Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Труд в природе и его роль в экологическом воспитании дошкольников

lar_sen65 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.06.2018
В ходе исследования использовались различные научно-педагогические методы: ? теоретический анализ источников, с целью определения критериев и уровней экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста; ? опытно-экспериментальная работа с использованием методов педагогического наблюдения, с целью определения уровня экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста, анкетирования, с целью определения места трудовой деятельности в жизни ребенка; методов математической статистики, с целью определения количественных и качественных показателей проводимого эксперимента. Структурно работа состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы воспитателя по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста. Цель определяет задачи: 1. Проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике. 2. Выявить критерии, показатели и охарактеризовать уровни экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста. 3. Экспериментально проверить систему работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования – экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Предмет исследования – система работы воспитателя по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА І ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6 1.1 Экологическое воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема 6 1.2 Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста в экологическом воспитании 16 Выводы по первой главе 27 ГЛАВА 2 СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ТРУДА В ПРИРОДЕ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29 2.1 Экспериментальное исследование системы работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей дошкольного возраста 29 2.2 Результаты экспериментальной работы и их анализ 51 Выводы по второй главе 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Список литературы

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 398 с. 2. Борисова, З. Влияние труда в уголке природы на умственное развитие детей / З. Борисова // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 6. – С. 12-15. 3. Буре, Р.С. Воспитание дошкольника в труде / Р.С. Буре, Л.В.Загик – М.: Просвещение, 1983. – 207 с. 4. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1987. – 421 с. 5. Васильева, М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1984. – 95 с. 6. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с. 7. Воспитание дошкольников в труде / под ред. В.Г. Нечаевой. – М. Просвещение, 1983. – С.84-125. 8. Вересов, Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н.Н. Вересов // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39-43. 9. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1986. – С. 49-53. 10. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с. 11. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. A.M. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1998. – С. 43-47. 12. Детская психология: учеб. пособие / под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск.: Университетское, 1988. – 399 с. 13. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с. 14. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с. 15. Как знакомить дошкольников с природой / под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с. 16. Корзакова, Е.И. Труд в природе / Е.И. Корзакова // Сенсорное воспитание в детском саду/ под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М. Просвещение, 1981. – С.169-191. 17. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. – М., 1989. – 144 с. 18. Маневцова, Л.М. Ребенок познает мир природы / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С. 17-19. 19. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок / Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 2003. – 320 с. 20. Мухина, B.C. Детская психология: учебник / В.С. Мухина, под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с. 21. Наблюдение и труд детей в природе: пособие. – М.: Просвещение, 1976. – 206 с. 22. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с. 23. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 128 с. 24. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с. 25. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с. 26. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 1987. – 96с. 27. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7 – С. 21-27. 28. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1999. – 336с. 29. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский – М.: Прогресс, 1985.
Отрывок из работы

1.2 Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста в экологическом воспитании Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. По мнению П. Г. Саморуковой, «труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов» [25, с. 84]. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливке, необходимо учесть его состояние – упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние почвы – ее влажность, плотность и т. п. В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважения к людям труда. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т.д. П.Г. Саморукова в своих работах пишет, что «труд создает благоприятные условия для физического развития детей, т.к. в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это – основа для воспитания в дальнейшем желание трудиться, устойчивого интереса к труду» [25, с. 86] . Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Для обследования детей мы использовали методику, использованную на констатирующем этапе эксперимента. Таблица 1. Уровни экологического воспитания детей контрольной и экспериментальной групп (контрольный этап эксперимента) Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа абс. % абс. % Высокий 4 25 6 40 Средний 7 50 9 60 Низкий 4 25 - - Всего 15 100 15 100 Как видим, из таблицы, в контрольной группе у 25 % или 4 детей был выявлен высокий уровень экологического воспитания; у 50 % или 7 детей был зафиксирован средний уровень и 25 % или 4 детей показали низкий уровень экологического воспитания. В экспериментальной группе у 40 % или 6 детей был зафиксирован высокий уровень экологического воспитания; у 60 % или 9 детей был выявлен средний уровень. Низкого уровня экологического воспитания в экспериментальной группе зафиксировано не было. Для более наглядного восприятия таблицы представим её в виде диаграмм. Рисунок 1 Уровни экологического воспитания детей контрольной группы Рисунок 2 Уровни экологического воспитания детей экспериментальной группы
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 38 страниц
210 руб.
Ответы на вопросы, Финансы, 20 страниц
250 руб.
Контрольная работа, Информационные технологии, 24 страницы
200 руб.
Дипломная работа, Экономика, 66 страниц
340 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
230 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg