Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Труд в природе и его роль в экологическом воспитании дошкольников

lar_sen65 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.06.2018
В ходе исследования использовались различные научно-педагогические методы: ? теоретический анализ источников, с целью определения критериев и уровней экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста; ? опытно-экспериментальная работа с использованием методов педагогического наблюдения, с целью определения уровня экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста, анкетирования, с целью определения места трудовой деятельности в жизни ребенка; методов математической статистики, с целью определения количественных и качественных показателей проводимого эксперимента. Структурно работа состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы воспитателя по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста. Цель определяет задачи: 1. Проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике. 2. Выявить критерии, показатели и охарактеризовать уровни экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста. 3. Экспериментально проверить систему работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования – экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Предмет исследования – система работы воспитателя по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА І ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6 1.1 Экологическое воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема 6 1.2 Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста в экологическом воспитании 16 Выводы по первой главе 27 ГЛАВА 2 СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ТРУДА В ПРИРОДЕ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29 2.1 Экспериментальное исследование системы работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей дошкольного возраста 29 2.2 Результаты экспериментальной работы и их анализ 51 Выводы по второй главе 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Список литературы

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 398 с. 2. Борисова, З. Влияние труда в уголке природы на умственное развитие детей / З. Борисова // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 6. – С. 12-15. 3. Буре, Р.С. Воспитание дошкольника в труде / Р.С. Буре, Л.В.Загик – М.: Просвещение, 1983. – 207 с. 4. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1987. – 421 с. 5. Васильева, М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1984. – 95 с. 6. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с. 7. Воспитание дошкольников в труде / под ред. В.Г. Нечаевой. – М. Просвещение, 1983. – С.84-125. 8. Вересов, Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н.Н. Вересов // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39-43. 9. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1986. – С. 49-53. 10. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с. 11. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. A.M. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1998. – С. 43-47. 12. Детская психология: учеб. пособие / под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск.: Университетское, 1988. – 399 с. 13. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с. 14. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с. 15. Как знакомить дошкольников с природой / под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с. 16. Корзакова, Е.И. Труд в природе / Е.И. Корзакова // Сенсорное воспитание в детском саду/ под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М. Просвещение, 1981. – С.169-191. 17. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. – М., 1989. – 144 с. 18. Маневцова, Л.М. Ребенок познает мир природы / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С. 17-19. 19. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок / Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 2003. – 320 с. 20. Мухина, B.C. Детская психология: учебник / В.С. Мухина, под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с. 21. Наблюдение и труд детей в природе: пособие. – М.: Просвещение, 1976. – 206 с. 22. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с. 23. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 128 с. 24. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с. 25. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с. 26. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 1987. – 96с. 27. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7 – С. 21-27. 28. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1999. – 336с. 29. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский – М.: Прогресс, 1985.
Отрывок из работы

1.2 Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста в экологическом воспитании Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. По мнению П. Г. Саморуковой, «труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов» [25, с. 84]. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливке, необходимо учесть его состояние – упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние почвы – ее влажность, плотность и т. п. В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважения к людям труда. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т.д. П.Г. Саморукова в своих работах пишет, что «труд создает благоприятные условия для физического развития детей, т.к. в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это – основа для воспитания в дальнейшем желание трудиться, устойчивого интереса к труду» [25, с. 86] . Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Для обследования детей мы использовали методику, использованную на констатирующем этапе эксперимента. Таблица 1. Уровни экологического воспитания детей контрольной и экспериментальной групп (контрольный этап эксперимента) Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа абс. % абс. % Высокий 4 25 6 40 Средний 7 50 9 60 Низкий 4 25 - - Всего 15 100 15 100 Как видим, из таблицы, в контрольной группе у 25 % или 4 детей был выявлен высокий уровень экологического воспитания; у 50 % или 7 детей был зафиксирован средний уровень и 25 % или 4 детей показали низкий уровень экологического воспитания. В экспериментальной группе у 40 % или 6 детей был зафиксирован высокий уровень экологического воспитания; у 60 % или 9 детей был выявлен средний уровень. Низкого уровня экологического воспитания в экспериментальной группе зафиксировано не было. Для более наглядного восприятия таблицы представим её в виде диаграмм. Рисунок 1 Уровни экологического воспитания детей контрольной группы Рисунок 2 Уровни экологического воспитания детей экспериментальной группы
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Ответы на вопросы, Финансы, 20 страниц
250 руб.
Контрольная работа, Информационные технологии, 24 страницы
200 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 44 страницы
300 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 101 страница
790 руб.
Дипломная работа, Финансы, 77 страниц
590 руб.
Дипломная работа, Архитектура и строительство, 1 страница
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg