Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Особенности рассмотрения в арбитражных судах дел по спорам с антимонопольной службой Российской Федерации

denkomissarov95 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2018
Актуальность работы выражается в том, что без эффективного механизма защиты прав граждан и юридических лиц становятся бессмысленными и бесполезными нормы материального права, какими бы совершенными они не были. Судебный контроль над деятельностью органов исполнительной власти имеет чрезвычайно важное значение для укрепления Российского государства, его правовой системы. Именно судебный контроль является самым действенным и эффективным, так как суд - это орган правосудия, и никакой контроль со стороны государственных органов не заменит собой контроль судебный . Целью исследования Выпускной Квалификационной Работы (далее также – ВКР) является теоретическое и практическое изучение особенностей рассмотрения в арбитражных судах дел по спорам с антимонопольной службой Российской Федерации. Для достижения поставленной цели ВКР, необходимо решить следующие задачи: - раскрыть понятие споров, вытекающих из публичных правоотношений, рассматриваемых арбитражными судами; - изучить компетенцию арбитражных судов по рассмотрению споров вытекающих из публичных правоотношений; - рассмотреть категории споров с Федеральной антимонопольной службой, рассматриваемые Арбитражными судами; - исследовать основания обращения Федеральной антимонопольной службы в Арбитражный суд; - проанализировать бремя доказывания в спорах с Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации; - рассмотреть исполнимость решений Арбитражного суда по спорам с Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации. Объектом исследования ВКР являются общественные отношения возникающие в процессе рассмотрения в арбитражных судах дел по спорам с антимонопольной службой РФ. Предметом исследования ВКР являются правовые нормы, регламентирующие указанные отношения в Российской Федерации, практика их применения. При написании ВКР использовались Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, многочисленные федеральные законы, письма и разъяснения Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации и примеры правоприменительной практики, находящиеся в открытом доступе, в частности судебные акты и решения исполнительных органов государственной власти. Помимо этого, в ходе написания ВКР были исследованы учебная литература и статьи, опубликованные в различных правовых изданиях, включая публикации в системах «Консультант Плюс» и ГАРАНТ. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность и значимость работы, определяет объект, предмет, цель и задачи. В первой главе рассматриваются понятия споров, вытекающие из публичных правоотношений, рассматриваемые арбитражными суда и их классификация. Во второй главе рассматриваются дела по спорам с Федеральной антимонопольной службой (далее также – ФАС) в частности: категории споров с ФАС, рассматриваемые Арбитражными судами; основания обращения ФАС в Арбитражный суд; бремя доказывания в спорах с ФАС; а также исполнимость решений Арбитражного суда по спорам с ФАС. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Введение

Одна из основных гарантий осуществления права - возможность его защиты. Поэтому Конституция России, провозгласив наше государство правовым, не могла обойти вниманием один из классических признаков такового — гарантированность прав граждан и организаций по отношению к органам публичной власти. Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В данной статье развиваются общие положения о праве на судебную защиту. Инструментом проведения в жизнь положений указанной в данной статье служит Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее также – Закон от 27.04.1993, Закон). Закон от 27.04.1993 полнее гарантирует право на судебную защиту, чем два предыдущих по этой же проблеме - законы 1987 и 1989 гг. (Ведомости СССР, 1987,№ 26, ст. 388; 1989,№ 22, ст. 416): Законы 1987 и 1989 гг. не предусматривали возможности обжалования в суд решений и действий государственных органов, кроме органов государственного управления, а также обжалования решений и действий общественных объединений. Сейчас сняты все препоны, препятствовавшие обращению в суд. Нужно отметить, что новый Закон, в отличие от прежних, допускает возможность жаловаться и на решения и действия должностных лиц и органов управления Вооруженных Сил. Новый Закон нацелен также на повышение ответственности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, всех государственных служащих за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, невнимательное отношение к нуждам населения, бюрократизм и волокиту. Важным моментом, способствующим обеспечению судебной защиты, является содержащееся в Законе правило, по которому каждый граждан имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны предоставить ему возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. К решениям и действиям (бездействию), которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) указанных в Законе органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложены обязанности или он незаконно привлечен к ответственности. Очень важно, что Закон не содержит заранее очерченных критериев обоснованности обращения в суд. Если гражданин считает, что упомянутые выше органы, объединения либо должностные лица поступили неправомерно, он вправе обратиться в суд.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Споры, вытекающие из публичных правоотношений, рассматриваемые арбитражными судами и их классификация 7 §1.1. Понятие споров, вытекающих из публичных правоотношений, рассматриваемых арбитражными судами 7 §1.2. Компетенция арбитражных судов по рассмотрению споров вытекающих из публичных правоотношений 13 Глава 2 Дела по спорам с Федеральной антимонопольной службой 18 §2.1. Категории споров с Федеральной антимонопольной службой, рассматриваемые Арбитражными судами 18 §2.2. Основания обращения Федеральной антимонопольной службы в Арбитражный суд 30 §2.3. Бремя доказывания в спорах с Федеральной антимонопольной службой 32 §2.4. Исполнимость решений Арбитражного суда по спорам с Федеральной антимонопольной службой 41 Заключение 45 Список использованных источников 48
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008№ 7-ФКЗ, от 05.02.2014№ 2-ФКЗ, от 21.07.2014№ 11-ФКЗ) 2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002№ 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета.№ 137. 27.07.2002 3. Федеральный закон от 26.07.2006№ 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» // Российская газета. № 162, 27.07.2006 Материалы судебной практики 1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ№ 6, Пленума ВАС РФ№ 8 от 01.07.1996 (ред. от 24.03.2016) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» 2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009№ 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» 3. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008№ 30 (ред. от 14.10.2010) О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства п. 21. 4. Информационное письмо ВАС РФ от 20.05.1993№ С-13/ОП-167 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно - арбитражной практике» 5. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.10.2007 по делу№ А72-80/2006 6. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2014 по делу№ А55-19814/2014 7. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2016 по делу№ А55-16617/2015 8. Решение Арбитражного суда города Москвы от 7 декабря 2012 г по делу № А40-64690/12 9. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу № А72-7110/2014 10. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2013 по делу№ А72-2531/2013 11. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 по делу №А32-2671/2013 12. Решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 05.08.2016 по делу № А77-412/2016 Учебники, учебные пособия 1. Арбитражный процесс. Учебник / Под ред. Р.Е. Гукасяна.М.: Проспект, 2015. С. 274 2. Административное право России Учебник. / Под ред. Кикоть В.Я., Кононов П.И., Килясханов И. 5-е изд., перераб. и доп. М. 2012. С. 234 3. Общая характеристика разрешения экономических споров. Учебник / Отв. ред. Решетникова И.В. 5-е изд., 2012. С. 143 4. Административное право России: Курс лекций / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2008. С. 437 5. Арбитражный процесс. Учеб. для вузов / под ред. Ю.К. Осипова. М., 2005. С. 387 6. Арбитражное процессуальное право России. Учеб. для вузов / под ред. М.С. Шакарян. М., 2012. С. 497 7. Исполнительное производство. Учебник / Морозова И.Б. и Треушников М. К. М., 2004. С. 53-54 8. Гражданский процесса / Учебник МГУ им. М.В. Ломоносова. Юридический факультет. / Под ред. В.А. Томсинова. М. 2003. С. 441. Специальная литература 1. Антипина О.И. Некоторые вопросы арбитражной практики по делам с участием органов Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 3 2. Анисимова С.И., Ананьева H.A. Арбитражная практика // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2005. № 1 3. Бек О.А. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов. Автореф дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук . М., 2007. С. 7 4. Бочарова С.Н. Совершенствование прокурорского надзора в исполнительном производстве М., 2002. С. 11 5. Бек О.А. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов. Автореф дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук . М., 2007. С. 12 6. Бутков В.А. Актуальные вопросы рассмотрение дел о правонарушениях / Уч. труды. РЭУ им. Г. В. Плеханова. Вып. 5. Москва. 2015. С. 10Федерации. М., 2009. С. 12 7. Бекбаев Е.З Частные и публичные правоотношения // Теория и практика общественного развития. 2014 8. Гавриленко И.В. Российское антимонопольное законодательство и право Европейского союза // Юрист-международник. 2005. №1 9. Гуев А.Н. Комментарии к действующему арбитражному процессуальному кодексу. М. 2010. С. 10 10. Жуков А.А. Процессуальные обязанности и санкции в сфере доказывания // Юридическая наука. 2013 11. Зайцев И.С. Административные иски // Российская юстиция. 2006. № 4 12. Иванова М.А., Некоторые процессуальные особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 3 (109). С. 15 13. Клейн Н.И. Применение арбитражными судами антимонопольного законодательства при рассмотрении споров, возникающих в процессе заключения и исполнения договоров энергоснабжения // Комментарий судебно-арбитражной практики. 2004. №11. С. 16-17 14. Клейн Н.И. Применение арбитражными судами антимонопольного законодательства при рассмотрении дел, связанных с заключением договоров в сфере электроэнергетики // Комментарий судебно-арбитражной практики / Под ред. В.Ф. Яковлева. М. 2006 15. Каменева П.В. Недобросовестная конкуренция: понятие и особенности правового регулирования // Гражданское право. 2007. № 1 16. Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации М., 2009. С. 12 17. Ломанова Н.П Судебная процессуальная форма как эффективный механизм защиты прав граждан в сфере исполнительной власти // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2010 18. Лусегенова З.С., Невский И.А. Проблемы совершенствования законодательства // Вестник ВАС РФ. 2003. № 7 (128) 19. Масленников М. А. Можно ли считать жалобу административным иском // Российская юстиция. 2014. №73 20. Назаров А.В. Место арбитражных судов в системе органов государственной власти Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал 2013 21. Оводов А.А., Макаровский И.А. Нарушение антимонопольного законодательства: актуальные вопросы судебной практики // Налоги. 2010. №5. С. 2. 22. Общая характеристика разрешения экономических споров. Учебник / Отв. ред. Решетникова И.В. 5-е изд., 2012. С. 146. 23. Пискунова М. Почва для конфликтов // Корпоративный юрист. 2010.№ 6. С. 54 – 58 24. Решетникова И.В. Доказательственное право. 1-е изд. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2007 25. Сургутскова И.А. Практика обжалования решений и предписаний ФАС России в судах. М., 2015. С. 5 26. Старилов М.Ю. Предварительная защита по административному иску как способ осуществления судебного контроля в сфере административных и иных публичных правоотношений // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011 27. Смола Д.Н. Исполнение решений арбитражных судов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2004 28. Свиридов Ю.К. Судебное доказывание по делам, возникающим из публичных правоотношений» // Краснодарский вестник.2014. №29 29. Свиридов Ю.К. Судебное доказывание по делам, возникающим из публичных правоотношений // Краснодарский вестник 2014. №4. 30. Свиридов Ю.К. Особенности рассмотрения споров вытекающих из публичных правоотношений // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2013. №5 31. Хахалева Е.В. К вопросу о заинтересованных лицах в производстве по делам, возникающих из публичных правоотношений // Общество и право. 2015 32. Хахалева Е.В. Проблемы разграничения публично-правовых и частноправовых споров // Теория и практика общественного развития. 2010 33. Хлебников А.Д. Особенности реализации конституционных принципов состязательности и равноправия сторон // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2011 34. Шилова Е.А. К вопросу о роли суда при реализации принципа состязательность и равноправия сторон в административном судопроизводстве // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СПОРЫ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ §1.1. ПОНЯТИЕ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, РАССМАТРИВАЕМЫХ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ АПК РФ предусматривает особенности производства по четырем категориям дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений: об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц; об административных правонарушениях; о взыскании обязательных платежей . Для всех названных категорий дел общим признаком является то, что дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются арбитражным судом, если они затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает и права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности . Также, необходимо обратить внимание на основания для подачи заявления по делам, возникающим из публичных правоотношений. Во-первых, если оспаривается нормативный правовой акт, то должно иметься предположение о том, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Во-вторых, оспариваемый акт нарушает права и законные интересы заявителя, незаконно возлагает на заявителя какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления прав и реализации законных интересов. Таким образом, заявление должно содержать четкое указание на несоответствие оспариваемого акта (или его части) определенному закону, определенной статье, пункту, части статьи закона. И заявление должно содержать указание на то, в чем конкретно выражается нарушение прав и законных интересов. Выделение производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в самостоятельный вид гражданского судопроизводства определяется некоторыми особенностями рассмотрения указанной категории дел. Раздел III АПК РФ устанавливает особенности производства в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Рассмотрение споров из административных и иных публичных правоотношений осуществляется в арбитражном суде по общим правилам искового производства с особенностями, установленными разделом III АПК РФ . В производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, отсутствует гражданско-правовой спор. Еще советские ученые-процессуалисты отстаивали точку зрения, согласно которой в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, спора о праве нет и быть не может . По их общему мнению, в спорах, одним из субъектов которых выступает орган власти, споров, подобных гражданско-правовым, возникать не может. Задача суда при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, может и должна заключаться не в разрешении спора о праве, а в проверке законности действий органов власти, органов управления, должностных лиц, иначе говоря, суд по данной категории дел осуществляет судебный контроль за законностью действий (бездействий) органов государственной власти . При рассмотрении дела из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд выполняет две функции: 1) защиты прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность в споре с органом, наделенным властными полномочиями по отношению к этим лицам; 2) судебного контроля за действиями государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в процессе реализации правомочий которых затрагивается сфера предпринимательской и иной экономической деятельности . Следующей особенностью производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, является то, что формально в этих делах нет истца и ответчика, а есть лишь лица, обращающиеся в суд с заявлениями в предусмотренных законами случаях, и лица, вовлекаемые в процесс по этим заявлениям . АПК РФ не дает прямого ответа на вопрос о том, как именуются лица, которые обращаются в суд с заявлением, и лица, к которым обращено соответствующее правовое требование по делам, возникающим из публичных правоотношений, и соответственно, каково их процессуальное положение, объем процессуальных прав и обязанностей. Стоит отметить, что в гл. 23-26 АПК участники спора по делам, возникающим из публичных правоотношений, не называются сторонами, однако суть процессуального правоотношения, складывающегося между лицом, обращающимся с правовым требованием, и лицом, к которому оно обращено, от этого не меняется. Стороны спора в делах административного судопроизводства занимают положение, аналогичное положению истца и ответчика, и соответственно пользуются как материальными, так и процессуальными правами и несут обязанности соответствующей стороны, если иное не предусмотрено Кодексом (ч. 4 ст. 44, ст. 45 АПК). В отсутствие в законе прямых ограничений их процессуальных прав они пользуются всеми правами соответственно истца и ответчика, предусмотренными разд. I и II АПК. Данного мнения также придерживается Гуев Алексей Николаевич . Одним из субъектов в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, является государственно- властный орган или должностное лицо, предписывающие другому субъекту правоотношений обязательные для исполнения действия, либо устанавливающие запреты, либо своим бездействием препятствующие реализации прав или законных интересов другого субъекта. Другим субъектом в данной категории дел являются граждане или юридические лица, заинтересованные в оспаривании предписаний, запретов. Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы и должностные лица, участвующие в рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, по существу являются сторонами спорного публичного правоотношения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как подчеркивается в ч. 2 ст. 45 АПК РФ, заявители пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, если иное не предусмотрено АПК РФ. Еще одной важной особенностью производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, является то, что дела указанной категории возбуждаются не подачей искового заявления, а заявления или жалобы. В юридической литературе отмечается, что данное положение является не совсем логичным, поскольку такое заявление, как и иск, содержит в себе требование о защите права. Да и в современной практике по делам этой категории суды и участники процесса употребляют термины «иск», «исковое заявление», «истец», «ответчик» . На мой взгляд, данная точка зрения является не совсем верной. Именно отсутствие спора по данной категории дел и обусловливает подачу именно заявления, жалобы. Требования содержащиеся в такого рода заявления отличается от содержания исковых заявлений. Гражданско-правовое притязание, выраженное в исковом заявлении, отличается от требования, содержащегося в заявлении, подаваемом в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Требование, содержащееся в исковом заявлении, носит материально-правовой характер и вытекает из гражданско-правового спора . Требования, содержащиеся в заявлении, вытекают из публичных правоотношений. И прежде всего это требования о лишении юридической силы актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц. В заявлении может содержаться требование о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (оспаривание нормативных правовых актов); о признании недействительным (незаконным) решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В делах об оспаривании нормативных правовых актов публичные интересы имеют приоритет над частными . ? §1.2. КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ПО РАССМОТРЕНИЮ СПОРОВ ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом. Поэтому арбитражные суды в пределах своей подведомственности должны принимать иски граждан и юридических лиц о признании недействительными актов, изданных органами управления юридических лиц, если эти акты не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы этих граждан и юридических лиц, поскольку такие споры вытекают из гражданских правоотношений . Предусмотренное ст. 125 Конституции РФ полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции только Конституционного Суда РФ. По смыслу ст. ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ, арбитражные суды не могут признавать названные в ее статье 125 акты не соответствующими Конституции РФ и потому утрачивающими юридическую силу. Арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта Российской Федерации (отдельного его положения), не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона (отдельного правового положения). Обязанность обратиться в Конституционный Суд РФ с таким запросом, по смыслу ч. ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. ст. 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ . Как уже указывалось выше, АПК РФ предусматривает особенности производства по четырем категориям дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений: об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц; об административных правонарушениях; о взыскании обязательных платежей. При решении вопроса о подведомственности спора, связанного с признанием недействительным (полностью или частично) ненормативного акта, арбитражному суду необходимо исходить из характера оспариваемого акта - нормативный он или индивидуальный. При этом следует иметь в виду, что нормативные акты устанавливают правила поведения, рассчитанные на многократное применение и адресованные неопределенному кругу лиц . Нормативные правовые акты, если иное прямо не предусмотрено федеральным законом, обжалуются в суд общей юрисдикции. Так, например, арбитражные суды рассматривают вопросы законность нормативных актов, принятых Федеральной Анти-монопольной Службой. Арбитражным судам подведомственны дела по жалобам на правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые распространяются на определенный круг субъектов правового регулирования, то есть не носящие нормативный характер - на индивидуальные акты . Индивидуальный акт правил поведения не содержит, а устанавливает конкретные предписания. Под индивидуальным актом следует понимать односторонне-властное волевое решение компетентного административного органа, выраженное в установленной законодательством официально-документальной форме, принимаемое на основе соответствующих норм административного права в отношении индивидуально определенного физического или юридического лица, группы таких лиц с целью установления, изменения, прекращения или подтверждения их прав (правового статуса) и (или) обязанностей, применения к ним мер публичного поощрения, административного или дисциплинарного принуждения, обеспечения правовой защиты их прав и законных интересов, а также в целях обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, безопасности отдельных лиц . Если, по мнению организации (гражданина-предпринимателя), индивидуальный акт не соответствует законодательству и нарушает охраняемые законом права и интересы этой организации (гражданина-предпринимателя) и она обращается в арбитражный суд за защитой от имеющих место нарушений, исковое заявление следует принимать к производству, несмотря на то, что в оспариваемом акте не указаны конкретно предприятия, учреждения, организации, на которые он распространяется . При установлении незаконности изданного индивидуального акта он должен быть признан недействительным (полностью или частично) в части касающихся охраняемых законом прав и интересов заявителя. Принимая такое решение, арбитражный суд одновременно защищает охраняемые права и интересы других лиц, не являющихся сторонами по делу. При обращении в суд с требованием о признании недействительным постановления о наложении штрафа за неисполнение предписания антимонопольного органа заявитель вправе оспорить законность предписания, которое не обжаловалось ранее в судебном порядке . Таким образом, можно утверждать, что правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений, определяется: 1) спецификой содержания дел, возникающих из публичных правоотношений, перечень которых четко определен АПК РФ; 2) неравноправным правовым положением сторон по делам данной категории; 3) особым способом возбуждения дел данной категории - оспаривание путем подачи заявлений, а не предъявления иска; 4) спецификой процесса доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений; 5) спецификой процессуального регулирования порядка рассмотрения и разрешения дел - дела рассматриваются на основе применения норм искового характера, но с учетом действия специальных норм. В настоящее время дела, возникающие из публичных правоотношений, выделены законодательством в самостоятельный вид судопроизводства. Правовая природа данной категории дел недостаточно исследована и определяется по-разному . Рассмотрение судом дел, возникающих из административно-правовых отношений, имеет ряд преимуществ перед их разрешением в административном порядке, ибо гражданин и административный орган в общем правовом положении не равны, но при этом они обладают равными процессуальными правами в суде и, следовательно, равными возможностями для обоснования своих требований и возражений. Независимость судей, подчинение их только закону, гласность процесса, состязательность и другие демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения обстоятельств дела и установления истины. Это обеспечивает эффективную защиту прав и охраняемых законом интересов граждан при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 93 страницы
790 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
230 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
300 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 67 страниц
649 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 64 страницы
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg