Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Гендерные аспекты представлений подростков о независимости

y_nika 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.06.2018
Гендер одна из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий, значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова, по-разному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания – гендерных стереотипах (представлениях).
Введение

Актуальностьданной работы продиктована тем, что на современном этапе развитиягендерных различий в последнее время уделяется большое внимание. Как свидетельствуют исследования, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования различий в представлениях и взглядах мужчин и женщин на различные явления социальной жизни. Это находит свое отражение в особых формах проявлениях общественного сознания – гендерных представлениях. В подростковом возрасте происходит переосмысление личностного опыта, подросток стремится найти себя, определить границы между собой и окружающим миром, обрести независимость.Существует значительное расхождение в представлениях взрослых (родителей, педагогов и др.) и подростков о том, в каких областях жизнедеятельности подростки имеют право на независимость. Причем подростки, претендующие на независимость в протестной форме, воспринимаются взрослыми людьми как недостаточно ответственные, имеющие конфликтные отношения с окружающими людьми, и, следовательно, не заслуживающие признания своей независимости и самостоятельности. Одной из важнейших задач подросткового возраста является принятие гендерных ролей. Сложность связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образы мужественности и женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в своей личности различные социальные роли, образы поведения и черты, чтобы впоследствии успешно адаптироваться во взрослом мире. Между тем, проблема влияния гендера на представления о независимости в подростковом возрасте остается малоисследованной. Таким образом, актуальность вопроса предопределила тему нашего исследования. Цель исследования: выявление гендерных аспектов представлений подростков о независимости. Объект исследования: представления подростков о независимости Предмет исследования: гендерные особенности представлений подростков о независимости. Гипотеза исследования: в подростковом возрасте существуют гендерные различия в представлениях омаскулинности и независимости, и фемининности и независимости. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования; 2. Охарактеризовать представления подростков о независимости. 3. Выявить гендерные особенности в представлениях подростков о независимости. 4. Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на развитие самостоятельности подростков с учётом гендерных особенностей. Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был применён комплексный метод исследования, который включал в себя: 1. теоретический анализ научной литературы по теме исследования; 2. эмпирические методы: методика Сандра Бэм «Выявление гендера»;Тест Кеттелла 16-ти факторный личностный опросник (шкалы конформизм, нонконформизм); «Независимость от окружающих» (Методика Р. С. Немова, модификация А.Г. Грецова); Методика «Автопортрет»Р. Бернса. 3. математико ? статистические методы обработки данных, включающие в себя описательные статистики, критерий Колмогорова ?Смирнова для одной выборки, критерия Стьюдента для независимых выборок, критерия Манна-Уитни, ранговую корреляцию Спирмена. База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе школы МБОУ лицея №2 г. Астрахани. В исследованияхпринимали участие 60 школьников подросткового возраста 13-16 лет(7-8 классы). Из них 30 юношей, 30 девушек. Научная новизна исследования: впервые выявлены гендерные особенности представлений подростков о независимости Практическая значимость работы состоит в разработке психолого-педагогических рекомендаций, направленных на повышение самостоятельности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей. Результаты проведенных нами исследований могут быть, применены, в практической деятельности школьного психолога по работе с подростками, направленной на гендерное просвещение и поддержку активности, ответственности и саморазвитие личности. Структура работы: работа состоит из ведения, двух глав с их параграфами, заключением, библиографического списка и приложения.
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………….…3 Глава 1. Теоретический анализ гендерных аспектов представлений подростков о независимости...................................................................6 1.1Психологическая характеристика гендера………………………………………………..……………..…..…6 1.2Роль гендерных представлений в формировании личности подростка...............................................................................................12 1.3Подростковый возраст как сенситивный период для становления независимости........................................................................................16 Вывод по первой главе...........................................................................22 Глава 2 Эмпирическое исследование гендерных аспектов представлений подростков о независимости…………………………...24 2.1Организация и методы исследования……………………………….23 2.2Анализ результатов исследования....................................................28 2.3Психолого-педагогические рекомендации, направленные на развитие самостоятельности подростков с учётом гендерных особенностей..........................................................................................35 Вывод по второй главе .........................................................................37 Заключение………………………………………………………..…..….38 Библиографический список………..…………………………..………..40
Список литературы

1 Адлер А. Подростковый возраст и половое воспитание // Воспитание детей. Взаимодействие полов. Пер. с англ. – Ростов н/Д., 1998. – 268 с. 2 БемС./ Гендерные различия, 2002. 3 Бендас/Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с. 4 Берн Ш./ Гендерная психология. СПб., 2001- 115 с. 5 Берн Ш./Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. – Спб. :Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 318 с. 6 Бурн Ш.М. /Гендерная психология//. (Секреты психологии) СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 320 с. 7 Введение в гендерные исследования/. - М.: Изд-во МГУ, 2000. 8 Введение в гендерные исследования: Учеб.пособие / Под общ. ред. И.В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с. 9 Волков Б.С. /Психология подростка. М., Академический проект, 2005. Городнова Н. Роль семьи в гендерной социализации подростков // Гендерные разночтения: мат-лы IV межвузов. конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное». – СПб. : Алетейя, 2005. – С. 310–314. \ 10 Волков Б.С.// Психология подростка. Уч. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с. 11 Воробьева Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И.// Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе // Психология современного подростка. - М., 1987. - С.6-36. 12 Геодакян В.А. /Два пола: зачем и почему? СПб., 2007 — 534 с. 13 Дарвиш О.Б./ Возрастная психология. - М.: Владос, 2003. 14 Еремеева В.Д., Хризман Т.П. /Мальчики и девочки: два разных мира. СПб., 2000-456 с. 15 Еникеев М.И. //Общая и социальная психология. ? М.:-2000. 16 Зелинский С.М. Половая идентичность у подростков // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии: Сб. науч. тр. / Ленингр. педиатр, ин-т; Под ред. Д.Н. Исаева. Л., 2006. С. 26-29. 17 Клецина И.С.// Гендерная социализация. СПб., 2008 -342 18 Клецина И.С. /Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.44-471. 19 Колесов Д.В./ Биология и психология пола. М., 2000-354с 20 Костикова И.В./ Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса МГУ. М., 2001-324 с. 21 Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.// Возрастная психология. – М., 2001. 22 Кулагина И.Ю.Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). // Москва, изд. Университета РАО, 1996 г. 23 Мерзлякова С.В. Основы научного исследования: статистический анализ данных. Астрахань, 2015. 24 Миллер С. /Психология развития: методы исследования. - СПб.: 2002. 25 Мухина В.С.// Возрастная психология. – М.: 2004. 26 Немов Р.С. /Психология. Кн. 3. 2001 27 Основы гендерных исследований: Хрестоматия. / Отв. ред. О.А. Воронина. - М.: МЦГИ, 2001. - 368 с. 28 Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб.: Питер, 2003. - 480 с. 29 Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – Е.: Деловая книга, 2000. 30 Рымарев Н.Ю./ Гендерные различия в проявлении субъектности у подростков. Личность и её бытие: субъектный подход. Психология субъекта и гендерные аспекты бытия личности: Матер. III Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2005 31 Рогов Е.И. //Настольная книга практического психолога. М., Владос, 2001. 32 Райс Ф. //Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с 33 Реан А.А.// Психология подростка. С.Пб., 2007. 34 Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисова. - М.: Информация-ХХ1 век, 2002. - 255 с. 35 Столяренко Л. /«Психологический практикум». Ростов-на-Дону «Феникс»,2003. 36 Сидоренко Е.В. /Методы математической обработки в психологии. - СПб 37 Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Отв. ред. О.А. Воронина. - М.: МЦГИ, 2001. - 415 с. 38 Хоткина З.А.// Гендерные исследования в России // ОНС. - 2000. - №4. - С.21-26. 39 Чернова И.И./ Основы гендерных знаний: Учеб.пособие. - Н.Новгород, 2000. - 113 с. 40 Чекалина А. А./ Гендерная психология : учеб.пособие. – М. : Ось-89, 2006. – 256 с. 41 Ярцев Д.В. //Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 1999.- № 6. - С. 54-58.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О НЕЗАВИСИМОСТИ 1.1 Психологическая характеристика гендера Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Но факт телесного различия мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно здесь происходит и все наблюдаемые различия между ними. Ведь помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурную связь: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается подобаемым для мужчины, а что - женщине. Также восприятие биологических различий между гендарами определяется культурными факторами. Например, со времен античности до конца XVII века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского пола и женского пола в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Если бы такое видение биологических различий сохранилось до сегодняшнего дня, то с учетом новых знаний о человеческой природе мы были бы более склонны считать мужской организм подобием женского. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины, и женщины были признаны противоположно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе. (Дарвиш,2003)
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg