Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Государственный долг субъекта Российской Федерации, его оптимизация

y_nika 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.07.2018
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы по исследуемой тематике. В современном мире, в условиях тесных экономических и политических связей между странами, их постоянного взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества трудно представить себе государство, не прибегающее к внешним источникам финансирования. Определение оптимального размера внешнего долга Российской Федерации, его рационального использования и своевременного погашения остается одной из наиболее важных задач для правительства любой страны. Для Российской Федерации решение проблемы роста государственного внешнего долга РФ в условиях длительной макроэкономической нестабильности – это ключ к сбалансированности федерального бюджета, устойчивости национальной валюты, установлению благоприятного инвестиционного климата и стабилизации экономики в целом, а также один из ключевых моментов для обеспечения высоких позиций в мировой финансовой системе.
Введение

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что текущее состояние государственного долга субъектов Российской Федерации характеризуется значительным объемом накопленных обязательств, приближающимся у отдельных регионов к объему их годовых доходов, неравномерностью графика погашения, наличием значительного объема обязательств перед Российской Федерацией (федеральным бюджетом) и существенной долей краткосрочных обязательств. Данные «перекосы» в структуре задолженности, с одной стороны, свидетельствуют о просчетах в проведении заемной политики, а с другой - говорят о необходимости разработки и реализации комплекса мер, направленных на повышение ответственности субъектов в части проведения «разумной» заемной/долговой политики. Эффективное управление госдолгом, исключающее, в частности, появление указанных «перекосов», основывается на установлении четких целей управления обязательствами, соотнесении рисков и стоимости государственных заимствований, мониторинге и управлении рисками, связанными с объемом, структурой и графиком платежей по накопленному долгу, создании предпосылок для обеспечения постоянного доступа субъекта к рынку заемного капитала. Приоритетной должна быть такая политика государства, когда привлекаемые заемные средства будут расходоваться не на решение текущих проблем, а на выполнение стратегических целей развития региона (к примеру, строительство объектов инфраструктуры, поддержание экономического потенциала и др.), результатом которых будет выступать существенное повышение качества жизни населения. В современных условиях посткризисного развития финансово-экономических систем и нестабильных экономических связей вопросы государственного долга субъектов Российской Федерации являются одной из самых важных и острых задач сбалансированности и безопасности экономики регионов. Едва оправившись от финансового кризиса 2008-2009 годов, разбалансировавшего бюджетную систему регионов и повлекшего за собой форсированное наращивание долговой нагрузки, субъекты столкнулись с новыми проблемами, ограничивающими возможности обеспечения положительного бюджетного баланса. Начиная с 2010 года, наблюдалось увеличение регионов с дефицитом бюджета. Причина ухудшения ситуации связана с падением налоговых доходов после финансового кризиса 2008 года. Вместе с этим, существенную нагрузку на регионы составили указы Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике», принятых в 2012 году. В основных целях реализации «майских указов» предписывалось увеличение заработной платы работникам бюджетных учреждений, активизация жилищного строительства в регионах. При этом основные расходы по реализации данных указов легли на бюджеты субъектов Федерации. После 2013 года, рекордного по количеству дефицитных регионов и совокупному объему бюджетного дефицита, темпам роста регионального и муниципального долга, в 2014 году регионы столкнулись с новыми вызовами макроэкономической среды – снижением доступности кредитных ресурсов, ухудшением кредитных рейтингов, сокращением экономической активности, влекущей за собой снижение уровня налоговых поступлений. В настоящее время наблюдается тенденция роста государственного долга субъектов Российской Федерации. Поэтому особый интерес представляет управление государственным долгом. Актуальность настоящего исследования обусловлена также и тем, что Москва является лидером по положительной динамике, а также одним из лидеров по абсолютному значению объема государственного долга среди всех российских регионов. Степень разработанности темы исследования. В качестве экономической категории государственный долг раскрывается в трудах И.А. Бесковой, И.В. Макаренко, Н.В. Орловой, О.А. Яковлевой и других ученых. В качестве финансово-правовой категории государственный внутренний долг анализируется в трудах О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, Н.И. Кротовой, Е.В. Покачаловой, С.Д. Сафиной, Е.А. Соколова, Н.И. Химичевой и других авторов. В российской экономической науке вопросы изучения теории государственного долга раскрываются в работах Б.И. Алехина, Ю.Я. Вавилова, C.B. Гарькавого, Ю.А. Данилова, Жигаева, Е.В. Покачаловой, Л.И. Ушвицкого и М.М. Ульянецкого, которые посвящены анализу состава и структуры государственного долга РФ, оценке методов управления им. Особенности региональной долговой политики нашли отражение в работах А.П. Вавилова, A.B. Дорождеева, В.А. Кабашкина, Л.Н. Лыковой, Л.В. Стахович и др. Исследование тенденций и перспектив развития государственных заимствований на субфедеральном уровне отражено в работах и выступлениях ученых-экономистов: С.А. Д.А. Вавулина, Д.С. Зуева, В.Е. Илюшина, Л.И. Прониной, Н.К. Родионовой, А.А. Щербакова и других. Однако, несмотря на многогранность теоретических и практических подходов к изучению вопросов долговой политики и управления государственным долгом на уровне субъектов РФ, современные социально-экономические условия диктуют необходимость изучения методики принятия решений в процессе управления государственным долгом в рамках осуществляемой долговой политики. Целью настоящей выпускной квалификационной работы является анализ современного состояния и проблем управления государственным долгом субъекта РФ, а также исследование основных направлений его оптимизации. Для достижения обозначенной в работе цели необходимо решить следующие задачи: 1. Охарактеризовать сущность государственного долга субъекта Российской Федерации, виды и формы долговых обязательств. 2. Рассмотреть правовое регулирование государственного долга субъекта РФ. 3. Провести исследование структуры и динамики государственного долга г. Москвы. 4. Проанализировать систему управления государственным долгом. 5. Выявить проблемные аспекты управления государственным долгом г. Москвы. 6. Определить основные направления оптимизации государственного долга г. Москвы. Объектом исследования выступает государственный долг субъекта Российской Федерации. Предметом исследования является механизм управления государственным долгом субъекта РФ. Автором в качестве субъекта РФ выбран г. Москва, так как, по мнени ю автора ВКР, Москва выступает эталоном по оптимизации государственного долга. У Москвы огромный бюджет, низкий уровень долга и накопленная большая подушка ликвидности. Экономическая политика города продолжает оставаться инвестиционной. Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные статистические данные Министерства финансов Российской Федерации, Департамента финансов города Москвы, Финансового агентства города Москвы, а также материалы, посвященные проблематике исследования и опубликованные в научной литературе, печатных и электронных периодических изданиях, глобальной сети Интернет. Исследование строится на применении таких методов научного познания как: методы синтеза и анализа, сравнения и противопоставления, табличного, графического, системного, функционального, методы статистической обработки данных и др. Практическая значимость работы заключается в том, что исследование государственного долга субъекта Российской Федерации в контексте динамики изменения объема и структуры позволит определить наличие проблем, связанных с увеличением региональной задолженности. Дифференциация долговой нагрузки позволит выявить факторы, влияющие на параметры и потребности регионального бюджета, выбор инструментов управления обязательствами региона. Структура работы отражает поставленные цель и задачи исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Законодательное и нормативно-правовое регулирование государственного долга субъекта Российской Федерации 8 1.1. Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, виды и формы долговых обязательств 8 1.2. Правовое регулирование государственного долга субъекта Российской Федерации 11 Глава 2. Современное состояние и проблемы управления государственным долгом субъекта Российской Федерации (на примере г. Москвы) 20 2.1. Исследование структуры и динамики государственного долга г. Москвы 20 2.2. Оценка долговых обязательств 33 Глава 3. Совершенствование системы управления государственным долгом субъекта Российской Федерации 40 3.1. Выявление проблемных аспектов управления государственным долгом г. Москвы 40 3.2. Основные направления оптимизации государственного долга г. Москвы 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58 ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 28.03.2017). 2. Закон города Москвы от 23.11.2016 № 42 «О бюджете города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». 3. Постановление Правительства Москвы от 30.12.2011 № 671-ПП «Об утверждении Положения о порядке формирования и реализации адресной инвестиционной программы города Москвы». 4. Инвестиционная стратегия города Москвы на период до 2025 года, утв. Мэром Москвы С.С. Собяниным 26 февраля 2016 года. 5. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. – Министерство финансов Российской Федерации, 2016. 6. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. 7. Отчет о реализации Инвестиционной стратегии города Москвы в 2016 году. – М.: 2017. С. 6. 8. Программа государственных заимствований города Москвы на 2017 – 2019 годы (в соответствии с Законом города Москвы от 23 ноября 2016 г. № 42 «О бюджете города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»). 9. Порядок передачи Министерству финансов Российской Федерации информации о долговых обязательствах, отраженной в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.15 № 194н. 10. Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики. - Министерство финансов Российской Федерации, 2015. 11. «Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по долгосрочному бюджетному планированию» // Министерство финансов Российской Федерации, 2016. 12. Абышева А.В., Вопросы регулирования государственного долга субъекта Российской Федерации // Ямальский вестник. 2016. № 1 (6). С. 163-167. 13. Агафонова М.А., Влияние экономического кризиса на состояние государственного долга субъектов РФ // В сборнике: Потенциал Российской экономики и инновационные пути его реализации материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Финансовый университет при Правительстве РФ, Омский филиал. 2016. С. 10-15. 14. Башлыкова А.С., Структура государственного долга субъектов Российской Федерации // Economics. 2015. № 8 (9). С. 55-57. 15. Владыка М., Бюджетный потенциал в регионах России: тенденции и закономерности изменения / М.В. Владыка, А.Н. Индутенко, Л Д. Сангинова, Ю.Н. Северина Ю.Н. // РЕГИОН: системы, экономика, управление. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», № 2 (21), 2013. С. 12 - 20. 16. Глотова И.И., Томилина Е.П., Оценка региональной долговой политики // В книге: Экономика и современное общество: факторы и механизмы устойчивого развития, монография. - Пенза, 2016. С. 39-58. 17. Домашенко А.А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса: анализ структуры и динамики, перспективы управления // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78879 18. Жукова Е.В., Воронцова С.А., Управление государственным долгом на региональном уровне: проблемы и возможные пути их решения // Ямальский вестник. 2016. № 1 (6). С. 101-105. 19. Кирюшкина А.Н., Проблемы секьюритизации государственного долга субъектов РФ // Территория науки. 2016. № 5. С. 156-159. 20. Кирюшкина А.Н., Пути совершенствования практики управления долгом в разрезе обеспечения долговой устойчивости регионов // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 119-123. 21. Колодяжная А.Ю., Государственный долг субъектов Российской Федерации: динамика, структура, проблемы управления // В сборнике: Инновационное развитие российской экономики; Российский гуманитарный научный фонд. 2016. С. 283-286. 22. Курилова А.А., Кирюшкина А.Н., Оценка долговой устойчивости субъектов Российской Федерации как управление государственным долгом на региональном уровне // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 156-160.
Отрывок из работы

Глава 1. Законодательное и нормативно-правовое регулирование государственного долга субъекта Российской Федерации 1.1. Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, виды и формы долговых обязательств Государственный долг оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие страны в целом, поскольку вызывает нарушение воспроизводственных процессов, снижение экономического роста. Наличие долга приводит к необходимости сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, прямо не связанные с его погашением и обслуживанием. Снижение темпов экономического роста напрямую сказывается на состоянии региональных бюджетов, которые лишаются ряда существенных доходов. Региональные органы власти вынуждены снова и снова осуществлять заимствования, увеличивая тем самым долговую нагрузку на соответствующие бюджеты. В связи с этим важным для субъектов РФ является решение задач по сокращению стоимости обслуживания государственного долга и по сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне, что становится возможным при реализации системы управления государственным долгом . В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (гл. 14, ст. 97) к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса . Государственный долг субъекта РФ это совокупность данных им обязательств по погашению долгов. Государственная задолженность в полной мере и без каких-либо условий находится на обеспечении имущества, принадлежащего субъекту РФ. Имущество составляет казну субъекта . Формируются долговые обязательства субъекта по двум каналам: во-первых, в результате заключения договоров государственного заимствования; во-вторых, в результате предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц. Этим направлениям соответствуют и формы долговых обязательств . Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg