28. Дмитриев А. В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2008. - 199 с. 29. Ениколопов С.Н. и др. Агрессия в обыденной жизни М.: Политическая энциклопедия, 2014.- 493с. 30. 25.Ениколопов С. Н., Садовская А. В. Враждебность и проблема здоровья человека // Журн. неврол. и психиатр. им. Корсакова. 2000. №7. 31. Ершов А.А., Личность и коллектив. - М.: Знание, 2000. - 40 32. Зайцев А. К. Социальный конфликт. - М., Академия, 2008. - 192 с. 33. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 2014. —368 с. 34. Карташев С. Конфликтология: теория и практика конфликтов / Под ред. С. Карташева, Кишинев, 2007. - 92 с. 35. Качанова О.А. Конфликтное поведение подростков, как фактор социальной дезадаптации // Вестник СМУС74. 2015. №1 (8). 36. Коджаспиров А. Ю. Безопасность личности в образовательной среде школы как психолого-педагогическая проблема. // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. – М., 2008. 37. Коджаспиров А.Ю. Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. №1. URL: http://psyedu.ru/ (дата обращения: 14.03.2017). 38. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, Изд-во БГУ. 2009. –284с. 39. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография. – Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013. – 203 с. 40. Крутецкий В.А. Психология. - М.,: Просвещение, 2008. - 201 с. 41. Кузнецова С.О., Абрамова А.А. Враждебность и психическое здоровье // Психология и право. 2011. № 2. 42. Кузнецова С.О., Абрамова А.А. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1.С. 100–107. URL: http://www.psyedu.ru/ (дата обращения: 01.05.2017). 43. Маркова С.В. Исследование гендерных различий агрессивного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование 2012. №1. URL: http://www.psyedu.ru/ (дата обращения: 09.03.2017). 44. Молодцова Т. Д. Проявление дезадаптации подростков в условиях оздоровительных центров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 4 (апрель). – С. 26–30. 45. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. учреждений высш.образования. Гриф УМОРФ - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 288 с.32. 46. Мириманова М.С. Копинг-стратегии детей в конфликтных ситуациях и психологическая безопасность образовательной среды ДОУ – III Международная научно-практическая конференция «Психология стресса и совладающего поведения» Кострома – 2013 47. Мириманова М.С., Леонова Т.А. Агрессия и социальный интеллект младших школьников в оценке психологической безопасности образовательной среды// Психология обучения 2014 №7 с.67-79. 48. Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2006 — 608 с. 49. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М: МПСИ. 2011, 400с. 50. Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков. - М.: Просвет, 2010. - 236 с. 51. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2.: Психология образования: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений./Р.С. Немов.-4-е изд.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.-606с. 52. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Наука. 2006. –191с. 53. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. – М.: Просвещение. 2008. –339с. 54. Овчинникова Г. А. Социальная дезадаптация подростков «Группы риска» // Вестник КазГУКИ. 2013. №4-1. 55. Ольшанская Е. В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Дис… канд. психол. наук. — М., 2000. — 135 c 56. Петрова Е. Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления // Вестник ТГПУ. 2012. №11 (126). 57. Попова Т. М. Развитие копинг-ресурсов у подростков с риском к алкоголизации: Дис. … канд. Психол. Наук. — Тамбов, 2006. — 146с. 58. Прихожан А.М. Работа с родителями подростков (материалы к проведению родительских собраний в средней школе) //Вестник практической психологии образования. 2009. № 3, С. 93-98. 59. Реан А.А. Психология подростка. - СПб.: Еврознак, 2009. - 337 с. 60. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Москва, 2006. - 184 с. 61. Рубцов В.В. Образовательная среда – феноменология и практика безопасности [Текст] / В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин // Безопасность образовательной среды: Сб. статей: В 2 ч. Ч. II / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. – М., 2008. – С. 3-9. 62. Рубцов В.В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. — М.: Изд-во МГППУ. 2002. — 272 с. 63. Самохвалова А.Г. Защитное поведение подростков в ситуациях затрудненного общения (на примере эмо-подростков). // На пороге взросления — М.: МГППУ, 2011. С. 248-259. 64. Сингх Р.К. Агрессия подростков как фактор психологической безопасности образовательной среды / Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. – с.158. 65. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления / Дж. Г. Скотт - М.: Внешторгиздат, 2001. - 104 с. 66. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений, изд. Речь, С.-Пб., 2002. 67. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды [Текст] / Э.Э. Сыманюк. – Пермь: Уральский ГУ, 2005. 68. Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития. // Психологическая наука и образование. 2010. № 5, С. 43-50. 69. Толстикова С. Н. Межэтнические конфликты и их профилактика в студенческой среде / Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология, №2, 2012, с.95-102. 70. Трифонов Р. Д. Агрессия и копинг-стратегии у подростков с социальной дезадаптацией // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 662-665. 71. Трущенко М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе // Психологические науки теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — М.: Буки-Веди, 2012. — 130 с. 72. Халикова Г.Р. Социальная дезадаптация подростков: факторы, причины, принципы организации воспитательной работы // Студенческие научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. 73. Хухлаева О.В. Психология подростка. — М.: Академия, 2008 —160с. 74. Черкасова Т.В. Конфликты подростков. - М.: Просвещение, 2010. - 98 с. 75. Чиркина С.Е., Ахмеров Р.А., Бажин К.С., Царева Е.В. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие. Казань: Бриг, 2015. – 136 с. 76. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Ред.-сост. Ю.И. Фролов. М., 1997. — 526 с. 77. Ясвин В.А. Школа как развивающая среда (монография). – М.: Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010. (Серия: Научно-издательский проект в поддержку национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»). 78. Joseph P. Forgas. The Psychology of Social Conflict and Aggression. – 2011. – 342 pages.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретический анализ проблем социальной дезадаптации подростков 1.1. Особенности развития подростков Становление личности в подростковом возрасте является одним из самых важных витков в развитии индивида. Различные факторы могут как стимулировать, так и затормозить или исказить его. Здесь и возникает проблема социальной дезадаптации личности подростка. Процесс социальной дезадаптации выражается во многих формах жизнедеятельности подростков. Личностные изменения, происходящие с дезадаптированными детьми и подростками, разрушение социальных связей и изменение социальных качеств, всесторонность задач их восстановления и коррекции обусловливает комплексный характер профилактики социальной дезадаптации. Активное становление самосознания подростка влечет за собой ряд трудностей и проблем, которые могут привести к возникновению социальных дезадаптаций и в дальнейшем конфликтов, считают такие отечественные психологи как Л.И. Божович, И.С. Кон, В.В. Столин, В.С. Мухина, И.В. Дубровина, И.И. Чеснокова, Н.И. Гуткина, А.М. Прихожан и др. При нормальном социальном развитии подросток проходит через ряд основных социально-психологических изменений. Помимо становления подростка как самостоятельной личности, развитие его Эго, связанное еще и с физиологическими изменениями подросткового возраста. В хороших условиях, т.е. в здоровой психосоциальной среде подросток гармонично развивается и ему проще адаптироваться к условиям внешней среды. В воспитательном отношении подростковый возраст считается одним из самых трудных. У многих подростков возникают различные проблемы во взаимодействии со сверстниками, школьной адаптацией. Все это может негативно сказаться на успеваемости, привести к проблемам с дисциплиной, трудным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми, так же результатом может стать появление отрицательных черт в поведении и личности [17]. Очень часто мы имеем дело с подростками и детьми, чье социальное пространство оставляет желать лучшего. Именно отсюда и отклонения в поведении. Вот некоторые причины таких отклонений: • отклонения в состоянии здоровья (нарушения в психическом и (или) физическом здоровье, отставание в росте, акцентуация характера, несоответствие физическому развитию); • отклонения в межличностных отношениях (конфликтен, отчужден, не принят, пренебрегаем, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения (тусовка); бесконтролен, изолирован в классном коллективе, исключаемый из семьи); • ошибки семейного воспитания (отсутствие у родителей базовых психолого-педагогических знаний, отчуждение подростка от физического домашнего труда; перекладывание забот о воспитании на педагогов школы; конфликты и разногласия в семье и др.); • педагогические ошибки (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; поверхностное знание особенностей учащегося, унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; конфликтные отношения с учеником и его родителями); • психотравмы (смерть близких, развод родителей и т. д.). • социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме); Зачастую, результатом вышеперечисленных причин становятся проблемы с законом среди подростков. Внушение, подражание, ложное самоутверждение, импульсивность, групповое поведение, становятся основой противоправного поведения среди детей и подростков. «Рациональное» поведение, тоесть заранее спланированное и преднамеренное, приходит с возрастом. Мотивации пользы, выгоды, зависти становятся доминирующими, а ревность, месть, озлобленость сменяют негативное самоутверждение и браваду. Для достижения статуса взрослости детям и подросткам требуется преодолеть ряд препятствий, возникающих на этом этапе жизненного пути. В ходе преодоления этих препятствий могут возникать трудности. В силу разнообразных факторов в отрочестве и юности часто имеет место социальная дезадаптация. Для того чтобы более развернуто говорить о социальной дезадаптации детей и подростков, мы обозначили основные возрастные особенности подросткового возраста в целом. Важной особенностью подросткового возраста является его переход от детства к взрослости. Все условия развития перестраиваются, формируются психологические новообразования. Данный процесс определяет все главные характерные черты подросткового возраста, а также направленность работы с ними[4]. Основной деятельностью в подростковом возрасте становится социальное общение, т.е. установление системы взаимоотношений с окружающими. Эта система взаимоотношений и определяет его последующее психическое развитие[10]. Подростковый период может быть различен по своему содержанию и длительности, в силу основной возрастной задачи – социального становления личности – он во многом зависит от культурных и социальных условий в которых развивается подросток. Климатические условия так же влияют на протекание этого периода. В нашей стране длительность подросткового периода в среднем варьируется от 10 до 15-16 лет, что приходится на средние классы в школе[4]. Развитие личности подростка происходит в динамичных условиях развития группы, значительной перестройкой организма и полового созревания. Половым созреванием выделяются главные психологические особенности подросткового возраста: 1. Завышенные притязания; 2. Повышенная возбудимость; 3. Переоценка возможностей; 4. Самоуверенность и т.д. [10] Чем старше подросток, тем более уравновешенным он становится. Затухают такие качества как: драчливость, непослушание и упрямство. При этом самочувствие подростка улучшается и с возрастом уходят также старые способы самоутверждения, а им на смену приходят новые подростковые комплексы, связанные в основном с половой принадлежностью [10]. Ощущение собственной взрослости и желание её признания в социуме рождает новую проблему - прав взрослого и подростка во взаимоотношениях друг с другом. Стремление к самостоятельности, противоборство требованиям взрослых, отвержение опеки и контроля со стороны родителей и учителей – все это особенности подросткового возраста [10]. В подростковый период складываются две различные системы общения: 1. Отношения со сверстниками; 2. Отношения со взрослыми. Связи подростка в данных системах общения различны: со сверстниками – горизонтальное (равное), со взрослым – вертикальное (неравное) взаимодействие. Равное положение во взаимоотношениях со сверстниками полностью удовлетворяет подростка и становится источником сотрудничества его со сверстниками в различных совместных видах деятельности. Общение подростка с товарищами становится сложнее и содержательней и приобретает многообразие. Отношения с товарищами несет для подростка большую значимость, из-за этого очень часто учеба отходит на второй план. Одной из главных целей у подростка будет желание быть признанным, принятым, одобряемым и уважаемым своими товарищами. Овладение нормами взаимоотношений составляет важнейшее приобретение подростка [10]. Вмешательство взрослых в проблемы и вопросы подростка, зачастую вызывает протест и обиду. Зачастую именно это может являться причиной развития внутреннего конфликта, а как следствие – социальная дезадаптация. Важное место в жизни подростка занимает учение. Они достаточно избирательны к разным сторонам обучения. В частности они готовы к тем видам учения, которые делает их взрослее в собственных глазах. Учебная сформирована, если она побуждается прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные задачи, подобрать рациональные методы и способы решения задач, контролировать и оценивать свою деятельность. С познавательным интересом важное значение имеет ценность знаний для подростка. Нужно понять, осмыслить значение получаемых знаний и для жизни и развития личности. Сформированные убеждения подростка и его интересы способствуют повышению эмоционального тонуса и активности обучения. Частое взаимодействие подростков рождает у него мотив, занять достойное место среди сверстников. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что для признания себя среди товарищей подросток готов на многое: он может даже пренебречь своими убеждениями и взглядами, совершить некие действия, которые расходятся с его моральными принципами [2]. Психологические исследования М. А. Алемаскина показывают что, 92% «проблемных» подростков входили в число низкостатусных школьников. Это говорит о том, что у таких подростков нет устойчивой связи со сверстниками, а их взаимоотношения неблагополучны. В свою очередь, изолированные подростки не только общаются между собой, но и образуют в школе малую группу со своими интересами. В таких группах так же образуются свои лидеры. Наличие данных групп внутри класса становится причиной трудностей, как для самих подростков, так и для воспитательной работы с ними. Поэтому, еще одна важная задача педагога – управлять процессом формирования взаимоотношений между подростками внутри групп, помогать каждому из них занять достойное место среди сверстников [3]. 1.2 Основные виды и типы социальных дезадаптаций подростков Эффективная социализация подразумевает успешную адаптацию человека к обществу и умение противодействовать ему в тех жизненных ситуациях, которые мешают его саморазвитию, самореализации самоопределению. Адаптация тесно связана с понятием социализации. Социальная адаптация – сложный процесс, осуществляемый в различных сферах жизнедеятельности человека. В переводе с латинского (от лат. – adaptio – приспособляю) она означает «прилаживание организма и его функций, органов, клеток с условиями среды». Адаптация ориентирована на поддержку сбалансированной работы системы органов и психологической организации человека при изменившихся условиях жизни. Как процесс, адаптация, означает приспособление индивида или социальной группы, оказавшейся в сложной ситуацию в реальной [2]. С позиции М.А. Галагузовой, социальная адаптация детей и подростков это процесс активного приспособления его к условиям социальной среды [73]. Идеологической базой социальной адаптации считается социальный и личный конформизм. Социальная адаптация бывает активной (когда индивид стремится влиять на новое для него социальное окружение) и пассивной (если индивид не пытается влиять на социальную среду, а подчиняется ее правилам). Усвоение норм и правил является показателем успешности социальной адаптации. Адаптация проходит под воздействием внушения и понимания личностью потребности в принятии нового поведения и ценностных установок. Фактором эффективной социальной адаптации выступает высокий статус личности в социальной среде, а так же ее психологическая удовлетворенность этой средой. Признаком невысокой социальной адаптации являются вынужденные передвижения человека в разные социальные среды, их частая смена (миграция, текучесть кадров, разводы и т.д.) [10]. Адаптация носит как позитивные так и негативные формы для индивидуального и статусного состояния личности. Таким образом, определенными формами процесса социальной адаптации, ее окончательными итогами являются: повышение или снижение социального, должностного и профессионального статусов группы или личности; социальная мобильность. Результатом социальной адаптации является принятие индивидом (или группой) конкретной социальной роли[13]. Социальная дезадаптация выступает звеном между процессами аномии и адаптации [13]. В результате дезадаптации у подростков возникают проблемы во взаимодействии с окружающей средой, так же снижена способность адекватного реагирования на изменения. Они испытывают значительные проблемы в достижении своих целей в рамках существующих норм. Это зачастую вызывает неадекватную реакцию и приводит к отклонениям в поведении. Под аномией они понимают разрушение имеющихся социокультурных норм и установок. Б.Н. Алмазов рассматривает дезадаптацию как неусвоение и несоответствие социальных правил и норм человеком [3]. Можно сделать вывод что, социальная дезадаптация – это процесс, обратный социальной адаптации, неспособность индивида приспособиться к социуму, понимать и воспроизводить социальный опыт, правила и нормы поведения, посредством которых он учится жить и успешно взаимодействовать с другими индивидами [82]. Социальная дезадаптация выражается в широком спектре отклонений в поведении подростков: повышенная агрессивность и враждебность, беспризорность, злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами, ЗППП, противоправные действия, нарушения норм морали. Индивидов с дезадаптивным поведением отличают агрессивность, враждебность, тревожность а так же комплект неполноценности. Особое внимание уделяется природе агрессивности и враждебность как дезадаптации, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или индивиду, возникающее в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление и блокировка этих влечений ведет к их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства агрессивнсти, неполноценности и тревожности, что ведет к социально-дезадаптивной форме поведения [16]. Психолого-педагогические факторы, выражающиеся в дефектах школьного и семейного воспитания, проявляются в нехватке индивидуального подхода к подростку на занятиях, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, жестком, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании внутреннего состояния ученика. Так же сюда можно отнести тяжелый атмосферу в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против образования, социальная дезадаптация сиблингов [32].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg