Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

ЭКСПРЕССИВНЫЙ СИНТАКСИС В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ (ЯЗЫКОЗНАНИЕ)

y_nika 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.07.2018
Настоящая работа посвящена анализу особенностей функционирования конструкций экспрессивности в современной публицистике. В процессе анализа теоретических аспектов экспрессивности и ее особенностей была изучена научная литература по проблеме исследования, и сделаны следующие выводы. Категория «экспрессивность» – один из компонентов коннотативного ряда, другими членами которого являются выразительность, изобразительность, образность, оценочность, эмоциональность, стилевая прикрепленность.
Введение

Социально-политические процессы в России последних лет привели к коренному изменению отношений в обществе, что, естественно, не могло не сказаться на функционировании и развитии русского языка. Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, возрастающей ролью средств массовой информации в жизни современного общества, социальным назначением средств массовой коммуникации активно воздействовать на общественное сознание, разум и чувства людей, тем самым не только информировать о текущих событиях, но и, что особенно важно, формировать общественное мнение и влиять на принятие решений в различных сферах жизни. Средства массовой информации являются одним их основных инструментов власти. С помощью «языка в действии» осуществляется управление обществом и формирование нашей действительности на разных системных уровнях. В настоящей работе рассматривается экспрессивный синтаксис в современной публицистике, особенности которого недостаточно изучены в плане использования различного вида средств экспрессивного синтаксиса. Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости уточнения понятия экспрессивности и выявление ее особенностей в современной публицистике, сто и обусловило выбор темы исследования: "Экспрессивный синтаксис в современной публицистике". Цель исследования заключается в изучении особенностей экспрессивного синтаксиса в современной публицистике. Объект исследования - экспрессивные синтаксические конструкции. Предмет исследования - особенности функционирования экспрессивных синтаксических конструкций в современной публицистике. Задачи исследования: 1) изучить литературу по теме исследования; 2) уточнить понятие"экспрессивности"; 3) выявить основные средства экспрессивного синтаксиса; 4) проанализировать понятие "публицистика" и определить ее особенности; 5) на примере анализа очерков В. Пескова выявить особенности функционирования экспрессивный синтаксических конструкций в современной публицистики. Методы исследования: - аналитический метод: анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования, научных концепций в современных исследованиях, а также анализ очерков В. Пескова на предмет выявления особенностей функционирования экспрессивных синтаксических конструкций с современной публицистике; - описательный метод, позволяющий изучить и систематизировать материал по рассматриваемой проблематике; - сравнительный метод: выявление сходств и различий в средствах экспрессивного синтаксиса. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей функционирования экспрессивных синтаксических конструкций в современной публицистике. Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования материалов работы для подготовки лекционных занятий по дисциплине языкознания. Структура и объем работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Во введении дается обоснование актуальности и выбора темы исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, а также его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Основная часть исследования, представленная двумя главами, посвящена последовательному решению поставленных задач. Первая глава состоит из двух разделов и посвящена анализу теоретических основ исследования экспрессивности в современной литературе. В результате рассмотрения теоретических основ исследования особенностей экспрессивности в выводах по первой главе сформулированы теоретические принципы, положенные в основу исследования. Во второй главе приводится анализ понятия "публицистика". определяются ее особенности, а также специфика функционирования экспрессивных синтаксических конструкций, полученных в результате сплошной выборки из очерков В. Пескова. Библиографический список представлен 44 наименованиями.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПРЕССИВНОСТИ И ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА 6 1.1 Понятие "экспрессивности" в научной литературе 6 1.2 Средства экспрессивного синтаксиса 17 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ 25 2.1 Понятие "публицистика" и ее особенности 25 2.2 Средства экспрессивного синтаксиса в современной публицистике (на примере очерков В. Пескова) 31 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
Список литературы

1. Арнольд И.В. Статус импликации в системе текста // Интерпретация художественного текста в языковом вузе: (Методика исслед.) Межвуз. сб. научн. тр. – Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И.Герцена, 1983. – С. 3-14. 2. Арутюнова, А. Ю. Основные коммуникативные потенции, реализуемые в тексте / А. Ю. Арутюнова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2005. – № 3-4. – С. 71-76. 3. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ син-таксиса / Т.В. Ахутина. – М.: ЛКИ, 2008. – 224 с. 4. Балли, Ш. Введение в языковедение / Ш. Балли. – 6-е изд-е, перераб. и доп.. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 320 с. 5. Бао Хун. Экспрессивные средства русского языка в структуре текста / Бао Хун. – М. : Изд-во МГУ, 2003. – 213 с. 6. Баранов, А.Г. О видах функциональной экспрессивности / А.Г. Бара-нов // Проблемы экспрессивной стилистики: межвузовский сборник статей / отв. ред. Т.Г. Хазагеров. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 1987. – С. 54–58. 7. Валгина, Н.С. Теория текста: учебное пособие / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 280 с. 8. Вандриес, Ж. Язык / Ж. Вандриес. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 408 с. 9. Васильев, Л.М. К вопросу об экспрессивности и экспрессивных сред-ствах (на материале славянских языков) / Л.М. Васильев // Славянский филоло-гических сборник. Вып. 9. – Уфа: Башкирск. ун-т, 1962. – С. 107–118. 10. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. – М. : Русский язык, 2001. – 720 с. 11. Винокур, Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц / Т. Г. Винокур. – М. : Либроком, 2009. – 242 с. 12. Витт, Н.В. Речь и эмоции: учебное пособие к спецкурсу по психологии / Н.В. Витт. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1984. – 76 с. 13. Власенков, А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб-ное пособие для 10–11 классов общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 15-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011. – 383 с. 14. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. М., 1958. С.116-131. 15. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студен-тов педвузов / В.П. Глухов. – М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с. 16. Головкина, С.Х. Лингвистический анализ текста: материалы в по-мощь учителю-словеснику / С.Х. Головкина, С.Н. Смольников. – Вологда: ВИ-РО, 2006. – 124 с. 17. Голуб, И.Б. Занимательная стилистика: книга для учащихся 8–10 классов средней школы / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. – М.: Ме-диа , 2012. – 209 с. 18. Гридин, В.Н. Экспрессивность / В.Н. Греков // Лингвистический эн-циклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990 . – С. 591. 19. Губжокова, Д. Д. Экспрессивность как лингвистическая категория / Д. Д. Губжокова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2011. – № 2. – С. 128-130. 20. Дейкина, А.Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка / А.Д. Дейкина. – М.; Оренбург: ООО «Агентство "Пресса"», 2009. – 308 с 21. Золотова, Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г.А. Золотова. – М.: КомКнига, 2010. – 368 с. 22. Ильенко, С. Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка / С. Г. Ильенко. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 398 с. 23. Ковшиков, В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. – М.: Астрель, 2007. – 320 с. 24. Кожина, М.Н. Взаимодействие стилистики и смежных дисциплин // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. ? М.: Флинта: Наука, 2003. – С. 25-33. 25. Колшанский, Г.В. Контекстная семантика / Г.В. Колшанский. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010. – 152 с. 26. Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней / Л.Ю. Комиссарова, Е.В. Бунеева, З.И. Курцева. – М.: Баласс, 2012. – 272 с. 27. Кунин, А.В. Основные понятия стилистики в области фразеологии / А.В. Кунин // Структура лингвостилистики и ее основные категории: сборник научных трудов. – Пермь: ПГУ, 1983. – С. 44–49. 28. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с. 29. Лингвистический энциклопедический словарь. – 2-е изд., доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 709 с. 30. Лукьянова, Н.А. Экспрессивность в системе, словаре и речи // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М., 1991. С.157-179. 31. Нехлина, Р.А. К вопросу об экспрессивности (На материале немецко-го языка) / Р.А. Нехлина // Ученые записки Перм. пед. ин-та. Вопросы герман-ской и романской филологии и методов преподавания иностранных языков. – Пермь: ППИ, 1969. – С. 18–28. 32. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с. 33. Осипов, Ю.М. Об уточнении понятия «эмоциональность» как лингвистического термина / Ю.М. Осипов // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. Проблемы синтаксиса английского языка. № 422. – М., 1970. – С. 116–128. 34. Петренко, Т. Ф. Парцелляция в новеллах А. Сомон как проявление кинематографичности текста / Т. Ф. Петренко, М. Б. Слепакова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2007. – № 3-4. – С. 121-129. 35. Попов, А.С. Сегментация высказывания // Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. Ч.2., гл. 5. М.,1968. С. 93-114. 36. Поспелов, Н. С. Мысли о русской грамматике : Избранные труды / Н. С. Поспелов. – М. : Либроком, 2010. – 184 с. 37. Садченко, В. Т. Вторичный семиозис в художественном тексте / В. Т. Садченко. – Хабаровск : Изд-во ДГГУ, 2009. – 243 с. 38. Сковородников, А.П. Выразительные средства языка / А.П. Сковородников, Г.А. Копнина // Стилистический энциклопедический словарь русского языка; под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С. 37–39. 39. Стернин, И.А. О трёх видах экспрессивного слова / И.А. Стернин // Структура лингвостилистики и её основные категории. – Пермь: ПГУ, 1983. – С. 123–128. 40. Хазагеров, Т.Г. Экспрессивная стилистика и методика анализа худо-жественных произведений / Т.Г. Хазагеров // Проблемы экспрессивной стили-стики. – Вып. 2. – Ростов-на-Дону: Ростов. ун-т, 1992. – С. 47–55. 41. Харченко, В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова. - РЯШ, 2006, № 3. с.67-68. 42. Чайковский, Р.Р. Общая лингвистическая категория экспрессивности и экспрессивность синтаксиса// Ученые записки: МГПИЯ им. М. Тореза. Вопросы романо-германской филологии. – М., 1971. 43. Ширина, Л.С. К вопросу об определении экспрессии в работах Е.М. Галкиной-Федорук / Л.С. Ширина // Проблемы экспрессивной стилистики. – Вып. 2. – Ростов-на-Дону: Ростов. ун-т, 1992. – С. 43–46. 44. Эко, У. Шесть прогулок в литературных лесах / У. Эко. - Изд-во "Симпозиум". - 2008. 298с. 45. Независимая газета. 1999. 23 июня. Источник цитируемого материала Песков, В.М. Полное собрание сочинений: в 9 томах / В.М. Песков. - "Комсомольская правда". - 2014. - Т. 4 - 196 с.; Т. 8 - 213 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПРЕССИВНОСТИ И ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА 1.1 Понятие "экспрессивности" в научной литературе Важнейшей категорией при анализе текста является экспрессивность. Выявление и анализ экспрессивных средств в целом, и экспрессивных синтаксических конструкций в частности, представляется актуальной задачей в связи с возросшим интересом к языковой личности. В современной лингвистической литературе существует несколько трактовок экспрессивности, которые отличаются друг от друга разным объёмом этого понятия. Категория «экспрессивность» – один из компонентов коннотативного ряда, другими членами которого являются выразительность, изобразительность, образность, оценочность, эмоциональность, стилевая прикрепленность. Разграничение данных категорий – сложная проблема современной лингвистики. Под выразительностью мы понимаем свойство сказанного или написанного привлекать внимание того, кто слушает или читает, словесной формой, а также производить на него сильное впечатление. Этим свойством может обладать любая нормированная речь, вызывающая интерес у адресата. Чтобы поддержать внимание, надо придать высказыванию необычную форму, которая своей непредсказуемостью способна поддерживать интерес к речи сама по себе (иногда даже независимо от ее содержания). Существует несколько способов усиления выразительности, способствующих возрастанию экспрессивности, объединяемых термином «выдвижение». Среди них отмечаются конвергенция, сцепление и обманутое ожидание. «Общая черта этих способов… состоит в преднамеренной, но непредсказуемой для адресата концентрации изобразительных средств в некоторых частях текста на фоне их отсутствия в других» [38, с.39]. Все они способствуют экспрессивности. Под изобразительностью понимаем способность речи создавать у адресата конкретные представления, вызывая в его воображении вкусы, запахи, краски, формы, звуки и т.д. Усиление изобразительности речи достигается путем сопоставления, сравнения, сопряжения с уже знакомыми явлениями, предметами и т.д. Необходимость в усилении возникает, если в сознании адресата возникли новые представления, нуждающиеся в особых средствах описания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg