Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Влияние психологической готовности детей к школьному обучению на адаптацию их к школе

y_nika 270 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.07.2018
На сегодняшний день проблема готовности ребенка к школе является актуальной. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. По данным современных исследований почти половина детей, приходящих в первый класс школы, оказываются неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы компоненты готовности.
Введение

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: - социальный, - психологический, - эмоционально – волевой. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Актуальность исследования обоснована еще и тем, что высокие требования современной жизни к организации воспитания и обучения делают проблему психологической готовности детей к школьному обучению особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на улучшение методов обучения в рамках требований современной жизни и как профилактики школьной дезадаптации. Тема школьного образования очень актуальна и важна сегодня. В Российской Федерации теперь законодательно установлено, что дошкольное образование является первой ступенью образования в целом и должно быть общедоступным и бесплатным. Школьное образовательное учреждение - это образовательная организация, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня. Сегодня одна из основных проблем школьного образования в том, что фактически каждый детсад готовит ребенка к школе по своей программе. Поэтому ФГОС нужен, хотя бы для того, чтобы дети после детского сада были одинаково хорошо готовы к школе, независимо от качества домашнего воспитания в семье и других факторов. Школьное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравственных норм. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Детей в детском саду не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект и помешает гармоничному развитию. В детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков. А ведь в настоящее время по такому принципу у нас работают многие воспитатели. ФГОС ДО учитывает: - самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека; -социокультурное разнообразие детства; -возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей; потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья; - возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка. Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов. Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Объектами исследования выступают психологическая готовность ребенка к школьному обучению и адаптация ребенка к школе. Предмет исследования: методики оценки психологической готовности и адаптации ребенка к школе и их результаты. Цель исследования: изучение особенностей влияния психологической готовности ребенка к школьному обучению на его адаптацию к школе. Задачи исследования: 1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию психологической готовности и школьной адаптации. 2. Провести сравнительный анализ понятий психологической готовности и школьной адаптации. 3. Изучить и ссотнести уровни развития психологической готовности и школьной адаптации психологической готовности и школьной адаптации детей в образовательных организациях 4. Разработать программу развития психологической готовности и школьной адаптации детей. Методологическую основу исследования составляют: теория готовности к школьному обучению Л.И.Божович, Л.А.Венгера, Н.И.Гуткиной, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Е.Е.Кравцовой, Г.Г.Кравцова, Н.В. Нижегородцевой, Д.Б.Эльконина и др.; теория о кризисах возрастного развитияД.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, К.Н. Поливанова и др. Теоретическая значимость исследования: – обобщены концепции психологической готовности к школе; – в исследовании последовательно применён системный подход, позволивший выявить особенности детей дошкольного возраста в контекст понятия «психологическая готовность к школе». Практическая значимость работы: – составлена программа, позволяющая профессионально и системно подойти к проблеме готовности к школе, которая может быть рекомендована педагогам психологам.
Содержание

Введение 5 1 Теоретические основы проблемы исследования 8 1.1 Сущностная характеристика психологической готовности детей к школьному обучению 8 1.2 Сущностная характеристика адаптации детей к школьному обучению….13 1.3 Сравнительный анализ психологической готовности и адаптации детей к школьному обучению 20 2 Опытно-экспериментальная работа исследования 27 2.1 Задачи, содержание констатирующего этапа эксперимента 27 2.2 Сравнительный анализ результатов изучения психологической готовности и адаптации детей к школьному обучению 30 2.3 Программа развития психологической готовности и адаптации детей к школьному обучению 36 Заключение 44 Список использованных источников 46 Приложения 51
Список литературы

1. Анищенко О. Азбучные правила дошкольной педагогики // Пралеска. - 1999. - №11. - С. 4-6. 2. Анищенко О. Развиваем в игре. // Пралеска. - 1998 - №10. - С. 16-18. 3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1980. - Т.2. 4. Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога // Начальная шк. – 2007. - N 7. - С. 18-21. 5. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62. 6. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопр. психологии. – 2007. - N 1. - С. 53-61. 7. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов: дайджест // Психология обучения. – 2007. - N 6. - С. 122-124. 8. Блинова Н. Г. Развитие и роль асимметрии мозга в адаптации и дезадаптации школьников профильных классов и перспективы ее коррекции // Валеология. – 2005. - N 4. - С. 20-24. 9. Буш Э. С. Неприятие и виктимизация со стороны сверстников: процессы, опосредствующие связь между отторжением группой сверстников и учебной деятельностью: дайджест // Психология обучения. – 2006. - N 8. - С. 14-16. 10. Венгер А.А. Ваш ребенок идет в школу. - М., 1994. - С. 3 - 59. 11. Гольцова Л. Н. Особенности познавательного развития "домашних" детей и детей, посещающих детский сад: дайджест // Там же. – 2006. - N 12. - С. 68-70. 12. Гончарова Г. А. Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ // Гигиена и санитария. - 2009. - N 2. - С. 30-33. 13. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - N 8. - С. 9-13. 14. Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды // Мир психологии. - 2008. - N 1. - С. 93-101. 15. Григорьева М. В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Изв. Саратовского ун-та. - 2008. - С. 76-81. 16. Григорьева М. В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников // Там же. - 2009. - С. 66-71. 17. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная шк. - 2009. - N 1. - С. 8-9. 18. Григорьева М. Социальные установки и отношения родителей как метасистема школьной адаптации их детей // Педагог.диагностика. - 2008. - N 4. - С. 69-76. 19. Ермакова И. Адаптация первоклассников к школе // Народное образование. – 2008. - N 5. - С. 157-165. 20. Ермакова И. Цена адаптации и как ее снизить // Там же. - 2009. - N 4. - С. 248-256. 21. Зырянова Н. Кто на новенького? // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. - N 6. - С. 35-36. 22. Ивановская О. Г. Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников // Начальная шк. – 1999. - N 1. - С. 61-63. 23. Кириллова М. Г. Последствия жестокого обращения и трудности школьной адаптации // Шк. здоровья. – 2006. - N 3. - С. 23-37. 24. Конева Е. В. Детерминанты и критерии социальной адаптации школьников с особыми образовательными потребностями // Психология. Журн. Высш. шк. экономики. - 2007. - Т. 4. – С. 132-139. 25. Костяк Т. В. Особенности социализации первоклассников с высоким уровнем познавательной активности // Психология обучения. – 2007. - N 2. - С. 32-44
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Сущностная характеристика психологической готовности детей к школьному обучению Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению. Готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности. Готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. Готовность к школе – определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, называем «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе. В исследовании указывается, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции». Непосредственно движущей силой развития ребенка считается его реальная деятельность с изменениями во «внутренней позиции». Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются: - мотивационная (личностная), - интеллектуальная, -эмоционально-волевая. Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. В исследовании показано, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 28 страниц
140 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg