Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА ТРУДА

Экономико-правовой механизм управления результатами интеллектуальной деятельности

denkomissarov95 1600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 105 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2018
Цели и задачи исследования. Предложить эффективный экономико-правовой механизм управления результатами интеллектуальной деятельности в высшем учебном заведении. Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач: 1. Определить ролевую функцию интеллектуальной собственности в развитии социально-экономических систем. 2. Изучить нормативно-правовую базу управления результатами интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях. 3. Провести анализ статистических данных результатов интеллектуальной деятельности в РФ по отраслям и регионам. 4. Выявить и систематизировать основополагающие проблемы, системы управления результатами интеллектуальной деятельности в российских вузах. 5. Проанализировать деятельность вуза (ЮФУ) по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности. 6. Рассмотреть зарубежный опыт использования результатов интеллектуальной деятельности. 7. Разработать и предложить оптимальный экономико-правовой механизм управления результатами интеллектуальной деятельности в вузе с целью эффективной коммерциализации разработок. 8. Проанализировать эффективность разработанного экономико-правового механизма управления результатами интеллектуальной деятельности вуза. Объектом исследования являются механизмы управления результатами интеллектуальной деятельности в современных высших учебных заведениях. Предметом исследования выступают процессы и инструменты организации управления результатами интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях. Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области управления интеллектуальной собственностью, оценки эффективности инструментов государственного регулирования. Кроме того, в ходе исследования использовались официальные методические руководства, публикуемые органами государственной власти. Методологическая основа исследования. В работе использовались научные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, информационного, статистического и сравнительного анализа, экстраполяции. Применялись экономико-математические, исторический и структурный методы, метод экспертных оценок. Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в разработке эффективного экономико-правового механизма управления результатами интеллектуальной деятельности высшего учебного заведения. Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Введение

Актуальность темы исследования. Прирост валового внутреннего продукта (ВВП) 75-90% в развитых странах мира обеспечивается за счет роста инновационного сектора, а в России данный показатель находится только на уровне 10%, что негативно сказывается на общей эффективности экономики. По некоторым оценкам, упущенная выгода России от инновационного отставания составляет 1214 млрд. долл. в год [55, С. 3]. В развитии инновации? первостепенное значение имеет позиция и действия государства, т.к. исключительно рыночные механизмы не способны вызвать масштабные сдвиги в инновационном развитии России. В целях активизации государственной политики по обеспечению инновационного развития страны были разработаны «Стратегия развития науки и инновации? в Российской Федерации на период до 2015 года» (утверждены Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол от 15.02.2006 №1) и «Стратегия инновационного развития России до 2020 года» [14]. Направления инновационного развития России учтены в проекте «Инновации 2.0» [66]. Программа совместных действий проектных и творческих команд, инвесторов, бизнеса, институтов развития «Национальная технологическая инициатива», ориентирована на развитие новых рынков с учетом передовых технологии? для технологического лидерства России к 2035 году. К критериям оценки реализации данной программы относятся: социально-экономические эффекты, наличие подтвержденного спроса на инновации, наличие ключевых показателей эффективности мероприятии? и финансирование реализации мероприятии? за счет внебюджетных средств в объеме не менее 50% [24]. Реализация государственной инициативы в формировании инновационной политики, нормативно-правовом обеспечении и развитии инфраструктуры, содействовало инновационному процессу. Основной показатель измерения уровня инновации? в стране – глобальный инновационный индекс (The Global Innovation Index). Российская Федерация в 2010 году занимала 64 место, по итогам 2015 года поднялась на 16 позиции? и заняла 48 место в данном рейтинге [64]. Агентство Bloomberg опубликовало рейтинг развитых инновационных стран, в котором Россия поднялась на несколько позиций и заняла 12-ю позицию [63]. Однако действующая система поддержки инновационной деятельности далека от совершенства. Среди главных проблем можно назвать низкий уровень кооперации между наукой и бизнесом и недостаточную востребованность инновации?. В настоящий момент происходит этап переосмысления функционирования действующей национальной инновационной системы. К приоритетным задачам в этой области можно отнести: — повышение эффективности работы органов государственной власти; — содействие развитию компании? с государственным участием и частного бизнеса; — дальнейшее развитие и повышение эффективности системы институтов развития; — активное участие в международной торговле интеллектуальной собственностью. Достижение названных задач зависит от эффективности использования института интеллектуальной собственности, который выступает ядром национальной инновационной системы. Значительная часть инновации? представляет собой практическое использование прав на интеллектуальную собственность. Различные элементы интеллектуальной собственности генерируются непосредственно в ходе инновационных преобразовании?. В статье «О наших экономических задачах» В.В. Путин говорит о том, что, «…восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития» . Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» [92]. К настоящему времени значимость вуза определяется уровнем развития научных и инновационных структур, способностью к коммерциализации интеллектуальной собственности. Проблемы формирования эффективного механизма управления интеллектуальной собственностью в вузах с учетом зарубежного и отечественного опыта требуют анализа и выработки новых подходов. Степень разработанности проблемы. Диссертационное исследование опирается на работы П.А. Авдеева, С.М. Вдовина, М.А. Гершмана, Н.И. Саталкиной, Б.А. Райзберга, Н.М. Зенкина, С.А. Соколовой. Вопросы управления результатами интеллектуальной деятельности вузов рассмотрены в работах С.В. Валдайцева, А.П. Гарнова, О.Г. Дьяченко, О.В. Зинина, М.В. Корнякова, Д.Ю. Миронова, В.Л. Рупосова, Л.И. Сурат, М.В. Якунина и других.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 12 1.1. Функции и место института интеллектуальной собственности в развитии современных социально-экономических систем 12 1.2. Нормативно-правовые основы управления интеллектуальной собственностью в высших учебных заведениях 19 1.3. Статистические сопоставления результатов интеллектуальной деятельности в РФ по отраслям и регионам 30 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮФУ 45 2.1. Постановка проблемы использования объектов интеллектуальной собственности в высших образовательных учреждениях 45 2.2. Анализ деятельности Южного федерального университета по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности 55 2.3. Зарубежный опыт использования результатов интеллектуальной деятельности вузами 67 3. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 74 3.1. Выбор оптимального механизма продвижения объектов интеллектуальной собственности в реальный сектор экономики 74 3.2. Механизм отбора результатов интеллектуальной деятельности вуза для коммерциализации 80 3.3. Эффективность применения экономико-правового механизма управления результатами интеллектуальной деятельности 86 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 28.05.2017). 2. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) //Бюллетень международных договоров, № 9, 2003 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 28.05.2017). 4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 28.05.2017). 5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 28.05.2017). 6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017) [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 28.05.2017). 7. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ (ред. 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 28.05.2017). 8. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 28.05.2017). 9. Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 № 426 (ред. 26.12.2016) «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 28.05.2017). 10. Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 №424 (ред. 23.10.2014) «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы» и внесении изменений в федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 28.05.2017). 11. Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 №327 (ред. 30.04.2016) «О единой государственной информационной система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» (вместе с «Положением о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения») [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 28.05.2017). 12. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 28.05.2017). 13. Распоряжение Правительства РФ от 06.03.2015 № 373-р (ред. 29.12.2015) «Об утверждении плана реализации в 2015-2016 годах Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 28.05.2017). 14. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике) (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1) [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 28.05.2017). 15. Приказ Минобрнауки России от 21.10.2013 № 1168 «Об утверждении форм направления сведении? о научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работах гражданского назначения в целях их учета в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и требовании? к заполнению указанных форм, а также порядка подтверждения главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющими финансовое обеспечение научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и выполняющими функции заказчика таких работ, соответствия сведении? об указанных работах, внесенных в единую государственную информационную систему учета научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, условиям государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» // Российская газета, № 285, 18.12.2013. 16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 28.05.2017). 17. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 №122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности // «Вестник ВАС РФ» 2, февраль, 2008 Специальная научная и периодическая литература 18. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. С.76. 19. Арсланбеков И.У., Бофанова Н.В. Основы коммерциализации и трансфера технологий. // Ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие», М. – 2014. 20. Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. 21. Асаул А.Н. Проявление сущности потенциала как экономической категории в деятельности субъектов предпринимательства в регионах России / А.Н. Асаул, С.А. Ткачев // Управление социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации: сб. статей. – Сыктывкар: КР – 2013 г. 22. Бабикова А.В., Корсаков М.Н. К вопросам эффективного управления интеллектуальной собственностью вузов// Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12-4. – С. 741-745. 23. Бердников А.И. Проблемы воспроизводства интеллектуального капитала в корпорациях // Вестник УрГУ. – 2013. - №1. – С.15 24. Блюмберг В.А., Глущенко В.Ф. Метод расстановки приоритетов. СПб: Лениздат., 1982 г. 25. Борисов С.Р., Коробец Б.Н. Инженерное образование, бизнес и управление интеллектуальной собственностью// Высшее образование в России. – 2015.-№4- С. 91-97. 26. Бунш Г. Теория систем. – М.: Советское радио, 1978 27. Бурков В.Н. Введение в теорию управления организационными системами / Под ред. чл.-корр. РАН Д.А. Новикова. – М.: Либроком, 2009. 28. Вдовин С.М. Интеграция процесса генерации новых знаний и коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности в национальном исследовательском университете / С.М. Вдовин, Д.В. Окунев, И.А. Головушкин // Интеграция образования. – 2011. - №3. 29. Видякина О.В. Формирование патентной политики университета. – М.: ОАО ИНИЦ Патент, 2012. – 127с. 30. Губарьков С.В. Управление инновационной деятельностью вузов: формирование понятийно-категориального аппарата. // Журнал «Проблемы современной экономики» - 2011. - №4. 31. Дорохов А.В. Проблемы воспроизводства интеллектуальной собственности // Вопросы экономической науки. – 2012. - № 4. С. 11. 32. Завалишин А.В. Современные проблемы оценки стоимости интеллектуальной собственности // Вестник НГУ. – 2008. - №3. С.4-6. 33. Ильин П.В. Зарубежный опыт трансфера технологий в российскую практику. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2013. № 1. 34. Индикаторы инновационной деятельности: 2014: статистический сборник. – Москва: национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 35. Инновационное развитие регионов – зарубежный опыт (организационные и экономические механизмы) [Текст]: научное издание / А.П. Лунев, И. Ю. Петрова, В.А. Камаев, С.А. Ахмедов, В.М. Зарипова, Р.М. Зарипов, М.А Ураксеев; по ред. Проф. А.П. Лунева, проф. И.Ю. Петровой. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. 36. Инструментарно-методическое обеспечение механизма взаимодействия инновационно-ориентированных субъектов на региональном уровне / М.А. Боровская, Т.В. Морозова, М.А. Масыч, Т.В. Федосова, И.К. Шевченко, Б.В. Катаев, А.А. Кокорев, А.И. Костюк, Е.Н. Курунина, А.Ю. Павлов. Под ред. проф. М.А. Боровскои?. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 37. Калюжнова В.Г. Юсова В.В. Проблемы и перспективы коммерциализации результатов инновационной деятельности вузов. // Журнал правовых и экономических исследований. – 2013. - №1. С.75-80. 38. Кетова К.В. Учет человеческого капитала при моделировании экономической системы региона / К.В. Кетова, И.Г. Русик // Вестн. Моск. ун- та. Сер. 6. Экономика. - 2008. - №3. С.41. 39. Кожитов Л.В., Златин П.А., Демин В.А. Организация инновационной деятельности в вузе: Монография / Л.В. Кожитов, П.А. Златин, В.А. Демин. Издательство: МГИУ, 2009. 40. Колесников А.Н. Предпринимательство в ВУЗах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития. // Комплексная система развития работ в вузе. Кейс НИУ ИТМО – пилотного университета программы. 2012. 41. Коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности: базовые модели и механизмы использования научно-технической продукции. Научно-информационные материалы. Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. М.: 2009. 42. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России. М.: ЦИПРАН РАН, 2006. 43. Кондратьев В.В., Краснова В.Б. Реструктуризация управления компанией. / Государственный университет управления. - М.: Инфра-М, 2008. С.33. 44. Корнеи?чук Б.В. Человеческий капитал во временном измерении. – Спб.: из-во СПбГПУ, 2003. С.84. 45. Кульман А. Экономические механизмы: пер. с фр. под общей ред. Н.И. Хрусталевой. М.: Прогресс. Универс. 1993. 46. Леонтьев Б.М. Пять функций интеллектуальной собственности // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2008. - № 4, 5. 47. Международный опыт коммерциализации технологий, предложения для использования в российском законодательстве. Доклад Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области новых направлений осуществления научно-технической и инновационной деятельности по международному проекту EUROPEAID «Наука и коммерциализация технологий». М.: 2005. 48. Миролюбова Т.В., Суханова П.А. Зарубежный опыт развития инновационной инфраструктуры университетов в региональных инновационных системах. // Фундаментальные исследования. – 2013. - №1-1. – С. 215-220. 49. Морозов С.И. Региональная политика формирования промышленных кластеров (на примере Ульяновской области) // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2011. - №3(39). С. 206-208. 50. Национальные инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИПРАН РАН, 2006. С. 170. 51. Новиков А.В. Современный взгляд на организационно-экономический организм управления российским предприятием. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2014. - № 2(15). 52. Новолодская Г.И. Человеческий собственность корпорации: проблемы воспроизводства в свете теории международной конкуренции. – Иркутск, 2001. – 317с. 53. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: «Азъ Ltd.», 2002. 54. Основы инновационного проектирования: учебное пособие / В.А. Сергеев, Е.В. Кипчарская, Д.К. Подымало; под ред. д-ра техн. наук В.А. Сергеева. – Ульяновск: УлГТУ. 2010. 55. Павлов А.Ю., Тычинский А.В. Проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Информационные и гуманитарные технологии в управлении экономическими и социальными системами». – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - №8 (133). 56. Прахов Б.Г., Зенкин Н.М. Изобретательство и патентоведение. – К.: Техника, 1981. 57. Просвирнин А.В. Проблемы использования интеллектуального капитала // Инновации и инвестиции в России: Материалы II всеросс. конф. – Пенза, 2012. - С.79. 58. Просвирнин А.В. Проблемы использования интеллектуальной собственности // Инновации и инвестиции в России: Материалы II всеросс. конф. – Пенза, 2012. - С.78-80. 59. Прохоров А.Н. Зарубежный опыт построения процесса коммерциализации интеллектуальной собственности. // Вестник Тюменского государственного университета. – 2001. №11. 60. Радыгин А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе // Вопросы экономики. 2001. № 5. С.26-45. 61. Разработка математических методов и инструментальных средств оценки инновационного потенциала результатов интеллектуальной деятельности: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.13 / Калачихин Павел Андреевич; [Место защиты: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики]. – Москва, 2014. 62. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., М.: ИНФРА-М. 63. Российский инновационный индекс. – М.: НИУ ВШЭ, 2011. - С.6 64. Стюарт Т. Интеллектуальная собственность. Новый источник богатства организации // Новая постиндустриальная волна на Западе / Антология. – М., 1999. – С. 112. 65. Управление интеллектуальной собственностью как фактор повышения эффективности развития организаций: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Казань.: 2013. 66. Федосова Т.В., Бабикова А.В. Разработка организационно-методического обеспечения процессов управления интеллектуальной собственностью вуза // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 10-3. – С. 663-667. 67. Шахрай С.М. Системная оценка эффективности инвестиционных (инновационных) проектов. М.: НИИ Счетной палаты Российской Федерации, 2010. 68. Якунин В.И. Инновация как социальная, технологическая и управленческая категория // Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. М.: Научный эксперт. 2010. Вып. № 16. 32 с. 69. Kovalev Alexander: Innovative dialectics in modern economy, Hamburg, Anchor Academic Publishing, 2014. Ресурсы Интернета 70. The Global Innovation Index – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/content/page/GII-Home, свободный (дата обращения 20.01.2017 г.). 71. Вloomberg Markets// BLOOMBERG.COM: сайт компании Bloomberg. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-01-19/these-are-the-world-s- most-innovative-economies, свободный (дата обращения 20.01.2017 г.). 72. Васильева рассказала Путину о стоимости интеллектуальной собственности ЮФУ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tatar-inform.ru/news/2017/02/20/540402/, свободный (дата обращения: 03.05.2017 г.). 73. Гусев А.Б. Университетская наука в России: перенос западной модели и риски перспективного развития – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kapital-rus.ru/articles/article/239474, свободный (дата обращения: 22.05.2017 г.). 74. Заключение рабочей группы Экспертного совета при Правительстве России?скои? Федерации по результатам обсуждения вопроса о совершенствовании полномочии? федеральных органов исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности // OPEN.GOV .RU: сайт Открытого правительства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://open.gov.ru/upload/iblock/e03/e0391b1619206d1039f5dc76cf1db6a9.pdf, свободный (дата обращения 19.05.2017 г.). 75. Законы об интеллектуальной собственности РФ и ВТО. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/content/document _r_3A107BD3-58BE-433A-A419-D4E0BA2729CF.html, свободный (дата обращения: 09.05.2017 г.). 76. Иванова С.А. Основные проблемы инновационного развития России (компаративный анализ) // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33127, свободный (дата обращения: 19.05.2017 г.). 77. Изосимов В.Ю., Непреенко В.Г. Разработка системы показателей для оценки макроэкономической эффективности научно-технических проектов, финансируемых из государственного бюджета – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.riep.ru/upload/iblock/981/981a2db64885498cf683a8a04bf66394.pdf, свободный (дата обращения: 01.05.2017 г.). 78. Как защитить интеллектуальная собственность? Обсуждение проекта государственной стратегии – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://большоеправительство.рф/debate/4911/, свободный (дата обращения: 09.05.2017 г.) 79. Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elementy.ru/Library9/Metod.htm, свободный (дата обращения: 02.05.2017 г.). 80. ОАО «РВК»: Основные приоритеты государственной стратегии в области ИС – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://learnip.ru/main/oao-rvk-osnovnye-prioritety-gosudarstvennoy-strategii-voblasti-is/11/07/2013, свободный (дата обращения: 09.05.2017 г.). 81. Опыт инноваций в Оксфордском университете: от высоких технологий до общепита – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.msun.ru/ru/news/, свободный (дата обращения: 23.05.2017 г.). 82. Организация НИОКР и проектирования. Задачи, принципы и этапы НИОКР – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://arhclub.info/otvety-na-voprosy-po-innovatsionnomu-menedzhmentu/309-organizacija-niokr-i-proektirovanija-zadachi.html, свободный (дата обращения: 21.05.2017 г.). 83. Отчет ректора М.А. Боровской о деятельности университета за 2016 год – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sfedu.ru/docs/rector/otchet_2016.pdf, свободный (дата обращения: 03.05.2017 г.). 84. Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. №9) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/media/files/OnTUmegFLNj5Uqtac57y1WG1EtMG9ABe.pdf, свободный (дата обращения: 29.04.2017 г.). 85. Погребова Е.С., Платонова Е.Е. Зарубежный опыт коммерциализации научно-исследовательских разработок высшей школы. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/category/visshie_shkoli, свободный (дата обращения: 08.05.2017 г.). 86. Политика Вышки в области ИС // Окна академического роста: информационный бюллетень НИУ ВШЭ. – № 2 (59). – февраль 2013. – С.3 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2013/02/11/1307826552/ok№a_59.pdf, свободный (дата обращения 03.05.2017 г.). 87. Положение о материальном стимулировании в сфере интеллектуальных прав в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hse.ru/docs/86975404.html, свободный (дата обращения: 03.05.2017 г.). 88. Программа развития инновационной инфраструктуры НИУ ВШЭ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hse.ru/org/hse/aup/i№№ovat/23926779/04, свободный (дата обращения 03.05.2017 г.). 89. Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. – 2013. – 30 января – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.1tv№et.ru/co№te№t/show/statya-vladimira-puti№a-o-№ashih-eko№omicheskih-zadachah-pol№ii-tekst.html, свободный (дата обращения 03.05.2017 г.). 90. Тарасенко Н.А., Третьякова Н.Р., Баранова З.А. Мониторинг активности защиты патентных прав в ЮФО как фактор развития инновационной деятельности // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 7-1. – С. 180-184, – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4048, свободный (дата обращения: 06.06.2017). 91. ФИОП Роснано. Концепция технологических инжиниринговых компании? Фонда инфраструктурных и образовательных программ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rusnano.com/upload/images/infrastructure9A_2013.pdf, свободный (дата обращения: 21.05.2017 г.). 92. Что такое инжиниринг. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_i/engineering/, свободный (дата обращения: 21.05.2017 г.). 93. Энциклопедия МИФИ. Инжиниринговый центр. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wiki.mephist.ru/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80, свободный (дата обращения: 21.05.2017 г.). 94. Юрга Ю.В. Структура и механизмы финансирования системы высшего профессионального образования как условие инновационного развития высшей школы (российский и зарубежный опыт). Сибирская финансовая школа. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.safbd.ru/magazine, свободный (дата обращения: 23.05.2017 г.).
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 1.1. Функции и место института интеллектуальной собственности в развитии современных социально-экономических систем В общем виде систему можно определить, как совокупность, связанных друг с другом предметов, явлений, знаний о природе и обществе . Многие исследователи рассматривают социально-экономические системы как совокупности элементов, ориентированных на реализацию заданной целевой установки и способных к расширенному воспроизводству за счет собственных ресурсов. Современные социально-экономические системы характеризует инновационный этап развития, который позволяет наращивать потенциалы реального и финансового секторов экономики. Инновационная деятельность и взаимодействие хозяйствующих субъектов реального и финансового секторов экономики оказывают влияние на трансформацию традиционных взаимоотношений в процессе развития экономических систем и формируют в их структуре новые формы экономических отношений, способных стимулировать рынок. К их числу можно отнести отношения, связанные с интеллектуальной собственностью. Интеллектуальная собственность представляет собой универсальную категорию, которая используется различными социальными и экономическими субъектами. В связи с этим интеллектуальная собственность, как объект комплексного управления обладает различными функциями [62]: — средство наделения товара особыми потребительскими свойствами с целью технологического превосходства (технологическая функция); — средство обеспечения эффективной правовой защищенности бизнеса (юридическая функция); — средство экономического управления капиталом с целью его коммерциализации (экономическая функция); — средство идентификации бизнеса в сознании потребителя на основе бренд-стратегии (социологическая функция); — средство формирования высокой корпоративной культуры индивидуального и массового творчества (психологическая функция); — средство интеграции пяти указанных выше функций (ролевая, общеорганизационная функция). Ролевая функция является наиболее сложной функцией, так как обеспечивает процесс интеграции, которая, в данном случае, обеспечивает общий баланс всех интересов в бизнесе, баланс доходов, затрат, прибыли и стоимости бизнеса, тем самым повышая инвестиционную привлекательность. Многослойность, сложность института интеллектуальной собственности требует тщательного изучения сущности данной категории. В современной экономической литературе можно выделить ряд подходов к определению сущности интеллектуальной собственности: • интеллектуальная собственность рассматривается посредством анализа ее состава; • интеллектуальная собственность определяется через изучение роли, которую она играет в процессе общественного производства (интеллектуальная собственность как формализованный и зафиксированный материал, предназначенный для производства более ценного имущества; знания, которые используются для получения конкурентных преимуществ); • определение интеллектуальной собственности как определенного ресурса, позволяющего обеспечить получение прибыли; • интеллектуальные ресурсы предприятия, способны создавать новую стоимость, приносить доход и т.п.) . Следует отметить, что в специальной литературе существует достаточно существенный спектр мнении? по поводу сущности и содержания экономического понятия «интеллектуальная собственность». Так, А.В. Дорохов рассматривает интеллектуальную собственность как «интеллектуальный потенциал, который используется субъектами хозяйствования в процессе экономического развития с целью получения дохода». Интеллектуальная потенциал понимается как возможности, созданные интеллектуальными ресурсами разных уровней, относительно реализации определенной цели» . А.В. Завалишин также рассматривает интеллектуальную собственность как «своего рода интеллектуальный потенциал, накопленный компанией, отраслью народного хозяйства или обществом в целом» . По нашему мнению, подобный подход не раскрывает сущность интеллектуальной собственности, как экономического понятия, поскольку непосредственно из определении? такого рода не следует, что представляет собой интеллектуальная потенциал. Между тем, потенциал сам по себе применительно к экономическим явлениям и процессам представляет собой достаточно сложную, дискуссионную научную категорию. К.В. Кетова трактует интеллектуальную собственность как систему накопленных знании? . В рамках данного подхода в состав интеллектуальной собственности не включаются нематериальные активы, которые большинство исследователей рассматривает в качестве неотъемлемой составной части интеллектуальной собственности компании?. А.В. Просвирнин, напротив, полностью отождествляет интеллектуальную собственность и «принадлежащие организации на основании права собственности нематериальные активы» . В данном случае в состав интеллектуальной собственности не вполне, по нашему мнению, правомерно не включены знания и компетенции персонала организации (или граждан государства, если рассматривать интеллектуальная собственность на микроуровне функционирования социально- экономической системы). Комплексное определение содержания интеллектуальной собственности предлагает Г.И. Новолодская: «Интеллектуальная собственность - это созданная в процессе интеллектуальной деятельности совокупность связей, имеющих экономическую ценность и использующихся в процессе производства и обмена с целью получения дохода». Анализ института интеллектуальной собственности происходит в четырех аспектах: ценность (нематериальный актив, приносящий доход); система (совокупность взаимосвязанных элементов); процесс (наличие воспроизведенных характеристик, связанных с кругооборотом); результат (приоритет в процессе потребления, следствие процесса кругооборота)» . В.В. Кондратьев и В.Б. Краснова трактуют содержание интеллектуальной собственности через ее структуру: «Интеллектуальная собственность является сложным системным образованием, которое можно структурировать по разным критериям. Это многоаспектное понятие, которое объединяет объекты интеллектуальной собственности, знание, умение и привычки работников, разнообразные системы, сети, процедуры, которые при включении в хозяйственное обращение приносят доход» . Далее, раскрывая содержание исследуемого нами понятия, указанные авторы отмечают, что составляющие интеллектуальной собственности неоднородны. Одни из них является порождением человеческого интеллекта, другие создают специфические условия его применения с целью повышения конкурентоспособности компании. Вместе с тем необходимо указать, что интеллектуальная собственность не существует вне контекста, стратегии развития организации, поскольку важнейшим конкурентным преимуществом постиндустриального бизнеса является способность к инновациям и умению приспосабливаться к условиям, которые быстро изменяются. Следует отметить, что в специальной литературе определенным образом отождествляется содержание экономических понятии? «интеллектуальная собственность», «интеллектуальный капитал», «нематериальные активы» организации. В частности, можно выделить следующие подходы: 1. Отождествление содержания понятии? «интеллектуальная собственность» и «нематериальные активы» организации (Р.И Акмаева , А.И. Бердников , А.В. Завалишин ). С подобным подходом нельзя согласиться в полной мере, так как в его рамках в состав интеллектуальной собственности не включаются некоторые накопленные субъектом хозяйствования знания и компетенции. 2. В состав интеллектуальной собственности хозяйствующего субъекта включаются, помимо нематериальных активов, также все знания и компетенции персонала организации (Б.В. Корнеи?чук , А.В. Просвирнин ). С подобной точкой зрения, по нашему мнению, нельзя согласиться постольку, поскольку знания и компетенции персонала все же являются личной собственностью самих сотрудников; включение их в полном объеме в состав интеллектуальной собственности организации в этой? связи представляется неправомерным. Для нивелирования имеющихся в специальной литературе противоречии? предлагается в состав интеллектуальной собственности хозяйствующего субъекта, помимо нематериальных активов, включать также знания и компетенции персонала, но только в тои? мере, в какой они используются на цели развития организации-работодателя. Интеллектуальный же капитал, как экономическая категория близкая к интеллектуальной собственности по своему содержанию, включает в себя, соответственно всю сумму накопленных знании? и компетенции? персонала. В свою очередь, человеческий капитал включает в себя интеллектуальные способности персонала, а также уровень его здоровья и культурного развития, но не включает стоимость нематериальных активов субъекта хозяйствования. Таким образом, на основании синтеза различных подходов можно предложить следующее определение исследуемого нами понятия: интеллектуальная собственность представляет собой нематериальные активы, а также систему накопленных знании? и компетенции? персонала в тои? части, в которой последние используются на цели функционирования субъекта хозяйствования. Система управления интеллектуальной собственностью на различных уровнях (предприятие, отрасль, регион и государство) на сегодняшний день непосредственно влияет на эффективность российской экономики. ? 1.2. Нормативно-правовые основы управления интеллектуальной собственностью в высших учебных заведениях Результаты интеллектуальной деятельности становятся неотъемлемой частью деятельности образовательных и научных организаций, как со стороны сотрудников, так и потребителей образовательных услуг. Правовые проблемы регулирования создания и использования объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС) в высшей школе обусловлены определенными имущественными интересами сторон и отсутствием правовой определенности результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД) сотрудников образовательных учреждении?, так и потребителей образовательных услуг. Созданные сотрудниками высших учебных заведений ОИС, в большинстве случаев относятся к РИД, созданных в рамках служебного произведения. Анализ специальной литературы показал, что понятие «служебное произведение» является сложной межотраслевой дефиницией. Это предполагает применение вариативных норм права нескольких отраслей, в том числе гражданского и трудового законодательства. Стоит отметить, что среди специалистов нет единого подхода к определению правовой природы служебного произведения. Правовое регулирование вопросов, связанных с служебными произведениями регламентируется ст.1295 ГК РФ. К служебным произведениям относятся произведения науки, литературы и искусства, созданные в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. В качестве служебных результатов интеллектуальной деятельности в высшем учебном заведении, с учетом многообразия направлении? подготовки бакалавров, специалистов, магистров, в рамках укрупненных групп специальностей и направлении?, могут создаваться все перечисленные в ст. 1259 ГК РФ объекты авторских прав. Созданный работником образовательной организации ОИС должен соответствовать основным признакам служебного произведения: — объективное существование произведения независимо от способа его выражения; — творческий характер произведения; — создание его автором в пределах своих трудовых обязанностей. Анализ судебной практики показывает, что помимо данных признаков, при определении произведения в качестве служебного значимыми являются следующие факты: — существование прямой взаимосвязи между исполнением трудовой функции работника и служебным результатом интеллектуальной деятельности; — наличие служебного задания на создание объекта авторского права; — наличие трудовых отношении? и их надлежащее оформление для создания служебных произведении?. Вопрос закрепления прав на служебное произведение рассмотрен в Письме Минобрнауки РФ от 09.02.2011 № АП-105/07 «Об обеспечении свободного доступа к фондам библиотек» . Для возможности приобретения прав на служебное произведение образовательным учреждением в силу установленной законодательством презумпции необходимо одновременное выполнение следующих условии? (см. рис. 1.1.). Если одно из указанных выше условии? отсутствует, рассматривать произведение как служебное невозможно. Для документального подтверждения бесспорности факта принадлежности служебного произведения образовательному учреждению необходимо: — трудовой договор, содержащий указание на факт принадлежности прав на создаваемые произведения работодателю. Также в нем могут содержаться условия о наличии у работника (автора) соответствующих трудовых обязанностей; — акта сдачи-приемки произведения для конкретизации правовых последствии? в отношении созданного произведения. Существенным недостатком закрепления прав на произведение с использованием презумпции установленной для служебных произведении?, с позиции образовательного учреждения, является предусмотренная пунктом 2 статьи 1295 ГК РФ обязательность выплаты вознаграждения работнику (автору). Стоит отметить, что если выплата не будет четко определена, то работник вправе требовать установления ее размера и порядка выплаты через суд. В случае сомнения в соблюдении условии?, представленных на рис. 1.1. или сложностей в документальном оформлении Министерство образования и науки рекомендует заключать договоры общего типа – отчуждения или лицензионного. Данные договоры могут заключаться с любыми авторами. Таким образом, заключение договоров отчуждения или лицензионного договора может стать эффективным инструментом правового регулирования интеллектуальной собственности на объекты, создаваемые в образовательных учреждениях, вне рамок служебного задания, включая ОИС учебной сферы. Рекомендации Министерства образования и науки РФ содержат указание, что при необходимости могут применяться оба подхода, несмотря на то, что формально они противоречат друг другу, но подобный вариант позволяет воспользоваться хотя бы одним из способов для защиты нарушенных прав. Как уже отмечалось, закрепление прав по договору может осуществляться вне зависимости от того, является ли автор работником образовательного учреждения, к преимуществам данного подхода можно отнести простоту и большую надежность, к недостаткам – возможные проблемы с согласованием условии? использования. Виды договоров по закреплению прав на объекты интеллектуальной собственности, созданных в образовательных учреждениях, представлены на рис. 1.2. Данные виды договоров могут быть заключены на безвозмездной основе. Может быть установлена любая сумма вознаграждения по усмотрению образовательного учреждения, однако договор обязательно должен содержать либо размер вознаграждения (или порядок его определения), либо указание на его безвозмездность. При отсутствии таких сведении? договор будет считаться незаключенным. Рассмотрим каждый договор более подробно. Договор отчуждения исключительного права на произведение позволяет образовательному учреждению получить исключительное право на произведение в полном, наиболее возможном объеме, без каких-либо ограничении? на основании статьи 1234 и 1285 ГК РФ. Данный вариант может рассматриваться как наиболее целесообразный, однако может вызывать сопротивление у авторов, которые при заключении такого договора фактически лишаются всех имущественных прав в отношении произведения. Следующим вариантом договора является исключительная лицензия. При предоставлении в наиболее полном объеме данный вид договоров почти не отличается по объему прав от случая заключения договора отчуждения. Он позволяет согласовывать и вносить изменения (ограничения) по отдельным условиям: сроку, способам, видам использования, на основании статей 1235 - 1237, 1286 ГК РФ, если этого будет требовать автор. Третий вид – неисключительная лицензия – в отличие от исключительной позволяет только использовать произведение, но не дает возможности образовательному учреждению запрещать кому-либо еще его использование (например, любое лицо может получить права на использование произведения у его автора). Необходимо отметить, что заключение данного договора вполне достаточно для легализации использования произведении? образовательного учреждения и любыми его лицензиатами, поэтому, если в создание произведении? не вкладываются значительные средства и иначе с автором договориться оказывается затруднительно, вполне возможно заключение именно данного вида договора. Условия предоставления лицензии также могут варьироваться по согласованию между образовательным учреждением и автором. В договорах может указываться условное название произведении?, однако, если оно не идентифицирует произведение исчерпывающим образом, а также во всех случаях, когда имеется такая возможность, желательно прилагать к договорам и акту сдачи-приемки экземпляр произведения, подписанный автором на каждом листе. Правовой режим служебного произведения, действующий в настоящее время, складывается из следующих положении?: — авторское право на служебное произведение принадлежит автору служебного произведения; — исключительное право на использование служебного произведения принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю); — размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем; — работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование, либо требовать такого указания. В целом, алгоритм закрепления прав на объекты интеллектуальной собственности для образовательных учреждений можно представить схематически (см. рис. 1.3). Рис.1.3. Алгоритм закрепления прав на ОИС для ОУ
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg