Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Организация исследования уровня внимания у волейболистов

denkomissarov95 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.07.2018
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Анализ научно-методической литературы. 2. Педагогические наблюдения и эксперимент. 3. Тестирование. 4. Математическая статистика. Объект: процесс развития внимания детей подросткового возраста при игре в волейбол. Предмет: внимание детей подросткового возраста. Структура и объем данной работы: В первой главе дана характеристика игры волейбол в современной научной литературе и описано, как волейбол способствует развитию психических качеств. Определена специфика внимания детей подросткового возраста. Во второй главе было проведено тестирование для определения исходного уровня внимания подростков, а также была разработана система игр и упражнений на развитие внимания во время тренировок волейболом. В третьей главе производилось сравнение итогов тестирования до и после педагогического эксперимента, делались выводы. В заключении все выводы анализировались.
Введение

Одним из важнейших психических качеств в развитие человека является внимание. В связи с неравномерным распределением труда и отдыха в школе у детей все чаще наблюдаются проблемы с интеллектуальной и физической работоспособностью, что, безусловно, отрицательно влияет на внимание. В виду этого детям не удается долго сосредотачиваться, быстро переключаться, настраиваться на нужную информацию и воспринимать ее, запоминать движения, действия, правила игры и многое другое, поэтому работа над развитием внимания является актуальной на сегодняшний день. Детям подросткового возраста присуща наиболее высокая утомляемость, а в связи с этим снижение свойств внимания. В значимой для подростка деятельности, такой как спорт, трудовая деятельность, наблюдается хорошая концентрация внимания. Большое значение для развития подростков имеют игры и игровые упражнения, особенно спортивные игры. Спортивная игра является одним из средств развития внимания, поскольку игре присуще развитие не только всех физических качеств, но и психических, и, в частности, внимания, так как подвижные и спортивные игры параллельно с физическим развитием решают задачи и познавательного характера. Играя в волейбол, у подростков формируется выдержка, внимание, развивается сила, быстрота, ловкость, т.е. умения и навыки, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности. Имеющиеся в научной литературе сведения неполно отображают влияние волейбола на развитие внимания [1], [6], [8], [15], [17], [22] . Именно поэтому направленное развитие основных свойств внимания у учащихся средних классов с использованием спортивных игр является актуальной для теории и практики физического воспитания. Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: "Влияние волейбола на развитие внимания детей подросткового возраста 12-14 лет во время тренировок". Цель: изучить влияние волейбола на развитие внимания детей подросткового возраста. Гипотеза: волейбол способствует развитию внимания детей подросткового возраста во время спортивных тренировок. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Разработать комплекс игр и упражнений для развития внимания подростков во время тренировок волейболом. 3. Оценить эффективность предположенного комплекса игр и упражнений для развития внимания подростков посредством педагогического эксперимента.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 Глава 1.Теоретические основы формирования внимания ..…….6 1.1. Общая характеристика игры волейбол……………………………..……….6 1.2 Особенности внимания детей подросткового возраста …………………..12 1.3.Влияние волейбола на развитие внимания …...…………...………………20 Выводы по первой главе……………………………………………...………… Глава 2. Организация исследования уровня внимания у волейболистов……………………………………………………..…20 2.1. Задачи исследования………………………………………….…………….20 2.2. Методы исследования уровня внимания у волейболистов………………22 2.3. Организация исследования…………………………………………………25 Выводы по второй главе……………………………………………...………....27 Глава 3. Экспериментальное обоснование развития внимания детей подросткового возраста во время тренировок волейболом…………………………………………………………...28 3.1. Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов……………………………………………………………………….30 Выводы по 3 главе……………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35 ПРИЛОЖЕНИЕ….……………………………………………….………...37
Список литературы

1. Айрапетьянц Л.Р., Годик М.А. Спортивные игры. - Ташкент: Изд-во им. Ибн Сины, 1991. «ВОЛЕЙБОЛ» Учебник для высших учебных заведений. Айрапетьянц Л.Р. 2006г. Г.Ташкент 2. Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений.- М.: Академия, 2006. - 325 с. 3. Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для института физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 215 с. 4. Барчуков И.С. Физическая культура: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 255 с. 5. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 64с. 6. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. – М.: ТВТ Дивизион, 2011. – 176 с. 7. Беляев А.В. Методика воспитания физических качеств волейболистов. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1990. - 287 с. 8. Вдовина О. С. Влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей студентов, занимающихся различными видами спорта // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 584-587. 9. Волейбол / под. общ. ред. М. Фидлер. - М.: ФиС, 1972. 10. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., — М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. — 368 с., ил. 11. Волков В.Ю., Пономарев Г.Н., Щербаков В.Г. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. - СПб.: Нестер, 2000. - 206 с. 12. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с. 13. Голомазов В.А.; Волейбол. Учебное пособие для студентов Средних специальных учебных заведений. ФиС, 1998. 14. Гоноболин Ф.Н. Воспитание внимания у учащихся. Издательство академии педагогических наук РСФСР. М.1955- 38с. 15. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2009. 16. Железняк Ю.Д. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва , (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный)/ Ю. Д. Железняк, А. В. Чачин, Ю. П. Сыромяткина.- М.: Советский спорт, 2003.- 112 с 17. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 239 с., ил. 18. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 139 с. 19. Железняк Ю.Д. Портнов Ю.М., Савин В.П.; Спортивные игры.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. 20. Ивойлов А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 152 с., ил. 21. Ивойлова А.В.; Волейбол для всех.- М.: Физкультура и спорт,2005. 22. Игнатенко, Т. С. Развитие внимание в волейболе [Текст] : метод. указания / Т. С. Игнатенко, Л. Р. Кравчук. – Ухта : УГТУ, 2012. – 19 с. 23. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. — М.: Физкультура и спорт, 1979.— 231 с 24. Ковалёв В.Д., Голомазов В.А., Кераминас С.А.; Спортивные игры- М.: Просвещение,2001. 25. Крутецкий В.А. Психология:Учеб. Для учащихся пед. Уч – щ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с. 26. Макогонов А.В., Чумаков П.А. Учитесь играть в волейбол 1964. 27. Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов. Методические указания. Иркутск. 2004 - 47 с. 28. Мельников В.М. Состояние некоторых перспектив развития основных направлений психологии спорта // Психологический журнал. Т. 1. 1980. - №3. - С. 107-115. 29. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого – педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998. 30. Осколкова В.А., М.С. Сунгуров; Волейбол Учебное пособие для начинающих. ФиС2005. 31. Осколкова В.А., М.С. Сунгуров; Техника и тактика игры в волейбол. ФиС2005. 32. Правдин В.А., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Волейбол – игра для всех.1966. 33. Прокошев А.В.; Волейбол.- М.: «Физкультура и спорт».2004. 34. Психология современного подростка/ Под ред. Д.И.Фельдштейна; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1987. – 240с.: ил. 35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. – М.:ВЛАДОС, 1996 – 529с. 36. Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников,/ И.В. Страхов, М., «ГУПИ МП РСФСР», 1958. – 127 с. 37. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч.-попул./ Г.Г.Аракелов, Н.М.Жариков, Э.Ф.Зеер и др.; Под ред. Г.Г.Аракелова. – М.: Высш. шк., 1990. – 304с.: ил. 38. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно – содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. 39. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка [Текст] / Москва, 1987 -- 240 с. 40. Фурманов А.Г, Болдырев Д.М.; Волейбол-М.: Физкультура и спорт,2001. 41. Хапко В.Е., Белоус В. И. Волейбол.-К.: Рад. шк., 1988.-112 с. 42. Хапко В.Е., Маслов В.Н.. Совершенствование мастерства волейболистов. Киев, Здоровье,1990,с.61. 43. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов.-4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,2006.-480с. 44. Чехов О.С. Основы волейбола - М.: «Физкультура и спорт», 2004. - 377 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования внимания 1.1. Общая характеристика игры волейбол Волейболом называется вид спорта, командная спортивная игра, в ходе которой происходит соперничество на специальной площадке, разделённой сеткой, между двумя командами, которые стремятся перебросить мяч на противоположную сторону так, чтобы он приземлился до пола на площадке противника, либо чтобы противник допустил ошибку [13; 19]. Такая спортивная игра, как волейбол, пользуется огромной популярностью среди молодежи. Волейбол является неконтактным, комбинационным видом спорта, где каждому игроку присуща строгая специализация. Наиважнейшими качествами для волейболистов являются прыгучесть для возможности как можно выше подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для более эффективного выполнения нападающих ударов [9]. Цель игры представляет собой направление мяча через сетку таким образом, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвращение такой же попытки соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке) [7]. Высокий уровень развития таких свойств внимания, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение, переключение эффективно сказываются на успешности технических и тактических действий волейболистов. У волейболистов повышается мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц, развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Быстрота двигательной реакции — ценнейшее качество волейболиста, непосредственно связанное с развитием внимания. По мнению Правдина В.А., физическая подготовка является важнейшей стороной процесса тренировки волейболиста. Она направлена на достижение разностороннего развития спортсмена, укрепление его здоровья и на развитие физических качеств, специфических для волейболиста. Физическая подготовка тесно связана с технической и тактической подготовкой [32; 7с.] В соревновательной деятельности волейболистов, по утверждению Железняка Ю.Д., Ивойлова А.В. , наблюдается постоянное изменение игровых ситуаций, так как каждая команда желает разрушить планы соперников и навязывать свою игру. Волейболисту необходимо мгновенно реагировать на изменения в сложившейся игровой обстановке и быстро принимать решения о наиболее целесообразном действии, своевременно и эффективно его выполнять, следить за расположением всех игроков на площадке и положением мяча, предугадывать действия партнеров и быстро реагировать[17; 16с.] Исторический очерк игры. В 1895 году в США двадцатилетний преподаватель физического воспитания из Гелиокского колледжа Уильям Морган изобрел популярную игру, которую любят во многих странах мира. Этой игре он дал название «volleyball», что в переводе с английского означает «летающий мяч». Первоначальные правила волейбола значительно отличались от тех, которые используются в настоящее время [17; 9с.] А.В.Беляев указывает период с 1917 по 1925 превращением волейбола в официально признанную спортивную игру с определенным регламентом и организацией соревнований [10]. В 1947 г. была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ). На следующий год в нее вошли наши волейболисты, что позволило им принять участие в первом чемпионате мира для мужчин и первом чемпионате Европы для женщин, которые в 1949 году принимала Прага. Оба турнира выиграли советские мастера. Развитие волейбола пошло ускоренными темпами. Стали проводиться первенства Европы и мира, состоялся Кубок европейских чемпионов. В 1964 году волейбол включен в программу XII-ых Олимпийских игр в Токио. В настоящее время членами ФИВБ являются более 110 стран. Весомый вклад в становление мирового волейбола внесли советские спортсмены. Московский совет физкультуры в 1925 году разработал и утвердил первые правила проведения соревнований по волейболу. В 1928 году проходил первый чемпионат СССР по волейболу среди женских и мужских команд, который вошел в программу Первой всесоюзной спартакиады [17; 11с.] Наши волейболисты и волейболисты семь раз становились олимпийскими чемпионами за время вхождения волейбола в программу Олимпиад, 22 спортсмена (8 мужчин и 14 женщин) стали двукратными олимпийскими чемпионами. Больше всех в этом виде спорта олимпийских медалей разного достоинства завоевала И. Рыскаль - четыре награды: две золотые и две серебряные. В 1993 г. олимпийским видом спорта стал и пляжный волейбол. Важнейшей особенностью двигательных актов, выполняемых волейболистом во время игры, является быстрое переключение с одних форм движения на другие, совершенно другие по ритму, характеру и скорости. Это обусловлено спецификой игры волейбол. Так, средняя скорость полета волейбольного мяча при подачах составляет 12.3 м/сек, дальность полета – 15-16 метров. При увеличении скорости полета во время подачи условия приема становятся сложнее [20]. По результатам исследования, 20-25 м/сек. – это средняя скорость полета мяча, после осуществления нападающего удара. Данный анализ позволяет дополнительно охарактеризовать часть временных параметров различных компонентов волейбола. Оказалось, что время второй передачи мяча для нападающего удара в зону 4 из зоны 3 в среднем составляет 1.36 секунд, время приема мяча с нападающего удара – 0.40 секунд, приема мяча с подачи – 1.40 секунд [42]. О психологической напряженности волейбола говорит длительность приема мяча после осуществления нападающего удара. Во время приема мяча спортсмен должен оценить направление полета мяча, продумать свои действия и принять мяч. На все эти действия спортсмену понадобится всего лишь около 0.40 секунд [28]. Данные временные характеристики свидетельствуют о том, что волейбол предъявляет очень жесткие требования к скорости реакции, к устойчивости и интенсивности внимания, к точности и быстроте восприятия, а также требует от волейболиста дифференциации движений и исключительной точности [18]. По мнению Беляева А.В. волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях [7, с. 12] Волейбол способствует воспитанию у занимающихся психологических качеств, которые необходимы не только в спорте, но и в повседневной жизни, развитие которых является частью общего развития. Экспериментально доказано влияние занятий волейболом на развитие памяти, внимания, мышления и речи. Так, к примеру, занятия волейболом улучшают формирование связи между мышлением и деятельностью, способствуют укреплению ассоциативной связи между различными психическими процессами, такими как память, мышление, внимание и другие [44]. Специфические особенности деятельности волейболистов способствуют развитию специфических качеств внимания, ощущений, восприятий, в результате чего у занимающихся волейболом появляется высокоразвитое специализированное восприятие. В основе этих восприятий лежит тонкая дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительно-вестибулярные и слуховые ощущения. В волейболе имеются следующие специализированные восприятия — «чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени», «чувство партнера» [9]. В волейболе одной из важнейших задач является определение траектории и скорости полета мяча и умение своевременно «выйти на мяч» — занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Специальными упражнениями можно быстро решать такие задачи можно [13]. Итак, специфика волейбола требует, чтобы в методике было отражено следующее: 1. Развитие способности согласовывать свои движения с направлением и скоростью полета мяча (дифференцирование пространственно-временных отношений), чтобы своевременно выйти к «месту события». 2. Развитие специальных физических способностей, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение моментом собственно воздействия руками на мяч (при передаче, подаче, нападающем ударе). Этому подчинены также подводящие упражнения, которые развивают специальные координационные способности для конкретного приема. 3. Развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности, внимания, тактического мышления. При недостаточном развитии этих качеств обучение тактическим действиям будет носить характер заучивания тактических комбинаций, схем и применяться в игре формально, без творческого преобразования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 45 страниц
350 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 81 страница
2222 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg