Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование ценностного отношения к труду у младшего школьника на уроках литературного чтения

y_nika 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.07.2018
Ценностные отношения – важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности – длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т.д. При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию.
Введение

Актуальность исследования. Развитие ценностных отношений младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства, программируют поведение в дальнейшем. Они определяют социальное взаимодействие людей, согласование их интересов, требований, определяя будущее жизни личности в обществе. Наиболее интенсивное присвоение ценностей личностью происходит в младшем школьном возрасте. Наиболее существенную роль в формировании ценностных отношений играют уроки литературного чтения, которые, ориентируют ребенка в мире ценностей. Воспитание трудолюбия является одной из важнейших задач сегодняшнего дня. Актуальность ее решения нашли отражение в Законе РФ «Об образовании» [Об образовании], где подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей в образовании, воспитании гражданственности, трудолюбия (и других качеств личности), любви к окружающей природе, Родине, семье (ст. 2., с.4). Чтение является одним из существенных средств воспитания школьников, отвечает за всестороннее развитие детей. По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому главная задача уроков литературного чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства. Чтение показывает проявления общечеловеческих норм и ценностей: добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество – это важнейшие нравственные ценности, которые служат основой развития личности ребёнка» [Подласый, 2000, с. 213]. Исследования Д.А. Леонтьева, А.Я. Данилюка, П.И. Пидкасистого, В.А. Сухомлинского показали, что трудолюбие является основой и средством воспитания таких качеств личности как ответственность, деловитость, настойчивость, целеустремленность и предприимчивость, требовательность, честность, а также ускоряет социальное созревание личности. Противоречие между необходимостью развития ценностных отношений к труду младших школьников в образовательном процессе и недостаточностью научно-методических разработок по этому вопросу позволяет сформулировать проблему исследования: при каких условиях ценностное отношение к труду у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения будет формироваться более успешно? Объект: формирование ценностного отношения к труду младших школьников на уроках литературного чтения. Предмет: условия формирования ценностного отношения к труду младших школьников на уроках литературного чтения. Цель: определить условия, при которых формирование ценностного отношения к труду младших школьников на уроках литературного чтения будет идти более успешно. Гипотеза: работа по формированию у младших школьников ценностного отношения к труду будет идти более успешно, если • на уроках изучается специально отобранный материал (сказка и пословицы и поговорки), • на уроках используются специальные приемы работы, позволяющие сделать акцент на ценности труда: разъяснение, создание воспитывающий ситуаций, беседа. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность ценностного отношения и разработать типологию ценностных отношений у младших школьников как теоретический ориентир для решения практических задач в образовательном процессе. 2. Проанализировать возможности развития ценностных отношений младших школьников на уроках литературного чтения с помощью произведений художественной литературы. 3. Разработать диагностические мероприятия для определения уровня сформированности ценностного отношения к труду у младших школьников на уроках литературного чтения. 5. Разработать серию уроков по формированию ценностного отношения к труду у младших школьников на уроках литературного чтения. Теоретико-методологическая база исследования: современные концепции воспитания личности (С.Д. Поляков, Н.Е. Щуркова); классические теории воспитания личности (А.В. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); культурно-историческая теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский); психологические теории формирования отношений личности и ее ценностных ориентаций (Д.А. Леонтьев); психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). В ходе работы в зависимости от этапа исследования применялись разные методы исследования: 1) методы теоретического уровня (изучение литературы по проблеме исследования, анализ, обобщение, разработка типологии); 2) методы эмпирического уровня (подбор и разработка диагностического инструментария, предложены приемы «Охарактеризуй», «Ответь на вопросы», адаптированная методика Н.П. Капустина). Практическая значимость: возможность использования данной работы в качестве методических рекомендаций для учителей. Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ……………………………………6 1.1. Ценностное отношение к труду в системе ценностей младшего школьника…………………………………………………………………………6 1.2. Формирование и развитие ценностного отношения к труду у младшего школьника на основе сказок…………………………………………………….12 1.3. Современные подходы к формированию ценностного отношения к труду у младшего школьника………………………………………………………….21 ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………...............36 2.1. Возможности современных комплектов по литературному чтению для формирования ценностного отношения к труду у младшего школьника…...36 2.2. Методические рекомендации для формирования ценностного отношения к труду у младшего школьника……………………………………….…….…..44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………...49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………........51 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..…...55
Список литературы

1. Арзамасцева И.Н. Детская литература. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 576 с. 2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль, 2008. – 253 с. 3. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с. 4. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского// Начальная школа. – 2014. - №3. 5. Бретт Дорис. «Жила-была девочка, похожая на тебя...» / Doris Brett 'More Annie Stories': [Электронный ресурс] –http://cubaki.livejournal.com/95579.html (дата обращения 23.02.2017). 6. Василенко В.А. Ценность и ценностное отношение / В.О.Василенко. – М.: Наука, 2006. – 215 с. 7. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Философские науки. – 2008. – №2. 8. Воропаева В.С. Радуга: Учебник по литературному чтению для 2-го класса. – Мн.: НИО, 2005. – 136 с. 9. Выготский В.С. Психология. – М.: Российское психологическое общество, 2008. – 515 с. 10. Вербицкая М.В., Волошина О.И. Чтение: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. М.: Дрофа, 2008. - 128 с. 11. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2009. – 320 с. 12. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Эксмо, 2003. – 616 с. 13. Дановский А.В. Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения. – М.: Академия, 2007. – 415 с. 14. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ? М.: Просвещении, 2009. ?27 с. 15. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника. – М.: Просвещение, 2005. – 312 с. 16. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. – М.: ЮРАЙТ, 2015. – 508 с. 17. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Академия, 1999. – 216 с. 18. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с. 19. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 2007. – 64 с. 20. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. – 332 с. 21. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, В.О. Николаичева. – М.: МГУ, 2004. – 176 с. 22. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А). – М.: Модэк МПСИ, 2005.- 158 с. 23. Методика воспитательной работы: учебно-методические материалы. / Под ред. М.А. Бесова, Т.П. Чикиндина. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2012. – 108 с. 24. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ// Российская газета от 31.12.2012 № 303 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) 25. Общий толковый словарь русского языка: [Электронный ресурс] – http://tolkslovar.ru/s5916.html (дата обращения 12.12.2016). 26. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Издание 3-е, стереотипное. – М.: Тривола, 2002. – 352 с. 27. Одегова В.Ф. Особенности урока литературного чтения // Педагогика. – 2009. – №2. 28. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000. – 464 с. 29. Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 176 с. 30. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Высшее образование, 2010. – 714 с. 31. Петрова Ю.А. Проблема трудового воспитания / Ю.А. Петрова, Н.А. Авдюхина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. 32. Социологический словарь: [Электронный ресурс] – Энциклопедии и словари. [Электронный ресурс] – http://enc-dic.com/sociology/Referentnost-7175.html (дата обращения 12.02.2017) 33. Сайгушева Л.И. Разработка проблемы трудового воспитания детей в советской дошкольной педагогике // Историко-пед. журнал. – 2013. – № 4. 34. Савченко Н.В. Особенности художественного чтения сказок// Начальная школа. – 2015. – № 4. 35. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999. – 288 с. 36. Тришина Е.С. Плюс до и после. // Начальная школа №2. – М.: Российская академия наук, 2004. – 96 с. 37. Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск: Университетское образование, 2002. – 520 с. 38. Шалютин С.М. Что такое общечеловеческие ценности.//Человек, его ценности и жизненный путь. Ч.1. – Барнаул, 1997. – 84 с. 39. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). – М.: ОЦ Педагогический поиск, 2007. – 78 с. 40. Яшина Н.Ю. Формирование нравственных представлений у младших школьников – Нижний Новгород, 2002. – 182 с. 41. Bruno Bettelheim?s Unrecognized Contribution to Psychoanalytic Thought. Psychoanalytic Review, Vol.81, No.3, 377-409: [Электронный ресурс] – http://фройд.рф/psychoan/mitglied/bettelhe.htm (дата обращения 18.03.2017) 42. Maslow A. H. Motivation and personality [Text] / A. H. Maslow. – New York: harper & Row, 1970 – 369 p.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 1.1 Ценностное отношение к труду в системе ценностей младшего школьника Для того чтобы рассмотреть вопрос о ценностном отношении к труду младших школьников, необходимо рассмотреть понятия «ценность». «Ценности – предметы, явления природы и их свойства, которые нужны людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и пробуждения в качестве нормы, цели или идеала» [Харламов, 2002, с. 212]. Такое определение дает В.П. Тугаринов. Автор в качестве критерия ценности указывает на необходимость удовлетворения потребностей. Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы. Т.П. Гаврилова считает, что «ценности – это значения объектов, которые в результате их усвоения человеком приобретают для него положительный смысл» [Шалютин, 1997, с. 30]. Ф. Анисимов выделяет следующие группы ценностей: 1. Высшие ценности бытия: человечество и человек. 2. Ценности материальной жизни: природные ресурсы, труд, орудия и продукты труда, необходимые для существования человечества и его воспроизводства. 3. Ценности социальной жизни: различные общественные образования, возникающие в ходе прогрессивного развития человечества, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества (семья, нация, класс, государство и т.д.). 4. Ценности духовной жизни и культуры: научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления, идеи, нормы, идеалы, призванные удовлетворять духовные потребности людей [Анисимов, с. 120]. Рассмотрим существующие положения теории отношений в области педагогики и психологии, определим сущность и структуру понятия «ценностное отношение». По мнению Н.Е. Щурковой, в периоде начального обучения (учитывается ордоксальность как присущая черта этого периода) необходимо развить «Правила жизни» (социальные нормы). Итоговым воспитательным результатом станут элементарные привычки культуры жизни, разновидовой деятельности и поведения. Н.Е. Щуркова выделяет пять типов ценностей: 1. Человек и уважение человека как ценность. 2. Общество как ценностное социальное условие жизни человека – и признание безусловного исполнения законов общественной жизни как ценность. 3. Жизнь и благоговение перед жизнью как ценность. 4. Природа и любовь к природе как ценность. 5. «Я» и достоинство человека к самому себе как ценность [Щуркова, 2007, с. 28]. В.Н. Мясищев, рассматривая динамику отношения, определил уровни его развития: 1. Условно-рефлекторный. Характеризуется наличием первоначальных положительных или отрицательных реакций на различные раздражители. 2. Конкретно-эмоциональный. Где реакции вызываются условно и выражаются отношением любви, привязанности, вражды, боязни и т.д. 3. Конкретно-личностный, возникающий в деятельности и отражающий избирательные отношения к окружающему миру. 4. Собственно-духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренним регулятивным поведением [Мясищев, 2005, с. 105].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg