Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности ценностно-смысловой сферы подростков с наркотической зависимостью

y_nika 720 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 106 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.07.2018
В научной литературе представлены социально-психологический и психолого-педагогический подходы, в рамках которых особое значение придают особенностям личности. Исследователями выявлены следующие факторы, способствующие возникновению наркомании в подростковом возрасте: девиации личности; особенности социальной ориентации (отсутствие устойчивых, социально ориентированных интересов, употребление никотина, алкоголя); пассивное отношение к учебе; особенности воспитания и влияния неформальной, референтной для подростка группы, а также следующие мотивы употребления наркотиков: желание удовлетворить любопытство; стремление испытать чувство принадлежности к определенной группе; попытка выразить свою независимость; стремление достичь подъема настроения; уход от неразрешимых проблем, стрессовых и конфликтных ситуаций.
Введение

Актуальность темы. Ценностно-смысловые ориентации личности - одна из важнейших аксиологических проблем, исследуемых в настоящее время на философском, социологическом, педагогическом, психологическом уровнях. Ее значимость заключается в том, что система ценностно-смысловых ориентации: занимает место на пересечении двух предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания, выполняет функции регуляторов поведения, жизнедеятельности личности и определяет основу «философии жизни». Проблема ценностно-смысловой сферы становится особо актуальной, когда речь идет о подростковом возрасте, связанным с изменением места ребенка в обществе, отношений с миром взрослых. При благоприятном, гармоничном развитии личности подростки ориентируются на ценности родителей либо группы сверстников, которые помогают им понять и принять полученную от взрослых информацию о нравственных нормах, ценностях, смыслах. Однако под влиянием асоциальной среды у подростков наблюдается деформация ценностно-смысловых ориентаций, что находит отражение в формах ненормативного аддиктивного поведения. Отношение к жизни у аддиктивных подростков «по принципу удовольствия» становится определяющим, смыслообразующим, при этом наркотик выступает одним из эффективных способов изменения эмоционального состояния, решения проблем общения и взаимоотношений со сверстниками и т. д. В настоящее время социологические, эпидемиологические исследования, реабилитационные мероприятия и проведение лечения на стадии сформировавшейся зависимости не дают устойчивого положительного результата в решении проблемы наркозависимости и ее профилактики. Большинство существующих подходов рассматривают данную проблему личности с позиции нормы и патологии. Однако если речь идет о подростках, которые осуществили первую «пробу» или употребляют наркотические вещества эпизодически, когда не сформировалась ни психическая, ни физическая зависимость от наркотиков, то наиболее эффективным является проведение профилактики наркозависимости в рамках психолого-педагогического подхода. Данный подход лежит в основе исследований определенных факторов, влияющих на формирование наркозависимости у подростков: стили семейного воспитания (Н. Ю. Максимова), стремление к самоутверждению (Д. И. Фельдштейн), стремление к лидерству (И. С. Кон), к новизне и оригинальности поведения (А. В. Мудрик) и др. Соответственно при решении проблемы наркозависимости необходимо обращать внимание на взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций подростков и формированием у них аддиктивного поведения, учитывать ее при разработке профилактических программ для подростков, эпизодически употребляющих наркотические вещества. Таким образом, актуальность темы исследования, выбранной нами, обуславливается ростом потребления наркотических веществ, с одной стороны, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку, недостаточным количеством психолого-педагогических исследований: в области изучения причин эпизодического употребления наркотических веществ; особенностей формирования зависимостей у подростков, с учетом их системы ценностно-смысловых ориентаций; разработки методов первичной профилактики и учебных программ предупреждения наркозависимого поведения, связанных с формированием ценностно-смысловых ориентаций подростков.Исторически проблеме смысла и ценности отводилось центральное место в работах классиков отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н. и др.). На сегодняшний день рядом современных авторов продолжает развиваться ценностно-смысловая парадигма исследования личности (Д.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.В. Серый, М.С. Яницкий и др.). Так же, аспект аддитивного поведения изучали такие авторы как: Г.Колесниченко, И.И. Хажилина, А.А. Реан, Г.Н. Штинова, М.И. Рожков. Цель исследования - изучить особенности ценностно-смысловых ориентаций подростков, употребляющих наркотические вещества. Объект исследования - ценностно-смысловая сфера личности подростков. Предметисследования - особенности ценностно-смысловых ориентаций подростков, употребляющих наркотические вещества. Гипотезаисследования состоит в следующем: ценностно-смысловая сфера подростков, употреблявших психоактивные вещества и находящихся на реабилитации, характеризуется наличием ценностно-смысловых конфликтов и противоречий. С одной стороны, подростки переживают утрату смысла жизни, неверие в собственные силы, негативное отношение к окружающим а, с другой стороны, у них повышается ценность семьи, самореализации и независимости. В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретико-методологические основы исследования ценностно-смысловой сферы в современной психологии 2. Выявить особенности ценностно-смысловой сферы подростков, определить их ведущие ценности и смыслы жизни 3. Раскрыть сущность и признаки наркотической зависимости, причины ее возникновения среди подростков, а также их психологические особенности 4. Изучить и подобрать методики диагностики ценностно-смысловой сферы подростков, склонности к наркотической зависимости 5. Обработать полученные данные с помощью методов математической статистики 6. Построить факторную модель духовно-нравственных ценностей подростков с наркотической зависимостью и без нее. 7. Разработать рекомендации по профилактике наркотической зависимости у подростков. Методологической основой исследования явились диалектико-материалистическое положение о единстве и взаимодействии всех сторон духовной жизни развивающейся личности; диалектическая взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и потребностей, мотивов, интересов, других компонентов в процессе развития личности. Теоретические и методологические положения, сформулированные в трудах основоположников российской психологии:теории развития личности (JI.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); подходы к пониманию возрастных особенностей подростков (Д. И. Фельдпггейн, Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.), ценностно-смысловых ориентации личности (Д. А. Леонтьев, и др.), аддиктивного поведения и феномена наркомани (Б. В. Зейгарник, А. Е. Личко, Ю. А. Клейберг и др.). Методыисследования: Теоретические: 1. Анализ использованной литературы Эмпирические: 1. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев. 2. Морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина); 3. Методика психологического благополучия Рифф 4. Шкала общей оценки счастья С. Любомирски 5. «Ценностные ориентации» (М. Рокич) Статистические: 1. Статистический анализ данных с помощью программного пакета SPSS (критерии Манна-Уитни и др.), Выборка исследованияИсследование проводилось с февраля по апрель 2017 г. на базе Департамент здравоохранения города Москвы Московский научно-практический центр наркологии Детский наркологический центр(филиал) ГБУЗ «МНПЦ Наркологии ДЗМ» (30 наркозависимых подростков) и на базе СОШ №1652 (подростки без аддикций). Этапы исследования: Первый этап – (Сентябрь 2015г. – Январь 2016г.) Совместно с научным руководителем нами выбрана тема, определены основные характеристики научной работы и методов исследования, в поиске литературы по определенному направлению. Второй этап – (Февраль 2016г. – Июнь 2016 г.) На данном этапе была изучена и проанализирована учебно-методическая, научная литература и нормативно-правовая документация по исследуемой проблеме; уточнена терминология, конкретизированы задачи исследования. Третий этап – (Сентябрь 2016 г. – Апрель 2017 г.) Проведено исследование. Полученные данные обобщены. Проведена количественная и качественная обработка данных, собранных в соответствии с выдвинутой гипотезой.Проведен корреляционный и факторный анализ для интерпретации полученных результатов с помощью программы SPSS. Четвертый этап–(Апрель 2017 г. – Июнь 2017 г.) Подготовка научной работы к защите и самой процедурой защиты. Новизна исследования состоит в том, что в данной работе мы смогли рассмотреть ценностно-смысловые ориентиры для наркозависимых подростков, которые находятся на реабилитации – познание себя как ценность, Я как ценность, другие люди как ценность, социально-значимая деятельность как ценность. Данные положительные смысловые установки являются для подростков эталоном для осмысления собственных действий, поступков, образовательной и социально-значимой деятельности. Теоретическая значимость исследования и практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы педагогами-психологами учебных заведений, социально-психологических центров для реализации профилактического, консультационного, развивающего направлений с целью предупреждения формирования у подростков аддиктивного поведения, развития ценностного отношения к себе и к миру, эффективной коммуникации, стрессоустойчивости; для создания школьных, профилактических программ. Основные положения, выносимые на защиту 1. Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений. 2. Психологическое благополучие - это состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие. 3. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями: неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами); неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях; низкая адаптация к условиям школы; нестабильность, незрелость личности; неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью. Работа состоит из 107страницы, введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3 Глава 1.Теоретическиеосновы изученияценностно-смысловой сферы подростков с наркотической зависимостью в психологии………………. 9 1.1. Теоретические подходы к исследованию ценностно-смысловой сферы в психологии…………………………………………………. 9 1.2. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков………….. 16 1.3. Современные подходы к изучению аддикций……………………... 26 1.4. Психологические аспекты наркотической зависимости у подростков: сущность, причины и признаки……………………… 31 1.5. Особенности ценностно-смысловой сферы у подростков с разнымиаддикциями…………………………………………………. 39 Выводы по главе 1…………………………………………………………… 44 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей ценностно-смысловой сферы у подростков с наркотической зависимостью………... 47 2.1. Организация и методы исследования………………………………….. 47 2.2. Результаты исследования и их анализ………………………………… 51 2.3. Рекомендации…………………………………………………………… 79 Выводы по главе 2…………………………………………………………… 81 Заключение…………………………………………………………………… 82 Список использованной литературы……………………………………….. 84 Приложения…………………………………………………………………... 90
Список литературы

1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер. с англ. - М.: Альпина Нон-фикшн, 2011. - 496 с. 2. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. - Спб.: Питер, 2014. - 472 с. 3. Ясная В.А., Замуруева И.И. Временная перспектива подростков с девиантным поведением: особенности и связь с толерантностью к неопределенности и самооценкой [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2012. №2 4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с англ. - М.: Академический проект, 2011. - 240 с. 5. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В 2-х томах. Т. 2. Развитие и воспитание личности - Спб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 549 с. 6. Ананьев В.А., Малыхина Я.В., Васильев М.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 171 с. 7. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека (3-е изд., испр. и доп.). - М.: Смысл, 2007 - 528 с. 8. Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. - М.: Социальное здоровье России, 2014. - 235 с. 9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб.: Питер, 2009. - 400 с. 10. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Академия, 2010. - 192 с. 11. Видинеева О.В. Особенности ценностных ориентаций и условия их формирования в старшем школьном возрасте: Дис. ... канд. психол. наук / Моск. откр. соц. ун-т. - М., 2013. - 186 c. 12. Дильтей В. Описательная психология. - М.: Современный гуманитарный университет: ООО "МБА-Сервис", 2011. - 138 с. 13. Ефимова О.И., Ощепков А.А. Особенности формирования системы ценностных ориентаций и социальных установок у девиантных подростков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010. - № 4. - С. 371-379. 14. Захаров Ю.А. Возвращение к жизни / Ю.А. Захаров // Воспитание школьников. 2010. - № 9. - С. 44. 15. Захаров Ю.А. Подростки «группы риска» / Ю.А. Захаров // Воспитание школьников. 2010. - № 4. - С. 29-36. 16. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. - СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2007. - 274 с. 17. Иванец Н.Н. Диагностические критерии тяжести патологического влечения к наркотику / Н.Н. Иванец, М.А. Винникова // Журнал неврологии и психиатрии. 2011 .-№ 8. - С. 4-7. 18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб., 2010. - С. 249. 19. Карандашев В.Н. К. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004 - 70 с. 20. Килина И.А. Теоретические предпосылки исследования проблемы деформации ценностно-смысловой сферы личности как фактора наркозависимости подростков // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. - 410 с 21. Клейберг Ю.П. Психология девиантного поведения / Ю.П. Клейберг. -М.: Сфера, 2011. 160 с. 22. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание / Д.В. Колесов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 192 с. 23. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма / Д.В. Колесов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. - 400 с. 24. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. М.: Просвещение, 2007.- 192 с. 25. Красильников И.А., Константинов В.В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. - Т. 11. №4 (4). 2009. - С. 932-937. 26. Круглов Б.С. Социальная направленность личности / Б.С. Круглов // Формирование личности старшеклассника. М., 2010 - С. 12-14. 27. Круглова Н.А. Некоторые аспекты возникновения наркомании в подростковом возрасте / Н.А. Круглова // Журнал прикладной психологии. -2010.-№2.-С. 27-32. 28. Кузнецова О.В. Психологические условия личностного и профессионального самоопределения подростков на этапе выбора профиля обучения: Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор.психолого-пед. ун-т. - М., 2010. - 180 с. 29. Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи / С.Д. Лаптенок. Минск: Амалфея, 2011. - 176 с. 30. Леонтьев Д.А. Непонятый классик: к 100-летию со дня рождения Джорджа Келли (1905-1967) // Психологический журнал, 2010, т.26, № 6 с. 111-117. 31. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с. 32. Макаров В.В. Психотерапия нового века / В.В. Макаров. М.: Академический Проект, 2012. - 496 с. 33. Мамедова Ж.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности: на примере делинквентных подростков: Дисс. ... канд. психол. наук / Гос. ун-т Высшая Школа Экономики. - М., 2007. - 193 с. 34. Манапова Е.И. Саморегуляция поведения, ее развитие и формирование у социально дезадаптированных подростков: Дис. ... канд. психол. наук/ Омск.гос. пед. ун-т. - Омск, 2011. - 195 c. 35. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2015. №3. - C. 16-25 36. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2009. - С. 34-39. 37. Непомнящая Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование / Н.И. Непомнящая. М., 2010. - С. 19-21. 38. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. М.: Сфера,2011.-512 с. 39. Ошевский Д.С., Балашова Е.О. Искажение ценностных ориентаций как фактор риска употребления подростками психоактивных веществ [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. №2
Отрывок из работы

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 1.1 Современное понимание ценностно-смысловой сферы в психологии Ценности человека - это сложный, динамичный и противоречивый мир. Каждый индивид различно относится к фактам своего существования. Человек оценивает моменты своей жизни по значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью для человека является все, что имеет значимость, общественный или личностный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении [5]. В научных литературных источниках существует достаточно много определений понятия «ценность», которые имеют общий широкий смысл или сводят этот термин до одного из явлений мотивационного процесса. Разнообразие трактовок понятия «ценности» в науке обусловлено различиями в решении проблемы соотношения субъективного-объективного, индивидуального-общественного применительно к целостной структуре личности [48]. Представляем взгляды на понятие ценностные ориентации отечественных и зарубежных психологов в форме таблицы. Основные противоречия связаны с различием мнений по следующим позициям. По мнению К.Г. Юнга и А. Маслоу ценностные ориентации относятся к индивидуальной реальности, которая значима только для переживающего ее субъекта. Н. Гартман, В.П. Тугаринов, П. Менцер, В. Франкл выступают против их существования в форме надындивидуальной реальности. З. Фрейд, А. Маслоу отмечают устойчивость и неизменность ценностей в процессе жизни, а С.Г. Климова, М.С. Яницкий утверждают, что система ценностей имеет динамичный характер. Стоит отметить еще один признание в качестве основных источников ценностей божественного или природного разума (А. Камю, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский), принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности (З. Фрейд, Ф. Ницше, Х. Эренфельц, П.А. Кропоткин), этические нормы микросоциального окружения и общества в целом (В. Дильтей, А.Н. Леонтьев, П. Сорокин, Э. Дюркгейм, В.Я. Ядов, И.С. Кон, Н. И. Лапин, С. Г. Климова, В. П. Вардомацкий, В. П. Тугаринов и др.), внутренняя психологическая природа человека (К. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg