Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Деловая игра как средство развития творческих способностей школьников

not_en 190 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2018
Итак, настоящее исследование посвящено изучению применения деловых игр как средства развития творческих способностей школьников. На современном этапе становления образования основой развития школьника являются фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Образование, ориентированное только на получение знаний, ушло в прошлое. Для государства важны такие новые качества выпускника, как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий выпускник должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни; владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования; уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере; разрешать проблемы и работать в команде; быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определённого стиля мышления, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время, как никогда широко осознается ответственность общества и государства за развитие подрастающего поколения. Изменения общеобразовательной школы нацеливает на использование всех условий, ресурсов для повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. Однако не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития творческих способностей детей. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра. Проблема развития творческих способностей школьников составляет основу воспитания, является сложной педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного внимания и дальнейшего развития. В настоящее время в обществе особо остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социальных, культурных задач, умеющих жить в новом демократическом обществе. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных процессах. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы и в течение всего периода обучения. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают деловые игры [1]. Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ученик все лучше овладевает ими: игра становится для него, так называемой, школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него планомерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей жизнедеятельности. В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отход от действительности, и проникновение в неё. Способности к изменению действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии. В игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. В общем, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка, развиваются его творческие способности [13]. В игре в той или иной мере формируются качества, необходимые для обучения и развития творческих способностей, а в последствии, формируются знания, умения и навыки необходимые в повседневной жизни. Итак, все вышеперечисленное обусловило актуальность темы курсовой работы. Развитием творческих способностей школьников занимались ученые Т.В. Кудрявцев, Р.А. Низамов, П.И. Чернецов, Г.Я. Шишмаренкова, А.Ф. Эсаулов и др. Ими раскрываются содержание и структура данного понятия, компоненты, с помощью которых развиваются творческие способности школьников. Развитию творческих способностей с помощью игр посвящены работы А.А. Вербицкого, П.И. Пидкасистого, Д.Н. Узнадзе, С.А. Шмакова и др. Сущность, назначение, теоретические вопросы применения деловых игр отражаются в работах М.М. Бирштейн, С.А. Габрусевича, В.Я. Платова, Е.А. Хруцкого и др. Анализ научных исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме развития творческих способностей школьников. Однако до настоящего времени не выявлены в полной мере особенности творческой деятельности школьников; недостаточно раскрыта дидактическая сущность деловой игры и педагогические условия по обеспечению ее применения для школьников; не в полной мере исследованы некоторые другие вопросы. Таким образом, возникает противоречие, с одной стороны, между возросшей потребностью общества в школьниках и обучающихся, способных самостоятельно компетентно принимать решения, и необходимостью совершенствования в этой связи учебно-познавательного процесса в образовательном учреждении, а с другой - недостаточной теоретической и методической разработанностью ее педагогических основ, обеспечивающих эффективность активизации творческих способностей школьников. На основании анализа педагогической практики, анализа научной литературы и выдвинутых противоречий была сформулирована проблема исследования - применение деловых игр для развития творческих способностей школьников. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность, выделенное противоречение и проблема исследования определили выбор темы исследования: «Деловая игра как средство развития творческих способностей школьников». Цель исследования - определение и разработка практических положений, при которых деловая игра является эффективным средством развития творческих способностей школьников. Объект исследования – процесс развития творческих способностей школьников. Предмет исследования – деловая игра как средство развития творческих способностей школьников. Поставленная цель, объект и предмет исследования позволяют поставить следующие задачи: 1. Определить понятие творческих способностей школьников; 2. Рассмотреть основные условия развития творческих способностей школьников; 3. Охарактеризовать возможности деловой игры в развитии творческих способностей школьников; 4. Разработать практические положения по использованию деловой игры как средства развития творческих способностей школьников. Методы исследования. В процессе работы применялись следующие методы исследования: анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы, метод сравнительного анализ и обобщения и другие. Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Содержание

Введение…………………………………………………….…………………….3 Глава 1. Общая теоретическая характеристика творческих способностей школьников………………………………………………………………………..7 1.1. Понятие творческих способностей школьников……………………….…7 1.2. Основные условия развития творческих способностей школьников…13 Глава 2. Деловая игра в процессе развития творческих способностей школьников………………………………………………………………………17 2.1. Возможности деловой игры в развитии творческих способностей школьников………………………………………………………………………17 2.2. Практические положения по использованию деловой игры как средства развития творческих способностей школьников……………………..………24 Заключение………………………………………………………………………28 Список использованных источников…………………………………………..31
Список литературы

1. Алапьева, В. Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр [Текст] / В.Г. Алапьева. – Екатеринбург : Деловая книга, 2009. – 179 с. 2. Алиева, Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития [Текст] / Е.Г. Алиева // Психологический анализ учебной деятельности. – Москва : ИПРАН, 2011. – 107 с. 3. Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей : учебное пособие [Текст] / Т.И. Артемьева. – Москва : Наука, 2007. – 184 с. 4. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608 с. 5. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Санкт-Петербург, 2010. – 862 с. 6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология : ученик для вузов [Текст] / Л.С. Выготский. – Москва : Педагогика, 2009. - 534 с. 7. Гузеев, В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС [Текст] / В.В. Гузеев. – Москва : НИИ школьных технологий, 2015. – 128 с. 8. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т.Ф. Ефремова. – Москва : Дрофа, 2010. – 1233 с. 9. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости : учебное пособие [Текст] /З.И. Калмыкова. – Москва : Педагогика, 2011. – 200 с. 10. Каптерев, П. Ф. Педагогический процесс : учебник для вузов [Текст] / П.Ф. Каптерев – Санкт–Петербург : Вольфа, 2015. – 704 с. 11. Комарова, Т. С. Коллективное творчество детей : монография [Текст] / Т.С. Комарова. – Москва : Владос, 2009. - 247с. 12. Кудрявцев, В. Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании : учебник для вузов [Текст] / В.Т. Кудрявцев. – Москва : Просвещение, 2008. – 350 с. 13. Кулапов, М. Н. Ролевые и деловые игры : практикум [Текст] / М.Н. Кулапов. – Москва : Экзамен, 2013.– 126 с. 14. Куприянов, Б. В. Ситуационно-ролевая игра как средство воспитания у подростков субъектности во взаимодействии: Монография [Текст] / Б.В. Куприянов, О.В. Миновская; под ред. И.И. Фришман. – Кострома, 2013. – 120 с. 15. Куприянов Б.В., Подобин А. Е. Лагерь ролевых игр «Кентавр» [Электронный ресурс] // Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». – Режим доступа: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/135 (06.03.16). 16. Куприянов Б.В. Сущность ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2646 – 8.03.2016. 17. Леонтьев, А. А. Научите человека фантазии [Текст] / А.А. Леолнтьев // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 12-16. 18. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности : учебник для вузов [Текст] / И.Я. Лернер – Москва : Знание, 2010. - 396 с. 19. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК [Текст] / Б.Т. Лихачев. – Москва : Прометей, 2008. – 464 с. 20. Львов, М. Р. Школа творческого мышления : учебник для вузов [Текст] / М.Р. Львов. – Москва : Просвещение, 2015. – 400 с. 21. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одарённой [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 29-33. 22. Махмутов, М. И. Современный урок : учебно-методическое пособие. 2-е изд. [Текст] / М.И. Махмутов. – Москва : Просвещение, 2015. – 243 с. 23. Новгородова, С.Е. Методика проведения деловых игр на уроках. [Электронный ресурс] / С.Е. Новгородова // Режим доступа:http://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library/2015/01/17/metodika-provedeniya-rolevykh-delovykh-igr-na – 06.03.16. 24. Панфилова, А. П. Инновационные технологии: Активное обучение : учебное пособие для студентов вузов [Текст] / А. П. Панфилова. – Москва : Академия, 2009. – 192 с. 25. Педагогика : учебное пособие для студентов пед ин-тов [Текст] / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – 2-е изд, доп и перераб. – Москва : Просвещение, 2008. – 479 с. 26. Подласый, И. П. Педагогика : учебник для вузов [Текст] / И.П. Подласый. – Москва : Юрайт, 2014. – 540 с. 27. Подобин А.Е. Педагогический потенциал ситуационно-ролевой игры как средства социального воспитания старшеклассников [Электронный ресурс] // Библиотека научной и студенческой информации. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=104763 – 06.03.16. 28. Радионова, Н. Ф. Педагогический процесс в контексте гуманитарного подхода [Текст] / Н.Ф. Радионова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7. – С. 18–23. 29. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях : методические рекомендации [Текст] / Сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова. – Москва : Просвещение, 2010. – 236 с. 30. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей : учебное пособие [Текст] / А.Э. Симановский. – Ярославль : Гринго, 2011. – 192 с. 31. Сорокин, Н. А. Проблемы дидактики современной общеобразовательной школы : учебное пособие [Текст] / Н.А. Сорокин, Н.А. Шайденко. – Москва : Просвещение, 2013. - 221 с. 32. Тихомиров, О. К. Психология мышления : учебное пособие [Текст] / О.К. Тихомиров. – Москва : Просвещение, 2014. – 197 с. 33. Шадриков, В. Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость» [Текст] / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. – 2013. - № 5. – С. 3-10. 34. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры : учебное пособие [Текст] / С.А.Шмаков. – Москва : Новая школа, 2014. – 213 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Общая теоретическая характеристика творческих способностей школьников 1.1. Понятие творческих способностей школьников Для того чтобы раскрыть сущность творческих способностей, их структуру и характерные особенности, учитывая отсутствие единого общепринятого подхода, рассмотрим необходимые для этого основные понятия. Стержневыми в нашем исследовании являются понятия «творчество» и «способности». На сегодняшний день в философской, психологической, педагогической литературе существуют различные подходы к определению творчества. Основная трудность связана, в первую очередь, с отсутствием непосредственно, операционального, психологического наполнения данного понятия; этим можно объяснить использование до сих пор определения творчества лишь по его продукту - созданию нового. Философская энциклопедия определяет творчество таким образом: «Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее» [24]. Психологический словарь трактует творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей… Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [5]. Педагогика определяет, что творчество - «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [22]. По сути дела, творчество, по словам В.Т. Кудрявцева - это способность создавать любую принципиально новую возможность [12]. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество. С точки зрения педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности [23].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 64 страницы
1100 руб.
Контрольная работа, Финансовый менеджмент, 14 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 78 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg