Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

not_en 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2018
Итак, из всего вышеизложенного, мы приходим к выводу, что внимание не является самостоятельным познавательным процессом и, поэтому, оно составляет необходимую сторону каждого вида сознательной деятельности, направленной на объект, но при этом не имеет своего особого содержания.
Введение

Каждый день мы познаем мир вокруг нас. Мы видим, слышим, ощущаем, воспринимаем, думаем – мы чувствуем. Эти привычные для нас действия, будь то мы отдыхаем или трудимся, играем мы или же учимся – любая деятельность требует от нас сосредоточенности и целенаправленности, которые обеспечиваются психическими процессами. Часто у детей с нарушением слуха отмечаются трудности в развитии психических процессов. Еще в начале прошлого столетия под руководством Л.С. Выготского были начаты исследования психического развития детей с различными нарушениями и том числе с нарушениями слуха. Его ученики Л.В. Званков и И.М. Соловьев продолжили исследования в сурдопсихологии. Значительный вклад в это направление внесли известные исследователи как М.М. Нудельман, Т.В. Розанова, Н.Г. Морозова, Ж.И. Шиф, Т.Г. Богданова и другие ученые. Одним из ключевых психических процессов человека, играющих важную роль при выполнении функции контроля является внимание. Посредством внимания ребенок познает новые объекты и явления, которые особенно необходимы для дальнейшего обучения и развития познавательных процессов в целом. Ведь как говорил С.Л. Рубинштейн: «Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание» [29; 417]. Нарушение функций слухового анализатора у ребенка может замедлить развитие основных процессов, таких как - внимание, память, мышление и речь. Актуальность. Здоровый ребенок познает окружающий мир, в основном, через восприятие и слуховые ощущения, когда как, дети с нарушением слуха ограничены или лишены такой возможности. Для них зрительное восприятие имеет большее значение, чем слуховое, тем самым, основная нагрузка поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, дети с нарушением слуха воспринимают вербальную речь считывая движения губ. Данный процесс требует полной сосредоточенности на артикуляции говорящего человека, что возможно только при устойчивом внимании и напряжении ребенка. Поэтому дети с нарушением слуха могут быстро уставать, чем здоровые дети. Гипотеза: особенность развития внимания детей с нарушением слуха обусловлено замедленным овладением речью и своеобразием развития познавательной сферы. Создание своевременных оптимальных психологических условий, уменьшающих нагрузки на зрительный анализатор, который выполняет компенсаторную функцию. Целью курсовой работы является выявление особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Задачи: 1) рассмотреть причины нарушения слуха; 2) изучить и описать виды внимания; 3) описать психологические теории внимания; 4) выявить особенности внимания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха; 6) обосновать методы исследования внимания детей с нарушением слуха. Объект исследования – дети с нарушением слуха младшего школьного возраста. Предмет исследования – особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Содержание

Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы изучения внимания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха…………………5 1.1. Феномен внимания в свете разных психологических подходов……5 1.2. Общая характеристика внимания как высшей психической функции...…9 1.3. Особенности изучения развития внимания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха……………………………………...12 Глава 2. Теоретическая модель изучения особенностей развития внимания у детей с нарушением слуха в младшем школьном возрасте…16 2.1. Представление схемы-модели изученности феномена внимания в зарубежной и отечественной психологии…………………………...…………16 2.2. Представление модели причин нарушений слуха у детей младшего школьного возраста………………………………………………...……………26 2.3. Построение теоретической модели изучения внимания у младших школьников с нарушением слуха……………………………………………….30 Выводы ……………………………………………………………………36 Заключение……………………….…………………….…………………38 Список использованной литературы………………….…………………40
Список литературы

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология.: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 203 с. 2. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с. 3. Братусь Б.С. Общая психология. В 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б.С. Братуся. - Т. 4. Внимание / М.В. Фаликман. - М., 2006. - 453 с 4. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.:МГУ, 1987. - 337 с 5. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]: http://www.who.int/pbd/deafness/world-hearing-day/WHD2016_Infographic_RU_2.pdf 6. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136с. 7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: Педагогика, 1983.-368 с. 8. Выготский Л. С., Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. / Выготский Л. С., Лурия А. Р. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с. 9. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. / Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. - М., 1974.-225с 10. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18 «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с 11. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега-Л», 2005. - 858с. 12. Гоголева А. В. Особенности развития внимания глухих школьников // Дефектология. — 1981. — № 3. 13. Добрынин Н. Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973. №3. С. 121 – 128 14. Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. Психологическая наука в СССР. / Н.Ф. Добрынин. - М.: 1959.- 236с 15. Карпов А.В. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. — М.: Гардарики, 2004. — 232 с 16. Комарова Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. – Гродно:ГрГУ, 2002. – 124 с 17. Крутецкий В.А. Психология.- М.: Просвещение, 1980. - 210 с 18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.- М.: Изд-во МГУ 1972. - 223 с. 19. Леонтьев А. Н. Хрестоматия по вниманию. Издательство Московского университета, 1976. - 296 с 20. Лубовский В. И. Специальная психология: Учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов высш. пед. учеб. заведений/ Розанова Т. В., Солнцева Л. И. и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с 21. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Спб.: Питер, 2006. – 320с. 22. Мещеряков Б. Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак. 2008. — 868 с. 23. Назарова Н. М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. — 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с. 2010 24. Нейман, Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей/ Л.В. Нейман. – М.: АПН РСФСР, 1981.-100 с 25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с 26. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 104с 27. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004 - 655 с. 28. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М.: Педагогика, 1978. — 232 с. 29. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – Спб.: Питер, 2008. – 713 с. 30. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с 31. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: ?Речь?. 2003. — 216 с. 32. Суслова О.И. Основы психологии детей с нарушением слуха – Саратов: изд. центр Наука, 2013. - 92 с. 33. Таварткиладзе Г.А., Шматко Н.Д. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни. Методическое пособие. - М., Издательство "Полиграф сервис", 2001 – 128с. 34. Ухтомский А. А., Статьи и выступления разных лет. заметки на полях. – Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015 – 736 с 35. Федорова С.В., Шамаева В.С. Диагностика и игровая коррекция внимания. – Якутск: Изд. полигр. комплекс СВФУ, 2011. – 56с
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения внимания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 1.1. Феномен внимания в свете разных психологических подходов Внимaние происходит от латинского слова «attendo», обозначающего напряжение души, обращение к объекту русские тepмины «внимать», «внемлю» также указывают на действие «взятия в душу» объекта, eгo усвоение субъектом [16; 5]. Обращаясь к «Большому психологическому словарю» за определением внимания - это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач [22; 92]. С точки зрения физиологии внимание проявляется во внешних признаках, таких, как мимика и разнообразные движения. Согласно взглядам И.М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, И.П. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса. Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внимания внес А.A. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер [10; 111]. Учение Павлова о центрах оптимальной возбудимости и учение Ухтомского о доминанте дают опорные точки для выяснения физиологической основы внимания [34; 149, 7; 205]. Однако, внимание есть психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления, с другой, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку внимание в той или иной мере выступает как составная часть в любом другом психическом процессе [19; 257]. Одни считают, что внимание - это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. Анализ этих трудностей приводит к выводу, что в основе взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта: 1. Bнимание не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и по внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности. 2. Bнимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Мeждy тeм, именно наличие xaрактерного продукта служит доказательством наличия соответствующей фyнкции (даже там, где процесс ее почти совсем не известен). У внимaния такого продyкта нeт, и это более всего говорит прoтив оценки внимания как отдeльной фyнкции псиxической дeятельноcти [31; 36].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg