Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Актуальные проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим в Российской Федерации

y_nika 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.07.2018
Иногда возникают ситуации, когда невозможно точно сказать, где находится человек, жив он или мертв. Это ведет к неопределенности в гражданских правоотношениях. Длительность отсутствия усугубляет эту неопределенность. Для подобных случаев установлен особый институт: признание лица безвестно отсутствующим и признание его умершим. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим влечет значительные изменения в правовом статусе такого лица. Возникновение ситуации правовой неопределенности, при которой участником гражданских правоотношений не осуществляются принадлежащие ему права и не исполняются обязанности, противоречит интересам гражданского оборота. Поэтому законодатель стремится преодолеть такую неопределенность, прежде всего в имущественной сфере безвестно отсутствующего гражданина, посредством введения правовых конструкций признания безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Введение

Актуальность темы исследования. В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим является особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Роль и значение данного института резко возрастает в экстремальных ситуациях. Так, в современных условиях известны многочисленные факты захвата заложников, похищение людей и торговля ими, их длительное и насильственное удержание и использование в качестве рабов. Актуальность изучения данного института так же состоит в том, что в случае объявления гражданина безвестно отсутствующим необходимо принятие мер по защите его прав и законных интересов. Так, имеющееся имущество у такого лица может быть по решению суда передано в доверительное управление. В случае объявления гражданина умершим не менее актуальным становится вопрос об открытии наследниками наследства. Законодательно выделяется день открытия наследства по достоверному, условному или предполагаемому дню смерти. Для каждого случая применяется свой срок принятия наследства. Безвестное отсутствие гражданина – это совокупность фактов, исследованных и установленных судом, которые дают основание признать гражданина безвестно отсутствующим. В случае длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного проживания и неизвестности места его нахождения возникает юридическая неопределенность, последствиями которой может стать ущемление прав других участников правоотношений. Суд может признать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ). Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет следующие юридические последствия. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им передается в доверительное управление. Прекращаются обязательства, тесно связанные с личностью безвестно отсутствующего. Супруг безвестно отсутствующего вправе расторгнуть с ним брак в упрощенном порядке через органы записи актов гражданского состояния. Объявление умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, военные действия). Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике. Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Я считаю, что четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике. Дела о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении граждан умершими рассматриваются судьей единолично в порядке особого производства в суде общей юрисдикции с обязательным участием прокурора, который обязан осуществлять надзор за соблюдением законов, а также прав и интересов лица, признаваемого безвестно отсутствующим или умершим. С заявлением в суд должны обратиться заинтересованные лица, к которым относятся члены семьи, общественные объединения, орган опеки и попечительства, другие лица, интересы которых затрагиваются фактом отсутствия гражданина. В первую очередь к заинтересованным лицам можно отнести супруга. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству согласно ст. 278 ГПК РФ выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. Решение суда, которым гражданин объявляется умершим, выносится судом в совещательной комнате и является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти этого гражданина в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим специально законом не предусмотрены, поскольку они должны совпадать с теми, что имеют место при смерти гражданина: открывается наследство в имуществе гражданина, объявленного умершим, прекращается брак и обязательства, которые носят личный характер. Однако полного тождества последствий, разумеется, нет. Существуют два основания для отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим: явка гражданина или обнаружение места его пребывания. Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 280 ГПК). Однако отмена судебного решения об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Так, если супруг вступил в новый брак (ст. 26 СК РФ), то брачные отношения не могут быть остановлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться. Степень научной разработанности. Изучение вопросов, каcающихся участия прокурора в гражданском процессе, всегда вызывало интерес для научного сообщества, в связи с чем, представляемая работа в концептуальном плане не являетcя первым научным исследованием. Существенный вклад в разработку данной темы внесли монографические исследования Михайлова И.А., Портянкина С.П., Никитина Д.Ю., Яркова В.В., Попова Ю.А., Садикова О.Н., Прянишникова Е.А., Селезнева М., Михеева Л., Стучинского М.Г., Кулешова А.Ю., Юрченко, А.К., Кузнецова Е., Майорова В.А. и других. Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе реализации норм о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим. Предметом исследования выступают актуальные проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим в Российской Федерации. Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы являетcя исcледование в рамках гражданcко-правовой природы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим, а также предложение направлений по совершенствованию правового регулирования данного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. рассмотреть тенденции становления и развития законодательства о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим в российской федерации; 2. теоретико-правовые основы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим в российской федерации; 3. выявить актуальные проблемы теории и практики признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим в российской федерации; 4. предложить пути решения выявленных проблем теории и практики и сформулировать предложения по усовершенствованию исследуемого института. Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили обще - и частнонаучные методы исследования такие как: наблюдение, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция, объяснение, системный подход, логический и исторический методы, комплексный и многоотраслевой анализ, метод сравнительного правоведения и др. Научная и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут для дальнейших правовых исследований по данной теме, в правотворческой деятельности, при подготовке учебно-методической литературы, преподавании по дисциплинам «Гражданское право» и «Гражданско-процессуальное право», а так же в правоприменительной практике. Положения, выносимые на защиту: 1. Институт признания лица без вести пропавшим, а затем умершим в истории русской цивилистики не совершенен. При разработке нового гражданского законодательства РФ частично был учтён опыт различных зарубежных стран, а также опыт отечественного законодательства по вопросу о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим. 2. Возможность признания гражданина безвестно отсутствующим не является самоцелью. Она необходима в целях обеспечения устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников. Объявление безвестно отсутствующего гражданина умершим не влечет за собой прекращения его право- и дееспособности, поскольку фактически он может находиться в живых и в месте пребывания совершать всевозможные сделки. Но там, где гражданин объявлен умершим, возникают те же последствия, что и в случае смерти гражданина: открывается наследство, брак его прекращается без специального оформления, прекращаются все личные обязательства объявленного умершим. 3. Для уменьшении недостатков и улучшении практикоприменения представляется необходимым внести конкретные редакционные изменения в содержание примечаний к статьям 42, 43 ГК РФ. Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих по три параграфа, заключения, библиографического списка и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 1.1. Особенности развития законодательства о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим в Российской Федерации до революционного периода 9 1.2. Особенности развития законодательства о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим в Российской Федерации в советский период 19 1.3. Особенности развития законодательства о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим за рубежом 31 ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34 2.1. Общая характеристика безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим как институтов гражданского права 34 2.2. Условия и юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим 40 2.3. Юридические последствия явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим либо объявленного умершим 43 ГЛАВА III. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 50 3.1. Доверительное управление имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим 50 3.2. Проблемы правового регулирования договорных и семейных отношений при безвестном отсутствии супруга 57 3.3. Некоторые проблемы правого регулирования института безвестного отсутствия в российском праве 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76 ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.// Российская газета. 1993. 25 дек. № 237. 2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (в ред. от 25.12.2012) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1. 3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (в ред. от 01.12.2012) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 898. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Российская газета. 1994. 08 дек. № 238-239. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Российская газета. 1996. 10 фев. № 27. 6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // Российская газета. 1996. 27 янв. № 17. 7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.01.2017) // Российская газета. 2001. 31 дек. № 149. 8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 (в ред. от 25.11.2013) № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. 18 ноя. № 46. Ст. 4532. 9. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 2007. 08 окт. № 41. Ст. 4849. 10. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.03.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 18 февр. № 39. 11. Постановление Правительства Мурманской области от 25.09.2012 № 459-ПП «Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области» // Мурманский Вестник. 2012. № 189. 12. Гражданский кодекс Чехословацкой Социалистической Республики: Закон от 26 февраля 1964 года // Пер. с чешского Л. А. Трахтенгерца. - М. : Прогресс, 1966. - 187 с. Комментарии к нормативно-правовым актам 1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. – М. : Юрайт, 2009. – 352 с. 2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. - М. : Проспект, 2005. – 125 с. 3. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2017. - 736 с. Историческая литература 1. Алексеев А. Общий надзор: проблемы и перспективы // Законность. - 1998. - № 2. – С. 10. 2. Рохлин В. И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение. СПб, 2003. – 48 с. 3. Настольная книга прокурора. Коллектив авторов. - М. : НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 2002. – 54 с. 4. Новицкий И.Б. Безвестное отсутствие в условиях войны // Ученые записки ВИЮН. Вопросы гражданского и трудового права периода Великой Отечественной войны. Вып. 3. – М., 1944. – 85 с. 5. Попова Ю.А. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим. – М., 1985. 25 с. 6. Прянишников Е. Безвестное отсутствие // Советская юстиция. – 1940. – № 16. – С. 48-51. 7. Брун М. Коллизии разноместных законов о безвестном отсутствии // Юридический вестник. – 1914. – Книга V (I) – VI (II). – С. 147-174. 8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. II: Теория права. - М. : Юрист, 1997. - 152 с. 9. Мейер Д.И. русское гражданское право, ч. 2 (переизданное с публикации 1902 года), - М. : Норма, 1999. - 87-88 с. 10. Мейер Д.И. Русское гражданское право, ч. 2 (переизданное с публикации 1902 года), - М. : Норма, 1999. - 94-95 с. 11. Хазова О.А. Брак и развод в буржуазном семейном праве (Сравнительно-правовой анализ). - М. : Наука, 1988. - 172 с. 12. Русское гражданское право: субъекты гражданского право России /под ред. С.Н. Братуся, - М. : Инфра, 2004. - 56-57 с. 13. Русское гражданское право: субъекты гражданского право России /под ред. С.Н. Братуся, - М. : Инфра, 2004. - 60-61 с. 14. Гольсмстен А.Х. Учебник русского гражданского судопроизводства // материалы их хрестоматии, Санкт-Петербург, «Питер», 2005. - 126-127 с. 15. Ершова Н.М. Вопросы семьи в русском гражданском праве, - М. : Норма, 2004. - 113-114 с. 16. Ершова Н.М. Вопросы семьи в русском гражданском праве, - М. : Норма, 2004. - 117-118 с. 17. Белякова А.М. гражданско-правовые последствия признания граждан безвестно отсутствующими: вопросы истории // закон и порядок. - № 2. – С. 15-16. 18. Веберс Я.Р. Правосубъектность лиц в русском гражданском и семейном праве, - М. : Самара АСВТ, 2003. - 66-67 с. 19. Потюков А. Г. Безвестное отсутствие // Вопросы кодификации советского права /Отв. ред. Д. А. Керимов. Вып. 1. Л., 1957. – 57 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Особенности развития законодательства о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим в Российской Федерации до революционного периода В русском законодательстве определение безвестного отсутствия впервые было дано в ст. 7 законов о состояниях (Св. Зак., т. IX). Согласно этой статьи «лица свободных состояний, не записанные в податной оклад, считаются безвестно отсутствующими, если по отлучке их из местожительства не будет получено о месте пребывания их никаких сведений в течение 10 лет. Сверх того считаются безвестно отсутствующими, ввиду правительства, из свободных состояний те, которые отлучаясь за границу с узаконенными паспортами, останутся там на жительство, без особого на то разрешения, более пяти лет». Русский закон различал, с одной стороны, безвестное отсутствие лиц свободного состояния, влекущее лишь гражданские последствия, если оно не сопряжено с отсутствием из пределов государства, от отсутствия лиц податного состояния, которые, кроме этих гражданских последствий, подвергались еще на основании 3 примечания к 7 ст. зак. о сост. (Св. Зак., т. IX) ответственности как за побег, установленной Уставом о паспортах; с другой же стороны, простому или частному безвестному отсутствию, заключающемуся в продолжающейся в течение определенного законом срока отлучке из места жительства без доставления о себе каких-либо сведений, противопоставлялось отсутствие «в виду правительства» , состоящее в пребывании за границей более пяти лет без особого на то разрешения или в неявке в отечество по вызову правительства. В последнем случае лица, виновные в неявке, подлежали уголовной ответственности, именно: если они в назначенный по усмотрению суда срок не смогли доказать, что невозвращение их произошло по не зависевшим от них или по крайней мере уменьшающим их вину обстоятельствам, то беглецы были привлечены к лишению всех прав состояния и к вечному изгнанию из пределов государства, а дотоле считались безвестно отсутствующими, и имущество их передавалось в опекунское управление (Свод Законов, т. XV; Улож. о наказ., ст. 326 и 327) .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg