Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Принципы контроля за нанотехнологиями и наноматериалами

denkomissarov95 150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2018
Реферат на тему: "Принципы контроля за нанотехнологиями и наноматериалами".
Введение

С нанотехнологиями все так, и существенно не так. Нанотехнология это не только междисциплинарная, но с точки зрения проблем безопасности, важнее – межотраслевая технология, продукция, которая проникает во все сферы деятельности человека, оказывая влияние на человека и окружающую среду. Будучи большим сторонником нанотехнологий (многие годы просвещаю студентов, веду исследования, член центрального правления Нанотехнологического общества России), постараюсь изложить эту проблему объективно, находясь внутри нее и понимая, что нерукотворные нанотехнологии всегда были вокруг и внутри нас и что рукотворные нанотехнологии сформируют в 21ом веке новую бытовую среду обитания человека и частично поменяют его мировоззрение и качество жизни. Постараюсь сформулировать разумные предостережения производителям и потребителям наноматериалов о реальных опасностях и рисках в этом деле. Будут высказаны рекомендации и как контролировать и минимизировать эти риски. Поскольку эта глава книги о нанотехнологиях в производстве волокон, текстиля, одежды и обуви, то необходимо учитывать особенности этой продукции. Нанотекстиль, наноодежда контактируют с человеком, с его кожей, формируют среду обитания дома (домашний текстиль) и на работе, используются в медицине, косметике, в архитектуре, строительстве, в общественных зданиях, транспорте; технический нанотекстиль, как и обычный, утилизируется и при этом тоже возникают специфические проблемы. Эти вопросы будут затронуты в этой главе. При этом будем понимать, что никакой продукт нельзя назвать абсолютно безопасным. Жизнь по определению вредна и от нее или в ней умирают. Существует понятие нулевого риска, к которому следует стремиться. Но он не достижим. В этом разделе постараемся изложить точку зрения многочисленных международных общественных организаций и ученых, в основном экологической направленности, обеспокоенных этой проблемой. В списке этих общественных организация представлены все ведущие и развивающиеся страны мира, в том числе и РФ. Они не отвергают нанотехнологии и понимают их значимость и необратимость развития и практического применения (прогресс не остановить), но с определенной степенью пристрастия (свойственно большинству экологов) фокусируют свое внимание на негативных сторонах безопасного использования нанотехнологий и предлагают системный подход для предупреждения рисков на социальном и межнациональном уровнях. Эти многочисленные международные и национальные экологические и профсоюзные организации в 2007 году выработали и представили «Декларацию – принципы контроля за нанотехнологиями и наноматериалами», суть которой излагается ниже с краткими комментариями автора. Бизнес, правительства, ученые (университеты, НИИ) во всем мире в последние 10 лет включились в гонку по коммерциализации, продвижению на рынок нанотехнологий и наноматериалов (наноразмерные химические вещества). Первоначально, когда это ограничивалось переходом от микроэлектроники к наноэлектронике, то это не содержало в себе такие опасности и риски, как это стало с проникновением нано- в фармацевтику, медицину, питание, текстиль, косметику, т.е. с тем, с чем сталкивается человек в повседневной жизни. Здесь самый большой коммерческий выигрыш, но и самые большие потенциальные риски. Появляются все большие свидетельства (исследования незваисимых ученых), что эта безусловно новая технологическая революция в области материалов представляет определенную (пока до конца не выясненную) угрозу для здоровья и безопасности человека и окружающей среды и может вызывать в будущем серьезные социальные, экономические и этические проблемы. Те кто разрабатывает нанотехнологии, ставит на производство, производит продукцию и продвигает ее на рынок, с гораздо меньшими затратами и менее интенсивно изучают возможные негативные последствия от нанотехнологий и наноматериалов. Видимо, это не столько задача разработчиков нанотехнологий и наноматериалов, а задача общая (ученые, потребители, правительства, общественные организации и, наконец, производители), задача выявить и уменьшить риски и срочно разработать научно-обоснованные, объективные, этические, юридические, законодательные механизмы для контроля за нанотехнологиями. Правительственная поддержка исследований в области нанотехнологий в США, Европе и Японии уже превышает триллионы DS. В 2006 г. Правительство США (в рамках национальной инициативы в области нанотехнологий NN’ (аналог нашей национальной программы)) выделило на военные цели 33 % от бюджетных ассигнований в сумме 1,3 млрд. DS. Однако по оценке центра им. Вудро Вильсена только 1,1 млн.DS (0,85 % бюджета NN’ 2006 г.) были выделены на исследования рисков от этих технологий. Механизмы контроля и минимизации рисков необходимы, чтобы избежать повторения ошибок с прошлыми технологическими революциями. Существующая ситуация в производстве и на рынке наноматериалов не может быть признана удовлетворительной: на производстве и в лабораториях работа ведется без надлежащих мер безопасности работников и окружающей среды, потребители нанопродукции не в полной мере информированы (отсутствие соответствующей маркировки) о потенциальных рисках. Эта ситуация напоминает ту, что сопутствовала внедрению ядерной энергетике и биоинженерии в прошлом веке. Наноматериалы утилизируются и попадают в окружающую среду без системного изучения их влияния на природу, в отсутствии систем контроля, приборов слежения и обнаружения и средств и методов их превращения в окружающей среде. Правительства большинства стран мира (РФ, в том числе и в еще меньшей степени) и разработчики нанотехнологий редко дают возможность участвовать и не привлекают общественность и независимых и компетентных экспертов для участия в дискуссии и в принятии решений о том, как проводить «нанотехнологизацию» мира и какие меры принимать, чтобы сделать ее мирной, контролируемой, минимально безопасной во всех отношениях. В «Декларации» содержится восемь основополагающих принципов, которые составляют фундамент разумного и эффективного контроля и оценки формирующейся области нанотехнологий настоящего и будущего: - принцип предостороженности; - обязательное, специальное регламентирование продукции нанотехнологий; - охрана здоровья и безопасность населения и непосредственных производителей (рабочих); - охрана окружающей среды; - открытость; - участие общественности; - учет воздействия нанотехнологий на этику, экономику, социальную сферу; - ответственность производителей.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………...……….3 1 Принцип предосторожности………………………………………………………….……...6 2 Обязательное специальное регламентирование нанотехнологий …………………….…..7 3 Охрана здоровья и безопасности населения и работников………………………………...8 4 Охрана окружающей среды…………………………………………………………….……10 5 Открытость…………………………………………………………………………….……...10 6 Участие общественности……………………………………………………………..……...11 7 Учет воздействия нанотехнологий в более широком контексте…………………...……...12 8 Ответственность производителей…………………………………………………..……….13 Заключение………………………………………………………………………...……………14 Список литературы и примечания ……………………………………………...…...………..15
Список литературы

1. Настоящая декларация ни в какой мере не ограничивает подписавшие ее организации и не накладывает на них никаких обязательств в отношении любых других действий или заявлений, в том числе односторонних или совместных более широких заявлений по политике в области нанотехнологий. Каждая из организаций продолжает выполнять свою заявленную миссию в соответствии с собственными основополагающими руководящими принципами. Настоящая совместная декларация является дополнением к деятельности наших организаций в данной области и смежных областях. Настоящая декларация не рассматривается нами ни как всеобъемлющее заявление относительно всех принципов контроля, ни как документ, охватывающий все последующие действия, необходимые для осуществления этих принципов. Она представляет собой отправную точку, с которой может начинаться осуществление политики контроля за нанотехнологиями в будущем. 2. См., в целом, Perspectives on the Precautionary Principle (Ronnie Harding & Elizabeth Fisher, eds., 1999). 3. См., например, RIO Declaration on Environment and Development, June 14,1992,31I.L.M. 874, 879 ("Там, где имеется угроза серьезного или непоправимого ущерба, недостаточное научное обоснование не должно быть причиной для того, чтобы откладывать осуществление экономически эффективных мер для предотвращения ущерба окружающей среде.") Cartagena Protocol on Biosafety, Jan. 29, 2000, 39 I.L.M. 1027 Art. 10(6) ("Отсутствие научной определенности из-за недостатка научной информации и знаний относительно возможных неблагоприятных последствий воздействия живого модифицированного организма для сохранения и экологически рационального использовании биологического разнообразия в стране-импортере, с учетом также и риска для здоровья людей, не может помешать этой стране принять соответствующее решение относительно импорта указанного живого модифицированного организма, чтобы избежать таких возможных неблагоприятных последствий или минимизировать их. "); U.N. Framework Convention on Climate Change, May 9, 1992, 21 I.L.M. 849, ("Стороны должны принять меры предосторожности для предупреждения, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и для смягчения его неблагоприятные последствий. Если есть угроза серьезного или необратимого вреда, отсутствие научной определенности не должно использоваться как причина для отсрочки таких мер. "); The World Charter on Nature, G.A. Res. 37/7, 111, U.N. Doc. A/RES/37/7 (Oct. 28, 1982) ("Деятельность, которая может оказать воздействие на природу, должна находиться под контролем, и должны использоваться лучшие доступные технологии, чтобы уменьшить значительные риски для природы или другие неблагоприятные последствия."); The London Convention on the Prevention of Marine Pollution by Dumping Wastes and Other Matter, 1996 Protocol to the Prevention of Marine Pollution by Dumping of Wastes and Other Matter, Mar. 24, 2006, art. 3, para. 1 ("Должны приниматься соответствующие профилактические меры, если есть основания полагать, что отходы или другие вещества, попадающие в море, могут нанести ущерб окружающей среде, даже при отсутствии убедительных свидетельств о наличии причинно-следственных связей между сбросом таких веществ и ущербом. "); Agreement for the implementation of the provisions of the united nations convention on the law of the Sea of 10 December 1982 Relating to the Conservation and Management of Straddling Fish Stocks and Highly Migratory Fish Stocks, G. A. 164/37, art. 6, U.N. Doc. A/CONF164/37 ("Государства должны широко применять предупредительный подход к сохранению природы .... "). 4. Wingspread Statement on the Precautionary Principle, January 1998; См.также Nancy Myers, Anne Rabe & Katie Silberman, Louisville Charter for Safer Chemicals: Background Paper for Reform No. 4 (2005) available at www.louisvillecharter.org/paper.foresight.shtml 5. См., например, Andre Nel et al. Toxic Potential of Materials at the Nanolevel, 311 Science 622-27, 622, 623 Fig. 1 (2006). 6. См., например, The Royal Society and the Royal Academy of Engineering, Nanoscience and Nanotechnologies: Opportunities and Uncertainties (2004); Andre Nel et ai. Toxic Potential of Materials at the Nanolevel, 311 Science 622, 622-23 (2006); Holsapple et ai. Research Strategies for Safety Evaluation of Nanomaterials, Part II: Toxicological and Safety Evaluation of Nanomaterials, Current Challenges and Data Needs, 88 Toxicological Sciences 12 (2005); Oberdorster et al., Nanotoxicology: an Emerging Discipline from Studies of Ultrafine Particles, 113 ENVIRONMENTAL Health Perspectives 823 (2005); Tran et ai. Institute of Occupational Medicine, A Scoping Study to Identify Hazard Data Needs For Addressing The Risks Presented By Nanoparticles and Nanotubes (2005); European Commission's Scientific Committee on Emerging and Newly Identified Health Risks (SCENIHR), Opinion on the appropriateness of existing methodologies to ASSESS THE POTENTIAL RISKS ASSOCIATED WITH ENGINEERED AND ADVENTITIOUS PRODUCTS OF NANOTECHNOLOGIES 6 (2005); Andrew Maynard, Nano technology: The Next Big Thing, or Much Ado about Nothing?, 51 Annals of Occupational Hygiene 1, 4-7 (2006); J. Sass, Natural Resources Defense Council, Nanotechnology's Invisible Threat, (2007); Friends of the Earth, Nanomaterials, Sunscreens and Cosmetics: Small Ingredients, Big Risks (2006). 7. Европейский Союз планирует применять принцип предосторожности к решению проблем, которые могут иметь "потенциально опасные последствия для окружающей среды, здоровья людей, животных или растений." European Commission, Communication from the Commission on the Precautionary Principle (2000). 8. J. Clarence Davies, Woodrow Wilson International Center for Scholars, Project on Emerging Nanotechnologies, Managing the Effects of Nanotechnology (2006); J. Clarence Davies, Woodrow Wilson International Center for Scholars, Project on Emerging Nanotechnologies, EPA and Nanotechnology: Oversight for the 21st Century, (2007); Michael Taylor, Woodrow Wilson International Center. for Scholars, Project on Emerging Nanotechnologies, Regulating the Products of Nanotechnology: Does FDA Have the Tools It Needs? (2006); American Bar Association, Section of Environment, Energy, and Resources, Nanotechnology Project, at http://www.abanet.org/environ/nanotech/; George Kimbrell, The Environmental Hazards of Nano technology and the Applicability of Existing Law, in NANOSCALE: ISSUES AND PERSPECTIVES FOR THE Nano Century, (Nigel Cameron, ed. 2007); George Kimbrell, Nanomaterial Consumer Products and FDA Regulation: Regulatory Challenges and Necessary Amendments, 3 NANO L. & BUS. 329 (2006); Steffen Hansen et al., Limits and prospects of the "incremental approach" and the European legislation on the management of risks relating to nanomaterials, 48 REGULATORY TOXICOLOGY AND PHARMACOLOGY 171-83 (2007). 9. См.,в целом, Mihail C. Roco, National Science Foundation and National Nanotechnology Initiative, Presentation at Science and Technology for Human Future, April 28, 2006; M. C. Roco, Nanotechnology's Future, Scientific American Aug. 2006. 10. J. Clarence Davies, Woodrow Wilson International Center for Scholars, Project on Emerging Nanotechnologies, EPA and Nanotechnology: Oversight for the 21st Century 32 (2007) ("Я описал в этом разделе весь опыт EPA до настоящего времени по регулированию в области нанотехнологий. Исходя из этого опыта, трудно представить, что нанотехнологии – это новые технологии, которые коммерциализируются очень быстрыми темпами... Скорее, это отражает быстро увеличивающийся разрыв между тем, как эти технологии осваиваются в частном секторе, тем, как правительство с запозданием пытается понять нанотехнологии и сделать так, чтобы они не повредили людям и окружающей среде. "); George Kimbrell, Nanomaterial Consumer Products and FDA Regulation: Regulatory Challenges and Necessary Amendments, 3 NANO L. & BUS. 329 (2006). 11. The Allianz Group and the Organisation for Economic Co-operation and Development, Small Sizes that Matter: Opportunities and risks of Nanotechnologies, § 6.4 (2005) ("Подавляющее большинство экспертов придерживаются мнения, что неблагоприятное воздействие наночастиц нельзя с надежностью предсказать или установить, исходя из известных токсических свойств массивного материала. "); European Commission's Scientific Committee on Emerging and Newly Identified Health Risks (SCENIHR), Opinion on the appropriateness of EXISTING METHODOLOGIES TO ASSESS THE POTENTIAL RISKS ASSOCIATED WITH ENGINEERED AND ADVENTITIOUS products of nanotechnologies, 6 (2005) ("Эксперты единодушно считают, что неблагоприятное воздействие наночастиц нельзя с надежностью предсказать или установить, исходя из известных токсических свойств материалов макроскопического размера, которые повинуются законам классической физики."); Royal Society Report, См. выше примечание 6, с.49 ("Свободные наноразмерные частицы действительно вызывают озабоченность с точки зрения их безопасности для здоровья и окружающей среды, а об их токсичности нельзя судить по свойствам более крупных частиц того же самого химического вещества."); Tran et al., A Scoping Study to Identify Hazard Data Needs For Addressing The Risks Presented By Nanoparticles and Nanotubes, Institute of Occupational Medicine 34 (2005), с. 34 ("Из-за своих размеров и того, как они используются, [искусственные наноматериалы] обладают специфическими физико-химическими свойствами и поэтому могут вести себя в окружающей среде не так, как массивные материалы, и по-иному взаимодействовать с живыми системами. Поэтому невозможно судить о безопасности наноматериалов, используя информацию о соответствующих массивных материалах."). 12. Andrew Maynard, Nano technology: The Next Big Thing, or Much Ado about Nothing?, 51 Annals of Occupational Hygiene 1,7 (2006); Nel et ai, supra note 6; Oberdorster et ai. Principles for Characterizing the Potential Human Health Effects From Exposure to Nanomaterials: Elements of a Screening Strategy, 2 PARTICLE AND FIBRE TOXICOLOGY 8, 1.0 (2005). Дополнительные тесты должны включать исследование фармакологических свойств; абсорбции, распространения, метаболизма, экскреции; генетической токсичности; влияния на развитие эмбриона и плода, иммунотоксичности и канцерогенности. На токсичность наноматериалов, кроме размеров, влияют и физико-химические свойства, включая форму, поверхностную структуру, полярность и т.д, поэтому их также необходимо оценить. К числу метрик воздействия относятся площадь поверхности, количество и концентрация частиц, а не только их масса. Jaydee Hanson, Nano Matters: Environmental and Safety Concerns, Speech to Nanotechnology and Biotechnology in Society Conference, (Mar. 29, 2006). 13. См., например, The Royal Society and the Royal Academy of Engineering, Nanoscience and nanotechnologies: Opportunities AND UNCERTAINTIES 6, 43, 73, 83 (2004); NRDC et al., Comments to EPA, Re: EPA Proposal to regulate nanomaterials through a voluntary pilot program, Docket ID: OPPT- 2004-0122, July 5, 2005; ICTA et al., Petition to FDA on Regulation of Nanomaterial Products, FDA Docket 2006P-0210/CP1, May 2006, at ttp://www.icta.org/doc/Nano%20FDA%20petition%20final.pdf 14. См., например, British Department for Environment, Food, and Rural Affairs, www.defra.gov.uk/environmental/nanotech (Добровольная программа начата в сентябре 2006 г. До апреля 2007 г. Получено только шесть заявок). 15. J. Clarence Davies, Woodrow Wilson International Center for Scholars, Project on Emerging Nanotechnologies, EPA and Nanotechnology: Oversight for the 21st Century 18 (2007) ("Трудно себе представить, что может заставить изготовителей проводить тестирование материалов на предмет хронического воздействия и экологической безопасности, если этого не требует закон."). 16. Jane Macoubrie, Woodrow Wilson International Center for Scholars, Project on Emerging Nanotechnologies, Informed Public Perceptions of Nanotechnology and Trust In Government 14 (2005). 17. См., например, The Royal Society and the Royal Academy of Engineering, Nanoscience and nanotechnologies: Opportunities and uncertainties 36, 79-80 (2004); Oberdorster et al., Principles for Characterizing the Potential Human Health Effects From Exposure to Nanomaterials: Elements of a Screening Strategy, 2 PARTICLE AND FIBRE TOXICOLOGY 8, 29 (2005). 18. См., например, Holsapple et al., Research Strategies for Safety Evaluation of Nanomaterials, Part II: Toxicological and Safety Evaluation of Nanomaterials, Current Challenges and Data Needs, 88 TOXICOLOGICAL SCIENCES 12 (2005). 19. Monteiro-Riviere N. et al., Penetration of Intact Skin by Quantum Dots with Diverse Physicochemical Properties, 91 Toxicological Sciences 159 (2006); Rouse J et ai. Effects of Mechanical Flexion on the Penetration of Fullerene Amino Acid-Derivatized Peptide Nanoparticles through Skin, 7 (1) NANO LETTERS 155 (2007). 20. Monteiro-Riviere N. et al., Skin Penetration of Fullerene Substituted Amino Acids and their Interactions with Human Epidermal Keratinocytes, 827 THE TOXICOLOGIST 168 (2006). 21. Rouse J. et al.. Effects of Mechanical Flexion on the Penetration of Fullerene Amino Acid-Derivatized Peptide Nanoparticles through Skin, 7(1) NANO LETTERS 155 (2007). 22. Toll R. et al., Penetration Profile of Microspheres in Follicular Targeting of Terminal Hair Follicles, 123 The Journal of Investigative Dermatology, 168 (2004). 23. Florence A. et al., Transcytosis of Nanoparticle and Dendrimers Delivery Systems: Evolving Vistas, 50 Adv Drug Deliv Rev S69 (2001); Hussain N. et al.. Recent Advances in the Understanding of Uptake of Microparticulates Across the Gastrointestinal Lymphatics, 50 Adv Drug Deliv Rev 107 (2001); Hillyer J. F. et al., Gastrointestinal persorption and tissue distribution of differently sized colloidal gold nanoparticles, 90 J PHARM SCI 1927-1936 (2001). 24. См., например, Oberdorster et al., Nanotoxicology: An Emerging Discipline From Studies of Ultrafine Particles, 113 Environmental Health Perspectives 823-839 (2005). 25. Borm PJ, Kreyling, W, Toxicological hazards of inhaled nanoparticles-potential implications for drug delivery, 4 J NANOSCINANOTECHNOL 521-531 (2004). 26. См., например, Rick Weiss, Nano technology Risks Unknown; Insufficient Attention Paid to Potential Dangers, Report Says, WASH. POST, Sept. 26, 2006, at A12. 27. См., например, Mihail C. Roco, Nanotechnology's Future, Scientific American, Aug. 2006. 28. См.Occupational Safety and Health Act (OSHA) standards (29 CFR). Особое внимание следует обратить на стандарты «Информирование об опасности» (1910.1200), «Защита органов дыхания» (1910.134), «Личные средства защиты» (1910.132), «Доступ к медицинским отчетам» (1910.1020), «Опасные химикаты в лабораториях» (1910.1450) и «Стандарты для особых химических веществ» (1910, Раздел Z). 29. Оценка жизненного цикла - "системный анализ используемых ресурсов (например, энергии, воды, сырья) и выбросов в окружающую среду, начиная с момента получения первичных ресурсов до момента утилизации или переработки." The Royal Society and the Royal Academy of Engineering, Nanoscience and nanotechnologies: Opportunities and uncertainties 32 (2004). 30. См., например, The Royal Society and the Royal Academy of Engineering, Nanoscience and Nanotechnologies: Opportunities and Uncertainties 46 (2004) ("Любое широкомасштабное использование наночастиц в таких изделиях, как лекарства (если частицы не подвергаются биоразложению и выделяются из организма) и косметика (которая смывается), становится источником наночастиц в окружающей среде, например, через канализацию. Представляет ли это риск для окружающей среды, будет зависеть от токсичности наночастиц для организмов, о чем почти ничто не известно, и от их количества.") (выделено нами); см., также Wardak et al., The Product Life Cycle and Challenges to Nanotechnology Regulation, 3 NANOTECHNOLOGY LAW & BUSINESS 507 (2006). По оценкам научных экспертов, "возможность оценить воздействие искусственно получаемых наноматериалов от момента их получения до момента утилизации появится только к 2012 г. " 31. См., например, U.S. Environmental Protection Agency, Nanotechnology White Paper 11 (2006). 32. Yang L. et al., Particle surface characteristics may play an important role in phytotoxicity of alumina nanoparticles, 158(2) Toxicol Lett. 122-32 (2005). 33. Templeton R. et al., Life-cycle Effects of Single-Walled Carbon Nanotubes (SWNTs) on an Estuarine Meiobenthic Copepod, 40 Environmental Science and Technology 7387-7393(2006). 34. R. Senjen, Friends of the Earth Australia, Nanosilver - A Threat to Soil, Water and HumanHealth?, (2007) available at http://nano.foe.org.au/; J. Sass, Natural Resources Defense Council, Nanotechnology'S Invisible Threat (2007). 35. См., например, The Royal Society and the Royal Academy of Engineering, Nanoscience and Nanotechnologies: Opportunities and Uncertainties 46 (2004). 36. См., например, Rick Weiss, Nano technology Risks Unknown; Insufficient Attention Paid to Potential Dangers, Report Says, WASH. POST, Sept. 26, 2006, at A12. 37. См.,в целом, Andrew Maynard, Woodrow Wilson International Center. for Scholars, Project on Emerging Nanotechnologies, Nanotechnology: A Research Strategy forAddressing Risk (2006). 38. George Kimbrell, The Environmental Hazards of Nano technology and the Applicability of Existing Law, in Nanoscale: Issues and Perspectives for the Nano Century, (Nigel Cameron, ed. 2007); J.Clarence Davies, Woodrow Wilson International Center for Scholars, Project on EmergingNanotechnologies, EPA and Nanotechnology: Oversight for the 21st Century (2007); American Bar Association, Section of Environment, Energy, and Resources, Nano technology Project, (2006), at http://www.abanet.org/environ/nanotech/; 39. Dan Kahan et al., Woodrow Wilson International Center for Scholars, Project on Emerging Nanotechnologies, Nanotechnology Risk Perceptions 2 (2006) ("В подтверждение данных ранее проведенных опросов (Peter D. Hart Research Associates, 2006), наши результаты подтверждают, что американцы в своем большинстве недостаточно информированы о нанотехнологиях: 81% опрошенных сказали, что "ничего о них не слыхали" (53 %) или "знают совсем немного" (28 %) о нанотехнологиях, и лишь 5 % ответили, что слышали о них "достаточно много"). 40. CONSUMER REPORTS, NANOTECHNOLOGY: UNKNOWN PROMISE, UNKNOWN RISK 40 (2007) (Журнал CONSUMER REPORTS («Отчеты потребителей») обратился к сторонней лаборатории с просьбой проверить на наличие наночастиц окиси цинка и двуокиси титана в восьми видах солнцезащитных кремов, на этикетках которых указывалось наличие этих веществ. Все восемь кремов содержали наночастицы, но лишь в одном случае на ярлыке было указано, что продукция изготовлена с использованием нанотехнологии). 41. См., например, Paraco Inc v. Dept of Agriculture, 118 Cal. App. 2d 348, 353-54 (1953) (где утверждается, что люди "имеют право знать, что они покупают") ; Fredrick H. Degnan, The Food Label and the Right-to- Know, 52 Food & Drug L.J. 49, 50 (1997); (В соответствии с "правом потребителя на информацию", люди имеют фундаментальное право на получение любой информации о пищевых продуктах или товарах прежде чем их заставят сделать решение о покупке."). 42. Экономическая Комиссия ООН для Европы (UNECE), Орхусская конвенция, Конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам охраны окружающей среды (принята 25 июня 1998 г). 43. См., например, National Science and Technology Council, National Nanotechnology Initiative, Nanotechnology: Shaping the World Atom by Atom 4 (1999) (Здесь нанотехнологии провозглашаются как "возможная стартовая площадка к новой технологической эре, поскольку их предметом являются самые, вероятно, последние рубежи инженерной деятельности, которые предстоит освоить людям."); на с. 8 ("Если существующие тенденции в нанонауке и нанотехнологии продолжатся, изменится большинство аспектов повседневной жизни"); там же ("Общее влияние нанотехнологий на общество будет, по-видимому, намного значительнее влияния, которое оказали кремниевые интегральные схемы, поскольку они применимы во многих областях, а не только в электронике."); там же, с.1 (где указывается, что нанотехнологическая революция позволит достичь "беспрецедентного контроля над материальным миром."); см. также Asia-Pacific Economic Cooperation Industrial Science and Technology Working Group, Nanotechnology: The technology for the 21st Century. Vol II: The Full Report 24 (2002), ("Если нанотехнологии приведут к революционным изменениям в производстве, здравоохранении, энергетике, связи и, возможно, в обороне, то они преобразуют труд и производство, систему здравоохранения, транспортную и энергетическую инфраструктуру и вооруженные силы. Изменения во всех этих сферах неизбежно приведут к значительным социальным потрясениям.") 44. См., например, The South Centre, The Potential Impact of Nanotechnologies on Commodity Markets: the Implications for Commodity Dependent Developing Countries (2005). 45. Richard E. Sclove et al., Community-Based Research in the United States: An Introductory Reconnaisance (1998). 46. В 2006 году правительство Соединенных Штатов выделило на военные цели 33 % от бюджетных ассигнований в сумме US$ 1,3 миллиарда, предназначенных для осуществления Национальной инициативы в области нанотехнологий (NNI). Однако по оценке Центра им. Вудро Вильсона только 1,1 миллиона долларов (0,85 % бюджета NNI на 2006 год) были выделены на чрезвычайно актуальные исследования риска этих технологий для здоровья людей и окружающей среды. На семинаре по нанотехнологиям, проведенном в 2005 г. Королевским Обществом Великобритании и Советом по науке Японии, представители от Национального Научного Фонда Соединенных Штатов сообщили, что они собирались израсходовать только 7,5 миллионов долларов (0,58 % бюджета NNI на 2006 год) на исследование этических, юридических и социальных проблем нанотехнологий.
Отрывок из работы

1. ПРИНЦИПЫ ПРЕДОСТОРОЖЕННОСТИ В решении такой важной проблемы, как снижение рисков от нанотехнологий и наноматериалов, категорически необходимо применять принцип предостороженности. Для этого необходимо разработать и применять механизмы использования обязательного контроля с учетом специфики нанотехнологий и уникальные свойства наноматериалов. Эти механизмы должны предусматривать проведение исследований наиболее серьезных рисков и немедленного принятия мер, чтобы смягчить возможный ущерб от использования конкретных нанотехнологий и наноматериалов, пока не будет доказана их безопасность. Аналогичные меры должны приниматься по отношению к окружающей среде. Все процедуры контроля должны быть прозрачны, с допусками к информации; обязательно участие общественных организаций. Разработчики и производители обязаны обеспечить эффективность технологии и продуктов и нести ответственность за любые негативные последствия. Государственным органам и всем другим организациям необходимо разработать и привести в реальное действие на практике механизмы контроля, которые должны стать нормой для общества. Принцип предостороженности определяется декларацией следующим образом: «Если какая-либо деятельность может предоставлять угрозу здоровью людей или окружающей среде, должны быть приняты меры предостороженности, даже если не установлены полностью причинно-следственные связи («не навредить»). Бремя защиты возлагается на изготовителей и на распространителей (в широком смысле)». «Без данных о безопасности – нет пропуска на рынок». До начала продвижения продукции на рынок необходимо определить порядок оценки жизненного цикла наноматериалов. Должны быть использованы самое безопасное сырье, наиболее безопасные процессы и приборы. Принцип предостороженности обязательно должен применяться к нанотехнологиям, т.к. уже имеющиеся объективные исследования указывают на то, что, по крайней мере, некоторые наноматериалы и нанотехнологии могут причинить вред здоровью человека и окружающей среде. Чрезвычайно малые размеры (10-9м) искусственных, рукотворных* наноматериалов могут и придают им новые потенциально и реально полезные физические, химические и биологические (в том числе лечебные) свойства; в тоже время, как следствие этого, высокая реакционная способность, подвижность, фотоактивность и другие свойства могут способствовать их повышенной токсичности. Потенциальную токсичность наноматериалов не представляется возможным с теоретической точки зрения предсказать исходя из токсичности объемных материалов такой же химической природы. У наноматериалов она практически всегда выше. В этом примере проявляются законы диалектики «борьба и единство противоположностей» и «отрицание отрицания». * но и в случае нерукотворных, природных нанообъектов могут возникать риски. Пример, асбестовые волокна, имеющие диаметр ~ 30 нм, легко при переработке попадают с дыханием в легкие и вызывают силикоз легких. Повышенную токсичность материалов используют в медицине в адресной (таргетной) доставке к очагам поражения, например, к онкологическим опухолям, где наноматериалы проявляют свою уникальную токсичность и приводят к задержке роста или гибели раковых клеток. О специфической токсичности наноматериалов, которая должна быть учтена в соответствующих законах, правилах и нормативах речь пойдет в следующем разделе этой главы. 2. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ Действующие в настоящее время законодательства ни в одной стране не позволяют обеспечить надлежащий контроль за наноматериалами. Необходимо разработать специальную нормативную базу, учитывающую особенность нанотехнологий и наноматериалов. Это надо сделать правительственным органам и в кооперации с независимыми общественными организациями. Если в государстве существуют регулирующие системы, то до появления специальных в них необходимо внести изменения, которые позволят применить их к наноматериалам, как временную меру, пока не начнут действовать постоянные специальные регламенты по отношению к нанотехнологиям и нанопродуктам. С учетом новых свойств наноматериалов и связанных с ними рисков, они должны классифицироваться как новые вещества для целей оценки и регламентации. 3. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧИХ, ПРОИЗВОДЯЩИХ НАНОМАТЕРИАЛЫ Благодаря своим очень малым размерам, наночастицы могут проникать через биологические мембраны и попадать в клетки, ткани, органы легче, чем более крупные частицы. При вдыхании они могут попадать из легких в систему кровообращения и далее проследовать по всему организму. Тоже происходит при попадании наночастиц в желудочно-кишечный тракт. Возможно проникновение наночастиц не только через поврежденную кожу, но и через неповрежденную и даже в кровоток. По кровотоку наночастицы могут циркулировать по всему организму и накапливаться в органах и тканях, включая мозг, печень, сердце, почки, селезенку, костный мозг, нервную и лимфатическую системы. Попадая внутрь клетки, наночастицы могут нарушать функционирование клеток, вызывать вредные окислительно-восстановительные реакции, приводящие даже к смерти клеток. Поэтому необходимо оградить работников, производящих наночастицы, наноматериалы на их основе и потребителей от вредного воздействия, как и всю живую природу. Те, кто занимается исследованиями, разработками, производством, упаковкой, погрузкой, транспортировкой, хранением, использованием, утилизацией наноматериалов будут потенциально подвержены наибольшему риску вредного воздействия. Все государства без исключения недостаточно внимания уделяют проблеме негативных последствий, контролю и принятию регламентирующих документов по данной проблеме. Во всяком случае, ассигнования на исследования, производство и коммерциализацию нанотехнологий значительно превосходят затраты на контроль за рисками в сотни раз. По экспертной оценке Национального Научного Фонда США к 2015 г. во всем мире в наноиндустрии будут работать 2 миллиона человек. Значительное число исследователей, студентов, аспирантов занято в различных направлениях по созданию и изучению наноматериалов. Все они могут быть потенциальными и реальными объектами вредного воздействия наночастиц. И, несмотря на это, ни в одном международном или национальном стандартах по безопасности производства и охране здоровья нет специальных разделов по нанотехнологиям и наноматериалам, нет и принятых стандартных методов для измерения воздействия наноматериалов на людей, занятых их производством. Работодатели на этих производствах должны использовать ранее описанный принцип предостороженности. Работник и их представители (реально профсоюзы) должны участвовать во всех вопросах, связанных с обеспечением безопасности и охраны здоровья на производствах, производящих наноматериалы. Не ведется и целенаправленная подготовка специалистов по проблемам нанотехнологических рисков Яркой иллюстрацией важности проблемы защиты работников наноиндустрии от самой наноиндустрии является история производства природного волокна – асбеста. Асбест – природное минеральное волокно с уникальной термо- и огнестойкостью, является полым по диаметру нановолокном с внешним диаметром ~ 13 нм. Ниже дана историческая справка о производстве асбеста. «Уроки асбеста» ? 1898 – Инспектор английской фабрики Л.Дин предупредил о вредном воздействии асбеста ? 1906 – Французская текстильная фабрика сообщила о 50 смертных случаях среди работниц, работавших с асбестовым волокном и о необходимости контроля ? 1911 – в экспериментах на крысах показано, что опасения по поводу вредного воздействия асбеста не беспочвенны ? 1911,1917,1918 – Английские промышленники нашли недостаточными доказательства вредного действия асбеста, страховые компании США отклонили иски рабочих ? 1930,1931 – обнаружено, что 66% рабочих на Рочдельской фабрике (Англия) страдают от последствий контакта с асбестом, в Англии установлен контроль за содержанием асбестовой пыли на фабриках и компенсации рабочим ? 1935-49 – многочисленные случаи рака легких зафиксированы у рабочих, имевших контакт с асбестом ? 1955 – Долл установил взаимосвязь между риском развития раком легких и контактом с асбестом у рабочих Рочдельской фабрики ? 1959-64 – обнаружены случаи рака плевры у рабочих и населения, имевших контакт с асбестом в Англии, США, ЮАР и др. ? 1982-89 – в Англии благодаря компании прессы и профсоюзов усилен контроль за асбестом, его производителями и пользователями и стимулировано внедрение заменителей асбеста ? 1998-99 – Евросоюз и Франция наложили запрет на использование всех форм асбеста ? 2000-01 – ВТО поддержала запрет Евросоюза
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg