Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Влияние инноваций на повышение конкурентоспособности предприятия железнодорожного транспорта

not_en 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 125 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2018
Конкурентоспособность транспортного предприятия – способность удовлетворять платежеспособный спрос клиентов в перевозках определенного объема и качества, что позволяет занять ведущее место на рынке транспортных услуг и получить максимально полезный эффект [46]. Холдинг «РЖД» является крупнейшим системообразующим элементом российской экономики, важнейшим звеном ее транспортной системы. Инновационные технологии играют ведущую роль в совершенствовании производственного процесса, обновлении ассортимента и номенклатуры продукции, снижении себестоимости продукции, введении новых прогрессивных принципов управления, т. е. создают основные конкурентные преимущества.
Введение

Транспорт играет значительную роль в жизни российского общества, формируя инфраструктурные условия для социально-экономического развития России, обеспечивая территориальную целостность страны и связь с другими государствами. Между конкурентоспособностью страны и состоянием транспортной системы существует тесная взаимосвязь. Поэтому одним из условий обеспечения устойчивого развития экономики России является эффективное функционирование транспортного комплекса. Существенную роль в формировании эффективной транспортной ин-фраструктуры играет железнодорожный транспорт. Он является основным, а в некоторых случаях и единственным видом транспорта, осуществляющим массовые перевозки пассажиров при любых климатических условиях. Несмотря на наличие конкурентных преимуществ в виде широкой географии перевозок и безопасности, железнодорожный транспорт испытывает возрастающую межвидовую конкуренцию. Постепенно происходит сокращение доли железнодорожного транспорта в результате активного развития конкурирующих видов транспорта, что в значительной степени связано с опережающими темпами внедрения передовых технологий и процессов в деятельности различных видов транспорта. В условиях конкурентного рынка предприятия, проводящие активную инновационную политику, получают значительные конкурентные преимущества, создавая новые потребительские ценности, добиваясь одновременного снижения издержек. Проблема формирования инновационного потенциала как элемента переориентации экономических процессов, протекающих на железнодорожном транспорте, является сложной и многогранной [3]. В первую очередь, это определяется тем, что процесс создания инновационной системы происходит в условиях нестабильной экономической ситуации, без достаточного финансового обеспечения. В связи с этим необходимо проведение инновационной политики, которая ориентирована на формирование устойчивого потенциала для будущего роста конкурентоспособности предприятия. Следовательно, система инновационных преобразований должна обеспечивать не только эффективное функционирование предприятий железнодорожного транспорта, но и высокую конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг. В настоящее время Компания ОАО «РЖД» входит в ТОП-5 крупней-ших компаний России, занимая лидирующие позиции в мире наряду с магистралями Китая и США, в том числе по объемам перевозок.[3] Российские железные дороги занимают III место в мире по протяжен-ности железнодорожной инфраструктуры и II место по протяженности электрифицированных линий и грузообороту, I место в Европе по протяженности железнодорожной инфраструктуры, электрифицированных линий и грузообороту. ОАО «РЖД» входит в 10 крупнейших в мире и является одной из трех крупнейших в Европе транспортных компаний по пассажирообороту и относится к наиболее эффективным железнодорожным компаниям по основным показателям эффективности: удельной энергоемкости перевозок, интенсивности использования инфраструктуры, производительности локомотива, себестоимости перевозок и выбросам СО2. Лидерство компании на внутреннем рынке транспортных услуг и высокая конкурентоспособность на глобальном уровне во многом обеспечивается продуманной, результативной и эффективной стратегией научно-технического и инновационного развития компании. На сегодняшний день, главным документом в области инновационной деятельности холдинга «РЖД» является разработанная в 2015 году Стратегия научно-технического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и на перспективу до 2025 года – «Белая книга». Разработка «Белой книги» осуществлялась на основе анализа технико-технологических проблем развития основных видов деятельности ОАО «РЖД», достигнутых результатов научно-технической деятельности и итогов выполнения мероприятий стратегических документов Компании в период 2007-2015 годов, а также мировых тенденций развития железнодорожного транспорта и трендами развития российской экономики, науки и технологий. Одним из инструментов реализации «Белой книги» является план на-учно-технического развития ОАО «РЖД», порядок формирования, реализации и контроля, исполнения которого определен Регламентом. Создание рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «РЖД» за счет изменения его структуры управления инновационной деятельности позволяет: ? увеличить кадровый потенциал предприятия; ? повысить качество предлагаемых инновационных проектов; ? увеличить количество патентов от НИОКР; ? увеличить эффективность внедрения инноваций в производственный процесс компании; ? лидирующее место, как на внутренних, так и на внешних рынках; ? получать прибыл от продажи патентов; ? предоставлять услуги по внедрению в производство клиентов инновационные процессы. Данная научная работа направлена на решение актуальной научной проблемы – управление конкурентоспособностью предприятия железнодорожного транспорта за счет использования инноваций. В настоящее время каждое предприятие старается превзойти своих конкурентов и как можно дольше удерживать лидирующие позиции на рынках, в особенности, если речь идет о международных рынках. Степень разработанности проблемы. Теоретические проблемы по-вышения конкурентоспособности предпринимательских структур нашли отражение в работах зарубежных и отечественных ученых: Азоева Г. Л., Альберта А., Визера Е. Дж., Рачек С. В., Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Альберта А., Визера Е.Дж., Гельвановского М.И., Данько Т.П., Грязнова М. О., Галабурда В. Г., Бубнова Г. В., Иванова Е. А., Зайцев Ю. В., Дорожкина Т. В., Крутиков В. К., Федорова О. В., Горфинкель В. Я., Попадюк Т. Г., Данилина М. Г., Подсорин В.А., Тараканова Н.С., Зайцев Ю. В., Дорожкина Т. В., Крутиков В. К., Федорова О. В., Караткевич С. Г, Добрынин В. Н., Лобачева М. В., Багрецов С. А., Подсорин В. А., Иванов К. Н., Терешина Н. П., Галабурда В. Г., Токарев В. А., Шлеин В.А., Штеле Е. А. и др. Проблемам и особенностям повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта, в том числе за счет развития инновационных технологий, посвящены работы таких авторов, как Волкова Б.А, Рачек С. В., Галабурды В.Г., Ивницкого О.В., Лапидуса Б.М., Левицкой Л.П., Мачерета Д.А., Мирошниченко О.Ф., Пехтерева Ф.С., Подсорина В.А., Сотникова Е.А., Терешиной Н.П., Третьяка В.П., Шарпова С.Н., Шишмакова В.Т. и др. Анализ научной литературы показал, что при всей значимости иссле-дований отечественных и зарубежных ученых проблемы повышения конкурентоспособности предприятий железнодорожного транспорта за счет инновационной деятельности проработаны недостаточно полно. Это говорит о том, что проблема является актуальной. Актуальность выбранной темы обусловили её логику и структуру. Цель диссертационной работы заключается в изучении, анализе и разработке научно-методических положений и практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия железнодорожного транспорта посредством инновационного развития. Для достижения цели диссертационной работы необходимо решить следующие задачи: 1) Систематизировать теоретико-методологическую базу по проблемам влияния инноваций на повышение конкурентоспособности предприятий железнодорожного транспорта. 2) Проанализировать современное состояние и направления повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта в рамках стратегического развития отрасли. 3) Разработать методические рекомендации по повышению конкурен-тоспособности предприятий железнодорожного транспорта на основе совершенствования инновационной деятельности. Объектом исследования является компания – ОАО «РЖД». Предметом исследования диссертационной работы являются методы повышения конкурентоспособности железнодорожной отрасли на основе развития инновационной стратегии. Теоретической и методологической основой исследования послу-жили: 1) Нормативно правовые акты, регулирующие инновационную дея-тельность ОАО «РЖД». 2) Результаты фундаментальных и прикладных исследований в области экономической теории, менеджмента, транспортной деятельности, отечественный и зарубежные публикации; 3) Интернет-ресурсы. 4) Статистические данные о финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД». 5) стратегия научно-технического развития холдинга «Российские же-лезные дороги» («Белая книга»). Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач использованы следующие методы анализа: логико-аналитический, экономико-статистический, эмпирический, экономического моделирования, системного анализа, графический метод, метод группировки и классификации, статистический метод, сравнительный анализ, анализ и обобщение литературы по проблемам исследования. Исследования опираются на труды ученых в области экономики и финансовой деятельности, работников Холдинга «РЖД», разрабатывающих инновационную стратегию компании на перспективу. Совокупность используемых методов научного исследования способ-ствовала обеспечению достоверности полученных выводов и актуальности практических рекомендаций. Научная новизна исследования отражена в следующих основных результатах, полученных лично автором и выносимых на защиту: 1) систематизированы научные точки зрения на содержательные аспекты понятий: «инновация», «инновационная деятельность», «конкурентоспособность», что позволило уточнить сущность данных социально-экономических категорий и их взаимосвязь, предложено авторское определение понятию «конкурентоспособность железнодорожного транспорта» с точки зрения современного этапа развития экономики и железнодорожной отрасли; 2) разработана общая модель влияния инноваций на конкурентоспо-собность предприятий железнодорожного транспорта; 3) предложены методические рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности, в основе которых заложен механизм создания инновационного предприятия железнодорожного транспорта. Практическая значимость. Практическая значимость работы состоит в возможности использова-ния полученных результатов в работе предприятий железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» и частных железнодорожных операторов. Представленный в работе подход к развитию инновационной деятельности предприятия ОАО «РЖД» является одним из основных направлений повышения конкурентоспособности и роста эффективности компании. Теоретические положения и практические результаты исследования могут быть использованы при преподавании дисциплин: «экономика железнодорожного транспорта», «инновационный менеджмент», «история экономики железнодорожного транспорта», «стратегическое планирование на железнодорожном транспорте», «менеджмент», «экономика предприятия», «стратегический менеджмент». Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на: 1) международной научно-практической конференции: «Наука сегодня: теоретические и практические аспекты» (Вологда, 2016); 2) международной научно-практической конференции: «Наука сегодня: проблемы и пути решения» (Вологда, 2017); 3) второй этап конкурса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ студентов (Екатеринбург, 2017). Публикации. По проблемам диссертационного исследования автором опубликовано 3 работы, входящих в перечень РИНЦ. Общий объем составляет 0,8 п. л.: 1) международный научно-практический журнал: «Наука сегодня: теоретические и практические аспекты» (Вологда, 2016); 2) международный научно-практический журнал: «Наука сегодня: проблемы и пути решения» (Вологда, 2017); 3) международный журнал «Scientific Light» (Wroclaw, Польша, 2017). Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографического списка. Работа содержит 125 страниц машинописного текста, 2 таблицы, 15 рисунков и 1 приложения. Список литературы включает в себя 54 источника.
Содержание

Введение 6 1 Теоретико-методологические аспекты инновационной деятельности 13 1.1 Сущность категорий «инновация» и «инновационная деятельность» 13 1.2 Роль инноваций в повышении конкурентоспособности предприятий 29 1.3 Тенденции научно-технического развития в мировых железнодорожных системах 39 Выводы по 1 главе 48 2 Анализ инновационной деятельности компании ОАО «РЖД» и ее воздействие на повышение конкурентоспособности предприятий железнодорожного транспорта 50 2.1 Анализ направлений инновационного развития ОАО «РЖД» 50 2.2 Управление инновационной деятельностью ОАО «РЖД» 59 2.3 Влияние инноваций на конкурентоспособность предприятий железнодорожного транспорта 66 2.4 Анализ инновационной стратегии ОАО «РЖД» до 2025 г. 81 Выводы по 2 главе 89 3 Повышение конкурентоспособности предприятий железнодорожного транспорта на основе совершенствования инновационной деятельности 90 3.1 Организационная форма инновационного предприятия в условиях конкуренции 90 3.2 Методические рекомендации по созданию инновационного предприятия железнодорожного транспорта 105 3.3 Факторы эффективности функционирования инновационного предприятия и его влияние на конкурентоспособность предприятия железнодорожного транспорта 112 Выводы по 3 главе 115 Заключение 116 Список использованных источников 120 Приложение А. Схема внутренней структуры СОК 125
Список литературы

1 Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный ме-неджмент и государственная инновационная политика. – М.: Академия Естествознания. 2011. – 315 2 Б.А. Волков, В.Я. Шульга и др., Под ред. Б.А. Волкова. М. Оценка экономической эффективности инвестиций и инноваций на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. 2011. – 420 3 Балабанов И. Л. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер. Учеб-ное пособие. 2010. – 216 4 Белая книга. Стратегия научно-технического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 г. и перспективу до 2025 г. 2015. – 63 5 Большой толковый словарь бизнеса. М.: Вече, АСТ. 2005. – 440 6 Бондаренко А. В. Оценка объектов инноваций на железнодорожном транспорте: журнал «Экономика железных дорог». 2014. № 4. 7 Борисова А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир. 2010. 8 Брайан Т. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика. 2009. 9 Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Филин. 2012. 10 Валента Ф. Управление инновациями. М.: Прогресс. 2010. 11 Галабурда В. Г., Бубнова Г. В., Иванова Е. А. и др. Транспортный маркетинг: учебник / – М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». 2011. – 452 с. 12 Гапанович В. А. Направление инновационного развития: журнал «Железнодорожный транспорт». 2014. № 2. 13 Гвишиани Д. М. Диалектико материалистические основания сис-темных исследований // Диалектика и системный анализ. М.: Наука. 2003. 14 Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / Научное издание. – М.: Москва: Экономика. 2010. 15 Голиченко О. Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. – М.: Наука. 2011. 16 Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент // www.aup.ru/books/ 17 Горфинкель В. Я., Попадюк Т. Г. Инновационный менеджмент: учебник. 2014. 18 Данилина М. Г., Подсорин В.А., Тараканова Н.С. Инновационный менеджмент: учебное пособие для студентов экономических специальностей. Ч. 1. – М.: МИИТ. 2011. 19 Дульзон A. A. Управление проектами: учебное пособие / А. А. Дуль-зон; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Toмск : Изд. Томского политехнического университета. 2010. 20 Ефимова О. В., Калинина Д. В. Стандартизация представления проектов бережливого производства в производственном блоке ОАО «РЖД». // Экономика железных дорог. 2013. № 3. 21 Завгородняя Т. В. Теоретические аспекты конкурентоспособности организации. 2014. 22 Зайцев Ю. В., Дорожкина Т. В., Крутиков В. К., Федорова О. В. Управление инновационным проектом, Учебно-методическое пособие. 2016. 23 Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ЮНИ-ТИ. 2014. 24 Конышева Е.В., Федченок А.Д., Мирошник А.В. Методические подходы к управлению инновационной деятельностью организации. Инновационный транспорт. № 4 (5). 2012. 25 Казанцева А. К., Миндели Л. Э. Основы инновационного менедж-мента. Теория и практика: Учебник – М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2014. 26 Канторович Л. В. Системный анализ и некоторые проблемы научно-технического прогресса: Диалектика и системный анализ. М.: Наука. 2013.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Сущность категорий «инновация» и «инновационная деятельность» В литературе можно найти множество определений термина «инновация». Однако, несмотря на исключительное внимание исследователей к этой экономической категории, научная мысль до сих пор не выработала универсальное определение «инновации», которое отвечало бы потребностям, как теории, так и практики, а также было бы адекватным с позиций конкретного субъекта их осуществления – ¬¬¬¬-государства, региона, отрасли, предприятия. Термин «инновация» как новая экономическая категория ввел научный оборот австрийский ученый (позже американский) ученый Йозеф Шумпетер в первом десятилетии двадцатого века. В своей работе «Теория экономического развития» в 1911 г. Й. Шумпетер первым рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса [1]. Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии: 1) использование новой техники, технологических процессов или нового обеспечения производства; 2) внедрение продукции с новыми свойствами; 3) использование нового сырья; 4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении; 5) появление новых рынков сбыта. Он доказывал, что центральной фигурой в экономике становится новатор-предприниматель. По Й. Шумпетеру, инновация ? это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В зависимости от объекта и предмета исследования инновации могут рассматриваться как результат, как изменение (Ф. Валента, Л. Волдачек, Дж. Шумпетер) и как процесс (Т. Брайан, С. В. Валдайцев, В. Раппопорт, К. Пасс, Б. Лоус, Э. Пендлтон, Л. Чедвик, Б. Санто. Г. М. Гвишиани) [10]. В таблице 1.1 приведены различные подходы к определению категории «инновации», встречающиеся в профессиональной литературе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg