Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через ручной труд

not_en 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2018
Проблема художественно-эстетического развития довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Художественно-эстетическое развитие действительно занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения.. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что ручное творчество является одним из основных средств художественно-эстетического развития. Исследование показало, что и интерес к ручному творчеству у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного развития.
Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью образовательного процесса является разностороннее развитие ребенка. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром. А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возраста, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. В ФГОС ДО определена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», которая предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [39]. Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через ручной труд». Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С. Выготский [11], Д.А.Леонтьев [28], А.А. Мелик-Пашаев [31], Б.М. Неменский [34], Е.М.Торошилова [42]); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А. Ветлугина [10], О.М. Дьяченко [22], Е.А. Дубровская[50], С.А.Козлова [50]и др.). Цель выпускной квалификационной работы: теоретический обосновать и практически доказать эффективность использования ручного труда в художественно-эстетическом развитии дошкольников. Мы определили постановку следующих задач: 1) изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования; 2) определение критериев диагностирования художественно-эстетического развития дошкольников; 3) экспериментальным путём апробировать комплекс мероприятий по ручному труду. Объектом нашего исследования является процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством ручного труда. Для реализации цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу: процесс художественно-эстетического развития с использованием ручного труда, обеспеченной материалами будет способствовать: -эстетическому осознанию произведения искусства; -развитию художественного вкуса; -умению творчески создавать продукты ручного труда. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1) теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому развитию); 2) экспериментальные (подготовка и проведение образовательной деятельности по ручному творчеству); 3) эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов ручного творчества); Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс образовательной деятельности с использованием ручного труда может существенным образом обогатить систему художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в ДОО и семье. База исследования: Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и приложения.
Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического развития посредством ручного труда детей дошкольного возраста……………..6 1.1 Исследования проблемы художественно-эстетического развития дошкольников…………………………………………..……………………………6 1.2. Особенности художественно-эстетического развития дошкольников…….16 1.3 Художественно-эстетическое развитие детей средствами ручного труда....27 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста средствами ручного труда…………….30 2.1. Выявление уровня художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………...30 2.2 Использование ручного труда в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников………………………………………….……..…..............33 2.3 Анализ результатов…………………………………………….…..…………..36 Заключение…………………………………………………………………….........39 Список использованных источников..……………………………………….........40 Приложение
Список литературы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать./ Ю.П. Азаров - М.: Просвещение, 2010. – 27 с. 2. Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения./ П.Г. Алексеев– М.: Владос, 2011. – 98 с. 3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М., 2012. – 240 с. 4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. / Ш.А. Амонашвили - М., Просвещение, 2011. – 185 с. 5. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: Уч. пособие для ст-в. высш. уч. зав-й. - 2-е изд., испр. и доп./ Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С. Комарова - М.: Акад. проект, 2015. – 40 с. 6. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н.Варкки // Дошкольное воспитание. 2013. – 57 - 67 с. 7. Бобкова Т.И. Художественное развитие детей 6-7 лет. / Т.И. Бобкова, В.Б. Красносельская, Н.Н. Прудыус– М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112с. 8. Борев Ю.Б. Эстетика. / Ю.Б. Борев - М.: Изд-во полит. лит-ры, 2013. – 178 с. 9. Борев Ю.Б. Эстетика. / Ю.Б. Борев - М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2015. – 29 с. 10. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. / Н.А. Ветлугина– М., 2012. - 156 с. 11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования./ Л.С. Выготский - М., Просвещение, 2010. – 384 с. 12. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – изд. 2-е, стереотипное. ./ Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1995. – 324 с. 13. Выготский Л.С. Мышление и речь / ред. Г.Н. Шелогурова. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Лабиринт, 2011. – 304 с. 14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. /Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1983. – 187 с. 15. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. - 2-е изд-е, доп. и перераб. / К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская - Мн.: Нар. Асвета, 2015.– 128 с. 16. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений. / Н.А. Горяева. – М.: «Просвещение», 2011. – 208 с. 17. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения./ Л.А. Григорович - М. Логос, 2011.-175 с. 18. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие./ Е.О Гусев. - СП., 2014.-94с. 19. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. / И.А. Джидарьян– М.: Наука, 2012. - 191с. 20. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности / Ребенок в детском саду. / Т.Н. Доронова.- М.: Логос, – 2011. – 233 с. 21. Дубровская Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. - изд. 2-е, / Е.А.Дубровская, С.А Козлова.– М.: Логос, 2016. – 185 с. 22. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. / О.М. Дьяченко - М.: Педагогика, 2014. – 284 с. 23. Запорожец А.В.. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника./ А.В. Запорожец - М.: Логос, 2015. – 186 с. 24. Игры-драматизации. Эмоциональное развитие дошкольника // под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 2013. – 76 с. 25. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада. / Т.Г. Казакова - М.: Просвещение, 2015 – 85с. 26. Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников. Искусство в школе. / Ю. Красный– М.: Просвещение, 2003. - 17-29 с. 27. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. / Л.В. Куцакова– М.: ТЦ Сфера, 2012. 28. Леонтьев А.Н. Психология общения./ А.Н. Леонтьев– М.: Тарту, 2014. – 255 с. 29. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. / Б.Т. Лихачев– Самара: Бахрах, 2013. – 95 с. 30. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. 3-е изд., испр. и доп./ Д.Б. Лихачев – М.: Аспект Пресс, 2011. – 363 с. 31. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству./ А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская – СПб.: Питер, 2010. – 145 с. 32. Микляева Н.В. Управление образовательными процессами в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: метод. пособие./ Н.В. Микляева – М.: Айрис-пресс, 2006. – 240 с. 33. Надеждин Н.И. Сочинения: в 2 т. т.1: Эстетика // под ред. З.А.Каменского. – СПб.: Питер, 2010. – 176 с. 34. Неменский Б.М. Мудрость красоты ./ Б.М. Неменский– М.: Искусство, 2013. – 267 с. 35. Обухова Л.Г. Психология детства. / Л.Г. Обухова -М., Просвещение, 2014. – 263 с. 36. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К. Ожерельева– М.: Искусство, 2002. – 58-63 с. 37. Оморокова М.Г. Обучение детей эстетическому восприятию художественных рассказов. / М.Г Оморокова. – М.: Педагогика, 2010. – 13-18 с. 38. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика./ Я.А. Пономарев - М.: Педагогика, 2016. – 97 с. 39. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) 40. Ражников В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» / В.Г. Ражников - М.: Просвещение, 2013. – 58-66 с. 41. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности./ А.М. Страунинг– Обнинск, 2014. - 87 с. 42. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников. Дошкольное воспитание./ Е.М. Торшилова - М.: Просвещение, 2011. – 95 с. 43. Утехина А.Н., Тройникова Е.В., Хасанова Л.И. Программа межкультурного воспитания молодежи в полиэтническом регионе // под ред. Т.И. Зелениной, Н.М. Платоненко.- Ижевск: Удмуртский университет, 2011.-147 с. 44. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. / К.Д. Ушинский М.: Просвещение, 1984. - 287 с. 45. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года 46. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников. Дошкольное воспитание. / Т. Фокина– М.: Просвещение, 2012. - 35-38 с. 47. Художественное творчество и ребенок // под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 2012. – 153 с. 48. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе,/ В.Н. Шацкая –М., 2014. - 184 с. 49. Эльконин Д.Б. Детская психология. - 5-е изд., испр. и доп./ Д.Б. Эльконин – М.: Аспект Пресс, 2013.- 197с. 50. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада // под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2015. – 204 с. 51. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов // под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. 52. Этнокультурное и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста //под ред. Н.В. Агафонов, Д.А. Хохряков, В.А. Миропольских, Л.Д. Степанова. - М., Просвещение, 2013. – 121 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического развития посредством ручного труда детей дошкольного возраста 1.1 Исследования проблемы художественно-эстетического развития дошкольников Дошкольный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским [11]. Такое понимание воображения имеет принципиальное значение для решения вопроса о развитии этого психического процесса с возрастом, позволяя критически отнестись к позициям некоторых авторов (Д. Дьюи, В.Штерн), рассматривающих воображение ребенка как более богатое и оригинальное по сравнению с творчеством взрослого. Л.С. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие и воплощение в самых различных видах деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной и т.п.) [12]. Что же представляет собой творчество? Как отмечает Джидарьян И.А., творчество - это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества [19, с.11]. Многие психологи давали свои определения творчества, но все они сводились к тому, что творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное. Психолог Н. Варкки, характеризуя художественное творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие, с которым связано сознание его возможностей социальной ценности. Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения [6, с.57-67].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg